Создание благоприятного климата в коллективе
консультация по теме
1. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
1.1 Климатические зоны.
1.2 Характеристики социально-психологического климата.
2.Результаты анкетирования детей и родителей.
2.1 Примеры игр и упражнений, классных часов направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в
3. Принципы создания здоровой рабочей атмосферы.
4. Взаимодействие с семьёй.
4.1Основные направления организации работы педагога с родителями учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по созданию благоприятного климата в коллективе | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
1.1 Климатические зоны.
1.2 Характеристики социально-психологического климата.
2.Результаты анкетирования детей и родителей.
2.1 Примеры игр и упражнений, классных часов направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в
3. Принципы создания здоровой рабочей атмосферы.
4. Взаимодействие с семьёй.
4.1Основные направления организации работы педагога с родителями учеников
Введение
Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий российской системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации личности, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, большим преимуществом и крупным шагом вперёд развитии теории и практик воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование - главной задачей отечественной школы.
Каким станет завтра наше общество, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять в только коллективе и через коллектив.
При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества.
В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.
Создание благоприятного климата в коллективе
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. А.С. Макаренко писал: "Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно: построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после чего он сам становится воспитанной силой". Человек существо - социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие, сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии.
Так что же такое коллектив?
Коллектив - группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.
Организованность классного коллектива включает в себя регулирование эмоциональной стороной упорядочивания его жизни и деятельности.
А. С. Макаренко в организации жизни коллектива придерживался создания определённого стиля, тона, мажорного, доброго настроения в коллективе, комфорта, а В. А. Сухомлинский называл школу - школой радости, подчёркивая тем самым значение переживаний в ней.
Перед классным руководителем стоит задача огромной важности: создать благоприятный психологический климат в классе, управлять им на протяжении всей жизнедеятельности его.
Что же такое благоприятный психологический климат?
Под психологическим климатом коллектива в социальной психологии понимают «эмоциональный настрой коллектива», «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями».
В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:
- удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;
- преобладающее настроение в коллективе;
- взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;
- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;
- сплочённость как эмоциональное единство;
- сознательную дисциплину.
В сплочённых классах наблюдается единство переживаний, связанных с какими- то либо событиями, учащиеся испытывают доброжелательные отношения друг к другу, в классе бодрое настроение, нет уныния и пессимизма.
Одним из социально- психологических аспектов работы классного руководителя является создание благоприятного психологического климата в классном коллективе. Что подразумевается под термином «благоприятный?»
Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Психологический климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания.
При этом благоприятный климат создают:
- доброжелательность в отношениях друг к другу;
- активность (активная позиция в общешкольных делах);
- взаимопомощь друг другу;
-инициатива;
-оптимизм;
- организованность членов коллектива.
Климатические зоны.
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":
- Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
- Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
- Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
- В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
- В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
- Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
- Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
- В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
- В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
- Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
- Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
- Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
- В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
- В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:
- определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
- коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
- определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
- применение игр, направленных на сплочение коллектива;
- определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
- изучение индивидуальных особенностей школьников;
- развитие коммуникативных навыков;
- определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
- социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
И одной из важных задач на этой стадии пути является формирование и усиление групповой сплоченности. Отношения сформировались, чувство ответственности за происходящее в классе увеличилось, что способствует большей сплоченности класса. В целом у учеников уже сформировалось восприятие класса как единого целого, напряжение уже спадает и появляется поддержка.
Методики диагностики, которые мы используем для изучения СПК приведены в приложении.(Приложение 1, 2)
Результаты анкетирования детей были следующие: 92 % учащихся считают ,что психологический климат в коллективе удовлетворительный, а 8 % детей психологический климат не удовлетворяет. Большинство учащихся идут в школу с хорошим настроением, им нравятся классные руководители и учителя- предметники. Эти дети могут свободно высказывать свое мнение и считают, что в школе созданы все условия для развития их способностей. 100 % опрошенных учащихся считают, что школа по настоящему готовит их ко взрослой жизни. Таким образом, по итогам анкетирования психологический климат в коллективе с позиции учащихся оценивается как благоприятный.
Опрос родителей показал, что 96 % опрошенных считают психологический климат в школе удовлетворительный. 4% опрошенных родителей считают психологический климат в школе неудовлетворительный. Таким образом, 98 % опрошенных родителей считают, что их ребенок чувствует себя в окружении друзей или дружит с отдельными ребятами; считают ,что ребенок дорожит классом. 100% опрошенных родителей довольны воспитательной работой в классе и положительно относятся к Коллективным Творческим Делам. 96 % родителей считают, что в классе заботятся об их ребенке, что класс помогает не только ученикам, но и окружающим людям. 86% родителей согласны с тем, что в школе созданы условия для проявления способностей и возможностей их детей.
Итак, в целом по итогам анкетирования «Психологический климат в коллективе глазами родителей» получены положительные результаты, наблюдается благоприятный психологический климат в школьном коллективе».
Для того чтобы исследование СПК было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога). Описанный нами метод наблюдения предложен А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой. Параметры наблюдения социально-психологического климата разложены на 3 вектора: 1) эмоциональный фон, 2) способность к сотрудничеству, 3) эффективность взаимодействия. Предложенные референты, по замечанию авторов А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой, не являются единственно возможными, и их список можно дополнять другими характеристиками.
При фиксации полученных результатов можно пойти по пути обобщения увиденных особенностей класса (в этом случае наблюдаемые особенности фиксируются без указания фамилии того, в чьем поведении они были замечены). Такие результаты помогут обозначить наиболее проблемные составляющие социально-психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с классом (хотя, как правило, все они тесно связаны друг с другом). Однако в большинстве случаев целесообразнее записывать результаты наблюдения пофамильно, что позволит увидеть вклад каждого школьника в общую психологическую атмосферу класса, его индивидуальное самочувствие в нем.
Примеры игр и упражнений, классных часов направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе
Ученики устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план выступают вопросы партнерства. Для их решения я использовала цикл классных часов таких как: «Кто твой друг», «Хорошо ли мы знаем друг друга?» , «Почему люди ссорятся?», «Дружный ли наш класс?», «Учимся дружить» , «Планета – это мы» ,«Добро и доброта. Добрый ли ты?», «Какой Я? Какой Ты?» , «Толерантность», «Наш характер»,
«Познай себя» и т.д
Задачей классных часов является катализировать и усилить групповую сплоченность в классе, умение действовать сообща, помогать друг другу, научиться видеть уникальность и важность каждого одноклассника.
В классных часах используется сказкотерапия, как эффективный метод психологической коррекции детей младшего школьного возраста. Через сказку можно говорить с ребятами о любой проблеме.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Для учителя очень важно овладеть технологией коллективной творческой деятельности. В своей деятельности я использую такую технологию, автором которой является Игорь Петрович Иванов. Эта технология применяется в таких делах как: совместное выполнение детьми поручений учителя, коллективная подготовка плакатов и рисунков к праздникам, традиционным школьным мероприятиям, спортивным соревнованиям и т.д. Но наибольшее внимание я уделяю проектной деятельности детей. Я предложила детям подготовить проект по теме «Наше здоровье». Детей очень заинтересовало это коллективное дело, и они, с большим удовольствием, согласились.
Начиналось все с обсуждения проекта и выборе мероприятий, затем дети самостоятельно, с помощью родителей подбирали информацию по теме, обсуждали с учителем, с товарищами, чтобы избежать повторений. На следующем этапе подготовки проекта мы коллективно распределяли роли заключительного мероприятия. При распределении ролей дети старались сделать это: во–первых, чтобы не оставить никого обделенным, во – вторых, соответствующе характеру каждого ученика, но ни в коем случае не обидев ни одного из членов коллектива. После защиты мини мы выпустили газету «ЗОЖ» т.д.
