Мастер - класс "Роль сказок в развитии личности ребенка"
методическая разработка по чтению (1,2,3,4 класс) по теме

Ченегина Елена Геннадьевна

Раскрывается роль сказок в развитии личности младшего школьника. Применение теневого театра на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc54.5 КБ
Office presentation icon master_klass_2_shkola.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс

«Роль сказок в развитии личности ребенка»

Слайд 1      Всем здравствуйте. Наконечнова Елена Геннадьевна, учитель

                    начальных классов.

     Да, да. Как вы уже догадались, речь на моем мастер- классе пойдет о сказках, о том какую роль играют сказки в развитии личности ребенка. Некоторые из вас, наверное, подумали: «21век – век компьютера, высоких технологий… А тут сказки». Но даже в наш высокоинтеллектуальный век с самого рождения ребенка окружают сказки – наши, русские народные. Что может быть лучше, представьте лишь на минутку: поздний вечер, темно, только маленький луч света от настольной лампы. Рядом с вами мамочка, она склонилась над вашей кроваткой и тихо шепчет вам сказку, а вы затаив дыхание слушаете ее. Что может быть лучше этих минут детства? Так было, так есть и очень хотелось бы, чтобы так было всегда.

   

Слайд 2 И поэтому тема моего мастер-класса

 «Роль сказок в развитии личности ребенка. Виды работ со сказками.»

Слайд 3 Целью данной работы с обучающимися является:

- создание условий для раскрытия и реализации каждого учащегося;

- обогащение словарного запаса;

- не только обучить учащихся навыкам, но и привить им любовь к творчеству.

Слайд 4  Целью данной работы со зрителями зала является:

- раскрыть роль сказок в развитии личности ребенка;

- познакомить с видами работ со сказкой;

Слайд 5.    Ребята приходят в школу. Но и здесь с самых первых дней на уроках обучения грамоте ребят окружают сказки. В современной педагогике появилось такое понятие –сказкотерапия. Когда мы с вами – учителя, с помощью сказки учим детей отличать добро от зла, правду от лжи, учим сочувствовать и сопереживать, а в нужную минуту прийти на выручку. Именно сказка развивает память, речь ребенка. А мы знаем, что речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого мышления. А также ни для кого ни секрет, что самый любимый вид деятельности детей – игровой. Поэтому все, что будет происходить на сцене будет происходить в виде игры.

Знакомство с учениками.

- Итак, любое общение, тем более с новым классом, должно начинаться со знакомства.  Меня  зовут Елена Геннадьевна. Я предлагаю вам назвать свое имя и качество вашего характера, которое будет начинаться на первую букву вашего имени. Например: Лена – ласковая.

    Итак, я узнала поименно свой класс, но как узнать внутренний мир ребенка, его черты характера. Все это конечно же откроется в процессе ежедневной кропотливой работы, но еще мне в этом помогает тест, разработанный специалистом по социальной педагогике США Сюзеном Деллингером, который я хочу предложить вашему вниманию. Точность диагностики личностных качеств с помощью этого метода достигает 85%!

   

Слайд 6     «Геометрический тест»

 Перед вами на экране пять фигур. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать «Это Я!». А теперь проранжируйте оставшиеся фигуры в порядке вашего предпочтения. Итак, работа окончена. Какую бы фигуру вы не поместили на первое место, именно она дает возможность определить ваши главные черты характера и особенности поведения. Остальные фигуры – это своеобразные модуляторы, которые лишь сопутствуют вам. Последняя же фигура указывает на форму человека, с которым вам будет труднее всего во взаимодействии и общении. Итак:

Слад 7

Квадрат -   трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до  

                     Конца. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок – все

                     должно находиться на своих местах. Идеал Квадрата –

                     распланированная, предсказуемая жизнь.

Слайд 8

Треугольник – эта форма символизирует лидерство. Самая главная черта  

                          треугольника – способность сконцентрироваться на главной

                           цели. Треугольники сильные, сконцентрированные личности,

                          ставящие цели, и, как правило, достигающие их.

Слайд 9

Прямоугольник – временная форма личности. Это люди, неудовлетворенные

                             тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому

                             заняты поиском лучшего положения. Поэтому они

                             любознательны, имеют живой интерес ко всему

                             происходящему и смелость.

Слайд 10

Круг – самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высоко развитой

             эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать. Круг

             ощущает радость и боль другого как свою. Он любит когда все вокруг              

              ладят, и поэтому даже если возникнет какой-то спор, то круг уступит

              первым.

