Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
консультация (4 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nayti_svoy_put.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Родительское собрание на тему «Найти свой путь»

                                                           ( форма проведения - дискуссия)

                                     Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир.

                                                                                                             Ф.Ларошфуко

Задачи родительского собрания:

  1. Образовательные- дать родителям практические рекомендации по определению склонностей и способностей ребенка
  2. Воспитательные: помочь выработке стиля семейного воспитания, способствующего раскрытию всех сторон личности ребенка.
  3. Организационные: организовать  совместно с родителями серию экскурсий на производство ( по возможностям школы и родителей).
  4. Информационные: Дать информацию о психолого-педагогической литературе, знакомящей с наиболее типичными мотивами выбора профессии.
  5. Специальные: выявить трудовые династии, а также семьи, готовые участвовать в совместных мероприятиях и имеющие  возможность оказать помощь школе (организационную, информационную, оформительскую)

Перечень нормативно- правовых, информационно-методических материалов, информационно- педагогической литературы по теме родительского собрания.

  • Конвенция ООН « Оправах ребенка
  • Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М, 2003
  • Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском  собрании.- М, 2004.
  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Выбор профессии.- М., 2003
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.-М., 2004.

Подготовка к родительскому собранию.

  1. Подбор и анализ психолого- педагогической литературы.
  2. Совместная подготовка к собранию учителя и психолога.
  3. На уроке изобразительного искусства предложить учащимся тему творческой работы « кем я хочу быть?»
  4. Анкетирование учащихся класса, анализ его результатов и подготовка обобщенной информации в виде таблицы « Моя будущая профессия».
  5. Разработка памятки дл родителей, тиражированию
  6. Подготовка и тиражирование бланков текста
  7. Подготовка и продумывание приглашения на родительское собрание, времени и даты собрания.
  8. Оформление творческой выставки работ « Кем я хочу быть»
  9. Подготовка листов бумаги, карандашей, фломастеров.
  10. Подготовка проекта решения родительского собрания.

Участники родительского собрания

Классный руководитель, психолог, родители.

План родительского собрания:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Знакомство с результатами предварительного анкетирования учащихся, таблицей « Моя будущая профессия»
  3. Постановка проблемы
  4. Свободная дискуссия.
  5. Мнение эксперта. Итоги дискуссии.
  6. Подведение итогов родительского собрания.

Проведение родительского собрания.

  1. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим , чтобы они получали надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Конечно, выбирать институт предстоит еще не завтра. Но уже сейчас важно определить способности, наклонности ребенка, чтобы развивать те черты, которые пригодятся ему в будущем. Становление будущих танцоров, спортсменов, музыкантов начинается уже с 5-6 лет. Чаще всего, это счастливые случаи, когда внимательные родители и педагоги рассмотрели в ребенке талант и помогли его развить. Родители, как правило, думают, что дети не задумываются, кем они станут во взрослой жизни?. Посмотрите на детские рисунки. И послушайте необычный диалог:

«- Я хочу быть водителем трамвая. Это интересно- возить детей. И он обязательно в форме- в оранжевой жилетке.

-  Ты что! Ты же там, в трамвае, замерзнешь!  И там платят мало! Если будешь стоматологом, там много. Вот я буду бензозаправщиком. Ничего не делаешь и получаешь большие деньги! Там делать нечего. Стоишь и бензин заливаешь. Это же не то, что глупый водитель трамвая.

-А у тебя бензин вдруг прольется и взорвется. А ты убежать не сможешь!»

2.Далее учитель знакомит с результатами предварительного анкетирования учащихся, таблицей « Моя будущая профессия»

Из данных этой таблицы, родители делают вывод, что будущей профессией ребенка надо заниматься уже сейчас.

3.После этого учитель ставит проблему, которую предстоит обсудить на собрании.

Так что же влияет на выбор профессии? Самыми распространенными , по мнению психологов, являются три момента:

  • Мнения родителей
  • Представление о себе, называемое в психологи и самоактуализацией
  • Практические соображения ( деньги, престиж профессии)

4.Учитель предлагает обсудить, как помочь детям найти свой путь, избежав ошибок, которые может быть сделали родители.

- Какое влияние оказывают родители на профессиональный выбор детей?

  • Родители  формируют определенные  жизненные установки и ценности (« Ты всегда должен быть  лидером!» или « Главное- это хорошо зарабатывать!»
  • Родители выступают моделью определенного образа жизни ( если мама и папа буквально « горят « на работе, у ребенка складывается убеждение, что это поведение самое правильное).
  • Родители навязывают собственное мнение ( В нашей семье все были геологами и ты должен!)

  • - Вспомните, какое влияние на выбор профессионального пути оказала ваша семья?

Искренне желая счастья своему ребенку, родители порой насильно заставляют его идти по своим стопам или стремятся за его счет воплотить свои нереализованные профессиональные планы.

  • - Как вы понимаете известный в психологии феномен « подножка самому себе?»

 Суть этого феномена в том, что люди  порой намеренно создают препятствия  своим будущим успехам. Такое поведение вызвано неуверенностью в себе, страхом проигрыша. В этом случае желание пойти работать охранником- это не отражение профессиональной склонности а одна из форм тактики избегания неудач. Мотивы такого поведения уходят корнями в глубокое детство. Так что формирование « психологии победителя» начинать нужно  с малых лет.!

- Поделитесь своим педагогическим опытом, своими тревогами и опасениями.

Наиболее распространенные трудности самооактуализации.