Мне нравится применение в работе мини – игр (приветствия детей друг другом), такие как: «»Привет! Как твои дела?», «Здравствуй, Света!», «Здравствуйте», «Приветствие», «Повторение ритма», «Приветствия с музыкой и без», «Импульс», «Коридор приветствий».
Игры помогают:
- сблизить участников игры;
- установить дружеские отношения;
- формировать чувство принадлежности к группе;
- установить комфортную атмосферу, создать эмоциональный заряд;
- развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека;
- развивать навыки слушания;
- установить контакт с партнерами, сплотить группы;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой в начале дня;
- предоставить детям возможность почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
Возможность применить эти правила дружбы у детей есть в течение всего года на таких мероприятиях как: предметные недели по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, где более сильные ученики протягивают руку помощи своим товарищам; спортивные мероприятия, «Смотр строя и песни» для победы в которых необходим командный дух, поддержка и сопереживание членов команды; традиционные школьные мероприятия, подготовка которых также требует серьезного коллективного подхода для достижения более высокого уровня проведения таких мероприятий.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.
На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".
Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)
Игра-проект "Символика моего класса"
"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)
Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты?(Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!
Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.
1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!
2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:
- название класса;
- девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
- символ класса.
Главное условие - проект должен объединить весь класс.
3 этап: Защита группами своих проектов.
4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)
3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.
Создание "Дневника класса"
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.
Примеры игр и упражнений на сплочение класса:
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".
3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.
Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.
Старайтесь согласиться,
А не возразить.
Стремитесь не к победе,
А к истине и миру.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
Доброжелательность;
Защищенность;
Мобильность;
Креативность;
Оптимизм;
Инициативность;
Работоспособность;
Свобода своего «я».
При неблагоприятном климате:
Незащищенность;
Леность;
Агрессивность;
Пессимизм;
Зажатость;
Пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:
Принципы создания здоровой рабочей атмосферы:
- Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
- Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
- Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
- Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
- Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
- Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
- Забудьте о покровительственном тоне.
- Создавайте условия, а не диктуйте их.
- Верьте людям, с которыми работаете.
- Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
- Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
- Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Взаимодействие с семьёй
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками , что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей , развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров , помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении .
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое , как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов , детей, родителей.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы , проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию , не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов .
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним . Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству , проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Основные направления организации работы педагога с родителями учеников
Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка , каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Здесь необходимо следующее:
- изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка , об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны , которая имеет отношение к ребенку ( искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка , обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т. д.) ;
- организация диагностической работы по изучению семей;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
- выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании , в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами ,вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность , направленную на повышение их авторитета;
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских; объединений родителей по семейным проблемам;
- активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей ( групп продленного дня, интернатов, класса) ;
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта , коммуникативных навыков и умений , подготовке старшеклассников к семейной жизни ( факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания») ;
- разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др. ) ;
- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Литература
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004
6. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.
7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.
Приложение 1
Анкетирование
«Психологический климат в коллективе»
(глазами учащихся)
Вопрос | Количество удовлетворительных ответов | Количество неудовлетворительных ответов |
Я иду в школу с радостью | 8% | |
В школе у меня хорошее настроение | 8% | |
В нашем классе хороший классный руководитель | 100% | |
К нашим учителям можно обратиться за советом | 100% | |
У меня есть любимый учитель | 12% | |
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение | 24% | |
Я считаю. Что в школе созданы все условия для развития моих способностей | 4% | |
У меня есть любимые предметы | 100% | - |
Я считаю, что школа по- настоящему готовит меня ко взрослой жизни | 100% | |
Итог |
Итог: 92 % учащихся считают ,что психологический климат в коллективе удовлетворительный, а 8 % детей психологический климат не удовлетворяет. Большинство учащихся идут в школу с хорошим настроением, им нравятся классные руководители и учителя- предметники. Эти дети могут свободно высказывать свое мнение и считают, что в школе созданы все условия для развития их способностей. 100 % опрошенных учащихся считают, что школа по настоящему готовит их ко взрослой жизни. Таким образом, по итогам анкетирования психологический климат в коллективе с позиции учащихся оценивается как благоприятный.
