Сценарий урока по Азбуке нравственности
методическая разработка (4 класс) на тему
Сценарий урока по Азбуке нравственности для начальной школы "Добрым быть совсем не просто"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_azbuki_nravstvennosti_v_4.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок азбуки нравственности
Цель: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
- Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
- Воспитывать доброе отношение к людям, к окружающему миру.
- Побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки.
Оборудование:
- Плакат с высказыванием “Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”.
- Конверты с заданиями, цветные карандаши, ножницы, клей
- Плакат с деревом, листья.
- Плакат с солнцем.
- Магнитофон, диск.
- Учебник.
1. Организационный момент.
Учитель: Начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем здоровья. У меня, как и у каждого из вас есть сердце, которое может дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с вашими, маленькими сердечками. И оно мне говорит о том, что вы готовы начать работу.
2. Актуализация знаний.
Учитель: У человека есть два вида жизни.
Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношение с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, внутренний мир.
У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”.
- А что же такое доброта?
- Какого человека называют добрым?
- А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я зачитаю вам одно из значений.
(Показываю словарь и зачитываю).
Доброта – отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.
Добрый – делающий добро другим, хороший, честный.
- Почему писатель сравнивает доброту с солнцем?
(Ответы детей. Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – еще лучше.)
Учитель: И солнце доброты будет нам светить сегодня на уроке.
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
3. Постановка цели урока.
Учитель: В I веке до н.э. римский философ Сенека сказал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”. Заботься о других.
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: Как и когда помогать окружающим? Мы поговорим о том, кто нуждается в помощи и как ее нужно оказывать.
4. Новая тема.
Учитель: Как вы думаете, в каком возрасте люди больше нуждаются в помощи?
Посмотрите сценку.
Сценка.
На кого нужно надеяться.
Ученик: В жизни можно надеяться только на себя.
Учитель: Почему? Тебе всегда могут помочь родители, друзья, приятели.
Ученик: У всех свои дела, и никто не будет заниматься моими проблемами.
Учитель: Если люди не бросают ради тебя свои дела, это не значит, что они не хотят помочь. Многие с радостью дадут тебе хороший совет, нужную информацию или просто выслушают.
Ученик: Иногда человеку требуется больше.
Учитель: А бывает, и одного слова достаточно, чтобы решить проблему. Нужно только не замыкаться на себе и вовремя его услышать. Человек чувствует себя одиноким, если он замкнут и глух. Тому, кто открыт, всегда можно помочь.
Ученик: Значит надо научиться быть открытым, когда тебе нужна помощь? Нужно уметь принять эту помощь?
Учитель: Спасибо.
Учитель: Что понял мальчик из слов учителя?
(Ответы детей. Помощь можно оказать только тому, кто способен её принять, кто хочет ее получить).
Учитель: В народе сложено много пословиц и поговорок о добрых внимательных людях, о добре, о заботе, ласке.
- Кто знает пословицы, назовите их.
(Ответы детей).
А) Работа с пословицами.
Работа в группах.
- У каждой группы на столе лежат слова пословицы, вам нужно ее собрать и объяснить.
(Работа в группах с пословицами).
1 группа. Делай другим добро – будешь и сам без беды.
2 группа. Худо тому, кто добра не творит никому.
3 группа. Помни добро, а зло забывай.
4 группа. Доброе дело питает и разум и тело.
Учитель: “Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других”, – говорил Л.Н.Толстой.
- Ребята, какими еще качества должен обладать человек способный помочь окружающим?
(Ответы детей. Забота, любовь, доброта, ласка, милосердие, отзывчивость, переживание за других, сопереживание).
Учитель: В словаре Ожегова написано так:
Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить из сострадания.
Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
Б) Работа с учебником.
Учитель: Сейчас мы прочитаем сказку Виталия Бианки “Люля”.
А после чтения ответьте на вопрос: О ком думала маленькая птичка, когда совершала свой поступок?
(Чтение сказки учениками вслух).
- Беседа после чтения.
- О ком думала маленькая птичка, когда совершала свой поступок?
- Почему звери не поверили поначалу, что птичка Люля сможет достать землю со дна моря?
- Как вы думаете, что позволило маленькой птичке Люле все – таки достать землю?
(Ответы детей. Птичка думала не о себе, а о зверях, которые мечтали жить на земле. Здесь она проявила заботу о друзьях, может быть и о врагах, да и просто о знакомых).
Учитель: А теперь посмотрите сценку и скажите, почему Незнайка делал добрые дела, но никто не оценил его поступка?
В) Сценка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он лечить начнет всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
(Незнайка замахивается и начинает драться). Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.
Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопочка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по – твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Учитель: Почему Незнайка делал добрые дела, но никто не оценил его поступка? (Ответы детей)
Учитель: Какое правило доброты вы услышали сейчас?
(Ответы детей. Нужно делать доброе дело, не думая о том, что ты за это что-то получишь или тебя заметят и похвалят).
Учитель: Народная мудрость гласит: худо тому, кто добра не творит никому.
