Рабочая программа воспитательной работы.
рабочая программа на тему

Захарова Мария Юрьевна

Организация и содержание внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на ступени начального и основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_duhovno-nravstvennoe_napravlenie.docx72.12 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

«___»____2016г.

Зам директора по УВР

__________М.Ю.Бурлакин  

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

«____»____________2016 года

Протокол №_______________

И.О.директора

______________О.В.Бурлакина

                                                                                 

                                                                         

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО Т ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На 2016-2017 учебный год

Составители:

Воспитатели группы продленного дня

Тарасова В.В.

Захарова М.Ю.

Семикина Е.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мы дети твои, Земля!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Программа составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья», установленных Стандартом основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития и нарушения опорно-двигательного аппарата.   Духовно-нравственное направление внеурочной деятельностив Центре реализуетсяклассными руководителями, воспитателями ГПД.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в Центре инклюзивного образования «Южный»  представлено следующей программой:  «Мы дети твои, Земля!» и реализуется в рамках плана работы групп продленного дня воспитателями и классными руководителями.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

Для начальной школы (1-4(5) классов)

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
  4. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  7.   Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,для детей с задержкой психического развития.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  9. Письмо  Министерства образования и науки  РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральногогосударственного стандарта общего образования».
  10. Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0  «Об организации внеурочной деятельности».
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 №81 № «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

Актуальность выбранного направления

В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе  установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России  в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего города и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы.

Программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» составлена для работы с обучающимися начальных классов для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития и нарушения опорно-двигательного аппарата и направлена на социокультурную  адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа  имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Даная программа развивает у учащихся с ОВЗ чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель -  формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Духовно-нравственное воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей.
  • Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.
  • Воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом.
  • Формирование у детей собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих духовно-нравственную  направленность.

                                                                                 Цели  программы:

  •   Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  •   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории  и культуре других народов;
  •   Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •   Обучение воспитанников правилам поведения в школе и в обществе.
  •   Приучать согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом.
  •   Воспитание  детей не только на нравственной, но и правовой стороне содержания правил.
  •   Создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
  •   Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи программы:

воспитательные: воспитывать личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;

воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.

образовательные: познакомить ребят с многонациональным составом населения страны,  с историей ее возникновения и развития;

коррекционно-развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

        При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования метапредметных связей с предметами: литературное чтение, окружающий мир,  изобразительное искусство, технология.

Связь содержания программы с учебными предметами

    Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Литературное чтение:

• анализ и оценка поступков героев,

•  развитие чувства прекрасного,

•  развитие эмоциональной сферы ребёнка,

• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,

• приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,

• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.    

Русский язык:

• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,

• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.

Окружающий мир:

• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.

• общечеловеческие правила поведения,

•  наследие предков в культуре и символах государства,

•  славные и трудные страницы прошлого,

• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.

Формы организации внеурочной деятельности

     Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам  

Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

Место проведения:Центр инклюзивного образования «Южный»

Время проведения: вторая половина учебного дня.

                                                                                      Режим занятий

           Возрастная группа – обучающиеся 1-4 классов (7-11 лет)

           Количество часов в неделю – 5 часов на группу

           Периодичность занятий – 1 занятие в день по 35-40 минут

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Форма подведения итогов реализации программы:

  • рисунки;
  • мини-сочинения;
  • творческая исследовательская работа.
  • проектная деятельность
  • игра
  • беседа
  • викторина
  • конкурс
  • концерт
  • кроссворд
  • путешествие
  • сказка
  • соревнования
  • выставка.

Основные направления организации воспитания и социализации

учащихся  с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное направление включает в себя:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

2. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

3. Воспитание семейных ценностей

4. Формирование коммуникативной культуры

5. Экологическое воспитание

Задачи духовно-нравственного направления:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

В программе представлены проекты в развитии данного направления воспитательной деятельности:

- в программе «Мы дети твои, Земля!»отражена информации по истории и культуре народов России;

- проекты программы, направленны на повышение общего уровня культуры обучающихся Центра (например, проведение  тематических встреч с приглашением деятелей науки (педагогов, психологов), культуры (актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения; на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.

1. Гражданско-патриотическое воспитание:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащихся.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: проекты «Колесо истории, ВОВ в истории города, моей семьи» направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);проекты «Семь-«Я», «Предания старины глубокой», «О героях былых времен», «Наш друг природа» направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности; на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства; на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны; на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранение среды обитания.

2. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: проекты«Семь-«Я», «Наш друг природа» направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий; направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (разовые мероприятия - дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали) направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в Центре знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);

3. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:проекты «Наша малая Родина – Южный округ», «О героях былых времен…», «Сеть-«Я», «О героях былых времен»направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов "мам и пап", "бабушек и дедушек", в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);

4. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: проекты «Давайте познакомимся!», «Семь –«Я», «О героях былых времен…», «Колесо истории, ВОВ в истории города, моей семьи»,  «Наш друг природа» направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов)   проведение олимпиад, праздников родного языка), на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты).

5. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

-  формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:проекты «Наша Родина – Россия», «Предания старины глубокой», «Наша малая Родина – Южный округ», «Как прекрасен этот мир», «Наш друг природа» направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры, на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.

- Выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления.

- Закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.

- Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Воспитательныерезультаты внеурочной  деятельностипо программе «Мы дети твои, Земля!»

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об истории  своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к истории своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • активная жизненная позиция детей;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • способность кадекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию.

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм
  • Отношение к умственному труду
  • Отношение к физическому труду
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, Центре и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, Центре, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в Центре, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 – нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Тематическое планирование к программе

п\п

Месяц/дни недели

Основные мероприятия, направления организации воспитания и социализации учащихся  с ограниченными возможностями здоровья

I.

Сентябрь

Проект месяца «Давайте познакомимся!»

1.

четверг

Знакомство со школой. Праздник «День знаний – 1 сентября»

пятница

Наш режим дня

2.

понедельник

Я школьник. Мои права и обязанности. Беседа

вторник

Трудовые дела. Как поддержать чистоту и порядок

среда

Подготовка к проекту «Вот он -Я»

четверг

Просмотр отрывков х\ф о школьной дружбе

пятница

Конкурс рисунков «Мой школьный двор»

3.

понедельник

Беседа. «Что такое малая Родина»

вторник

Творческая мастерская  «Я умею делать…»

среда

Подготовка к проекту «Вот он -Я»

четверг

«Мои друзья до школы»

пятница

Веселые старты

4.

понедельник

«Моя семья» беседа

вторник

«Мои обязанности по дому» Обсуждение.

среда

Подготовка к проекту «Вот он – Я»

четверг

Что обозначает моё имя? Презентация

пятница

Подвижная  игра «Отгадай кто?»

5.

понедельник

Презентация «Врать или не врать»

вторник

Трудовые дела. Чистота на участке

среда

Конкурс проекта «Вот он – Я»

четверг

Разгадывание кроссвордов.

пятница

Изготовление поделок из природного материала.

II.

Октябрь

Проект месяца «СЕМЬ-«Я»

1.

понедельник

«Профессия учитель» беседа

вторник

Разучивание стихов

среда

Родители о своих учителях. Презентация

четверг

Просмотр и обсуждение м\ф о школе

пятница

Праздник «День учителя»

2.

понедельник

Подготовка проекта.

вторник

Трудовые дела. Уборка на участке.

среда

Творческий проект. «Моё семейное древо»

четверг

«Ты, он, она – наша дружная семья»  Праздник дружбы.

пятница

Экологическая викторина

3.

понедельник

История моей семьи.

вторник

Профессия моих родителей.

среда

Традиции в семье.

четверг

Просмотр и обсуждение х\ф  о семье.

пятница

Подвижные игры на свежем воздухе

4.

понедельник

Виртуальная экскурсия по району.

вторник

Трудовые дела.

среда

Праздник  «Кулинарный поединок родителей»

четверг

Тренинг  «Необитаемый остров»

пятница

«Праздник осени»

III.

Ноябрь

Проект месяца «Наша Родина – Россия»

1.

понедельник

«День народного единства» Беседа

вторник

Флаг нашего государства. Рисование.

среда

Моя семья в истории страны. Творческие работы.

четверг

Презентация « Нет в мире краше Родины нашей»

пятница

Викторина.

2.

понедельник

«Главный город страны» презентация

вторник

Творческое задание  «Любимый город»

среда

Познавательная игра «Что мы знаем о России»

четверг

Просмотр и обсуждение м\ф «Страна самоцветов».

пятница

Сказка народов России. Представление.

3.

понедельник

«Главный закон страны».

вторник

Изготовление проекта. Коллективная работа «Россия»

среда

Кроссворды.

четверг

Виртуальная экскурсия по Красной площади.

пятница

Викторина. «Где эта улица…?»

IY.

Декабрь

Проект месяца «Предания старины глубокой»

1.

понедельник

Презентация. «Как жили наши предки»

вторник

«Домашняя утварь»  беседа.

среда

Игра  «Откуда вещь пришла?»

четверг

Виртуальная экскурсия в Исторический музей

пятница

Игры наших бабушек.

2.

понедельник

Презентация. «Народные промыслы»

вторник

Изготовление тряпичных кукол.

среда

Что такое сувенир? Беседа

четверг

Изготовление мозаичного панно (из круп).

пятница

Старинные зимние забавы

3.

понедельник

Презентация «Народный костюм»

вторник

Изготовление новогодних сувениров

среда

Творческая мастерская. Изготовление элементов народного костюма

четверг

Подготовка к выступлению.

пятница

Песни и колядки. Праздник.

4.

понедельник

Как справляли Новый год? Презентация.

вторник

Изготовление новогодних сувениров

среда

День Мороза и Снегурки.

четверг

Подготовка к празднику.

пятница

Праздник Новый Год.

Y.

Январь

Проект месяца «Наша малая Родина – Южный округ»

1.

понедельник

Презентация  «Наш Южный округ»

вторник

Подготовка к проекту «Мой район»

среда

Рисунки. Мой любимый  парк

четверг

Виртуальная экскурсия в Царицыно

пятница

Изготовление кормушек для птиц

2.

понедельник

Презентация. «В честь кого названы улицы?»

вторник

Подготовка к проекту «Мой район»

среда

Храмы округа. Беседа

четверг

Виртуальная экскурсия в  парк  Коломенское

пятница

Водоемы нашего округа. Беседа

3.

понедельник

Встреча с интересным человеком нашего округа

вторник

Конкурс проектов «Мой район».

среда

Викторина.

четверг

Мини-сочинения. «Моя улица»

пятница

Подвижные игры.

YI.

Февраль

Проект месяца «О героях былых времен…»

1.

понедельник

История праздника 23 февраля

вторник

Подготовка к творческому проекту

среда

«В моей семье защитник…» мини сочинение

четверг

Просмотр и обсуждение видеоматериала по теме

пятница

Игра «Защита крепости»

2.

понедельник

«В человеке красота – вежливость и доброта» беседа

вторник

Изготовление подарков к празднику

среда

Подготовка к творческому проекту

четверг

Выставка проектов. Стенгазета к празднику 23 февраля

пятница

«Я бы в Армию пошел, пусть меня научат…»  спортивный праздник

3.

понедельник

«Что такое долг, честь и справедливость» беседа

вторник

Презентация. «Масленица на Руси»

среда

Семейные традиции на масленицу. Рассказ детей

четверг

Изготовление поделки. «Солнышко на палочке»

пятница

Масленичные гуляния. Игры,  эстафеты, угощенье

YII

Март

Проект месяца « Как прекрасен этот мир»

1.

понедельник

Кого надо защищать? Беседа

вторник

Изготовление подарков мамам, бабушкам

среда

Подготовка  к творческому проекту  «Самая, самая..»

четверг

Подготовка к празднику

пятница

Игра «Горелки»

2.

понедельник

Подготовка к празднику

вторник

Праздник к 8 Марта

среда

Творческая мастерская «Рукодельница»

четверг

Виртуальная экскурсия «Восемь чудес света»

пятница

Подвижная игра  «Изба расписная»

3.

понедельник

«Четыре цвета - четыре времени года»

вторник

Конкурс рисунков.

среда

Просмотр и обсуждение сказки «12 месяцев»

четверг

Изготовление костюмов, распределение ролей.

пятница

Игра «Гори-гори ясно»

4.

понедельник

«Звуки природы» презентация.

вторник

Праздник птиц. Конкурс «жаворонки».

среда

Подготовка к инсценировке сказки.

четверг

Генеральная репетиция инсценировки.

пятница

Инсценировка сказки.

YIII.

Апрель

Проект месяца «Наш друг - природа»

1.

понедельник

«Что такое экология» беседа.

вторник

Поделки из пластилина.

среда

«Человек часть экологической системы» беседа.

четверг

Подготовка  к творческому проекту.

пятница

Режим дня. Правила приема пищи. Презентация.

2.

понедельник

«Красная книга Подмосковья»

вторник

«Рисуем природу».

среда

Кроссворд. «Цветок, я тебя знаю»

четверг

Подготовка к творческому проекту.

пятница

Игра « Я знаю 5….цветов, животных, рыб»

3.

понедельник

Презентация « Всё о космосе»

вторник

«Я вижу космос» изготовление поделок и рисунков.

среда

«Мое поведение в природе» обсуждение, обыгрывание.

четверг

Конкурс проектов.

пятница

«В здоровом теле – здоровый дух»  игры на свежем воздухе.

4.

понедельник

Из истории субботников.

вторник

Субботник на пришкольном участке.

среда

Уборка в классе.

четверг

Викторина.

пятница

Эстафеты.

IX.

Май

Проект месяца «Колесо истории, ВОВ в истории города, моей семьи»

1.

понедельник

«Когда радость на всех одна…» беседа

вторник

Конкурс рисунков «Я рисую мир»

среда

«Любимые песни военных лет»

четверг

Просмотр и обсуждение фильма о войне.

пятница

Концерт ко Дню Победы.

2.

понедельник

ВОВ в истории района. Беседа.

вторник

Виртуальная экскурсия по историческим местам города.

среда

ВОВ в истории моей семьи. Проект.

четверг

Викторина.

пятница

Игра «Часовой».

3.

понедельник

Литературно-музыкальная композиция… «Поэты и композиторы о войне»

вторник

Конкурс рисунков «Мир, труд, май».

среда

Мы научились общаться.  Обсуждение.

четверг

Видеоматериал о дружбе.

пятница

Подвижные игры на улице или в закрытом помещении.

4.

понедельник

Правила ПДД «Светофор и дети».

вторник

Изготовление дорожных знаков.

среда

Правила поведения в лесу и на воде. Презентация.

четверг

Кроссворд.

пятница

Праздник. «Вот и стали мы немножечко взрослей..!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 2011.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2013.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2014.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2012. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2013. -№17. -  9 - 13с.

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2012

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2012. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2013. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2013.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2014.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2012. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Гла Цели и задачи  режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс

Гла Тема воспитательной работы:    «Азбука коллективной жизни»- умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....

Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года

Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....

Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

Задачи   учебно - воспитательной деятельности*    создание условий для развития творческих возможностей личности;*    формирование нравственной и духовной...

Рабочая программа воспитательной работы в группе ШПД (4 класс)

               Группы школы полного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Строгие рамки урока...