Приложение 2
Анкетирование
«Психологический климат в коллективе»
(глазами родителей)
вопрос | Удовлетворительный ответ | вопрос | Неудовлетворительный ответ |
Ребенок чувствует себя в окружении друзей, дружит с отдельными ребятами | (100%) | Ребенок чувствует себя одиноко |
|
Ребенок дорожит классом, не задумывается о роли класса в своей жизни | 100 | Хочет перейти в другой класс, школу |
|
В классе заботятся о моем ребенке; класс помогает не только ученикам, но и окружающим | (96%) | Не чувствую заботы о своем ребенке | (4%) |
Довольны воспитательной работой в классе | (100%) | Не удовлетворяет воспитательная работа | |
Положительное отношение к КТД | (96%) | КТД классу не нужны | (4%) |
Дружеские отношения в классе | (96%) | Дружба не возможна | 23(%) |
Возможно проявление своих способностей | (86%) | Нет возможности проявлять способности | 32 (9%) |
Итог: 96 % опрошенных родителей считают психологический климат в школе удовлетворительный. 4% опрошенных родителей считают психологический климат в школе неудовлетворительный. Таким образом, 98 % опрошенных родителей считают, что их ребенок чувствует себя в окружении друзей или дружит с отдельными ребятами; считают ,что ребенок дорожит классом. 100% опрошенных родителей довольны воспитательной работой в классе и положительно относятся к Коллективным Творческим Делам. 96 % родителей считают, что в классе заботятся об их ребенке, что класс помогает не только ученикам, но и окружающим людям. 86% родителей согласны с тем, что в школе созданы условия для проявления способностей и возможностей их детей.
Итак, в целом по итогам анкетирования «Психологический климат в коллективе глазами родителей» получены положительные результаты, наблюдается благоприятный психологический климат в школьном коллективе».
«Кто твой друг».
Мосеева СН
Цель: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Задачи: -учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками,
-продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе,
-помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации.
Методические приемы: инсценировка, социологическое исследование;.
Формы работы: работа в парах, группах, индивидуально, коллективная.
- Введение в тему.
Учитель: Ребята! Что за слово здесь зашифровано? Чаще всего бывает крепкой, верной и долгой. ( жБуРДа)
- Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или делиться своим секретом. Произносишь слово «дружба» и вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.
- А кого можно назвать другом? (ответы детей)
- Определим задачу нашего занятия.
Важно ли это? Зачем? Что бы ты хотел узнать. Получить, определить в ходе занятия.
Задумайтесь сегодня над вопросами: «Кто твой друг?», «Умеешь ли ты дружить?» (на доску)
Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях, попытаемся понять, каким должен быть настоящий друг.
- Работа со стихотворением Л. Измайловой «Монолог о дружбе».
1.Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть поход вдвоем в кино?
2. Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть подсказку у доски?
Может быть защиту в драке школьной?
Или просто средство от тоски?
3.Ну а может быть молчанье в классе?
Если друг плохое совершит?
Скажем Коля стену разукрасил,
Михаил все видел и молчит?
4.Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься дома не было охоты,
А дружок дает ему списать.
5.Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»
Оба дружно начинают врать.
6. Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда?
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
1.Что такое дружба? Каждый знает?
2. Может быть и спрашивать смешно?
3.Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
7.Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
8.Терпеливо объяснять задания,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое внимание
Две недели, месяц или год…
9.Если друг твой что-то к сожалению,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомнения,
Правду высказать ему в глаза.
10.Может быть понять он все не сможет,
Может быть обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
11.Дружба в радости и дружба в ссоре,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
-Ребята, вы согласны с автором этого стихотворения? (Высказывания детей.)
