Рабочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр" 1 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr.docx | 254.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы «Кукольный театр»
- Пояснительная записка……………………………………………………………. 3
- Цель и задачи программы…………………………………………………………. 5
- Учебно-тематический план………………………………………………………... 5
- Содержание программы…………………………………………………………….6
- Планируемые результаты………………………………………………………….. 6
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график…………………………………………………….. 9
2.2 Условия реализации программы…………………………………………………..11
2.3 Формы аттестации………………………………………………………………….11
- Контрольно-измерительные материалы………………………………………… 12
2.5 Список литературы…………………………………………………………………13
Приложения…………………………………………………………………………... 14
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Национальный проект «Образование» 2019-2024.
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (2016 г.)
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф «Об образовании в Российской
Федерации».
4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
5. Поручение Президента РФ от 24 сентября 2021 г. “Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре "Океан".
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам ( (утв. приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629).
8. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(утв. приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467 ( в ред.
от 25.02.2021 г.) «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования»).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи.
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы (Письмо Минобрнауки России № 09-
3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»).
11. Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации» (Письмо Минпросвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06).
12. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в
Ярославской области (утв. постановлением Правительства Ярославской области от
17.07.2018 № 527-п в ред. постановления Правительства области от 15.04.2022 № 285-
п «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования
детей»).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр» имеет художественную направленность.
Актуальность
Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение
Кукольный театр - одно из любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
Новизна
Программа построена на основе деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
принципа междисциплинарной интеграции – применима к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принципа креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность
Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Программа адресована детям от 6 до 10 лет. Для обучения принимаются все желающие. Планируемое количество обучающихся 13 человек
Объем программы – 32 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения очная.
Организационные формы обучения групповые, индивидуальные или всем составом в группе одного возраста или разновозрастных группах.
Занятия проводятся 1 час в неделю, 32 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в районном фестивале Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
1. 2. Цель и задачи.
Цель:
Формирование общей культуры личности через знакомство с театральной деятельностью.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
Развивающие:
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, культуру общения, уважение друг к другу, толерантность.
1 .3. Учебно-тематический план.
№ | Основные блоки | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие (Инструктаж по ТБ, Введение в программу) | 1 | 1 |
| Наблюдение. Творческая работа. |
2 | Основы актёрского мастерства: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. | 4 | 4 | Наблюдение, творческая работа | |
3 | Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. | 2 | 2 | Наблюдение, творческая работа | |
4 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | 5 | 1 | 4 | Наблюдение, творческая работа |
5 | Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи | 16 | 16 | Наблюдение, творческая работа | |
6 | Показ пьесы | 2 |
| 2 | Зачет, фестиваль |
7 | Посещение театральных спектаклей | 2 |
| 2 | Наблюдение |
Всего | 32 | 4 | 28 |
1.4. Содержание программы.
Вводное занятие.
Теория: Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
Изучение основ сценического мастерства.
Основы актёрского мастерства
Теория: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Практика: Упражнения и игры на внимание, воображения. Развитие речевого дыхания и артикуляции.
Выбор для спектакля пьесы
Теория: Выбор для спектакля пьесы Практика: Чтение по ролям.
Изготовление кукол и бутафории.
Теория: Беседа по охране труда. Практика: Работа в малых группах.
Работа над выбранной для спектакля пьесой
Практика: работа над выразительными средствами речи.
Практика: Обработка чтения каждой роли, репетиция. Развитие дикции на основе скороговорок. Обучение работе над ширмой. Развитие дикции на основе скороговорок
Показ пьесы.
Практика: Демонстрация спектакля на уроках литературного чтения.
Посещение театральных спектаклей.
Практика: Просмотр спектаклей в театрах города (виртуальный). Обсуждение после просмотра спектакля. Иллюстрирование увиденного.
