Сценарий урока по Азбуке нравственности "Добро изло"
методическая разработка (1 класс) по теме
Методическая разработка урока по Азбуке нравственности "Добро и зло" для учащихся 1 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobro_i_zlo_1_kl.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Ю.Коротких,
учитель ГОУ ЦО № 1420 ЮВАО г. Москвы
Добро и зло
(Урок по курсу «Азбука нравственности»)
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”; “Не одежда красит человека, а его добрые дела”; “Спешите делать добро”; чашечные весы; рисунки сказочных героев (добрых и злых); рисунки учащихся; запись песни “Если добрый ты»; клей, фигурки зверей, птиц.
Ход урока: Организационный момент.
Учитель:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
Вступительная беседа.
«Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека» (М.Пришвин Российский писатель).
Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты. На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня? Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в 21 веке, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
Плакат: Доброта- тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в страну Добра. А попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится.
Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад (звучит песня “Если добрый ты”).
А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем каждого.
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - Доброта.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина.
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте.
Ознакомление с темой:
Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Учитель: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например… (природа, забота родителей, помощь пожилым и т.д.)
Учитель: Что такое зло? Где встречались со злом?
Учитель: Это нечто, противоположное добру. Например: сигареты, пьянство, предательство, ложь и т.д.
Учитель: А знаете, кто самый главный в стране Добра? Кот Леопольд.
Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Учитель: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Учитель: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла в стране Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
- Что вы поняли из этого поступка мальчика? Чему учит нас его поступок?
Беседа по содержанию рассказа.
Учитель: А теперь вернёмся в наш класс, чтобы делать добрые дела.
Учитель: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
Как вы понимаете ее смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают).
Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске).
Учитель: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
Учитель: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А.Барто “Вовка - добрая душа”.
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Физкультминутка.
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
Продолжение темы.
Учитель: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и положим свои бусинки на чашу с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою бусинку на чашу весов).
Коллективное составление аппликации.
Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Учитель: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
Учитель: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:
Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет,
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
Путешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку).
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в тоже время каждая бусинка существует отдельно.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). Ведь делать добро - это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они будут листами нашего альбома Доброты.
Учитель: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что вы поняли из нашего занятия. Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока -утренника "Спасибо, Азбука"
Сценарий утренника...
"Прощание с азбукой".(Сценарий урока-праздника в 1 классе)
Сценарий урока-праздника в 1 классе "Прощание с азбукой"....
Сценарий урока по Азбуке нравственности
Сценарий урока по Азбуке нравственности для начальной школы "Добрым быть совсем не просто"...
сценарий урока по Азбуке нравственности. Тема: «Что значит быть честным».
Методическая разработка урока Азбуки нравственности для 2 класса на тему: "Что значит быть честным"...
Сценарий урока - праздника "Прощание с Азбукой"
Данный урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”....
Сценарий урока-праздника "прощание с Азбукой"
Сценарий урока-праздника "прощание с Азбукой" предназначен для проведения в 1 классе. Является заключительным уроком при работе с учебником "Азбука"...
Сценарий урока "Прощание с Азбукой"
Сценарий праздника "Праздник Азбуки". Это внеклассное мероприятие, на котором дети показывают свои знания по обучению грамоте и благодарят первую книгу за знания....