Классный проект. Тема: "Шаг навстречу"
проект на тему
Предупреждение конфликтных ситуаций среди учащихся начальной школы с помощью игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный проект | 71.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07
E-mail:school8zavuch@mail.
Проект рассмотрен на школьном методическом объединении классных руководителей Проток № _____ от « » ___________ 20 г. | Согласовано. Зам директора по УВР: _____/__________./ « » ______ 20___г. |
Воспитательный проект__3 «А»_класса
Название проекта: «Шаг навстречу»
Автор: Макаенко Ирина Анатольевна
Срок реализации: сентябрь 2014г.- февраль 2015г.
Краткое описание: предупреждение конфликтных ситуаций среди учащихся класса через игровые технологии
1.Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта.
В 2013-2014 учебном году я работала над проектом по предупреждению агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста. Изучение агрессивных проявлений у учеников 2 «а» класса выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Ученики используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные и невербальные способы общения. Исследования, проведенные психологом и классным руководителем в конце учебного года среди учеников 2 «а» класса социометрической структуры классного коллектива показала, что многие ученики (16,3%) стремятся занять лидирующие позиции в классе. Причем лидеров-девочек - больше (58,7%) по сравнению с лидерами-мальчиками (41,3%).
Конфликты «ученик-ученик» возникают, в таких ситуациях:
· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
· из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
· в связи с борьбой за лидерство - 7%;
· из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников не все благополучно.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между детьми в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы.
Во - первых, конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
2.Основная проектная идея - это снижение конфликтных ситуаций в классном коллективе учеников 3 «а» МАОУ «СОШ №8» посредством игровых технологий.
3.Целью работы является: предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе с помощью игровых технологий.
В результате реализации проекта по окончанию обучения в 3 классе:
1)учащиеся смогут самостоятельно организовать конструктивное общение и взаимодействие в группе;
2)большинство учащихся исключат реплики некорректного содержания по отношению к одноклассникам.
Объектом исследования являются учащиеся 3 «а» класса МАОУ «СОШ №8»
Предметом исследования являются межличностные отношения в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
- провести диагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе;
- провести коррекционно-развивающей работу с использованием игр, направленную на предупреждение конфликтных ситуаций у детей младшего школьного возраста;
- провести рефлексию проделанной работы;
- ознакомить родителей и специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.
Гипотеза - психопрофилактика конфликтов с использованием игровых технологий помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе.
4. Ожидаемые результаты, показатели результативности .
№ | Показатели | Инструменты, методы контроля | Формы отчетности (продукт) |
1. 2. 3. | Проведено диагностическое исследование. Создана 1 презентация «Правила общения» », в создании задействовано 100% учащихся. Создано не менее 6 коллажей «Мои друзья» », в создании задействовано 100% учащихся. Создано не менее 8буклетов «Полезные советы», в создании задействовано 100% учащихся. |
Наблюдение, работа в группе Наблюдение, работа в группе Наблюдение, список критериев | Таблица. Презентация Коллажи
Буклеты |
Проектно - исследовательская работа проводилась на базе МАОУ «СОШ № 8» города Назарово.
5.Участники проекта:
ученики 3 «А» класса
6.Имеющиеся и необходимые ресурсы.
Методическая и дидактическая литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 110 с.
2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Наука, 1956. - 346с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1999, с. 249-262.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 1999. - 448с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.
6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. - М., 1997. - 378с.
7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.
8. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. - 124с.
9. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. - 86с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2001. - 352с.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2001.- 304с.
12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,1991. - 212с.
13. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 1991.- 94с.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 436с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.
16. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2003 - 32с.
17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2003.-224с.
18. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2003.- 192с.
19. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. - 236с.
20. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2000.- 124с.
Кадровый ресурс: классный руководитель Макаенко Ирина Анатольевна
7.Механизмы реализации проекта:
- анализ методической и дидактической литературы;
- взаимодействие с педагогом-психологом;
- разработка и проведение классных часов;
- проведение тренингов;
- проведение диагностик;
- рефлексия по каждому этапу работы.