1 .5. Планируемые результаты.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – формы проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. | -о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол. -о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира -о способе создания перчаточной куклы; |
Уметь | -анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. | -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей | -работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - создавать куклы перчаточного типа; - элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей. |
Применять |
|
| - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект - формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | Беседа | 1 | Вводное занятие. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
2-3 | сентябрь | Беседа | 2 | Таинственные превращения. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
4-5 | октябрь | Дискуссия | 2 | Выбор пьесы для спектакля Выразительное чтение пьес учителем.Упражнения и игры на развитие воображения | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
6-7 | октябрь | Практическая работа | 2 | Распределение ролей и чтение произведения учащимися. Развитие речевого дыхания и артикуляции | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
8-9 | ноябрь | Практическая работа | 2 | Отработка чтения каждой роли. Упражнения и игры на внимание | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
10-11 | ноябрь | Практическая работа | 2 | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Развитие дикции на основе скороговорок | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
12-13 | декабрь | Практическая работа | 2 | Обучение работе над ширмой. Развитие дикции на основе скороговорок | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
14-16 | декабрь | Практическая работа | 3 | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
17 | январь | Практическая работа | 1 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
18 | январь | Практическая работа | 1 | Генеральная репетиция пьесы. | Актовый зал | Наблюдение. Творческая работа. | |
19 | февраль | Практическая работа | 1 | Показ пьесы детям, родителям | Актовый зал | Зачет | |
20 | февраль | Дискуссия | 1 | Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
21-22 | февраль | Практическая работа | 2 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
23-24 | март | Практическая работа | 2 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
25-26 | март | Практическая работа | 2 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
27-28 | апрель | Практическая работа | 2 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Учебный кабинет | Наблюдение. Творческая работа. | |
29 | апрель | Практическая работа | 1 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Актовый зал | Наблюдение. Творческая работа. | |
30 | май | Практическая работа | 1 | Показ пьесы детям. | Актовый зал | Зачет | |
31 | май | Практическая работа | 1 | Показ пьесы родителям. | Актовый зал | Зачет | |
32 | май | Дискуссия | 1 | Посещение театрального профессионального спектакля | Виртуальное посещение спектакля. Учебный кабинет | Наблюдение Фронтальный опрос |
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
1. Работы из методического фонда (творческие работы педагога, созданные куклы).
2. Библиотечный фонд (литература по основам кукольного театра).
3. Дидактические материалы для зрительного ряда (электронная картотека практических заданий, набор исходных изображений).
4. Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме занятий.
5. Технологические карты-схемы к различным темам занятий.
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Демонстрационное оборудование (экран, проектор, интерактивная доска).
3. Столы, стулья.
4. Ширма, куклы, реквизит.
2.3.Формы аттестации
Аттестация обучающихся проводится в конце 1 и 2 полугодия. Форма проведения аттестации:
Промежуточная аттестация 1 полугодие – практическая работа (показ спектакля).
Итоговая аттестация 2 полугодие – тестирование на знание теоретического материала (Приложение 1) и практическая работа(показ спектакля).
Характеристика педагогического состава
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: Сиротина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования.
Стаж работы – 25 лет, образование – высшее профессиональное, квалификационная категория - высшая.
2.4. Оценочные материалы
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр» 2023/2024 уч. год |
Год обучения ________
Результаты обучения по программе (%) | |||||||||||||
№ п/п | Ф. И. | Входная диагностика | Предметные | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Личностные | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | Итого | |||||
Теоретичес кая | Практичес кая | Общеучебные умения и навыки | |||||||||||
Учебно-интеллектуальные умения | Учебно-коммуникативные умения | Учебно-организационные умения и навыки | Организацион но-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | ||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
Итого по группе |
Анализ
результат | Высокий (80-100%) | Средний (60 -80%) | Низкий (0- 60%) |
количество человек | |||
Соотношение в % |
Педагог дополнительного образования_________________________________
ФИО подпись
См. Приложение 1
2.5.Список литературы
Методическая литература:
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;
Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
И.А. Генералова«Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
Приложения
Приложение 1
Тестирование
1.Что такое театр?
- Сцена для артистов
- Место для зрелища
- Зрительный зал
2.Как называется первая перчаточная кукла России?
- Пульчинелло
- Полишинель
- Петрушка
3.Что такое папье-маше?
