Родительское собрание
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 «в» классе
МБОУ Бутурлиновская СОШ
«КАК ЛЮБИТЬ, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ?»
Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
Задачи:
1. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2.Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.
3.Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
4. На основе предложенного практического материала познакомить с особенностями и проявлениями родительской любви к ребенку, определить значимость этого понятия для детей и родителей.
Ход собрания
При входе в класс родители получают на выбор треугольник красного, желтого, зеленого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета.
1. Вводная беседа.
Добрый день. Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. Сегодня мы поговорим о проявлении родительской любви. Дата нашего собрания неслучайна. В последнее воскресенье ноября отмечают славный праздник «День матери».
Кротко озаряла комнату лампада;
Мать над колыбелью, наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья темные качая.
Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку сына нежно мать глядела,
Колыбель качая, тихо песню пела:
«Ах, уймись ты, буря; не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные сторонкой».
Спи, дитя, спокойно... Вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласку.
Прежде чем начать нашу беседу, я хочу представить вашему вниманию видеоролик. (Видеоролик «Один день школьной жизни первоклассников»)
Каждый сюжет завершается поздравительной речью первоклассников.
1 Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
2.Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
3 Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
4 Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
5Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
6 Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!
7 Мамин тpyд я беpегy,
Помогаю, чем могy.
Hынче мама на обед
Hаготовила котлет
И сказала: "Слyшай,
Выpyчи, покyшай!"
Я поел немного,
Разве не подмога?
8 Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.
Самая красивая
Мама у меня!
9 Руки мамочки моей —
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Столько в них любви и силы!
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют —
Руки мамы все умеют!
10 Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
11 Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
12 Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.
13 Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.
14 Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.
15 Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя МАМА.
16 Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю — МАМА.
17 Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время,
Мамочка люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет.
18Если мамы дома нет,
Очень, очень грустно.
Если мамы долго нет,
То обед невкусный.
19 Если мамы рядом нет
Холодно в квартире,
Если мамы близко нет,
Плохо в целом мире.
20 Если мама далеко,
Очень детям нелегко.
Я скажу вам прямо:
– Берегите маму!
Песня «Как хорошо, что есть на свете мама»
Мне хочется процитировать американского психолога Росса Кембэлла: «Ребёнка можно сравнивать с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не дается, им нечего возвращать». Попробуйте объяснить , как вы понимаете смысл этой цитаты?
2.Актуализация темы.
- Какими бы родителями мы не были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос?
- Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили.
-Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых есть и уродливые, они портят, а не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить в отношениях родителей и детей. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь, к чему он может привести. Это фанатическое поклонение перед ребенком, как перед божеством. Ребенок не знает удержу своим желаниям – принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца и хулигана: все мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – мое желание. Ребенок не знает понятий «можно, нельзя, надо». Воспитанный в духе умиления – эгоист. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит радость, счастье родителям уже тем, что он существует.
Любовь – деспотическая. Родители своими попреканиями ребенка создают обстановку ада. Родители объясняют свое поведение любовью, желания добра. Жизнь детей в таких семьях – мучение. К своим детям они относятся как к вещам: что захочу, то и скажу, потребую… Ребенок ожесточается, становится грубым, бессердечным. Мать ласкает ребенка только на людях, по-актерски, ради демонстрации. Такие дети несчастны, и никто порой не догадывается об их «невидимых миру слезах».
Любовь откупа – родители считают, что материальными затратами можно измерить любовь, на худой конец откупиться. Детей окружает атмосфера духовной пустоты. Сердцам детей недоступны такие чувства как ласка, участливость, милосердие. Они могут вырасти жестокими детьми. Это морально искалеченные дети.
3. Эмоциональная индукция.
- Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы и постараемся сегодня ответить.
- Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
- Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этому может способствовать равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.
Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Возьмите лист бумаги и ручку. Поставьте в строчку, через запятую, числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, « отчасти», « иногда» - 1 балл, « нет» - 0 баллов.
Отвечайте на вопросы, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли дети с вами « по душам», советуются ли « по личным делам» ?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6.Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9.А « детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их « без взрослых»?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11.А телевизионные передачи и книги?
12.Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
13.Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Считаем количество набранных баллов.
Готовы получить оценку
Итак:
Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
4. Анализ родительских ошибок.
Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том , что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть – чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой – нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастается в огромный овраг.
5.Групповая работа
1.Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые он когда – либо совершал. У вас 3 минуты.
2.Объединитесь в группу, обсудите и выберете 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Обсудите , кто сейчас представит вашу работу для всех. У вас 10 минут. По истечении времени кто – то из группы докладывает о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются общие ошибки.
3. Давай те выберем общие ошибки, которые присущи родителям ( выписать эти ошибки на доске).
4.На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда – либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов.
1.Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я
больше любить тебя не буду»
2.Безразличие. « Делай, что хочешь, мне все равно»
3.Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала,
потому что я в доме главная».
4.Детей надо баловать. «Пожалуй, я это сделаю сама. Моему
малышу это пока не по силам».
5.Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг»
6.Больше денег – лучше « Мы слишком стеснены в средствах, поэтому
воспитание. не можем себе позволить даже побаловать
ребенка, постоянно приходится ему во всем
отказывать. Словом, будь у нас больше
денег, мы были бы лучшими родителями».
7.Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой
(теннисом, живописью), я не позволю ему
опустить свой шанс».
8.Слишком мало ласки. «Поцелуи и всякие нежности не так уж и
важны для ребенка».
9.Ваше настроение. « Можно это или нет? Это зависит от вашего
настроения».
10.Слишком мало
времени для воспитания « К сожалению, у меня совсем нет времени
ребенка. для тебя».
6.Заключительная часть.
В заключение нашей встречи я хочу сказать.
*Помните, что Семья – это храм любви.
Дети – это счастье.
*Не забывайте, что разумная любовь родителей
освещает жизненный путь ребенка.
*Знайте, что счастье отцовства и материнства не манна
небесная, оно не проходит праздничным гостем.
Сложность этого труда состоит в том, что он представляет
собой слияние разума и чувств, мудрости и любви.
Послушайте стихотворение « Счастливый человек»
Когда рождается на свет ребенок
Для мамы нет на свете никого.
И смысл жизни сразу изменился –
Ты начинаешь жить лишь для него.
И каждую свободную минутку
Теперь ты даришь только лишь ему.
Его, как будто от невзгод спасая,
Ты прижимаешь к сердцу своему.
И вот уже малыш подрос немножко,
Пред ним открылись новые пути.
И маме уже нужно на работу,
А значит, в садик малышу пора идти.
Но как- то на душе растет тревога,
С волнением это день она ждала,
Но ласково встречая у порога,
За ручку женщина ребенка повела.
Она погладила его головку
Своею мягкою и доброю рукой,
С улыбкой дала ему игрушку,
И в маминой душе настал покой.
Как важно, в чьи заботливые руки
Ты отдаешь кровиночку свою.
За их добро, подаренное детям,
Я педагогов всех благодарю.
Общение с душой ребенка чистой
Работаю ты вряд ли назовешь.
Ты вместе с ним мир снова открываешь
И интересами живешь.
Кто с детством свою жизнь связать решил,
Тот молодым останется навек.
А значит, повезло ему по праву,
А значит, он счастливый человек! –
Помните, уважаемые родители, - « Если ребенок смеется – значит, мы все
« сделали правильно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...