Для изучения взаимоотношений в классном коллективе совместно с психологом были использованы следующие методики:
- социометрия в модификации М.Прихожан.
- анализ сказочных рисунков
- методика Рине Жиля
8. Риски
- отсутствие детей по тем или иным причинам;
- отсутствие умения у учителя организации тренинговых занятий
9.План – карта действий по реализации проекта.
Этапы и сроки | Содержание деятельности | Продукт | Орг. форма | Действия учителя | Действия ученика |
1 Этап запуска проекта третья неделя сентября
| теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме | Раскрытие понятия конфликта и его социальной роли | Индивидуальная работа | Изучение литературы | |
октябрь | диагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе | Таблица | социометрия в модификации М.Прихожан.
методике Рине Жиля | Организует детей для проведения методики | Заполняет анкету, рисует рисунок |
2. Этап реализации проекта ноябрь | 1Классный час «Конфликт и конфликтные ситуации | Презентация: «Правила общения» | Тест, беседа, работа в группах, игра | Составление презентации, организация работы в паре. | Составляют рекомендации. |
Первая неделя декабря | Занятие 3. Развивающие игры: «Тайна моего «Я» Цель: активизация процесса самопознания; повышение активности и самооценки ребенка. | Рисунки «Мое настроение» | игра | Педагог предлагает охарактеризовать себя : «Кто Я»- внешность, чувства, особенности поведения. | Отвечают на вопросы, используя четыре варианта ответов. Показывают графический образ своего «Я». Характеризуют себя: «Кто Я»- внешность, чувства, особенности поведения, По желанию ребенка можно использовать для рассказа свои рисунки, игрушки. |
Вторая неделя января | Кл. час «Как мы видим друг друга» Цель: распознавание собственных эмоций и чувств, определение пользы и вреда эмоций. | Коллаж «Мои друзья» | Игра, работа в группах | Подбирает материал к классному часу, организует работу в группах | Будут рисовать своих друзей, Озвучивать свои рисунки: по очереди отмечать в своих одноклассниках только положительные качества. |
Классный час : «Дурные привычки | Буклет «Полезные советы» | Работа в группах | Помощь в вычленении проблемы и способах ее решения | Организуют работу в группах, составляют рекомендации. | |
3 Этап Заключительный Февраль Выход проектной деятельности (кл. руководитель) | Определение напряженности функционального состояния учащихся | Таблица изменения уровня конфликтности. | Диагностика психолога | Оказывает помощь психологу в проведении диагностики |
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы
1.1 Понятие конфликта и его социальная роль
1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей школьного возраста
Глава II. Практическое применение форм и методов в эксперименте
2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива
2.2 Рекомендации помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива
Заключение
Литература
Приложения
Актуальность.
В 2013-2014 учебном году я работала над проектом по предупреждению агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста. Изучение агрессивных проявлений у учеников 2 «а» класса выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Ученики используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные и невербальные способы общения. Исследования, проведенные психологом и классным руководителем в конце учебного года среди учеников 2 «а» класса социометрической структуры классного коллектива показала, что многие ученики (16,3%) стремятся занять лидирующие позиции в классе. Причем лидеров-девочек - больше (58,7%) по сравнению с лидерами-мальчиками (41,3%).
Конфликты «ученик-ученик» возникают, в таких ситуациях:
· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
· из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
· в связи с борьбой за лидерство - 7%;
· из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников не все благополучно.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между детьми в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы.
Во - первых, конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
2.Основная проектная идея - это снижение конфликтных ситуаций в классном коллективе учеников 3 «а» МАОУ «СОШ №8» посредством игровых технологий.
3.Целью работы является: предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе с помощью игровых технологий. .
