Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"
материал
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_kukolnyy_teatr.docx | 350.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Представленная программа дополнительного образования «Кукольный театр » составлена с учётом запросов родителей и интересов детей, ориентирована на обучающихся начальных классов и воспитанников группы кратковременного пребывания.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
- Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. http://standart.edu.ru/
- Образовательной программы МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
- Учебного плана МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
- Программы внеурочной деятельности на 2016-2021 гг МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области. ----- - примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского,
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы: раскрытие творческих способностей детей посредством кукольного театра
Задачи:
- раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
- научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Ценностные ориентиры содержания курса
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Отличительные особенности программы
На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей и ознакомлении со спецификой театра. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда -то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения.
- В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;
- Ценность театральной игры следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.
Возможности коммуникативной деятельности во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно:
- это взаимное общение участников спектакля;
- общение с руководителем коллектива;
- постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;
- общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению;
- общение со зрительным залом.
Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые предметные результаты:
Первый год обучения.
- Знание начальных сведений о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол, элементарных представлений о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей
- Овладение умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
- умение передать характер персонажа голосом и действием.
Второй год обучения:
-умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.
-умение работать с куклой на ширме и без неё.
-овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
-овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на детей 7– 11 лет
Сроки реализации программы
Программа кружка рассчитана на 2 года . Занятия проводятся 1 раз в неделю (1год – 34 часа в год, 2 год – 34 часа в год)
Формы занятий
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе – 7-10 человек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД "Кукольный театр".
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты : формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни | Воспитательные результаты 1 уровня — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Воспитательные результаты 2 уровня получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Воспитательные результаты 3 уровня получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. | Методика «Лесенка»
Детские проекты. |
Воспитательный эффект | Анкетирование удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс ___________________________________________ | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Диагностика сформированности умения работать по правилу. |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач. под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений. | |
Регулятивные УУД: Ученик научится: Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать допустимых и недопустимых формы поведения, адекватно принимать оценку учителя и одноклассников, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая) | |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения. | |
Коммуникативные УУД: Ученик научится: вступать в диалог, понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Договариваться, находить общее решение, работать в группах. Аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, контролировать действия партнёра по деятельности. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Задание «Рукавичкм» (Г.А. Цукерман) | |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей. - логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимать смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрывать этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. - элементарным навыкам по изготовлению перчаточных кукол. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (2 класс)
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Театр – искусство коллективное | 1 | 1 | |
3. | Работа над словом. Развитие речевого аппарата | 3 | 1 | 2 |
4. | Технология управления перчаточной куклой | 7 | 2 | 5 |
5. | Инсценировка литературного материала | 8 | 2 | 6 |
6. | Оформление спектакля | 6 | 2 | 4 |
7. | Культурно-массовые мероприятия | 4 | 4 | |
8. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
34 | 11 | 23 |
Содержание курса внеурочной деятельности(1 год обучения)
При творческом подходе к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.
Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.
- Вводное занятие Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
- Театр – искусство коллективное. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание
- Работа над словом. Развитие речевого аппарата, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание
- Технология управления перчаточной куклой. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
- Инсценировка литературного материала. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы. Беседа о прочитанном. Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции.
- Оформление спектакля . Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами
- Культурно-массовые мероприятия. Показ пьесы детям. Показ пьесы родителям. Посещение театрального профессионального спектакля.
- Итоговое занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения (3-4класс)
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Театр – искусство коллективное | 1 | 1 | |
3. | Работа над словом. Развитие речевого аппарата | 3 | 1 | 2 |
4. | Театральная мастерская | 8 | 3 | 5 |
5. | Технология управления перчаточной куклой | 2 | 1 | 1 |
6. | Инсценировка литературного материала | 5 | 1 | 4 |
7. | Оформление спектакля | 10 | 3 | 7 |
8. | Культурно-массовые мероприятия | 3 | 3 | |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
34 | 11 | 23 |
Содержание курса внеурочной деятельности(2 год обучения)
- Вводное занятие Театр. Его истоки. Знакомство с историей ,возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
- Театр – искусство коллективное. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание
- Работа над словом. Развитие речевого аппарата, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание
- Театральная мастерская. Изготовление кукол и бутафории.
- Технология управления перчаточной куклой. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
- Инсценировка литературного материала. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы. Беседа о прочитанном. Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции.
- Оформление спектакля . Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами
- Культурно-массовые мероприятия. Показ пьесы детям. Показ пьесы родителям. Посещение театрального профессионального спектакля.
- Итоговое занятие.
Формы проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Формы подведения итогов и контроля
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
итоговый – спектакль.
Ученик научится:
- выполнять упражнения и игры на внимание;
- искусству декламации, импровизации;
- использовать в речи диалог, монолог, интонацию и таинственные превращения;
- различать интонационные средства выразительности;
- изготовлять перчаточные куклы и бутафории;
- работать с текстом;
-показывать кукольный спектакль для зрителей.
Ученик получит возможность научиться:
- различать разные жанры литературных произведений;
- изготавливать, эстетично оформлять перчаточную куклу и управлять ею;
-самостоятельно создавать спектакли по своему сценарию.
Список литературы (для учителя) | ||
1 | Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001; | |
2 | Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г. | |
3 | Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. | |
4 | . Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php | |
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер | 1 |
2 | музыкальный центр | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”» (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нач...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш волшебный театр» для учащихся, воспитанников 2 класса
Рабочая программа по курсу «Наш волшебный театр» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюдж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1 класса
Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО на основе Примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр», состоит из 3 частей: планируемые результа...