Рабочая программа воспитательной работы.
рабочая программа на тему
Организация и содержание внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на ступени начального и основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_duhovno-nravstvennoe_napravlenie.docx | 72.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: «___»____2016г. Зам директора по УВР __________М.Ю.Бурлакин | УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом «____»____________2016 года Протокол №_______________ И.О.директора ______________О.В.Бурлакина |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО Т ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
На 2016-2017 учебный год
Составители:
Воспитатели группы продленного дня
Тарасова В.В.
Захарова М.Ю.
Семикина Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мы дети твои, Земля!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья», установленных Стандартом основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития и нарушения опорно-двигательного аппарата. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельностив Центре реализуетсяклассными руководителями, воспитателями ГПД.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Центре инклюзивного образования «Южный» представлено следующей программой: «Мы дети твои, Земля!» и реализуется в рамках плана работы групп продленного дня воспитателями и классными руководителями.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Для начальной школы (1-4(5) классов)
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,для детей с задержкой психического развития.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральногогосударственного стандарта общего образования».
- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 №81 № «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Актуальность выбранного направления
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего города и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» составлена для работы с обучающимися начальных классов для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития и нарушения опорно-двигательного аппарата и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Даная программа развивает у учащихся с ОВЗ чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Духовно-нравственное воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей.
- Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.
- Воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом.
- Формирование у детей собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих духовно-нравственную направленность.
Цели программы:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Обучение воспитанников правилам поведения в школе и в обществе.
- Приучать согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом.
- Воспитание детей не только на нравственной, но и правовой стороне содержания правил.
- Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
воспитательные: воспитывать личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
образовательные: познакомить ребят с многонациональным составом населения страны, с историей ее возникновения и развития;
коррекционно-развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования метапредметных связей с предметами: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Связь содержания программы с учебными предметами
Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого,
• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Место проведения:Центр инклюзивного образования «Южный»
Время проведения: вторая половина учебного дня.
Режим занятий
Возрастная группа – обучающиеся 1-4 классов (7-11 лет)
Количество часов в неделю – 5 часов на группу
Периодичность занятий – 1 занятие в день по 35-40 минут
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Форма подведения итогов реализации программы:
- рисунки;
- мини-сочинения;
- творческая исследовательская работа.
- проектная деятельность
- игра
- беседа
- викторина
- конкурс
- концерт
- кроссворд
- путешествие
- сказка
- соревнования
- выставка.
Основные направления организации воспитания и социализации
учащихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Духовно-нравственное направление включает в себя:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
2. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
3. Воспитание семейных ценностей
4. Формирование коммуникативной культуры
5. Экологическое воспитание
Задачи духовно-нравственного направления:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
В программе представлены проекты в развитии данного направления воспитательной деятельности:
- в программе «Мы дети твои, Земля!»отражена информации по истории и культуре народов России;
- проекты программы, направленны на повышение общего уровня культуры обучающихся Центра (например, проведение тематических встреч с приглашением деятелей науки (педагогов, психологов), культуры (актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения; на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащихся.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: проекты «Колесо истории, ВОВ в истории города, моей семьи» направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);проекты «Семь-«Я», «Предания старины глубокой», «О героях былых времен», «Наш друг природа» направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности; на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства; на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны; на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранение среды обитания.
2. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: проекты«Семь-«Я», «Наш друг природа» направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий; направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (разовые мероприятия - дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали) направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в Центре знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);
3. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:проекты «Наша малая Родина – Южный округ», «О героях былых времен…», «Сеть-«Я», «О героях былых времен»направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов "мам и пап", "бабушек и дедушек", в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
4. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: проекты «Давайте познакомимся!», «Семь –«Я», «О героях былых времен…», «Колесо истории, ВОВ в истории города, моей семьи», «Наш друг природа» направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов) проведение олимпиад, праздников родного языка), на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты).
5. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:проекты «Наша Родина – Россия», «Предания старины глубокой», «Наша малая Родина – Южный округ», «Как прекрасен этот мир», «Наш друг природа» направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры, на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.
- Выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления.
- Закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
- Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Воспитательныерезультаты внеурочной деятельностипо программе «Мы дети твои, Земля!»
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об истории своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к истории своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- активная жизненная позиция детей;
- разумное отношение к своему здоровью;
- способность кадекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию.
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм
- Отношение к умственному труду
- Отношение к физическому труду
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
- Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, Центре и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, Центре, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в Центре, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 – нечестен |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Тематическое планирование к программе
№ п\п | Месяц/дни недели | Основные мероприятия, направления организации воспитания и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья |
I. | Сентябрь | Проект месяца «Давайте познакомимся!» |
1. | четверг | Знакомство со школой. Праздник «День знаний – 1 сентября» |
пятница | Наш режим дня | |
2. | понедельник | Я школьник. Мои права и обязанности. Беседа |
вторник | Трудовые дела. Как поддержать чистоту и порядок | |
среда | Подготовка к проекту «Вот он -Я» | |
четверг | Просмотр отрывков х\ф о школьной дружбе | |
пятница | Конкурс рисунков «Мой школьный двор» | |
3. | понедельник | Беседа. «Что такое малая Родина» |
вторник | Творческая мастерская «Я умею делать…» | |
среда | Подготовка к проекту «Вот он -Я» | |
четверг | «Мои друзья до школы» | |
пятница | Веселые старты | |
4. | понедельник | «Моя семья» беседа |
вторник | «Мои обязанности по дому» Обсуждение. | |
среда | Подготовка к проекту «Вот он – Я» | |
четверг | Что обозначает моё имя? Презентация | |
пятница | Подвижная игра «Отгадай кто?» | |
5. | понедельник | Презентация «Врать или не врать» |
вторник | Трудовые дела. Чистота на участке | |
среда | Конкурс проекта «Вот он – Я» | |
четверг | Разгадывание кроссвордов. | |
пятница | Изготовление поделок из природного материала. | |
II. | Октябрь | Проект месяца «СЕМЬ-«Я» |
1. | понедельник | «Профессия учитель» беседа |
вторник | Разучивание стихов | |
среда | Родители о своих учителях. Презентация | |
четверг | Просмотр и обсуждение м\ф о школе | |
пятница | Праздник «День учителя» | |
2. | понедельник | Подготовка проекта. |
вторник | Трудовые дела. Уборка на участке. | |
среда | Творческий проект. «Моё семейное древо» | |
четверг | «Ты, он, она – наша дружная семья» Праздник дружбы. | |
пятница | Экологическая викторина | |
3. | понедельник | История моей семьи. |
вторник | Профессия моих родителей. | |
среда | Традиции в семье. | |
четверг | Просмотр и обсуждение х\ф о семье. | |
пятница | Подвижные игры на свежем воздухе | |
4. | понедельник | Виртуальная экскурсия по району. |
вторник | Трудовые дела. | |
среда | Праздник «Кулинарный поединок родителей» | |
четверг | Тренинг «Необитаемый остров» | |
пятница | «Праздник осени» | |
III. | Ноябрь | Проект месяца «Наша Родина – Россия» |
1. | понедельник | «День народного единства» Беседа |
вторник | Флаг нашего государства. Рисование. | |
среда | Моя семья в истории страны. Творческие работы. | |
четверг | Презентация « Нет в мире краше Родины нашей» | |
пятница | Викторина. | |
2. | понедельник | «Главный город страны» презентация |
вторник | Творческое задание «Любимый город» | |
среда | Познавательная игра «Что мы знаем о России» | |
четверг | Просмотр и обсуждение м\ф «Страна самоцветов». | |
пятница | Сказка народов России. Представление. | |
3. | понедельник | «Главный закон страны». |
вторник | Изготовление проекта. Коллективная работа «Россия» | |
среда | Кроссворды. | |
четверг | Виртуальная экскурсия по Красной площади. | |
пятница | Викторина. «Где эта улица…?» | |
IY. | Декабрь | Проект месяца «Предания старины глубокой» |
1. | понедельник | Презентация. «Как жили наши предки» |
вторник | «Домашняя утварь» беседа. | |
среда | Игра «Откуда вещь пришла?» | |
четверг | Виртуальная экскурсия в Исторический музей | |
пятница | Игры наших бабушек. | |
2. | понедельник | Презентация. «Народные промыслы» |
вторник | Изготовление тряпичных кукол. | |
среда | Что такое сувенир? Беседа | |
четверг | Изготовление мозаичного панно (из круп). | |
пятница | Старинные зимние забавы | |
3. | понедельник | Презентация «Народный костюм» |
вторник | Изготовление новогодних сувениров | |
среда | Творческая мастерская. Изготовление элементов народного костюма | |
четверг | Подготовка к выступлению. | |
пятница | Песни и колядки. Праздник. | |
4. | понедельник | Как справляли Новый год? Презентация. |
вторник | Изготовление новогодних сувениров | |
среда | День Мороза и Снегурки. | |
четверг | Подготовка к празднику. | |
пятница | Праздник Новый Год. | |
Y. | Январь | Проект месяца «Наша малая Родина – Южный округ» |
1. | понедельник | Презентация «Наш Южный округ» |
вторник | Подготовка к проекту «Мой район» | |
среда | Рисунки. Мой любимый парк | |
четверг | Виртуальная экскурсия в Царицыно | |
пятница | Изготовление кормушек для птиц | |
2. | понедельник | Презентация. «В честь кого названы улицы?» |
вторник | Подготовка к проекту «Мой район» | |
среда | Храмы округа. Беседа | |
четверг | Виртуальная экскурсия в парк Коломенское | |
пятница | Водоемы нашего округа. Беседа | |
3. | понедельник | Встреча с интересным человеком нашего округа |
вторник | Конкурс проектов «Мой район». | |
среда | Викторина. | |
четверг | Мини-сочинения. «Моя улица» | |
пятница | Подвижные игры. | |
YI. | Февраль | Проект месяца «О героях былых времен…» |
1. | понедельник | История праздника 23 февраля |
вторник | Подготовка к творческому проекту | |
среда | «В моей семье защитник…» мини сочинение | |
четверг | Просмотр и обсуждение видеоматериала по теме | |
пятница | Игра «Защита крепости» | |
2. | понедельник | «В человеке красота – вежливость и доброта» беседа |
вторник | Изготовление подарков к празднику | |
среда | Подготовка к творческому проекту | |
четверг | Выставка проектов. Стенгазета к празднику 23 февраля | |
пятница | «Я бы в Армию пошел, пусть меня научат…» спортивный праздник | |
3. | понедельник | «Что такое долг, честь и справедливость» беседа |
вторник | Презентация. «Масленица на Руси» | |
среда | Семейные традиции на масленицу. Рассказ детей | |
четверг | Изготовление поделки. «Солнышко на палочке» | |
пятница | Масленичные гуляния. Игры, эстафеты, угощенье | |
YII | Март | Проект месяца « Как прекрасен этот мир» |
1. | понедельник | Кого надо защищать? Беседа |
вторник | Изготовление подарков мамам, бабушкам | |
среда | Подготовка к творческому проекту «Самая, самая..» | |
четверг | Подготовка к празднику | |
пятница | Игра «Горелки» | |
2. | понедельник | Подготовка к празднику |
вторник | Праздник к 8 Марта | |
среда | Творческая мастерская «Рукодельница» | |
четверг | Виртуальная экскурсия «Восемь чудес света» | |
пятница | Подвижная игра «Изба расписная» | |
3. | понедельник | «Четыре цвета - четыре времени года» |
вторник | Конкурс рисунков. | |
среда | Просмотр и обсуждение сказки «12 месяцев» | |
четверг | Изготовление костюмов, распределение ролей. | |
пятница | Игра «Гори-гори ясно» | |
4. | понедельник | «Звуки природы» презентация. |
вторник | Праздник птиц. Конкурс «жаворонки». | |
среда | Подготовка к инсценировке сказки. | |
четверг | Генеральная репетиция инсценировки. | |
пятница | Инсценировка сказки. | |
YIII. | Апрель | Проект месяца «Наш друг - природа» |
1. | понедельник | «Что такое экология» беседа. |
вторник | Поделки из пластилина. | |
среда | «Человек часть экологической системы» беседа. | |
четверг | Подготовка к творческому проекту. | |
пятница | Режим дня. Правила приема пищи. Презентация. | |
2. | понедельник | «Красная книга Подмосковья» |
вторник | «Рисуем природу». | |
среда | Кроссворд. «Цветок, я тебя знаю» | |
четверг | Подготовка к творческому проекту. | |
пятница | Игра « Я знаю 5….цветов, животных, рыб» | |
3. | понедельник | Презентация « Всё о космосе» |
вторник | «Я вижу космос» изготовление поделок и рисунков. | |
среда | «Мое поведение в природе» обсуждение, обыгрывание. | |
четверг | Конкурс проектов. | |
пятница | «В здоровом теле – здоровый дух» игры на свежем воздухе. | |
4. | понедельник | Из истории субботников. |
вторник | Субботник на пришкольном участке. | |
среда | Уборка в классе. | |
четверг | Викторина. | |
пятница | Эстафеты. | |
IX. | Май | Проект месяца «Колесо истории, ВОВ в истории города, моей семьи» |
1. | понедельник | «Когда радость на всех одна…» беседа |
вторник | Конкурс рисунков «Я рисую мир» | |
среда | «Любимые песни военных лет» | |
четверг | Просмотр и обсуждение фильма о войне. | |
пятница | Концерт ко Дню Победы. | |
2. | понедельник | ВОВ в истории района. Беседа. |
вторник | Виртуальная экскурсия по историческим местам города. | |
среда | ВОВ в истории моей семьи. Проект. | |
четверг | Викторина. | |
пятница | Игра «Часовой». | |
3. | понедельник | Литературно-музыкальная композиция… «Поэты и композиторы о войне» |
вторник | Конкурс рисунков «Мир, труд, май». | |
среда | Мы научились общаться. Обсуждение. | |
четверг | Видеоматериал о дружбе. | |
пятница | Подвижные игры на улице или в закрытом помещении. | |
4. | понедельник | Правила ПДД «Светофор и дети». |
вторник | Изготовление дорожных знаков. | |
среда | Правила поведения в лесу и на воде. Презентация. | |
четверг | Кроссворд. | |
пятница | Праздник. «Вот и стали мы немножечко взрослей..!» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 2011.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2013.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2014.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2012. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2013. -№17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2012
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2012. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2013. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2013.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2014.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2012. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Гла Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс
Гла Тема воспитательной работы: «Азбука коллективной жизни»- умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....
Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года
Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Задачи учебно - воспитательной деятельности* создание условий для развития творческих возможностей личности;* формирование нравственной и духовной...
Рабочая программа воспитательной работы в группе ШПД (4 класс)
Группы школы полного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Строгие рамки урока...