Развитие учебной мотивации и познавательной активности на логопедических занятиях с младшими школьниками с ЗПР
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Евдокимова Екатерина Анатольевна

В данной статье представлено теоретическое обоснование и практические приемы формирования и развития учебной мотивации и познавательной активности у детей младшего школьного с задержкой психического развития. Так же в данном материале представлен план-конспект логопедического занятия на тему "Формирование правильного произношения звука Л" для 1-ого дополнительного класса ЗПР с применением технологий описанных в теоретической части. Статья предназначена для учителей-логопедов, дефектологов и учителей начальных классов. Практические приемы описанные во 2-ой главе могут применятся на уроках, коррекциооных и внеурочных занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современные технологии коррекции нарушений письменной речи»

На тему: «Развитие учебной мотивации и познавательной активности на логопедических занятиях у младших школьников С ЗПР»

Подготовила: учитель-логопед

 ГБОУ школы-интерната №18 Невского р-на СПб,

 Евдокимова Е.А.

Санкт-Петербург 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование

Глава 2. Практические материалы

Заключение

Введение

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов (В.И. Мякишев). Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов(Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.). Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов.                                                                Задержка психического развития являет собой отставание при развитии от норм, принятых в определенном возрасте, при котором страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера. Поэтому многие из средств обучения при работе с такими детьми оказываются малоэффективными, что является актуальной проблемой в работе каждой школы. Учитывая специфические особенности младшего школьного возраста (7 - 10 лет), а также специфические характеристики развития у детей с ЗПР, с которыми педагоги взаимодействуют в школе, можно предположить, что существует необходимость поиска эффективных средств обучения таких учеников.                                                                                        М.А.Панфиловой было выявлено, что у детей с ЗПР отношение к учебной деятельности может быть, как положительное, так и отрицательное. К наиболее многочисленной группе будут относиться те дети, которым свойственно внешне положительное отношение, т.е. такое отношение, которое в основном провоцируется педагогами, психологами и родителями и проявляется у самих детей недостаточно осознанно.

Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития изучались Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, У.В. Ульенковой.

И.В. Крупенникова в своей статье «Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития» говорит о том, что для обучающихся с ЗПР характерно снижение интереса к обучению, у них наблюдается низкий уровень саморегуляции, произвольной сферы, ученики испытывают трудности при планировании своей деятельности, а также у них значительно снижен самоконтроль. Данная группа обучающихся в большинстве случаев не может справится с трудностями, которые появляются у них на пути при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой и соответственно снижение мотивации учения. По утверждению Л.С. Выготского, имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социальной средой, культурой как источником развития личности и непрерывно связан с нарушением адаптационных возможностей детей. Это существенно затрудняет не только изучение новой темы, но и препятствует усвоению в ходе учебной деятельности. Этими наблюдениями, обусловлена актуальность данной работы. Формирование и развитие мотивов обучения и познавательной активности должно происходить на всех этапах обучения детей с ЗПР  и в том числе на коррекционно-развивающих занятиях. Для этого учителем-логопедом могут быть использованы специальные педагогические технологии.

Глава 1. Теоретическое обоснование

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога. Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Использование современных педагогических технологий дает положительный результат при формировании и развитии учебной мотивации и познаветельной активности.

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».

Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Познавательная активность – избирательная направленность личности на  предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Учебная мотивация – это совокупность мотивов, связанных с учебной деятельностью, это то, что побуждает учиться

Е. А. Черенёва и Д. В. Черенёв в своей статье говорят о том, что при формировании мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития необходимо принимать во внимание психологические принципы формирования мотивации учебной деятельности школьников, разработанные А. К. Марковой:

1. Принцип перспективы, резервов и задач развития мотивации учения в младшем школьном возрасте. Необходимо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Следовательно, формирование мотивации учения должно опираться на реальный уровень, который сложился в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития.

2. Принцип активности видов деятельности (учебная, общественно-полезная) и других видов общественных взаимодействий (с учителем, сверстниками).

3. Принцип развития психических новообразований. Эти новообразования состоят в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции:

 a) К изучаемому объекту (лингвистическому);

b) К другому человеку;

c) К себе и своей деятельности.

4. Принцип качественного изменения мотивационной сферы, усложнение отношений новообразования и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольных, т. е. регулируемая волей, ее организация.

5. Общие принципиальные пути формирования мотивации.

При формировании мотивации младших школьников с задержкой психического развития прежде всего нужно учитывать возрастные и психические особенности в развитии данной категории детей. Проводить коррекционно-развивающую работу, разрабатывать рекомендации как родителям, так и учителям по работе с обучающимися с ЗПР. А также максимально вовлекать детей в различные виды деятельности.

Способы, которые может использовать педагог начальной школы для формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития. Таковыми являются: проблемные ситуации, привязанные к жизненному опыту обучающегося; наглядность при изложении учебного материала (особенно в работе с младшими школьниками, у которых доминирует наглядно-образное мышление); использование на уроках игровых моментов, поскольку игровая деятельность для младшего школьника все еще продолжает играть значимую роль);  коллективные формы деятельности (работа по группам); способы воздействия на эмоциональную сферу школьника через развитие интереса к учебным предметам, эмоциональность речи учителя и т.д.; создание ситуации успеха; оценивания обучающегося: не всегда оценка может быть объективной, иногда полезно успевающему ученику несколько занизить отметку, а слабоуспевающему – завысить; стимулирование широких социальных мотивов, например, мотивов самоопределения и долженствования; показ перспектив: как и где получаемое на уроке знание может быть использовано в дальнейшем; воздействие на учащегося через классный коллектив и др.                                Теоретический анализ педагогической литературы по теме исследования показал, что основными способами формирования мотивации учебной деятельности являются: создание проблемной ситуации (Д.Г. Левитес, С.А.Юрьева), необычная форма обучения (Д.Г. Левитес, С.А.Юрьева), культура обучения (Д.Г. Левитес, С.А.Юрьева), отказ от отметок (Д.Г. Левитес, С.А.Юрьева), чувство юмора (Д.Г. Левитес, С.А.Юрьева), постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика (Д.Г. Левитес, С.А.Юрьева); привлечение учеников к оценочной деятельности (Д.Г.Левитес, С.А.Юрьева); создание ситуации успеха (И.А.Паршутин, С.А.Юрьева); использование на занятиях инновационных, творческих технологий (И.А.Паршутин, В.А.Петровский); принцип открытых перспектив (И.А. Паршутин), метод группового давления (А.С. Макаренко, И.А. Паршутин); организация соревнований учащихся (И.А. Паршутин), использование демократического стиля педагогической деятельности. И.А. Паршутин, рассматривая методы стимулирования учебной деятельности, акцентирует внимание на поощрениях и наказаниях, обучающихся.

Познавательный интерес в структуре способности к учению выступает условием становления познавательной активности учащегося, стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности, творчества в учебно-познавательной деятельности. Познавательный интерес является одной из важнейших черт личности учащегося, получает свое развитие в учебно-познавательной деятельности и обуславливает эффективность процесса учения.

Очень эффективны для формирования положительной учебной мотивации групповые формы работы, которые хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга. Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания учителем и ведет к формированию самооценивающегося субъекта.

Глава II. Примеры   приёмов,  повышающих мотивацию детей в начальной школе.

Задание 1. Три слова. Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

 2 вариант: улица, книга, фартук.

Задание можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.

Задание 2. Поиск нового.  Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка.

 2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Задание 3. Исключи лишнее слово.

Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

Секунда, час, год, вечер, неделя.

Деление, число, вычитание, умножение, сложение.

Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

Задание 4. Целая часть. Читается  набор из пяти слов и предлагает найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Число, дробь, цифры, математика, числитель.

Дерево, почва, цветок, кустарник, лепесток.

Обувь, туфли, щётка, крем, подошва.

Экран, изображение, телевизор, радио.

Задание 5. Замени слово. Предлагаются предложения с неудачно употреблёнными словами, которые детям необходимо заменить более подходящими.

Под ногами тихо трещали опавшие листья.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

Задание 6. Путаница. Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу. Записать пословицу в тетрадь. (Волка ноги кормят)

Задание 7. Вставь нужное слово. Предлагается  детям текст, в котором пропущены слова. Им необходимо найти наиболее подходящие по смыслу слова и вписать их.

Каждый раз поздно ... старуха Шапокляк выходила из ... для ночного разбоя.

Она .... усы на афишах и плакатах, вытряхивала из урн ... и изредка стреляла из пугача, чтобы ... ночных прохожих. И в этот вечер она тоже вышла из ... и направилась ... город, ... со своей ручной крысой Лариской. Первым делом она ... пойти на стройку нового дома, чтобы ... там очередной ... .

Задание 8. Реши задачу.

Нота “до” + зарытые в земле ценности = ?

Нота “до” + рожки у улитки = ?

Кабан – ан + лук = ?

Ежи – и + е + вика = ?

Корь – ь + идол – л + р = ?

Кар + горное село = ?

С + место стоянки судов = ?

Шина – а + ель = ?

Кедр – др + росинка = ?

Кар + знак препинания = ?

Задание 9. Анаграмма. Решить анаграмму и исключить лишнее слово.

КЕАР, РООЕЗ, ТМСО, УРПД (река, озеро, мост, пруд) лишнее: мост

Задание 10. Упражнение, направленное на формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логических суждений при решении учебных задач: из предложенных слов надо выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. без чего этот предмет быть не может:

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автобус, здание, улица, велосипед.

Задание 11. Напиши как можно больше вариантов предложений, которые начинаются с данных букв. Н:з:о:     Д:с:л:   К:п:о:м:

(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний. Кот поймал обманом мышь.)

  Усложнить задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

Ж б к о л н д р п л к с п е н б д з а о т о в т

(Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали - зёрнышко, а он твёрдым оказался. Вот так.)

Так же различные формы проведения занятий способствуют формированию учебного интереса. Например, занятие, проведенное в форме «игры-ходилки», позволяет детям проследить количество выполненных заданий и заданий, которые еще предстоит выполнить, повышает интерес к учебной деятельности, может наполняться различными заданиями, в зависимости от целей и задач занятия. Примерный конспект и вариант игрового поля:

Технологическая карта логопедического занятия

№/п

Учебные эпизоды (этапы урока)

Вид деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент.

Мотивация учащегося на дальнейшую работу.

- Здравствуй Лиза! Посмотри, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше занятие. Давай   поздороваемся. Сегодня мы будем играть в настольную игру. Мишка принес тебе первое задание

Ребенок приветствует гостей

Развитие артикуляторной моторики

Артикуляторная гимнастика

Что это, ты уже видела такие картинки? Какую гимнастику мы выполняем в начале занятия? Для чего она?

На слайдах (1-6) артикуляторные упражнения для выполнения

- «Лягушка-хоботок»

- «Лопаточка-иголочка»

- «Маляр»

- «Качели»

- «Вкусное варенье»

- «Индюк»

Молодец, ты выполнила первое задание от мишки, найди следующую цифру со стрелкой и проследуй к ней пальчиками, наступая на каждую цифру

Выполняет артикуляционную гимнастику для губ и языка, под счет принимает нужную. артикуляционную позу, удерживает её, плавно переключаются с одной артикуляционной позы на другую. Ощущает положение органов артикуляции визуально и тактильно.

Формирование диафрагмального типа речевого дыхания

Дыхательная гимнастика

Веселые мышата

На кого указывает стрелка? Мышата принесли из леса листики и ягоды,

Логопед предлагает дыхательные упражнения для формирования продолжительного, плавного и направленного выдоха

- сдуй листочек

-задуй ягоды в корзину

Молодец

Ребенок выполняет предложенные задания, обращая внимание на плавность и продолжительность выдоха, на тип речевого дыхания

Сообщение темы занятия

Развитие фонематического слуха

Важный волк

Третье задание очень важное, мы должны узнать, какая тема будет на нашем занятии

Посмотри на картинки (слайд 7) какой звук общий, есть в названии всех картинок. Логопед читает названия картинок, колосом выделяя звук Л (лук, стол, слон)?

А в слове ВОЛК звук Л в начале, середине или конце? Назови слово, которое начинается со звука Л, назови слово, которое заканчивается на Л

Ребенок смотрит на картинки, слушает логопеда, выделяет на слух необходимый звук, проводит фонематический анализ

Развитие фонематического слуха

Игра «Слуховая разминка»

Забывчивый турист

Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит звук Л произнесённый правильно в слове «лампа» (слайд 8)

Это вампа?

Это лямпа?

Это уампа?

Это ампа?

Это лампа?

Запиши в тетрадь схему слова лампа

Ребенок внимательно слушает предлагаемые ряды звуков, выделяет нужный, хлопает в ладоши. Записывает схему в тетради

Повторение артикуляторного уклада звука

Напоминание правильного положения органов артикуляции при произнесении звука Л

Давай вспомним, как правильно произносить звук Л. Губы в улыбке, язычок упирается в бугорки за верхними зубами, «ударим» по ним язычком, получается звук Л. Повторяем, смотрим в зеркало.

Ты ответила на все вопросы, тебе нужно следовать дальше

Ребенок вспоминает правильное положение органов артикуляции, руководствуясь кинестетическими ощущениями и визуальным подкреплением

Автоматизация звука Л в слогах

Составление прямых и обратных слогов со звуком Л

Мне бы в небо

Смотри, кто-то притаился в кустах и наблюдает в бинокль, интересно, что он видит? Давай посмотрим на наш самолётик (пособие Новосёловой Ю.И.) куда он летит, веди пальчиком по стрелочке и попевай гласную, когда долетим до самолетика, нужно произнести звук Л, теперь в другую сторону

Отлично, смотри что-то упало с самолета

Ребенок соединяет гласные и согласные произнося обратные, затем прямые слоги

Автоматизация звука Л в словах

Упражнения на переключаемость «Цепочки слов»

Веселый кабанчик

Запиши в тетради слова с карточек (лак-лук, лужа-луна, лупа, лапа) Посчитай количество слогов, поставь ударение)

Ребенок записывает слова, рисует слоговую схему, ставит ударение в словах

Развитие грамматического строя речи

Согласование прилагательных и глаголов с существительными разного рода и числа

Лесной пруд

Посмотри, сколько животных собралось у пруда, перечисли их, подбери к каждому признак (енот какой? Лягушки какие? Цапля какая?

Что они делают?

Игра «Жадный Кеша»

Ребенок подбирает признаки к предметам(животным), пытаясь правильно согласовать словосочетания в роде и числе

Затем подбирает местоимения, определяя род существительных

Формирование графомоторных навыков

Штриховки

Растерянный зайчик

На полянке за прудом тебя ждет зайчик, он нервно смотрит на часы, может, но опаздывает? Давай поможем ему прийти вовремя, аккуратно и быстро выполним задание.

Ребенок выполняет предложенное задания

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Дружелюбный барсук

Тебе понравилось занятие? Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились произносить? Покажи, какое у тебя настроение? Спасибо за занятие.

Осмысливает и оценивает свою деятельность и достигнутый результат

Заключение

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Педагогу, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В процессе обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. На уроках для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные психолого-педагогические методы и приёмы позволят учителю решить задачу повышения мотивации школьников.

 И несколько советов:

•        Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых ответов.

•        На занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления.

•        Атмосфера на занятиях должна быть эмоционально положительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря на логопедических занятиях у младших школьников с задержкой психического развития.

Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее , образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь детей с З...

Обогащение словаря на логопедических занятиях у младших школьников с задержкой психического развития.

Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее , образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь детей с З...

Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся

Согласно теоретическим исследованиям воспитывает не непосредственно учитель (руководитель), а социальная среда, которую он организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе...

Авторская программа "Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками".

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное...