Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Петрушка"
рабочая программа (2 класс) на тему
Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_petrushka.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Ачинского района
Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО ___________ Ракитина Н. А. Пр.___ от ________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _____________ Иванова Н. А. Пр. ___ от _________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Белоярская СШ» __________ Росадко Т.В. Пр.___ от _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕАТР «ПЕТРУШКА»
начальное общее образование
2 класс
срок реализации программы 1 год
Составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности школьный театр «Петрушка» автор В. А. Горский.
Составитель:
учитель начальных классов
Веретенникова Н. В.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского.
Программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена для 2 класса общеобразовательной школы.
1.2. Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
- Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
- Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
- Развитие творческих способностей.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
1.3. Авторская программа рассчитана на 34 часа.
1.4. Срок реализации программы 1 год.
1.5. При обучении используется личностный подход . По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.
Тематический план
театр «Петрушка»
Класс - второй
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 2 | 1 | 1 |
2 | Устройство ширмы и декорации | 6 | 1 | 5 |
3 | Особенности изготовления кукол | 8 | 2 | 6 |
4 | Речевая гимнастика | 4 | 1 | 3 |
5 | Особенности работы кукловода | 6 | 1 | 5 |
6 | Выбор пьесы. | 4 | 1 | 3 |
9 | Генеральная репетиция. Спектакль | 4 | 1 | 3 |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Календарно- тематический план
№ п/п | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. | ||||
1 | Вводное занятие. | ||||
2.09 9.09 | 1 2 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 2ч | ||
2 | Устройство ширмы и декорации | 1ч | |||
16.09 | 3 | Знакомство с понятием «декорация» | 1ч | ||
23.09 | 4 | Ознакомление с элементами оформления спектакля кукольного театра | 1ч | ||
30.09 | 5 | Первичные навыки работы с ширмой | 1ч | ||
7.10 | 6 | Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях | 1ч | ||
14.10 | 7 | Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театральных реквизитах. | 1ч | ||
21.10 | 8 | Установка ширмы и изготовление элементов декораций | 1ч | ||
3 | Особенности изготовления кукол | 8ч | |||
28.10 | 9 | Знакомство с технологий разработки выкроек кукол. Порядок изготовления головы куклы. | 1ч | ||
11.11 | 10 | Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. | 1ч | ||
18.11 | 11 | Изготовление различных кукол | 1ч | ||
25.11 | 12 | Изготовление различных кукол | 1ч | ||
02.12 | 13 | Изготовление различных кукол | 1ч | ||
09.12 | 14 | Изготовление различных кукол | 1ч | ||
16.12 | 15 | Изготовление различных кукол | 1ч | ||
23.12 | 16 | Изготовление различных кукол | 1ч | ||
4 | Речевая гимнастика | 4ч | |||
13.01 | 17 | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. | 1ч | ||
03.02 | 18 | Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. | 1ч | ||
10.02 | 19 | Речевая гимнастика. Работа со скороговорками | 1ч | ||
17.02 | 20 | Отработка сценической речи. | 1ч | ||
5 | Особенности работы кукловода | 6ч | |||
03.03 | 21 | Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. | 1ч | ||
10.03 | 22 | Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | 1ч | ||
17.03 | 23 | Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы | 1ч | ||
24.03 24.03 | 24 25 | Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. | 2ч | ||
07.04 | 26 | Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего театра | 1ч | ||
6 | Выбор пьесы. | 4ч | |||
14.04 | 27 | Выбор пьесы. Чтение сценария. | 1ч | ||
21.04 | 28 | Распределение и пробы ролей | 1ч | ||
28.04 | 29 | Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | 1ч | ||
05.05 | 30 | Соединение словесного действия с физическим действием персонажей | 1ч | ||
7 | Генеральная репетиция. | 4ч | |||
12.05 | 31 | Генеральная репетиция | 1ч | ||
19.05 | 32 | Генеральная репетиция | 1ч | ||
26.05 | 33 | Генеральная репетиция | 1ч | ||
29.05 | 34 | Спектакль | 1ч |
Содержание курса
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Особенности изготовления кукол
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа:. Изготовление различных кукол
4. Речевая гимнастика Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
6.Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
Метапредметные
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- высказывать своё предположение (версию)
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного.
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные
-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;
-о способах кукловождения кукол этих систем;
-о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе.
-выступать перед публикой, зрителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
- Горский В.А.Примерные программы внеурочной деятельности. –М., 2010.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
- Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
- Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности " Театр"
Цель программы: создание условий для развития творческой личности, готовой к самообразованию, социальному взаимодействию, к само строительству себя Задачи: формировать ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»
программа внеурочной деятельности для начальных классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр сказки».
Программа театральной студии «Театр «Каруселька» разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Автор И.А. Генералова (Образовательная сис...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Театр и мы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Театр и мы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр юного актёра" для 1-4 классов
Программа предназначена на 4 года. Включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ТЕАТР и МЫ" 2-4 класс
Программа «Театр и мы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Театр» для начальной ...