Роль детских объединений в формировании толерантной личности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Понятие "толерантность". Принципы толерантности, методы воспитания толерантности в детских объединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль детских объединений в формировании толерантной личности | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Школа №86»
Центр дополнительного образования «Радуга»
Роль детских объединений
в формировании толерантной личности
Бастрикова Татьяна Павловна,
методист,
педагог дополнительного образования
2016г.
Перед современными педагогами стоит задача формирования новой культуры отношений. К сожалению, в нашем обществе много агрессии, нетерпимости и непримиримости. Стремительный темп жизни, социальные проблемы и воспитательная инерция родителей по отношению к детям порождают отсутствие толерантности у современных детей.
Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным. Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия.
Перед педагогами стоит задача формирования толерантных взаимодействий. Оно не является врожденным, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека».
Давайте вспомним, что такое толерантность?
Слово «толерантность» (с лат.) - «терпимость». Это - способность понимать и уважать культуру, взгляды, проявления индивидуальности другого человека.
Семь основных принципов толерантности:
- уважение человеческого достоинства всех без исключений людей;
- уважение различий;
- принятие индивидуальности другого;
- взаимозависимость как основа совместных действий;
- принятие культуры мира;
- сохранение и уважение исторической памяти.
Одной из форм воспитания толерантности выступает детское творческое объединение, целью деятельности которого является формирование основ толерантного мышления и поведения у детей младшего школьного возраста. Для реализации названной цели необходимо решение ряда задач:
- развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания и эмпатии;
- формирование у детей умения слушать и слышать другого, осуществлять адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- повышение уровня самоконтроля ребёнком своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;
- развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия.
Привлекая детей в объединение педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры, национальный состав коллектива учащихся, проблемы в отношениях между детьми и их причины, культурные особенности окружающей среды.
Работа детского творческого объединения должна осуществляться на основе следующих принципов:
- принципа физической и психологической комфортности;
- акцента на положительные эмоции педагогов и учащихся;
- диалогического общения;
- взаимодействия, взаимовыручки, взаимопомощи.
Воспитательным средством детское объединение становится при таких способах его организации, которые позволяют положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Детское объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.
Движущей силой любого детского творческого объединения является детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как терпимость (толерантность), гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
При организации работы детского творческого объединения должна быть создана атмосфера сотрудничества, толерантности и поддержки, которая помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность; позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы; способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважению потребностей и чувств других детей; формирует условия, в которых дети могут работать и играть, успешно взаимодействуя; способствует признанию достоинств и различий; дает детям возможности понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимания других; создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.
В работе детского творческого объединения, педагоги используют следующие методы воспитания толерантности: беседа, диспут, круглый стол, праздник, экскурсия, практические занятия, тренинги, акции, игровые программы. Они способствуют формированию у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Литература:
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. М., 2005.
- Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М., 2007
- Грибова Е., Чепурных Е. Новое в детском движении // Воспитание . школьников. – 1991. – № 5. – С. 11-13.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г.Организация дополнительного образования детей: Практикум. Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. Образования.М., 2003.
- Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
- Степанов П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование. –2001– № 9, 2002 № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...
Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация
Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....
Роль семьи в формировании личности
Тематическое родительское собрание...
Мастер - класс "Роль сказок в развитии личности ребенка"
Раскрывается роль сказок в развитии личности младшего школьника. Применение теневого театра на уроках литературного чтения...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).
Содержание собрания....
Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»
Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...