- Пластилиновая голова
- Бумажная масса
- Поролон
4.Реквизит – это..?
- Предметы, используемые куклой в спектакле
- Предметы, закрепленные на стойках
- Одежда для кукол
5.Предметы, закрепленные на стойках, это?
- Куклы
- Атрибуты
- Декорации
6.Как называют артиста кукольного театра?
- Кукловод
- Куклонос
- Кукольник
7.Как называется краткое комедийное произведение?
- Пьеса
- Спектакль
- Интермедия
8.Произведение по ролям – это?
- Сценарий
- Спектакль
- Пьеса
- Интермедия
Критерии оценивания:
0-60% - низкий уровень
60- 80% - средний уровень
80-100% - высокий уровень
Приложение 2
Сценарий спектакля для кукольного театра
«Советы здоровья»
Действующие герои: лиса, медведь, ёжик, волк, доктор Айболит.
(Звучит музыка, появляется Лиса и поет песню)
Лиса: Работаю в нашем медпункте сестрою.
Работа мне нравится, детки, не скрою.
Зубы я чищу и лапки я мою.
Кто может сравниться с моей чистотою.
Со мною, со мною, со мно-о-ю?!
Наконец-то убежали эти микробы. Спасибо вам, ребята, что их выгнали!
А вы знаете, что лучшее средство от микробов – это мыло и вода! Нужно чаще мыть руки мылом. Пойду, лапки вымою. (Уходит под музыку напевая)
(Из леса выходит медведь и рычит)
Медведь: Р-р-р!
(На полянку выбегает ежик с корзинкой, а в корзинке овощи)
Ежик: Здравствуй, Мишенька!
Медведь: Здравствуй, Ежик ни головы, ни ножек.
Ежик: Ты чего так рычишь?
Медведь: Я кушать сильно хочу-у-у!
Ежик: На-ка, овощей поешь. У меня вот овощи тут в корзинке есть. Да только смотри,
лапы вымой с мылом.
Медведь: Некогда мне тут лапы мыть, я есть хочу! (С жадностью набрасывается на овощи в корзинке, вытирает морду лапой) Спасибо тебе ежик! (Хлопает себя по животу) Ой! Ой – ой! Ой – ой – ой!
Ежик: Что с тобой, Мишенька?
Медведь: Ой! Ой! Что со мной! Я теперь совсем больной!
У меня живот заболел, что же такое я съел?
Ежик: Я говорил тебе, не ешь грязными лапами, а ты не слушал! Пойдем скорее к врачу!
Медведь: Ой! Нет! Я боюсь! Я лучше под елочкой полежу.
Ежик: (к зрителям) Пусть полежит, а я за медсестрой сбегаю. (Убегает)
(Медведь лежит, стонет, выходит волк с повязкой на зубах и воет)
Волк: У-у-у!
Медведь: Что с тобой, волк?
Волк: Плохо стало жить мне вдруг, разболелся сильно зуб.
Нету мочи никакой, надо зуб лечить больной.
Медведь: А у меня живот болит! (Оба лежат и стонут)
(Выходит ежик и ведет Лису)
Лиса: Так, что у вас тут случилось?
Волк: У меня зуб болит, а у медведя живот!
Лиса: А ты зубы чистишь?
Волк: Нет. А зачем?
Лиса: Ребята, скажите волку, зачем нам зубы чистить нужно? (Ответы) Да, придется
Доктора Айболита звать. Доктор Айболит! (Выходит Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, зверята, что случилось у вас?
Лиса: Вот медведь ел грязными лапами и у него живот заболел, а волк не чистит никогда зубы, вот они у него и разболелись.
Д.А: Я помогу вам, зверята, но пообещайте мне, что будете соблюдать правила гигиены.
Любой воспитанный человек или зверек должен соблюдать все правила гигиены.
Волк и Медведь: Обещаем.
Д.А: Вот вам микстура, пейте (пьют) Для Мишки – мыло, не забывай мыть лапы.
А тебе, Волк – зубная щетка. Чисть зубы два раза в день.
Волк и Медведь: Спасибо!
Д.А: А вам желаю я, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой!
