Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
рабочая программа (1 класс) по теме

Покровская Юлия Александровна

 

Цель программы:

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

 1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         «Утверждаю»

Директор гимназии №4

          им. А.С. Пушкина

 _______/ Урусова Л.И./

«     »__________200_ г.

ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Йошкар-Ола

Введение

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.

 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

Под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается. Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к организованному школьному обучению.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

 1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Этапы работы пед. коллектива по реализации программы:

I этап – апрель - июнь. Поступление ребёнка в школу. Начинается одновременно с записью детей в школу, продолжается в летней школе по программе «В поисках страны Знаний» и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка.

2. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является совершенствование учебно-воспитательным процесса, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания - это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе диагностики и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

II этап – сентябрь-январь. Первичная адаптация детей в школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа предполагается:

1. Организация педагогической поддержки школьников. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

2. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с группой школьников (не более 10-ти человек).

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

6. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

III этап - второе полугодие первого класса. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики. Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

3. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

4. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.

5. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

Только совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Конечно, главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам. 

Пути реализации программы:

  • Организация режима школьной жизни первоклассников.
  • Создание предметно-пространственной среды.              
  • Организация оздоровительно-профилактической работы.
  • Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
  • Организация внеучебной жизни первоклассников.
  • Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
  • Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

  Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе, основными показателями которого являются сохранение физического, психического и социального здоровья детей, установление контакта с учащимися, с учителем, формирование адекватного поведения и овладение навыками учебной деятельности.

Раздел 1.

РЕЖИМ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Чтобы этого избежать, необходима правильная организация режима работы в школе. 

Режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме. Распорядок дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающих в коре головного мозга ребенка определенно повторяющуюся стереотипную деятельность. Учебная работа детей и подростков в основном представляет собой умственный труд, осуществляемый клетками коры больших полушарий головного мозга. В результате проведенной значительной деятельности в течение определенного времени наступает утомление.

Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается резче и быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше, и наоборот. Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника. 

При составлении режима работы 1-х классов это учтено.

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

         2. Составленный календарный график не противоречит Типовому     положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».

3. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.15 часов.

4. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

5. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.

6. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

7. 35-минутный урок в течение всего учебного года.

8. Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе в середине учебного дня после 2-го урока.

 Организация четкого режима школьника с первых дней обучения является одним из условий не только успешной учебы, но и нормального физического развития.

Раздел 2.

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Также для благоприятного течения адаптации необходимо создание предметно – пространственной среды. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – пространственной среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Правильно организованная предметно – пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

Для ее организации необходимо в начальной школе предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально:

  • для общения и для уединения;
  • для подвижных занятий и для спокойной работы и общения;
  • для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений.

Помещение класса делится на два пространства – игровое и учебное. Одно из них служит для сюжетных и подвижных игр в перерывах между занятиями, отражает внеклассную работу и увлечения детей. Наполнение игрового пространства во многом зависит от реальной степени подготовленности к школьному обучению конкретных детей. Другое устроено привычным образом и является основным местом разворачивания учебного процесса. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. В учебном пространстве также находятся стол учителя, центральная доска, несколько рабочих досок, на которых обучающиеся пробуют найти решение задачи и место ответственного действия ученика или учителя – это могут быть подиум, кафедра, любое выделенное и символически оформленное место.

Правильно организованная (в зависимости от возрастной специфики развития ребенка) предметно-пространственная среда стимулирует  коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, а значит, смягчает процесс адаптации.

 

Раздел 3.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Одним из условий благоприятного течения адаптации также является организация оздоровительно-профилактической работы. Это предусматривает следующие направления:

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

  • медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами  (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
  • диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития)
  • диагностика готовности ребенка к школе (мониторинг психолого-педагогической готовности).

2.      Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
  • витаминизация;
  • профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, соблюдение графика проветривания, кварцевания и т.д.);
  • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
  • соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

  • ежедневная физзарядка до занятий;
  • два урока физкультуры в неделю;
  • согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата;
  • согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;
  • подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия.

4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

  • назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
  • создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;
  • выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
  • соблюдение основных принципов рационального питания;        
  • создание благоприятных условий для приема пищи и обучение культуре поведения за столом;
  • 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;
  • ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнениями учащихся).

5.  Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Раздел 4.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период тоже имеет ряд особенностей. Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам, работать за конторками, использовать индивидуальные доски, которые расположены по всему классу и т.д. Большое место на уроках отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение. Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций. Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

 Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, развитию логического и пространственного мышления. Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекомендуется проводить на воздухе. 

Организация уроков обучения грамоте. Ребенок воспринимает мир целостно, без дробления на предметы, поэтому интегрированный курс чтения и письма  помогает ему лучше понять и принять то, о чем говориться на уроках.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения предусмотренных КТП экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего.

 Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты. Также используются образно-игровые приемы: пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения,      свободное дирижирование, игра на элементарных музыкальных инструментах, разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей; игры. Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа -художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д. Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.) и т.д.

Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечки, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

Индивидуальная работа с первоклассниками. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. У многих первоклассников развитие универсальных учебных  действий не соответствует возрасту: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•   задания, учитывающие психофизиологические особенности ребенка;

•   специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

•    предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный эмоциональный фон обучения.

Раздел 5.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Важной составляющей обеспечения эффективности работы по адаптации является взаимодействие субъектов образовательного процесса. Оно  предполагает наличие единства целей, задач, содержания, форм и методов работы,  направленных на высокие конечные результаты. В гимназии существуют следующие направления работы:

  • Работа методического объединения учителей 1-х классов по обеспечению преемственности с ДДУ в развитии детей.
  • Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах.
  • Взаимодействие с родителями первоклассников:
  • изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;
  • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы;
  • оборудование «Уголка для родителей»;
  • коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
  • родительские собрания;
  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
  • Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) гимназии - это одно из направлений работы психолога, логопеда, социального педагога, администрации и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ПМПК вырабатываются рекомендации по отдельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей.

Раздел 6.

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы.

К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относятся:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•  неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения. При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика по Овчаровой Р.В. , в которой заложены 4 уровня готовности к обучению (Приложение 1) 

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его (Приложение 3)

Таким образом, для оценки успешности адаптации первоклассников необходимо:

  • Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период
  • Опросить родителей (Приложение 2)
  • Проинтервьюировать учителя
  • Провести групповое обследование первоклассников.

По результатам исследований проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Консилиум проводится по каждому классу и готовится председателем ПМПК с участием психолога, логопеда, учителей, работающих в классе. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Здесь же вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для учителей (в т.ч. предметников), родителей.


Приложение 1

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

(по Овчаровой Р.В.)

1.  Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б)  учебная мотивация;

в)  умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г)  организованность поведения.

2.  Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б)  мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

кость;

г)  координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3.  Развитие познавательной деятельности

а)  кругозор;

б)  развитие речи;

в)  развитие познавательной активности, самостоятельности;

г)  сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,

обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е)  контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4.  Состояние здоровья.

Приложение 2

Уважаемые родители первоклассников!

Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся  самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.

 Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.

Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована  без Вашего согласия.

Ф.И. ребенка_____________________________Класс______

 Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно
  • без особой охоты
  • охотно, с радостью
  • затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

    -      пока нет

  • не совсем
  • в основном да
  • затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -     засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения___________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

  • да______________________________________________________
  • нет

5. Опишите режим дня Вашего ребенка:

  • встает в ______
  • в школу идет самостоятельно
  • в школу ребенка отводит   ______________
  • посещает группу продленного дня с________до_________
  • из школы  возвращается самостоятельно
  • из школы ребенка забирает______________в___________
  • посещает дополнительные занятия, кружки, секции___________________________________________________________________

_________________раз в неделю

  • делает уроки дома с_________до__________
  • гуляет с___________до____________
  • смотрит телевизор с__________до___________
  • играет с______________до______________
  • ложится спать в ___________________
  • Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
  • имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда
  • довольно часто
  • затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном положительные впечатления

8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

   -     да

  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________

____________________________________________________________________

Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:

Психосоматических симптомов, заболеваний нет

Изредка имеют место функциональные нарушения

Имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика.

