Классный проект
проект (4 класс) на тему

Идиятдинова Наталья Геннадиевна

Тема: Наши имена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_imena.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №1 с УИОП»

Проект

Автор:   4 А класс

                                                 Руководитель:Идиятдинова Наталья Геннадиевна,

            учитель начальных классов

 2015-2016 учебный год

г. Бугульма

Содержание

Введение

  1. Подготовительный этап

1.1.Происхождение имён

       1.2.Роль имени в жизни человека

    II.  Основной этап

  2.1.  Анкетирование

 2.2. Социологические исследования

III. Заключительный этап

        3.1. Подведение итогов

Список источников

Приложение

1.Происхождение имён

3.  Наука Ономастика

4. Происхождение русских мужских и женских имён

5.  Результаты  анкетирования

6. Классная стенгазета «Что в имени моём»  и значение имён  

7. Результаты социологического  исследования

Имена, имена, имена – в  нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Введение

Актуальность

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. Действительно, имя - это первое, что получает человек, имя - это первое, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. Другими словами, нет ничего, чтобы человек слышал чаще, чем своё имя, ничего, чтобы было столь привычным и   знакомым. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, связывает нас с малой и большой Родиной.

Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА. Этот термин связан с греческим словом «онома», что означает «имя».Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

У каждого человека на земле есть имя. Имя – не просто набор звуков, на которые человек откликается. Имя несёт в себе определённый смысл, значение. У каждого имени есть своя история, и она продолжается пока его носят люди. Нам стало интересно, а какая история у наших имен. Сбор информации   начали с изучения литературы, затем  беседовали с родителями о том, как выбирали нам имя, воспользовались  ресурсами Интернета. Заканчивая работу, мы осознали, что наши имена уникальны, как любое другое  и его смысл вполне может стать даже девизом.

   Цель: определение происхождения, значения и использования имён.

   Задачи:

  • узнать об истории и происхождении имен;
  • установить популярность имён  среди обучающихся начальных классов;
  • выявить  известных людей, которые носят  имя.

Объектом исследования: имена

Гипотеза: Быть может, в каждом имени человека есть своя тайна, быть может, имя - повод для великого призвания.

Методы исследования:

  • беседы с родителями;
  • анализ литературы;
  • анализ списков обучающихся школы;
  • систематизация известных сведений и результатов;
  • анкетирование;
  • социологическое исследование;
  • работа с Интернетом.

План работы:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Отбор информации по теме.
  3. Определение цели и задач.
  4. Формирование гипотезы.
  5. Анкетирование  обучающихся нашего класса.
  6. Социологическое исследование.
  7. Оформление  теоретической части  работы.
  8. Презентация и защита проекта.

Ожидаемый результат:

  • знакомство со значением  и происхождением    своего  имени;
  • создание   классной книги со значением имён обучающихся нашего класса;
  • установление самых популярных  имен девочек и мальчиков нашей начальной школы.

1.1.Происхождение имён

                                       Живут на свете имена,  большая сила им дана.        Поговорка

   Имена собственные были выделены в глубокой древности. Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате произошли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое. Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени –  настоящее  и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним.

   Слайд  Таким образом, происхождение имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси использовались  самобытные имена.  Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей:

особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр;

особенности поведения, речи: Молчан, Добряк;

физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй;

время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк;

профессию: Селянин, Кожемяка.

Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие или древнеримские  корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово. Ведь, выбирая имя – вы выбираете судьбу.

Вывод: Имя человека во многом  определяет его характер и судьбу.

1.3. Анкетирование.

Цель: выявление осведомленности обучающихся о значении  своего имени и историю происхождения.

Мы  решили провести анкетирование  среди обучающихся нашего  класса о значении и происхождении своего имени и историю происхождения. На анкету ответило  28 человек.  

Обучающимся  было предложено ответить на следующие вопросы:

  • Знаешь ли ты, что такое «имя»?
  • Знаешь ли ты происхождение своего имени?
  • Доволен ли ты своим именем?

Данные анкетирования показали, что большинство обучающихся не знают,  что означает слово имя, не знают происхождение и значение  собственного имени.  Сделав  вывод о том, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное мы решили  исследовать значение  и происхождение своих имен. Собрав всю  информацию,   мы   сделали классную книгу «Что в имени моём».

1.4. Социологическое  исследование

Цель: Определение самых распространенных   имен среди обучающихся начальных классов нашей школы.

Мы  провели  социологическое исследование имён начальной школы. По частоте употребления имена распределились следующим образом:

Мальчики

Девочки

1 место

Никита и Данил (10 и 9 человека)

Виктория и Анастасия (9 и 8 человек)

2 место

Кирилл и Рома (по 8  человек)

Карина и Ангелина (7 и 6 человек)

3 место

Олег (4человека)

Арина (5 человек)

Всего

158 мальчиков

176 девочек

В ходе социологического исследования  мы выяснили, что в  большинстве случаев  родители дали имя, руководствуясь лишь собственным желанием.