3.Работа со стихотворением А. Барто «Требуется друг»
-Посмотрите инсценировку стихотворения А. Барто «Требуется друг» и скажите, почему героине стихотворения было сложно найти друга?
Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать!»
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
(Высказывания детей)
Обобщение: Дружить очень непросто.
Найдите определение слова «дружба» в словарях В. Даля, Ожегова, Репкина, интернете
Работа в группах. Выберите критерий по которому оцените работу группы. Оцените.
Не зря на первое место В. Даль поставил бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе.
А древнегреческий философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы.»
«Дружба - бескорыстная стойкая приязнь».
(На доске)
4.Работа в парах
Обведите зеленым карандашом рисунки, на которых изображены настоящие друзья. (Работа в парах.)
(Обсуждение результатов работы, оценка)
5. Работа с пословицами.
- На прошлом занятии вы набирали себе команду из ребят нашего класса. Вспомните сколько человек вы взяли и почему. (Ответы детей)
-Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, здесь мы родились, растем и взрослеем.
Соберите пословицу:
(лучше, чем, родная, дружка, нет, матушка). (На доске)
-Какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей)
Давайте вместе разберем пословицы и поговорки на с. 17. Подумаем вместе о каких чертах характера в них говорится? (Работа в тетради)
6.Работа с чертами характера
- А какие черты характера вы больше всего цените в людях? Подчеркните их в задании. Почему?
-На парте у вас портрет вашего товарища, который вы рисовали дома. Вы должны написать любимым цветным карандашом слова, обозначающие черты которые присущи только ему.
(у кого нет портрета – задание 3)
На доске: честный, скромный, красивый, заботливый, добрый, загадочный, надежный , застенчивый, веселый, старательный, нежный, обязательный, смекалистый, умный, подвижный, смелый ,тихий, аккуратный, трудолюбивый, преданный.
-А теперь покажите портрет вашего товарища и расскажите о нем.
7.Работа над законами дружбы.
- Ученые-психологи изучали правила дружбы у разных народов мира. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы:
-доверять другу
-делиться новостями
-уметь хранить чужие тайны
-радоваться вместе с другом его успехам
-предлагать свою помощь
-стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций
-защищать друга
-не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине)
-уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
-всегда выполнять свои обещания
-Какие из этих правил вы уже выполняете, а каким предстоит учиться?
-Какое из правил вам кажется самым легким?
-Какое правило вам кажется самым сложным?
8.Работа над составлением портрета класса.
-Вы рисовали портрет своего друга. А теперь давайте попробуем нарисовать портрет нашего класса. Только не красками, а словесный портрет с помощью информации, которую ребята собирали в течении этой недели, проводя в классе социологическое исследование.
Итак портрет 4Б класса.
Заполняем коллективно
-дата рождения……
-кол-во детей в классе…. преобладают …
-средний возраст…
-средний рост…
-средний вес….
-глаза…..преобладают …
-сколько родных братьев и сестер…..
-наши увлечения….
-учимся нормально в меру сил
-характер – взрывной, неунывающий
-любим бегать
-иногда драться
-но все мы очень добрые
-что мы ценим больше всего? Конечно же дружбу!
9. Итог занятия. Рефлексия.
Составьте синквейны, хокку и стихи на тему дружба.
Дружба.
Радостная, большая, увлекательная.
Сближает, помогает.
Дружба-это то, что всегда поможет.
Филатова А.
Дружба.
Дружба - это когда,
Вы с друзьями не разлей вода
Когда в горе и в радости вместе
Всегда и везде интересней!!!
Хамидулина А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"
Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...
Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе
Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе....
Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Выступление на педагогическом совете...
Доклад «Создание благоприятного климата в классном коллективе»
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического...
Презентация Тема: Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность...
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе....
Консультация "Создание благоприятного климата в группе"
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ, в ней предложены способы взаимодействаия воспитателя с детьми, как организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребёнка)....