В результате реализации проекта по окончанию обучения в 3 классе:
1)учащиеся смогут самостоятельно организовать конструктивное общение и взаимодействие в группе;
2)большинство учащихся исключат реплики некорректного содержания по отношению к одноклассникам.
Объектом исследования являются учащиеся 3 «а» класса МАОУ «СОШ №8»
Предметом исследования являются межличностные отношения в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
- провести диагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе;
- провести коррекционно-развивающей работу с использованием игр, направленную на предупреждение конфликтных ситуаций у детей младшего школьного возраста;
- провести рефлексию проделанной работы;
- ознакомить родителей и специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.
Гипотеза - психопрофилактика конфликтов с использованием игровых технологий помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе.
Для изучения взаимоотношений в классном коллективе совместно с психологом были использованы следующие методики:
- социометрия в модификации М.Прихожан.
- анализ сказочных рисунков
методика Рине Жиля
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы.
1.1 Понятие конфликта и его социальная роль
Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.
Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей школьного возраста.
У всех конфликтов есть несколько причин. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым [7] наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух - трех лидеров и их группировок за первенство в классе. . По наблюдениям психологов [14], путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости т травле себе подобных.
В педагогической конфликтологии [14], специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок осознает как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи [7].
ГЛАВА II. Практическое применение методов в эксперементе.
2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения.
Исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 8 города Назарово
В эксперименте принимали участие 26 учеников 3 «а». Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:
1. Социометрия в модификации М.Прихожан.
2. Анализ сказочных рисунков
3.Методика Рине Жиля
Для изучения особенностей межличностных отношений, социального статуса в классе по просьбе классного руководителя школьным психологом Раевской Е.И. в рамках реализации воспитательного проекта была использована социометрия в модификации М.Прихожан.
Результаты диагностического обследования представлены в приложении 1. Анализ данных отражает следующие особенности:
Статус в классе | Кол-во человек (%) | Фамилия, Имя |
«Звезда» - 4б | - | - |
«Уважаемые» - 3б | 1 (4%) | Вика Ф. |
«Принятые» - 2б | 21 (80%) | остальные дети |
«Отвергнутые» - 1б | 4 (16%) | Даша Г., Дима К., Леша Р., Ксюша С. |
Анализ средних баллов по оценкам учащихся выявляет общие тенденции в восприятии окружающих людей, а именно одноклассников. Установлено, что 13% детей (57%) позитивно относятся ко всем одноклассникам, 8 человек (35%) воспринимают окружающих избирательно, выделяя по личностным предпочтениям «плюсы» и «минусы» в людях и 2 человека (8%) настроены к окружающим критически, с акцентом на «минусах» ( Вова К., Ксюша С.).
Анализ рисунков сказочных героев (приложение 2) отражает следующие тенденции в личностном развитии школьников:
- 8 человек (35%) выделяют привлекательными сказочных героев с установками к жизнедеятельности, приближенными к реальности (например, «Лиса», «Музыкант» и т.д.) и 15 человек (65%) выделяют привлекательными сказочных героев с выраженными нереальными признаками (например, «Колобок», «Дюймовочка» и т.д.), влияющими на качество жизнедеятельности. Таким образом, в исследуемой группе детей преобладают иллюзорность в восприятии окружающей действительности, т.е. уход от реальности, склонности к перекладыванию ответственности на других.
- 9 человек (48%) при обозначении привлекательных личностных качеств сказочных героев ориентируются на внешние признаки (сила, красота и т.д.) и 10 человек (52%) ориентируются на внутренние признаки (ум, доброта, дружелюбность и т.д.). Таким образом, в исследуемой группе учащихся около 50% класса в восприятии окружающих людей ориентируются на внешние признаки.
- В 100% случаев установлено уважительное отношение ко взрослым (учителю, родителям, дедушкам и бабушкам).
2.2. Рекомендации.