Вывод: В большинстве случаях имя дают ребенку при рождении родители, исходя из собственных убеждений и желаний. В связи с тем, что много смешных браков имена детей заимствованы у других народов. (Арсен, …)

Также мы  провели социологическое исследование  среди педагогов начальной школы.

Вопросы анкеты: 

  1. Что означает моё имя?
  2. Нравится ли тебе твоё имя? 
    а) да      б) нет    в) не очень.
  3. Почему нравится?
  4. Зачем человеку имя?

Данные анкетирования показали, что все знают значение своего имени ,но не всем нравится своё имя, которое дали при рождении родители.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя. Какие бы имена мы не носили, чтобы ни предопределяли нам наши имена мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы.  Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Вывод: В руках каждого человека  создать добрую славу своему имени. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека.

По результатам проведённого исследования, мы сделали  следующие выводы:

  • Существует своя история происхождения  имён;
  • Имя много значит  для человека и может повлиять на его характер;
  • Тайна имени всё-таки существует.

Таким образом, моя  гипотеза подтвердилась до конца. И в заключение  хочется вспомнить  слова  русского  философа Александра Фёдоровича  Лосева: «Я утверждаю, что сила имени в теперешней жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоёвывать умы и сердца, и это – ничуть не меньшая магия». Изучайте своё имя!  Ведь имя – гордость наша.

Заключительный этап

3.1. Самооценка

Каждый день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки имен наших друзей, родственников, одноклассников или совсем незнакомых людей. Работая над данным проектом,   я узнала много нового и интересного о  фактах   происхождения своего имени,  имен  моих одноклассников. Я нашла интересные сведения в Интернете о том, что если в именах присутствуют сонорные согласные, то человек, носящий это имя – активен и подвижен. И действительно, в нашем классе есть такие имена у некоторых детей – это  Дмитрий, Егор, Руслана, Кирилл, которые отличаются своей активностью и  подвижностью.  Я  познакомилась с разными этапами именований русских людей: узнала, какой долгой и сложной жизнью жили имена,  прежде, чем они дошли до нас; как много тайн связано с их происхождением и существованием; как история происхождения имен помогает в изучении истории нашей страны. Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. По результатам проведённого исследования, я сделала  следующие выводы:

  • Существует своя история происхождения  имён;
  • Имя много значит  для человека и может повлиять на его характер;
  • Тайна имени всё-таки существует.

Таким образом, моя  гипотеза подтвердилась до конца. И в заключение  хочется вспомнить  слова  русского  философа Александра Фёдоровича  Лосева: «Я утверждаю, что сила имени в теперешней жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоёвывать умы и сердца, и это – ничуть не меньшая магия». Изучайте своё имя!  Ведь имя – гордость наша.

3.2. Защита  проекта.

По окончании работы над проектом, мне нужно подготовиться к защите проекта. Я думаю, что рассказ о проделанной работе будет интереснее, если к докладу сделать ещё и презентацию.

Список источников

  • Агеенко, Ф.Л. Словарь имён собственных /Ф. Л. Агеенко. -  М.: ЭНАС, 2001,- 891с.;
  • Бондалетов,  В.Д. Русская ономастика / В.Д.Бондалетов. – М., Просвещение, 1983;
  • Хигир, Б.Ю.Имя, характер, судьба. Сборник / Б.Ю. Хигир. – М., Яуза, Омега, 1995;
  • Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.  Ожегов,Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000,- 940с.;
  • Петровский,  Н. А. Словарь русских личных имен / Н.А. Петровский.- М.: Русский язык, 1980, - 384с.;
  • Суперанская, А.В. Современный словарь личных имен. Сравнение. Происхождение. Написание / А.В. Суперанская.- М.: Айрис-Пресс. - 2005.- 384с.;
  • Шейко, Н.И.  Русские имена и фамилии / Н.И. Шейко.-  М.: Вече-2006.- 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Классный проект" участия младших школьников в общелицейской программе "Лицей-социально активная школа""

Работа о проекте созданном в рамках акции милосердия в общелицейской программе "Лицей - социально активная школа"...

Классный проект "Моя первая клумба"

Интегрированный урок- проект "Моя первая клумба" разработан с целью ознакомления со способами выращивания декоративных растений и оформления пришкольного цветника....

Классный проект "Родная русская берёзка"

На территории имеются посадки берёз, исходя из  проведенного анкетирования детей, решили вести наблюдения за берёзкой, которая растёт у окна нашего класса.Следует вывод о том, что нужно зарисоват...

Классный проект. Тема: "Шаг навстречу"

Предупреждение конфликтных ситуаций среди учащихся начальной школы с помощью  игровых технологий...

Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...

Классный проект Моя любимая буква

После изучения букв мы с ребятами выполнили проект "Моя любимая буква". Вот что у нас получилось....

Классный проект

Тема: "Наши  имена"...