Зубы чистить не забудьте утречком и перед сном.
И опрятными вы будьте, убирайте чисто дом!
Вы зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И, конечно закаляйтесь – это так поможет вам!
Медведь: До свидания, ребята!
Ежик: Приходите в гости к нам
Волк: Вместе с нами все зверята
Лиса: Будут очень рады вам!
Все: До свидания!
(Все звери машут лапами и уходят)
Сценарий спектакля для кукольного театра
«Красная книга»
Действующие лица: Петрушка, дед, баба, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
Вед: А сказка наша не простая,
Хоть всем известная такая
Дед: Вишь, дымок с трубы идет?
То старуха колобок
Мне сегодня испечет.
Баба: Все, Готово, Испекла.
Остудить теперь нужда.
Посидит пусть на окошке
И остудится немножко.
Вед: Колобок сидеть устал
По дорожке побежал.
Колобок: (поет) Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
Я от бабушки и дедушки ушел!
Вед: Через поле и лесок
Покатился колобок.
И у леса на полянке
Повстречался с серым зайкой.
Колобок: Зайка, что с тобой случилось?
Заяц: со мной беда вдруг приключилась.
Не могу поднять я лапку.
Я поранил сильно пятку.
Кто-то мусор не убрал
По полянке раскидал.
Я на склянку наступил.
Себе лапку повредил.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.
Я скорей домой пойду,
Подорожник приложу.
Вед: Покатился без оглядки
Наш румяный колобок,
А навстречу ему волк.
Колобок: Здравствуй, Серый!
Аль не рад?
Ели ты волочишь ноги.
Довели тебя тревог
Волк: Это верно, колобок.
Круглый и румяный бок.
Я в своем лесу родном
Не сгорел чуть, брат, живьем.
Шел грибник, окурок бросил.
Ума нет, чтоб затушить!
Вспыхнул лес, огонь меж сосен
Где же звери будут жить?
Ну, счастливо, Колобок!
Не скучай и будь здоров!
Вед: Покатился колобок
Дальше по дороге.
А навстречу колобку
Мишка из берлоги.
Колобок: Здравствуй, Мишка-генерал!
Тоже, что ли захворал?
Медведь: Жиру много я набрал, и уже почти что спал.
Тут охотники, собаки, ружья, палки и рогатки.
Ну, давай меня будить и в берлоге тормошить.
Что за люди не пойму? Сеют лишь одну беду.
Колобок: Ты ложись, медведь, и спи.
Засыпай и не грусти.
Вед: Покатился колобок.
Дует в спину ветерок.
Что ж, катись, коль не сидится,
Глянь, сюда бежит лисица.
Колобок: Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня ты не глядишь?
Не узнала, что ль меня?
Лиса: Я - печеного не ем,
На диете я совсем.
Ты на полянке не бывал,
Куропаток не видал?
В лесу птиц совсем не стало.
А я чуть-чуть оголодала.
Колобок: Побывал я на полянке
Там осколки, склянки, банки
Лиса: С каждым днем в лесу все хуже
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке –
Жизни нет зверью нигде
(Выходят заяц, волк, медведь)
Заяц: Всем нужно срочно мир спасать,
В котором мы живем.
Волк: А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
Медведь: А если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!
(Появляется на ширме Красная книга.Под песню О.Газманова «Красная книга» все животные плачут и входят в книгу)
Колобок: Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Сценарий спектакля для кукольного театра
«Колосок»
Действующие лица: Петрушка, мышата- Круть и Верть, Петух,
Вед: Жили-были Петя-петушок-золотой гребешок и мышата Круть и Верть.
(Выбегают мышата и выходит петушок, он несет на плече колосок)
Петя: Круть, Верть!
Мыши: Мы здесь!
Петя: Смотрите, какой я нашел колосок!
Круть: А какой колосок?
Верть: И что в нем особенного?
Петя: А вы знаете, сколько трудились люди, чтобы вырос этот и другие колоски?
Мыши: Не-е-ет.
Петя: Люди вспахали поле, посеяли зернышки, поливали все лето, а потом скосили все
колоски. Колосок не любит лентяев. Понятно?
Мыши: Да!
Петя: А теперь колосок обмолотить надо. А кто будет молотить?
Круть: Только не я! Верть: Только не я!
Петя: Ах вы, лентяи! Я пойду. (Петушок уходит)
Круть: Мы не лентяи, мне не лень
Могу крутиться целый день!
Верть: Да, мы не лентяи! Мне не лень,
Могу вертеться целый день.
(Возвращается петушок, него мешок, мышата подбегают к петушку)
Петя: Смотрите, мышата, сколько я зерна намолотил!
Круть: Ах, как много зерна! Верть: Эх, как много зерна!
Петя: А теперь это зерно нужно смолоть. Кто пойдет со мной на мельницу?
Круть: Только не я! Верть: Только не я!
Петя: Какие же вы лентяи. Ладно, я сам смелю. (Уходит)
Круть: Мы не лентяи! Мне не лень,
Могу крутиться целый день!
Верт: Да, мы не лентяи! Мне не лень,
Могу вертеться целый день!
(Идет петушок с мешком)
Петя: Мышата! Смотрите, сколько я муки намолол!
Круть: Ох, как много муки! Верть: Ах, как много муки!
Петя: Ну а теперь можно пироги печь!
Круть: Ура! Можно пироги печь! Верть: Ура! Можно печь!
Петя: А кто пироги есть будет?
Верть: Чур, я первый!
Круть: Нет, я первый!
Петя: А кто колосок нашел?
Мыши: Ты, Петя!
Петя: А кто его обмолотил?
Мыши: Ты, Петя.
Петя: А кто зерно смолол?
Мыши: (тихо) Ты, Петя...
Петя: А вы что делали?
Мыши: (плачут)
Круть: Прости нас, Петя. Верть: Мы будем тебе помогать.
Петя: Ну, что, ребята, поверим мышатам?
Ладно, несите воды, дрова, топите печь!
А я буду пироги печь.
(Звучит музыка, а Мышата и петушок работают.)
Круть: Мы не лентяи, мне не лень
Могу работать целый день!
Верть: Мы не лентяи, мне не лень,
Могу работать целый день.
(поют): Какой чудесный день.
Работать нам не лень.
Со мной мои друзья
И песенка моя!
Петя: Мышата, пироги готовы!
Круть: Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Верть: Ребята, хлеб - всему голова. Берегите хлеб!
Лубяная избушка
- сценарий для кукольного спектакля
Действующие лица; ведущий,лиса, заяц,собака, козлик, петух.
Вед: Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную – из снега и льда, а зайчик лубяную – из прочных веточек да досочек. Стали они жить каждый в своей избушке. Но вот пришла весна-красна. Стало греть солнышко, и у лисы избушка растаяла.
Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!
Как же быть? Где домик мой?
Заяц: Вся изба твоя с крылечком
Убежала в речку.
Очень не переживай,
Ты ко мне переезжай.
Лиса: …(в сторону говорит):
Повезло, скажу, косому
Выгоню его из дому.
Не хочу с ним вместе жить,
Хлеба корочку делить… (обращается к зайцу):
Эй, послушай, милый Зая!
Новость есть!
Заяц: Да ну! Какая?
Лиса: Есть за лесом огород,
Там капуста – круглый год!
Заяц: Неужель уже поспела?
Ну-ка, ну-ка, побегу
И капусту поищу!
Вед: Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг – и заняла его домик. Прибежал зайчик, а деверь заперта.
Заяц: Это что? Закрыта дверь.
Лиса: (выглядывает из домика)
Я в избе живу теперь.
Заяц: Да ведь это домик мой!
Лиса: Не пущу тебя, косой!
(заяц отходит, садится рядом плачет)
Вед: Строил себе заяц очень крепкий дом,
Да лисица злая поселилась в нём.
Кто не побоится заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
(появляется собака)
Собака: Гав, гав, гав!
У меня горячий нрав!
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг?
Заяц: Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.
Собака: Эй, лиса, слышишь лай?
Гав, гав, гав, прочь ступай!
Лиса: Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Собака: (трусливо)
Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
(собака убегает)
Вед: На пеньке опять сидит
Бедный заинька, грустит.
Что же делать, он не знает,
Лапкой слёзки утирает.
(скачет козлик)
Козлик: Ме-е-е! Ме-е-е!
У меня бодучие рога.
Забодаю, забодаю я.
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг!
Заяц: Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.
Козлик: Ме-е! Кто там в избе?
Вот достанется тебе!
Лиса: Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Козлик: (трусливо)
Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
(козлик убегает)
Заяц: Кто не побоится
Заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
(появляется петушок)
Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Я помогу, я помогу!
Ты не плачь, не плачь, косой,
Живо справимся с лисой!
Лиса: Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Петух: Как тряхну гребешком –
И развалится весь дом!
У меня есть коса,
Ну-ка, выходи, лиса!
Лиса: Ой, боюсь я петуха!
Ой, подальше от греха!
(лиса выбегает из домика и бежит в лес)
Заяц: Ну, спасибо, Петушок!
Справиться с лисой помог!
Будем вместе в доме жить,
Вместе жить и не тужить!
РУКАВИЧКА
Действующие лица:
Мышка
Зайчик
Лисичка
Волк
Кабан
Медведь
Собака
Рассказчик
На первом плане слева и справа несколько заснеженных деревьев. Возле деревьев слева лежит рукавичка. На втором плане – зимний лес.
Рассказчик
Люли-люли, тили-тили!
Зайцы по воду ходили,
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
Но случаются в лесах
Позанятней чудеса!
Эта сказка-невеличка
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
Из-за деревьев справа появляется Мышка.
Мышка
Я под кустиком сижу
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!
Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. На полянке из-за деревьев справа появляется Зайчик.
Зайчик
Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
Зайчик подбегает к рукавичке.
Зайчик
Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?
Мышка выглядывает из рукавички.
Мышка
Это Мышка-поскребушка!
Зайчик
Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Мышка
Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Лисичка.
Лисичка
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка
Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
Зайчик
Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Волк.
Волк
На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк
Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Лисичка
Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Кабан.
Кабан
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Места здесь тебе не хватит!
Кабан
Влезу я уж как-нибудь!
Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка
Тесно здесь! Ну, просто жуть!
Лисичка снова прячется в рукавичку. Из-за деревьев справа выходит Медведь.
Медведь
Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк.
Волк
Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!
Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан.
Кабан
Ну а я кабан-клыкан,
Рукавичку затыкан!
Медведь
Что-то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Кабан
Нет!
Медведь (примирительно)
Да я уж как-нибудь!
Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка.
Лисичка
Негде здесь уже чихнуть!
Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка.
Мышка (сердито)
Толстый, а еще туда же!
Мышка прячется в рукавичку.
Рассказчик
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
Из-за деревьев справа появляется Собака и бежит к рукавичке.
Собака
Гав-гав-гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу. Собака берет рукавичку и уходит со сцены.
Рассказчик
Звери очень испугались,
В рассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
Приложение 3
Игры на развитие внимания и воображения к разделу
(изпрограммы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
- Картинки из спичек
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.
- Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
- Рисунки на заборе
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
- Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.
- Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.
Приложение 4
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков
- Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
- С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос | Ответ |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
Тренинг согласных звуков
- Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
- Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
Ж ЖЖЖЖЖЖЖЖ
Ж ЖЖЖЖ
Ж ЖЖЖЖЖЖ
БАЦ!
Ж ЖЖЖ
Ж…Ж…
Ж ЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ!
Ж ЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж ЖЖЖЖЖЖЖ
ТОП.
Ж ЖЖЖ
ТОП – ТОП.
Ж ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 5
Скороговорки (из сборника скороговорок,http://littlehuman.ru/393/)
- Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
- Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
- Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
- Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»
программа внеурочной деятельности для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
программа и тематическое планирование для началбьной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"
ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"
Программа внеурочной деятельности «Театр на английском» имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Айболита"
Преставлена рабочая программа "Театр Айболита", построеннная на принципах здоровьясбережения. Она включает приёмы и методы для сохранения здоровья младших школьников....