В результате были даны следующие рекомендации по формированию межличностных отношений в классе:
- В процессе воспитательной работы использовать упражнения, направленные на развитие доверия в контактах с другими: «Подари улыбку соседу», «Подарок соседу по парте», «Комплимент» или «Подарок» за отношение к другому человеку от подгруппы «Подарок другой подгруппе» с объяснением за какие дружеские качества в общении дети получают подарок.
- Провести целенаправленную работу по профилактике и коррекции использования в классе детьми прозвищ, скверных слов в обращении друг к другу посредством акций и наглядных средств.
- В образовательном и воспитательном процессе целенаправленно использовать подгрупповую и групповую форму работы в решении познавательных задач учащимися с акцентом на правилах организации конструктивного общения и взаимодействия в группе. В конце подгрупповой и групповой деятельности обязательное подведение итогов с рефлексией эмоционального состояния по итогам взаимодействия с акцентом на успешности правильно организованной деятельности группы (что способствовало и что препятствовало).
Для определения личностных особенностей по методике Рине Жиля было проведено индивидуальная диагностика детей, имеющих статус «отвергнутые». В результате были даны следующие рекомендации по обеспечению индивидуального личностного подхода для данной категории детей в формировании межличностных отношений в классе:
- С детьми, имеющими статус «отвергнутые», необходимо развивать умение работать сначала в паре (рекомендуемые дети для Даши. – Милена Максим, Настя, Антон, Леша; для Димы – Саша, Настя, Антон, Алеша; для Леши – Максим, Настя, Алексей; для Ксюши. – Милена, Алина, Наташа Полина, Настя, Антон, Лера). Далее развивать навык работать в подгруппе из 3х человек. В подгруппу включать менее конфликтных детей в классе, склонных терпеливо объяснять ход действий, логику рассуждений и т.д..
- Для повышения социального статуса данной категории детей рекомендуется проведения классного мероприятия, где бы каждый ребенок мог проявить себя с необычной стороны. Особенность данного мероприятия – исключение реплик учащихся некорректного содержания по отношению к выступающим (использование авторитета учителя и остановка мероприятия, акцент на групповом понимании смысла высказывания и нравственного контекста в нем с целью профилактики следующих реплик данного содержания, акцент на положительных моментах в выступлении детей (от манеры говорить, до содержания и т.д.)). В окончании мероприятия целесообразно объявление благодарности на стенде.
Профилактика конфликтов - это их предупреждение.
Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Несколько правил, которые можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми:
Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.
Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.
Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала
Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза)
Выводы: Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что в классе складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом - они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрирую чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, реально оценивают свои возможности.
Риски
- отсутствие детей по тем или иным причинам;
- отсутствие умения у учителя организации тренинговых занятий.
Литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 110 с.
2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Наука, 1956. - 346с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1999, с. 249-262.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 1999. - 448с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.
6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. - М., 1997. - 378с.
7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.
8. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. - 124с.
9. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. - 86с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2001. - 352с.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2001.- 304с.
12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,1991. - 212с.
13. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 1991.- 94с.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 436с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.
16. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2003 - 32с.
17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2003.-224с.
18. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2003.- 192с.
19. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. - 236с.
20. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2000.- 124с.
Приложение 1.
Социометрия 3а, кл.руководитель Макаенко И.А.
№ | Фамилия, И. | 8 | 6 | 19 | 17 | 11 | 24 | 15 | 9 | 13 | 16 | 4 | 5 | 12 | 14 | 7 | 26 | 23 | 2 | 20 | 3 | 25 | 18 | 1 | Ср.балл | Оценка |
1 | Агапитова В. | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2,3 | Принят |
2 | Бабушкина | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | Принят |
3 | Бабюк И. | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2,4 | Принят |
4 | Бурда А. | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2,5 | Принят |
5 | Верзакова П. | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2,6 | Принят |
6 | Голощапова | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | Принят |
7 | Григорьева Д. | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1,7 | Отвергнут |
8 | Дробушевская | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2,1 | Принят |
9 | Зайцев М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2,8 | Принят |
10 | Закиева С. | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2,4 | Принят |
11 | Коноплев Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1,5 | Отвергнут |
12 | Кузнецов А. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,6 | Принят |
13 | Курбатов В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | Принят |
14 | Курденкова | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2,7 | Принят |
15 | Лапаева А. | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2,2 | Принят |
16 | Мозговая А. | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,5 | Принят |
17 | Петрова А. | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2,7 | Принят |
18 | Рубцов А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1,1 | Отвергнут |
19 | Садыков В. | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2,3 | Принят |
20 | Солодухина К | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,9 | Отвергнут |
21 | Фроленко В | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | Уважаем |
22 | Харченко Л. | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 4 | 2,3 | Принят |
23 | Хомутовский | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2,6 | Принят |
24 | Чернавина | 4 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2,3 | Принят |
25 | Шумеев А. | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2,6 | Принят |
26 | Шкуратов А. | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2,3 | Принят |
27 | ИА | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,4 | Уважаем |
28 | папа | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,3 | Уважаем |
29 | мама | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,4 | Уважаем |
30 | дедушка, баба | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,3 | Уважаем |
Ср.балл в оценке других | 3,7 | 3,9 | 3,2 | 4 | 3,3 | 3,8 | 3,1 | 4 | 3 | 3,2 | 3,9 | 3,4 | 3,3 | 4 | 3,2 | 4 | 3,8 | 4 | 2,9 | 3,6 | 3,7 | 3,4 | 3,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ рисунков сказочных персонажей, 3а, кл.руководитель Макаенко И.А.
№ | Фамилия, И. | Сказочный персонаж | Привлекательные качества | Примечание |
1 | Агапитова В. | Лиса | Рыжая, красивая, хитрая | Внешние |
2 | Бабушкина | Спящая красавица | Она спит, ласковая, добрая, красивая, у нее прекрасный принц | Внешние |
3 | Бабюк И. | Музыкант | Он искал друзей, а к нему прибрели звери и он обманул их | Внутренн |
4 | Бурда А. | Персей | Он смелый и отважный | Внутренн |
5 | Верзакова П. | Дюймовочка | Добрая, отзывчивая, веселая | Внутренн |
6 | Голощапова М. | Доктор Айболит | Добрый, помогает | |
7 | Григорьева Д. | Кот в сапогах | Красивый, храбрый, он рискнул жизнью ради своего друга | Внутренн |
8 | Дробушевская | Пеппи Длинный чулок | Сильная, красивая, знает все на свете, у нее рыжие волосы | Внешние |
9 | Зайцев М. | Илья Муромец | Он сильный | Внешние |
10 | Закиева С. | - | - | |
11 | Коноплев Д. | Змей Горыныч | Он дышит огнем, он сильный, у него 3 головы | Внешние, Агрессия |
12 | Кузнецов А. | Пеппи Длинный Чулок | Сильная, красивая, смелая | Внешние |
13 | Курбатов В. | Заяц «Братец Заяц и братец Лис» | Отзывчивый, смелый | Внутренн |
14 | Курденкова | Спящая красавица | Она проспала 100 лет | Внешние |
15 | Лапаева А. | Пеппи Длинный Чулок | Она веселая, смешная и сильная | Внешние |
16 | Мозговая А. | Конек - горбунек | Он умеет говорить, смелый, красивый | Внешние |
17 | Петрова А. | Дурьмовачка | Очень красивая и умная девочка | Внутренн |
18 | Рубцов А. | Двухголовый олень | Он умный | Внутренн |
19 | Садыков В. | Иван-дурак | Смелый, добрый, дружелюбный, смешной | Внутренн |
20 | Солодухина К | Золушка | Добрая, красивая и трудолюбивая | Внутренн |
21 | Хомутовский | Кентавр Херон | Помогает, добрый | Внутренн |
22 | Чернавина | Пеппи Длинный Чулок | Она сильная, смелая, веселая | Внешние |
23 | Шумеев А. | Лиса | Она злая, всегда всех обманывает | Внутренн |
24 | Шкуратов А. | Колобок | Он веселый, жизнерадостный | Внутренн |
Приложение 3.
