«Толерантность – путь к доброте» Технология - французские мастерские
классный час на тему
«Толерантность – путь к доброте»
Технология - французские мастерские
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frantsuzskie_mastreskie.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Классный час
«Толерантность – путь к доброте»
Технология - французские мастерские
Автор: Исупова Надежда Николаевна
учитель начальных классов
Печора
20012 г.
Пояснительная записка.
«Французские мастерские»
Модернизация начального общего образования предполагает переход начальной школы от навыково – знаниевой к личностно – ориентированной, развивающей модели обучения. В настоящее время нам учителям начальной школы предоставлен широкий выбор вариативных программ и учебно-методических комплексов. Но изменив лишь содержание, оставив без изменения педагогическую технологию, невозможно достичь требуемых результатов обучения, а именно раскрыть личность ребенка.
Одной из технологий, способных реализовать личностно – ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская или французские мастерские появились в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования» с 1989 года.
Основные идеи этой технологии – обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.
«Французские мастерские» - это нестандартная организация учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному росту учителя и образовательному ученика, дарит радость сотворчества.
Эта технология выражается в таких постулатах:
- Ученик находится в активной позиции, сам строит свое знание.
- Ученик развивается как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно думающая личность.
- У каждого ребенка есть способности, важно дать им возможность раскрытия в том или ином виде деятельности.
- Меняются традиционные взаимоотношения учитель – ученик (учитель относится к ученику как к равному себе)
- Учитель не авторитарный наставник, а мастер, «талантливый скульптор»
- Психологические воздействия рассчитаны самым тщательным образом. Каждый участник мастер, удивляется тому, что с ним происходит (смог сам сочинить, нарисовать выразить собственную мысль)
ЦЕЛЬ – педагогического мастера – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.
Это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат. Психологическое воздействие, которое на личность оказывает в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпеньем ждут таких уроков. У них нет страха неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.
Ученик думает, изобретает, создает, творит, самореализуется. Уроки в режиме мастерской – это урок – откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, танцуй, играй.
Перед учителем стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребенка;
Работать вместе с учениками, не ругать, не хвалить, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственные достижения, пусть даже маленький шаг вперед. Это технология чем – то напоминает урок в форме игры. Однако у этой технологии есть свой алгоритм:
- ИНДУКЦИЯ – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность.
- САМОКОНСТРУКЦИЯ – индивидуальная работа с текстом, красками, звуками. Дети записывают все, что знают о познавательном объекте.
- СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ – работа в парах по построению определенных ранее элементов.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление ученика в группе (сопоставление, оценка). Работа в группах.
- АФИШИРОВАНИЕ – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов). Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов.
- РАЗРЫВ – этап кульминации творческого процесса: новое видение предмета, внутренне осознание неполноты знаний, побуждение к углублению в проблему.
- РЕФЛЕКСИЯ – анализ всего происходящего без банального оценочного суждения.
Это технология достаточно трудоемкая. От учителя требуется длительная и кропотливая подготовительная работа по подбору и оформлению материалов, но результаты использования данной технологии оправдывают все затраты.
Классный час «Толерантность – путь к добру» был проведен в рамках реализации программы «Толерантный класс»,третий час по теме «Отрицательные и положительные качества человека»
ЦЕЛЬ :способствовать формированию понятия «толерантность», расширить представление обучающихся об этом слове с позиции нравственного смысла.
ЗАДАЧИ:
- Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств толерантного человека
- Выработать умение пользоваться этими качествами в любой жизненной ситуации
- Развивать детское творчество
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Толковый словарь
- Клип «Белая ворона»
- Конверты с напечатанными качествами человека, цветы
- Бумага, краски, вырезки, пластилин
- На доске слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, портреты людей с выражением злости, доброты, веселья, безразличия
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
1 ИНДУКЦИЯ. Обучающиеся стоят в кругу. Учитель раздает всем семена. Слово учителя. Когда-то на землю прилетели волшебные птицы. Они принесли человеческие желания и потребности. Как волшебные семена они были посеяны по всему миру. И выросли из них цветы - человеческие души. Некоторые из них были прекрасны, ведь из добрых желаний вырастают красивые качества, а из некоторых выросли сорняки и крапива, ведь злые помыслы рождают злые поступки. Посадите свои семена. Какие цветы вырастут из ваших семян?
2 САМОКОНСТРУКЦИЯ. Обучающиеся пишут качества людей на цветах и делают аппликацию на доске, озвучивая качества людей.
3 СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. Мы живем в огромном мире. Как разнообразен этот мир, разнообразны наши чувства. Какие чувства выражают портреты? Какого они цвета?
Работа в парах.(конверты) Распределяют качества человека в группы, объясняют выбор.
ВЫВОД: комфортно, уютно жить рядом с человеком, у которого преобладают положительные качества, когда тебя понимают, принимают таким, каков ты есть. Такого человека считают толерантным?
4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Толерантность. Предположите: что обозначает? Как понимаете. А как узнать точное значение.
Обучающиеся обращаются к толковым словарям.
Работа в группах. Представляют лицо толерантности (красками, пластилин, аппликации)
5.АФИШИРОВАНИЕ. Обучающиеся представляют свои работы, идет обсуждение.
Вывод: какими качествами обладает толерантный человек? 6.РАЗРЫВ. А все ли мы обладаем качествами толерантного человека?
Всегда ли люди справедливо относятся друг к другу?
Вспомните из литературы известные случаи несправедливого отношения.
Просмотр клипа « Белая ворона»
Ваши ассоциации.
7.РЕФЛЕКСИЯ. С каким настроением уходите с классного часа?
Слово учителя. Мы все разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, рыженькие, добрые и злые, толстые и худые, с кудрями и с косичками. Желаю вам жить в этом мире в согласии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей». Санкт-Петербург 2006 год.
- Окунев А.А. «Урок? Мастерская? Или». Санкт-Петербург. 2001 год.
- Степихова Р.А. «Педагогические мастерские в опыте учителей». Санкт-Петербург. 2003 год.
- Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе». Ставрополь. 2004 год.
- Журнал «Начальная школа» №9, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Социализация и самореализация личности учащихся через технологию французских мастерских»
Мастер-класс был представлен на городском конкурсе "Учитель года" и занял 1 место....
Урок по развитию речи по теме: «Как появляются истории» (по технологии французских мастерских)
Через создание условий для возникновения ассоциативно-образных переживаний, общего дела, развития коммуникативных умений через работу по схеме "сам, в группе, вместе", написать свою маленькую историю ...
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...
Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.
В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...
Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. ...
Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).
Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....
Технологическая карта внеклассного мероприятия: французская мастерская «Жизнь дана на добрые дела»
Системно-деятельностный подход технологии педагогической мастерской обеспечивает учащимся формирование и развитие мышления через обучение деятельности: учение адаптироваться внутри определ...