ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа, разработанная учителями начальных классов, для создания  психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptatsii_detey.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОЦЕССА   АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ  К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющиеся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортностью пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- формирование адекватного поведения;

-     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. 

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.

Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива школы МБОУСОШ № 15  по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от 

дошкольного к начальному школьному образованию 

направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

I.  Организация режима школьной жизни первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды.                 

III.Организация оздоровительно-профилактической работы.

IV.  Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

V. Организация внеучебной жизни первоклассников.

VI.  Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VII.  Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению

1. ОРГАНИЗАЦИЯ  РЕЖИМА  ШКОЛЬНОЙ  ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается равномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.

1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного

        процесса в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, в ноябре-декабре -4 урока по 35 минут, а со второго полугодия – 4 урока по 45 минут.        (Согласно СанПин 2.4.2.2821 – 10)

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учетбноритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

- медицинский осмотр детей, поступающих в школу,  врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);

- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей;

- определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

- диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы;

•     витаминизация;

•     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка,оксалиновой мази и т.д.);

•     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д

•     соблюдение санитарно- гигиенического и противоэпидемического режима;

•     коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности»).

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•     ежедневная физзарядка до занятий;

•    физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью

по 1,5-2минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока или по мере утомляемости детей).

В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

•     согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного
дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

•     подвижные игры на переменах;

•    ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
• внеклассные спортивные мероприятия;

•    школьные спортивные кружки.

4.  Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

•     назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в
школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

•     создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы,
диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;

•     выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательныхучреждениях;

•     соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности вэнергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480ккал);

сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков,жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;

восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счеткорректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;максимальное разнообразие рациона путем использования достаточногоассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;

соблюдение оптимального режима питания.

•     создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не
обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; настолах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре  поведения за столом;

•     организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются самими обучающимися в Экране чистоты, где оценивается поведение в столовой и
чистота стола после завтрака;

•     практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

•     ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про
верки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие доку
ментов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).

5.  Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам

Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

 Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанных с их умением общаться со взрослыми сверстниками.

Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперактивные дети, дети, боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка. Не только первоклассники, но и 2 классы( согласно Уставу школы)  занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

  1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (20 часов) позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструировании, элементарного экспериментирования.    

Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.

Организация уроков математики. 

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, 

игрушкам, книгами т.д. Большое место на занятиях математикой отводится 

дидактическим играм, при  проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.) Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекомендуется проводить на воздухе.

Организация уроков окружающего мира

Адаптационный  период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются

Благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок,

 в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с 

окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных 

ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего мира. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизить их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационнообразные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженныеигровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

•     пластическое интонирование;

•     музыкально-ритмические движения;

•     свободное дирижирование;

•     игра на элементарных музыкальных инструментах;

•     разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности обучающихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. 

Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предлагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия,

эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей, игры. Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движение своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту вечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. 

Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Организация уроков физической культуры

 В течение первых двух месяцев   направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Так же как и другие уроки, часть уроков проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа – художник и скульптор», которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишек», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка?», «Найди листочек, напоминающий по форме перо птицы» и др.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д

2.  Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы.

 В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.) Здесь требуется терпеливая и длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию  игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности-учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются, согласно нормативу (СанПин 2.4.2.2821-10,  Письмо МОРФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000г. №2021\11-13)

3.  Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МОРФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000г. №2021/11-13 исключается система бального (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна Дебо, листы индивидуальных достижений и др.

Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности обучающихся. В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

4.  Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•     задания разной степени трудности;

•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическуюили творческую задачу;

•     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания,т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ  ВНЕУРОЧНОЙ  ЖИЗНИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителями.

1.  Организация групп продленного дня.

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требований соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.

Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д) как прием воспитания. Детские праздники, экскурсии, выставки детского творчества, концерты для родителей.

VI.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СООБЩЕСТВА

Работа методических объединений периода детства по обеспечению преемственности в развитии детей.

1.  Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах.

2.  Взаимодействие с родителями первоклассников:

- изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями

накануне учебного года;

- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы;

- оборудование «Уголка для родителей» в школе;

- коллективные и индивидуальные консультации для родителей;

- родительские собрания (классные и общешкольные);

 - совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

3. Психолого-педагогический консилиум – это одно из направлений работы во время адаптационного периода. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Психолого-педагогическим консилиумом вырабатываются рекомендации отдельным обучающимся для педагогов родителей.

VII. ИЗУЧЕНИЕ  ГОТОВНОСТИ  К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ  В  ШКОЛЕ

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая

адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) дети, у которых период начала в школе связан со значительными трудностями.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные

факторы. К числу наиболее благоприятных  относятся следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе,относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный подход к обучающимся в процессе всего периода обучения.  При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика, в которой заложены 4 уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

Приложение №1

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

1.  Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б)  учебная мотивация;

в)  умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г)  организованность поведения.

2.  Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б)  мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная 

ловкость;

г)  координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3.  Развитие познавательной деятельности:

а)  кругозор;

б)  развитие речи;

в)  развитие познавательной активности, самостоятельности;

г)  сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е)  контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4.  Состояние здоровья.

Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оценивают только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный маршрут для его обучения.

 Такими показателями  являются:

•     способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

•     способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, 

умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

•     способность удерживать в памяти небольшие порции информации, 

указания педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

•     способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

•     словарное развитие и способность фонематического восприятия(слуха)

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

 Способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

•     рисунки на тему «Что мне нравится в школе»; анкетирование;

•     шкала для определения эмоционального профиля первоклассников

при адаптации к школе (определяется в конце каждой четверти педагогами и мед. работником) и тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения обучающихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением (группа риска), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений;

психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии (по Овчаровой Р.В.)

Приложение №2

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные

мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи ивнимания со стороныродителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание всемье (отсутствие внешнихнорм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически-ослабленных детей, детей с задержками развития, 

слабым типом

 нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или 

«фобия школы», - неумение разрешить противоречие между

 семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти заграницы семейной общности -семья не выпускает его (чаще

это у детей, родители

 которых бессознательно 

используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога -семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

По результатам исследований проводится педагогический консилиум. Проводится он по каждому классу с участием  всех членов педагогического консилиума.

По итогам педагогического консилиума вырабатываются рекомендации отдельным обучающимся, их родителям, учителям, работающим с данными детьми.