Одна из них- низкая мотивация учащихся. Если ребенок не проявляет интереса ни к одному из предметов, ник одному из видов деятельности ( или, как вариант, к экстремальным видам деятельности)- это может говорить  либо об инфантилизме, либо о нарушении традиционных ценностей. И в том, и в другом случае требуется длительная психокоррекционная работа.

 Одаренных детей часто подстерегает другая проблема: успешно проявляя себя в различных сферах, успевая по многим предметам, они  затрудняются в выборе равноценных для них вариантов. Поэтому родители и психологи должны делать выбор не вместо детей, а вместе с ними на основании  всестороннего изучения всех последствий этого выбора.

  • -Правильно ли выбирать работу по практическим соображениям?

Часто тот, кто мечтал стать художником или музыкантом, вынужден заниматься деятельностью далекой от сферы своих интересов. Обстоятельства складываются так, что человек выбирает профессию, которая позволит найти работу и средства к существованию. Приходится жертвовать профессиональными склонностями и работать не там , где хочется, а там, где выше заработная плата.

- Выскажите свои мнения.

Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые оплачиваются сейчас высоко, совсем не будут таковыми и наоборот. Кроме того, не все люди выбирают профессию раз и на всю жизнь. Некоторые пробуют себя в областях различной профессиональной деятельности, и это говорит  не о том, что выбор был сделан неудачно, а о стремлении человека наиболее полно реализовать свои способности.

  1. Итоги дискуссии.

Темперамент, характер может в значительной мере  помешать или помочь в профессии. Профессиональный отбор позволяет выделить претендентов с наиболее подходящими для  данной специальности психофизиологическими качествами.

  Разработаны специальные тесты, по которым можно оценить характеристики внимания, скорость двигательных реакций, применительно к различным профессиям. Согласно данным психологических исследований, лица, работающие по специальности подобранных с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают наибольшее удовлетворение от своего труда, что самым благотворным образом складывается на результатах своей деятельности.

   Например, реактивность сангвиника принесет дополнительный эффект, если работа требует постоянной смены объектов  общения, рода занятий, частичного перехода от одного ритма жизни к другому.

Флегматики легко осуществляют медленные плавные движения, у них обнаруживаются предпочтение стереотипных способов действия, они способны пунктуально соблюдать существующий порядок. Холерикам, наоборот, очень трудно совершать деятельность, требующих равномерных движений, зато их решительность и умение быстро ориентироваться в обстановке способствуют радикальным преобразованиям, рождению и реализации новых идей.

 Родителям необходимо уметь определять склонности ребенка для того, чтобы в будущем помочь в профессиональном становлении.

Как бы то ни было, говорить, что одни мотивы правильны, а другие нет, неконструктивно. Не существует абсолютно верных мотивов. Каждый вправе сделать свой выбор и опираться на собственные мотивы. Важно лишь понимать что это: подражание старшим? Мечты о творческом воплощении себя? Желание доказать родителям свою независимость? Решение должно быть взвешенным, а не сиюминутно- расплывчатым- легкомысленным « захотелось» или « так сложилось».

Для самостоятельного оценивания склонностей своего ребенка родителям может быть предложена  методика Е.А.Климовой « Определение типа будущей профессии».Инструкция: если утверждение верное, перед цифрой в таблице нужно поставить «+», если нет «−«. Если вызывает сомнение, зачеркнуть цифру.

                                Проект решения родительского собрания:

  1. Рекомендовать родителям определить склонности своего ребенка, используя рекомендации психолога.
  2. Организация в течение года экскурсий, способствующих профессиональному самоопределению (объекты выбираются на усмотрение родителей.

Утверждения

для самооценки

природа

техника

знак

искусство

человек

1.Легко знакомлюсь с людьми

1

2.Охотно и подолгу могу что-то мастерить

1

3.Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

1

4.Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

5.Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

1

6.С удовольствием общаюсь со сверстниками или  с малышами

1

7.С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

8.Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

1

9.Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

2

10.Люди считают, что у меня есть художественные способности

2

11.Охотно читаю о растениях, животных

1

12.Принимаю участие в спектаклях, концертах

1

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

1

14.Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

2

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

2

16.Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

2

17.Людям нравится мое художественное творчество

2

18.У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

19.Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

2

20.Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

1

21.Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

1

22. без особого труда осваиваю иностранные языки

1

23. Часто мне случается помогать даже незнакомым людям

2

24.Подолгу могу заниматься рисованием, музыкой, читать книги и т. д.

1

25.Могу влиять на ход развития растений и животных

2

26.Люблю разбираться в устройстве механизмов

1

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

1

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, в музыке и т.п.

1

    Интерпретация результатов: по каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, т. е. с учетом знаков ,сумму. Зачеркнутые цифры считать не надо. Наибольшая полученная сумма или суммы ( по нескольким столбцам)указывают на наиболее подходящий тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессии, которых следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце-8.

          В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на пять основных типов: « человек- природа»,  « человек-техника»,

« человек-знаковая система», « « человек - художественный образ», « человек- человек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 3 класс. Тема: "Знаете ли вы своего ребёнка?"

Родительское собрание с элементами тренинга....

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание 1 класс «Как мы можем помочь своим детям?»

Первый год обучения особенно трудный для ребенка, происходит его адаптация к новому укладу жизни, к новым друзьям, педагогическому коллективу, к новым требованиям. Наблюдения за первоклассниками показ...

Отношения в семье как основа взаимопонимания. Родительское собрание. 1 класс. Программа "Путь к успеху"

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребн...