Развитие учебной мотивации на занятиях группы продленного дня
консультация на тему

Колосова Наталья Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uchebnoy_motivatsii.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Шатковский район

 

Развитие учебной мотивации

на занятиях группы продленного дня

Воспитатель ГПД

Колосова Н. Н.

МОУ «Шатковская СШ»

Шатки

 2016 г

Здравствуйте. Уважаемы коллеги, меня зовут Колосова Наталья Николаевна, я являюсь воспитателем группы продленного дня в МОУ «Шатковская СШ». Тема моего доклада: «Развитие учебной мотивации на занятиях в группе продленного дня».

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.

Мотив - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком курсе явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.

Методы мотивации: эмоциональные: 

- учебно-познавательная игра;

- создание наглядности;

- создание ситуации успеха  (применение схем, опорных таблиц);

- свободный выбор задания;

- стимулирующее оценивание.

Познавательные:

- проблемная ситуация;

- выполнение творческих заданий;

- деятельностный подход;

- мультимедийные презентации.

Волевые:

- познавательные затруднения;

- самооценка деятельности и коррекция;

- прогнозирование будущей деятельности.

Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, эмоционально-нравственные ситуации, организационно - деятельностные игры, учебные дискуссии.

В начале учебного года была создана группа продленного дня из 25 человек.

В соответствии с ФГОС в нашей школе организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей. В школах с наличием ГПД внеурочная деятельность реализуется воспитателем.

 А сейчас я хочу привести конкретные примеры того как мне удается заинтересовать детей, а значит и повысить их учебную мотивацию.

Развитие учебной мотивации учащихся в группе продленного дня происходит через выполнение режима дня: это питание, санитарно-гигиенические паузы, внеурочная деятельность (или кружковая работа). Дети обязательно должны совершать прогулки на свежем воздухе, так как это активирует мозговую деятельность, стимулирует кровообращение.

В отличии от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется самостоятельными учебными  действиями учеников. Наряду с уроком в школьных группах продленного дня она становится второй основой  формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции.

Образовательная функция направлена:

- На формирование мотивации к самостоятельной учебной деятельности, интереса к самообразованию,  положительного отношения к учению;

- Формирование стремления самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике;

- Формирование практических умений и навыков, обесчещивающих успешное выполнение заданий;

- Формирование умения повторять, систематизировать, закреплять знания, полученных на уроке.

Физкультминутку обязательно проводить нужно на самоподготовке, желательно не одну, так дети устают сидеть на одном месте. Занятия по интересам обучающихся проводится после самоподготовки.

Также отличным стимулом для развития учебной мотивации является посещение учреждений дополнительного образования: ДЮЦ, библиотеки, музеем, ДК, ФОК.

Для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть.

И хочу закончить свое выступление словами древней  китайской поговоркой: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». То есть учитель вводит ученика в двери Закона, однако учиться и проходить путь совершенствования ученику нужно самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня

В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...

Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня

В статье рассматриваются особенности режима младших школьников в группе продленного дня....

Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...

Развитие учебной мотивации и познавательной активности на логопедических занятиях с младшими школьниками с ЗПР

В данной статье представлено теоретическое обоснование и практические приемы формирования и развития учебной мотивации и познавательной активности у детей младшего школьного с задержкой психического р...

«Развитие учебной мотивации на занятиях в группе продленного дня»

laquo;Развитие учебной мотивации на занятиях в группе продленного дня»...