Занятия для классного часа.
Примерная структура каждого занятия
Этапы Время Задачи Средства Роль ведущего
Приветствие 1-2 мин Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность участия. Определенные ритуалы. Обеспечить для каждого участника максимальное вхождение в группу.
Начало работы 3-5 мин Рефлексия участников. Высказывания по кругу. Обозначение целей ведущим. Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства и цели групповой работы.
Разминка 5-7мин -Включение в совместную деятельность. правилами, психогимнас-тические упражнения -Обеспечение эмоциональной разрядки, переключение внимания участников.
Работа по теме занятия 30 мин Задачи соответствуют теме занятия. Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, мини-лекции и т.д.) - Предоставить возможность сформулировать и высказать свою точку зрения.
Разминка 5 мин
Работа по теме 20 мин См. выше
10 мин - Самоанализ каждого участника на группе, предоставление возможности соотнести полученный результат с поставленными целями в начале занятия. Высказывания по кругу. Рефлексия. Обеспечение безопасности участников и принятие каждым участником различных мнений и точек зрения.
Прощание 1-2 мин Обозначить конец занятия. Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка детей. Конспект занятия № 2
Цитата дня:
«Дверь в человеческие отношения открывается на себя».
(автор неизвестен)
Цель: формировать у участников установку на сотрудничество.
Задачи:
1. Способствовать сплочению группы и получению положительных эмоциональных ощущений от групповой работы.
2. Помочь осознать важность каждого участника в процессе групповой работы.
3. Формировать установку на бережное и внимательное отношение друг к другу.
Упражнение 1. «Рисунок моего настроения»
Участникам группы предлагается нарисовать свое настроение на листе бумаги. Подчеркивается, что рисунок может быть как конкретным, так и абстрактным. Предлагаются различные изобразительные материалы (гуашь, акварельные краски пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры)
После того как все участники выразили себя на листе бумаги, предлагается показать рисунки друг другу, рассказать о том, что именно изображено на рисунке и какое настроение отражает данный рисунок.
Упражнение 2. «Руки» (класс делится на 2-3 группы, при выполнении другого упражнения участники меняют состав групп).
Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и просит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого из участников поднять левую руку и соединяет их друг с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы руки не держали соседи, и чтобы не оказалось, что два участника держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг, не расцепляя рук.
Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в восьмерку.
Упражнение 3. «Лава»
Необходимый материал: круглые коврики диаметром 24-27 см, стулья.
Инструкция
«Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в горы. Перед вами котлован с кипящей лавой. Нужно перебраться через него, обогнув горную гряду (преграда из стульев) на другую сторону. Для того, чтобы вы могли выполнить задание вам предлагаются огнеупорные коврики. Вы можете вставать на них и идти по лаве. Но, внимание, коврики без соприкосновения с человеческим телом оставлять нельзя, и передавать их можно только вперед. Осторожнее с горами. Прикасаться к ним также нельзя. В случае нарушения правил, вся команда возвращается назад и начинает выполнение упражнения снова. Все ли понятно?»
Если участники не поняли инструкцию, ведущий объясняет все это еще раз, показывая какой именно путь нужно пройти и как можно вставать на коврики.
В упражнении важно следить за тщательным соблюдением правил. Упражнение должно быть выполнено правильно от начала до конца. Только тогда оно поможет группе сплотиться, используя свои групповые ресурсы.
После упражнения обязательно обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вам больше всего понравилось в ходе выполнения этого упражнения?
2. Что больше всего не понравилось?
3. как вы думаете, почему ваша группа смогла выполнить это упражнение?
4. Что ей мешало его выполнять?
5. Как вы чувствуете себя сейчас, после того как упражнение выполнено?
Упражнение 4. «Импульс»
Необходимый материал: секундомер.
Группа встает в круг, взявшись за руки. Выбирается ведущий, который начнет игру. В начале игры ведущий посылает «импульс»: он пожимает руку своему правому, либо левому соседу, который передает импульс дальше по кругу, пока сигнал не возвращается к ведущему.
После нескольких попыток группа приступает к выполнению задания. Опытным путем группа должна определить наименьшее время, за которое она сможет передавать импульс по кругу. Психолог может помочь игрокам, замеряя секундомером время передачи импульса.
Теперь импульс передается в другом направлении. Психолог предоставляет игрокам возможность поэкспериментировать и выбрать подходящий темп, замеряя время по секундомеру.
Наконец группа переходит к следующему этапу, на котором импульс передается с закрытыми глазами. Ведущие на каждом этапе должны меняться. На последнем этапе задача еще более усложняется: теперь импульс передается сразу по двум направлениям: влево и вправо. Теоретически оба импульса должны встретиться на равном расстоянии от ведущего и вернуться обратно. Группе нужно дать время поупражняться, если один или оба импульса были «потеряны». Пусть игроки обсудят, какой из импульсов передается быстрее, и заметят время, за которое они могут быстро и правильно передавать импульсы в обе стороны одновременно.
Упражнение 5. «Кораблекрушение»
Необходимый материал: резиновые коврики (80 x50), секундомер.
Перед каждой группой участников (примерное количество группы 12-13 детей) на пол кладутся два коврика.
Инструкция
« Вы пытаетесь спастись с необитаемого острова на плоту. Ваша задача разместиться на этом плоту (ковриках) всей командой и продержаться хотя бы минуту. До моря (пола под ковриками и рядом) ногами и руками дотрагиваться нельзя»
После того, как команда справилась с этим заданием, ведущий сокращает размер ковриков.
«Не все так просто как вы думаете. В море плавают злые акулы, и они откусили часть плота. Необходимо удержаться хотя бы минуту, на том, что от него екать время и следить за соблюдением правил. Если хотя бы один участник дотронулся до пола, время засекается снова.
После выполнения упражнения проводится обсуждение по вопросам (см. упражнение «Лава»)
Упражнение 6. Завершение.
Завершающий обмен впечатлениями (дети демонстрируют умение открыто говорить о своих эмоциях, чувствах)
Цитата дня: Не падай духом - ушибешься.
Э. Кроткий
Приложение 4
Памятка учителю по профилактике конфликтов.
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективность оценки окружающих;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
Никогда не выясняйте отношения с детьми, родителями школьников, коллегами в присутствие учеников.
Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьников - процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками.
Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек - не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить и уважать гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
По-своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено, профессионально пригоден.
Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родного края, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь
Алгоритм действий учителя
Когда мотивы конфликта неизвестны или руководитель в них сомневается, важно выдержать алгоритм действий.
- Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.
- Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать.
- Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств.
- Вести разговор только о сущности конфликта.
- Постараться выявить суть, мотивы конфликта. Возможно, инсценировать конфликт в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....
Конспект психологического занятия 3 классом Тема занятия "Навстречу друг другу."
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха....
Конспект классного часа. Тема: "Кто такой настоящий друг?" (Проект) (3 класс)
Цели: формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг, формирование уважительного отношения к одноклассникам.Оборудование:...
Открытый классный час в рамках проекта РДДМ «Движение Первых» «Классные встречи». Тема: «Человек идёт к цели дорогою добра!»
laquo;Человек идёт к цели дорогою добра!»...
Организация воспитательной работы с детьми, обучающимися по АООП начального общего образования НОДА с интеллектуальными нарушениями. Фестиваль классных проектов «Клуб путешественников». Тема - «Путешествие по радуге».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Сегодня, мне бы хотелось, представить вашему вниманию проект по воспитательной работе на тему «Путешествие по радуге».Проект был подготовлен для участия в ш...