- Кто нуждается в нашей помощи? (Ответы детей. Родители, младшие сестра и братья, пожилые люди, животные, больные…)
Давайте представим нашу заботу в виде дерева. (На доске появляется ствол дерева). Ветви – это кто нуждается в нашей помощи. (К стволу прикрепляются ветви). А листья – эта та помощь, которую мы можем оказать (листья лежат на партах).
Г) Забота о родителях, о братьях и сестрах (первая ветвь).
- Как мы можем помочь родителям? (прикрепляются листья)
(Сходить в магазин; убрать в комнате; помыть посуду; когда им плохо, можем обнять, поцеловать).
- Какую помощь можем оказать своим младшим братьям и сестрам?
(Помочь одеться, накормить, прочитать книгу, приласкать).
- У вас на партах лежат воздушные шарики, возьмите их в руки. Тот, кто дома всегда добрый, помогает своим родителям, братьям, сестрам приклеит шарик на плакат. Нанесите на шарик капельку клея и идите к доске. (Приклеивают на газету, звучит музыка).
Д) Забота о пожилых и больных людях (вторая ветвь).
- Больше всего нуждаются в нашей помощи – это пожилые люди и больные.
(Прикрепляются листья).
- Как мы сможем помочь пожилым людям? (Донести тяжелую сумку, перейти дорогу, купить в магазине продукты, уступить место в транспорте).
- Ребята, кто может оказать помощь больному?
- Кроме помощи медиков, в чьей еще заботе нуждается заболевший человек?
- Если ты посещаешь больного человека, то скажешь ли ты ему слова, которые у вас записаны на карточках и почему?
Работа в группах.
1 группа. “Ты сегодня выглядишь намного лучше, чем вчера”.
2 группа. “У моего родственника была аналогичная болезнь, лечить ее бесполезно”.
3 группа. “Что ты так похудел, кушай мои пирожки, поправляйся”
4 группа. “Не переживай, что руку поранил, зато сам цел, все будет хорошо”.
(Ответы детей).
Учитель: Ухаживать за больными очень трудно, требуется много терпения, сочувствия, ответственности.
Е) Забота о животных (третья ветвь).
- Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к животным? (прикрепляются листья)
- Что можно сказать о людях, которые выбрасывают на улицу кошек и собак?
- Как бы вы поступили, если бы встретили на улице бездомных животных?
- Молодцы ребята! Помогайте им выжить!
Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали, только всего.
- Как надо относится к животным?
5. Обобщение.
- Нужно стремиться к тому, чтобы делать больше добра окружающим нас людям, животным. Жан Жак Руссо говорил: “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям”.
- Вдумайтесь в слово – благожелательное (доброжелательное).
- У вас на партах лежат карточки, на которых написаны качества людей. Выберите те качества, которыми должен обладать человек, способный помочь окружающим.
(Заботливость, любовь, небрежность, грубость, внимательность, себялюбие, чёрствость, доброта, милосердие, бессердечность, доброжелательность, ответственность).
Работа в группах.
(Прикрепить на доску).
6. Оздоровительная минутка. “Сотвори в себе солнце”.
- В природе есть солнце. Оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. - Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка увеличилась. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.
Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем. Откройте глаза и положите руки на парты.
- Сейчас, каждый из вас сможет подарит свою частичку тепла всем нам.
- На доске нарисовано солнце. А лучиками будут ваши нарисованные ладошки. Обведите свою ладошку, вырежьте, напишите на ней качество, которым должен обладать человек, способный оказать помощь окружающим и прикрепите к солнышку. (Дети выполняют работу под музыку).
Учитель: Мы с вами зажгли солнце доброты, от которого в нашем классе всем стало немножко теплее. Все стали немножко добрее.
- Будьте ласковыми, добрыми сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто дал вам жизнь, заботится о вас.
- Совершайте больше хороших, добрых поступков, потому что из них складывается характер и ваша жизнь.
7. Итог.
Учитель: Вот и заканчивается наш урок.
- Что вы узнали нового, а может быть вспомнили забытое?
Посеешь поступок, пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу!
- Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Заботливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Не только слова, но и поступки должны быть у нас такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям. Нужно каждый день задавать себе вопрос: а что сегодня я сделал хорошего для окружающих меня людей?
Ученица:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
Учитель: После нашего урока мое сердце наполнилось большей радостью, что вы все такие добрые и заботливые дети. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Открытый урок по "Азбуке нравственности" на тему " Правила поведения в лесу."
Урок разработан в форме игры-путешествия, где дети встречаются со сказочными существами, выполняют задания и знакомятся с правилами поведения в лесу....
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
сценарий урока по Азбуке нравственности. Тема: «Что значит быть честным».
Методическая разработка урока Азбуки нравственности для 2 класса на тему: "Что значит быть честным"...
Сценарий урока по Азбуке нравственности "Добро изло"
Методическая разработка урока по Азбуке нравственности "Добро и зло" для учащихся 1 классов...
Конспект открытого урока по азбуке нравственности на тему "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть"
Данный материал будет полезен как для начинающих педагогов, так и для педагогов с опытом....