Приложение 3

Исследование мотивационной готовности к школьному обучению. Модифицированный вариант беседы (Н.Г. Лусканова)

Вопросы:

1. Представь себе, что сегодня мама вдруг скажет: Ребенок, ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь? Что ты ответишь маме?

2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушала тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь… Чтобы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие в школе?

3. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже 7 (6) лет, но он не ходит в первый класс. Он тебя спрашивает: Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу? Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил каждый день в школу, а наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?

5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы. Как по-твоему будет лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

6. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка. А в школе Б все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю.

7. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя, делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: Сегодня, Миша, (называется имя ребенка) учился очень хорошо, даже хочу наградить его за это. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнале поставить? Чтобы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

Ответы на каждый из вопросов оцениваются как школьные или дошкольные.

На высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности указывают:

- положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней (сформирована высокая мотивация к школьному обучению);

- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий (предпочтения уроков грамоты и счета занятиям дошкольного типа, рисование, пение…);

- отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

- признание авторитета учителя.

Приложение 4

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

1.  Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //

Начальная школа, 2000, № 29.

2.  О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.

3.  О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.

4.  Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001, № 1. - С. 56-65.

5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (дополнение к письму от 25.09.2000).

6.  О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.

7.  Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. - С. 5-18.

        

Приложение 5

Литература:

  1. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л. П. Баданина //Начальная школа  плюс  До и После.-2007.-N 12. - С. 59-62.
  2. Виноградова, Н. 1-й класс - это серьезно!/Н. Виноградова //Начальная школа: газета издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 13.- С. 2-5.
  3. Воронцов, А. Педагогические условия реализации  адаптационного периода в первом классе школ    развивающего обучения/А. Воронцов //Начальная школа: газ.  издательского дома "Первое сентября".-2008.-N 13. - С. 32-35.
  4. Герц, Е. Н. Психологическая  адаптация  учащихся  1-х  классов/Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной  школы.-2008.-N 4. - С. 59-66.
  5. Королева ,О. Ф. Адаптационный период в первом классе/О. Ф. Королева // Образование в современной школе.-2003.-N 6. - С.   37- 45.
  6. Лямина, Е. М. Программа организации процесса адаптации  первоклассников к школьному обучению: (подпрограмма к  Образовательной программе школы)/Е. М. Лямина  // Завуч начальной школы.-2007.-N 6. - С. 74-87.
  7. Педагогические условия реализации адаптационного периода в 1-м классе школ развивающего обучения  // Начальная школа: газ. издательского  дома  "Первое  сентября" .-2007.-N 17. - С. 40-44.
  8. Пилипко, Н. В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: учеб.-метод. пособие для учителей  начальных классов/Н. В. Пилипко, Т. В. Громова, М. Ю. Чибисова;  под ред. Н. В. Пилипко.-М.: Перспектива,2002.-48 c.:ил.
  9. Рахновская, И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем:  пособие для практических психологов по адаптации первоклассников/И. В. Рахновская.-М.:Школьная  Пресса, 2005.-29 с. - (Воспитание и обучение  детей  с  нарушениями  развития. Библиотека журнала;  Вып. 27).
  10. Цыба, Н. В. Система адаптации первоклассников как  педагогическая технология/Н. В. Цыба // Завуч  начальной  школы .-2002 .-N 5. - С. 68-88.

Ресурсы сети Интернет:

http://gmo.miass.edu.ru/nach/p23aa1.html

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00072169_0.html

http://festival.1september.ru/articles/511644/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Статья "ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для многих детей, приходящих в первый класс.Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям... Как помочь ребенку,вы узнаете ,прочитав эту программу....

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Программа, разработанная учителями начальных классов, для создания  психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  (подпрограмма к Образовательной программе школы)...