ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
консультация (1 класс) на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

          Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_0.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

ВВЕДЕНИЕ

          Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

          Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

          Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

    Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

      При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

      Между 6-ю  и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка, поэтому работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомство с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником.

             Деятельность педагогического коллектива школы № 53  по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.          

  1. Организация оздоровительно-профилактической работы.

  1. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в

    адаптационный период.

  1. Организация внеучебной жизни первоклассников.

  1. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

  1. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

       Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации      первоклассников к обучению.

 

     За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:

  1. Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей действительности)
  2. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке.
  3.  Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
  4. Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.
  5. Формирование нравственных и эстетических представлений.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников и его особенности.

          С целью избежать неравномерности распределения учебного и каникулярного времени, учитывая физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников для сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года введён оптимальный годовой календарный график.

2. Требования к организации учебно-воспитательного процесса:

1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному

объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка -  не более четырёх уроков

3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в

сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,

а со второй четверти - 4 урока по 35 минут. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и дидактическими играми с двигательной направленностью.

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического

оптимума умственной и физической работоспособности).

5. Продолжительность перемен между уроками не менее  10 минут, а большой перемены – не менее 15 минут. В это время организуется  горячий завтрак в школьной столовой.

6.  Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе.

7. Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные  формы организации учебного процесса. Учителю рекомендуется планировать последними часами уроки физической культуры, трудового обучения,  изобразительного искусства, музыки в форме уроков- игр,

Уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение  и закрепление учебного материала предлагается проводить  в нетрадиционной форме.

8. Уроки физического воспитания в течении первых двух месяцев по возможности проводятся на свежем воздухе, на уроках используются различные игры и игровые ситуации.

         Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

        По возможности  дидактические пособия и материалы для творческих работ первоклассников хранятся в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.   Мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью

выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

•     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•   проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы

     (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

•  создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

•   соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•     ежедневная физзарядка до занятий;

•   согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией.

•     согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного

дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая

пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

•     подвижные игры на переменах;

•    внеклассные спортивные мероприятия.

4.  Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

•     выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

•     соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);

•   100%-ный охват первоклассников горячим питанием, организация горячего питания в группах продлённого дня.

  1. Организация  психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

     Помочь первокласснику войти в школьную жизнь, освоить роль ученика, научиться радостно и эффективно трудиться – основная задача уителя.

6.   Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления (разработана программа по использованию  здоровьесберегающих технологий при организации  учебно-воспитательного  процесса в начальной школе)

         Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

7.Контроль и оценка результатов обучения.

  1.  Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания.  Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей  цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

  2.  Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

 3.  Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

  4.  В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные  работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

5. Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

           Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку  в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

Приложение

Примерная тематика бесед  с родителями о здоровье детей.

1 класс.

  1. Каков он здоровый ребёнок? Ведение дневника Здоровья первоклассника. Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов.
  2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Трудности адаптации первоклассника.

  1. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья.
  2. Основные принципы режима для младших школьников. Личная гигиена в режиме дня.
  3. Гигиена питания.
  4. Профилактика уличного травматизма. Безопасный путь в школу.                                                          

2 класс.

  1. Гигиенические требования к организации учебной работы школьников в домашних условиях.
  2. Поощрение и наказание в семье.
  3. Состав пищи и рациональное питание младших школьников.
  4. От чего зависит работоспособность младших школьников.
  5. Об утомляемости младших школьников.
  6. Воспитание правильной осанки. Роль корригирующей гимнастики в лечении нарушений осанки.
  7. Здоровье наших детей. Полезные советы на каждый день.
  8. Досуг наших детей: телевизор, компьютер.

3 класс.

  1. Физическое воспитание детей в семье ( утренняя гимнастика, игры, прогулки, экскурсии, походы)
  2. Предупреждение близорукости у младших школьников.
  3. Режим просмотра передач для младших школьников.
  4. Здоровые и вредные привычки.
  5. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
  6. Растить детей закалёнными. Правила поведения детей на свежем воздухе, на воде.

4 класс.

  1. Роль семьи в предупреждении неврозов у детей.
  2. Профилактика бытового и уличного травматизма.
  3. Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение.
  4. Причины и последствия детской агрессии. Ребёнок становится трудным…
  5. Как уберечь ребёнка от насилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Цель программы:Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи: 1. Выявление особенностей психолого-пед...

Статья "ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для многих детей, приходящих в первый класс.Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям... Как помочь ребенку,вы узнаете ,прочитав эту программу....

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Программа, разработанная учителями начальных классов, для создания  психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....