Слайд 11

Зигзаг – фигура символизирующая творчество. Создание нового,

              оригинального – вот что нравится Зигзагам. Зигзаги – неутомимые

              проповедники своих идей, способные увлечь за собой многих.

Итак, в моем новом класс:

Квадратов ---

Треугольников ----

Кругов ----

Зигзагов -----

Все это мне поможет в моей дальнейшей работе

Слайд 12  - Ну что ж, теперь я знаю как ребят зовут, какие они по характеру. Сейчас мы с вами выполним  задание, которое называется «Словесная цепочка» Я говорю слово, а вы продолжаете словесный ряд по ассоциации.

Книга – автор, текст, картинки, сказки…

Сказка  - герои, волшебство…

Слайд13

Мы с вами ребята побываем сегодня в сказке, а в какой вам предстоит еще угадать. И следующее задание вам в этом поможет. «Пятый лишний»

Перед вами слова. Ваша задача найти лишнее слово и сказать почему оно лишнее.

Лиса, Волк, Лось, Медведь, Заяц, Колобок

Здесь возможно два варианта ответа: лишний Лось (не сказочный персонаж)

                                                                Лишний Колобок (не животное)

Данный вид работы не только развивает речь ребенка, ведь они аргументирую свой ответ, не только развивает логическое мышление , но  и вводит ребенка в сказку. Итак, мы отправляемся в сказку «Колобок».

Слайд 14

    «Колобок»

- Кто автор этой сказки? (русская народная сказка) Да ребята, автор сказки сам народ, появившись эта сказка передавалась из уст в уста и дошла до наших дней.

- Кто главный герой сказки? Колобок

- А кто такой Колобок?  Это хлеб, пирожок.

- А в чьем доме он появился?  Бабушки и дедушки.

- А как они жили и почему? Жили бедно «По сусекам поскребла…», но дружно  - Бабушка сразу откликнулась на просьбу Деда.  А прочитаем, как об этом говорится в начале сказки.

Перед вами листочки со словами, взятыми из данного отрывка. Ваша задача, поставить в выделенных словах ударение и с помощью толкового словаря почитать их значение. И пока ребята работают я хочу сказать, что данный вид работы направлен на раскрытие лексического значения слова, а также работа над орфоэпией – правильным его произношением.  /Ребята зачитывают/ Больше непонятных слов у нас не осталось. Отправляемся дальше.

- А какой был по характеру Колобок?  (румяный, веселый, непослушный, искатель приключений)

- А эта сказка комедия или трагедия? Трагедия, ведь Колобок погибает, его съели.

- Да, верно, Колобок каждый раз находил себе приключения, испытывал себя. И, встретившись  с хитрой лисой, он не сумел вовремя остановиться и попал в беду. Но ведь и изначально Колобок был бы съеден. Кем? Бабушкой и Дедушкой.

- Так какой же вывод мы можем вынести из этой сказки? У всего есть свое предназначение. Впрочем, как и людей. Говорят, кто под какой звездой родился.  Но я думаю, что каждый человек может внести свои коррективы в свою судьбу, главное не плыть по воле волн, а самосовершенствоваться. Единственное с чем я абсолютно согласна, что мы с вами – учителя. И это нам действительно дано от бога. В нашей профессии случайных людей не бывает.

   Вот и вам, уважаемые ученики. задание пересочинить концовку сказки так, чтобы она закончилась добром. И показать данную сказку всем нам.

 

Но, уважаемые коллеги, нам понадобится и ваша помощь тоже – в озвучивании данной сказки. Поможете? Когда я обращусь к вам, вы будете издавать звуки. Попробуем.

Весело щебечут птички…..

Волк зубами щелкает……..два раза хлопнуть в ладошки

Медведь идет сучья трещат………..топают ногами

Налетел ветерок и запел свою песенку….. уууууууууу

Закачались деревья ………..ручки вверх

Зашелестели своими листочками………. Потрем ладошки

Спасибо.

 Ну а пока мои ребята готовятся, я хочу немного рассказать о том, что будет происходить сейчас на сцене.

   Гуляя с ребятами, мы наблюдали за своей тенью. Тень сопровождает нас повсюду – она прячется у нас за спиной, принимает причудливые формы и узоры и является нашей неотъемлемой спутницей. А раз так – мы решили ее приручить, познакомиться с нею поближе. Мы приглашаем Вас в удивительное путешествие по загадочному миру теневого театра.  

     Вариантов выполнения такого театра два.

Малый театр – берем коробку, вырезаем середину, вставляем ватман. Это экран. Сзади устанавливается лампа. На уроках труда готовятся фигурки персонажей, которые с помощью скотча прикрепляются к палочкам-карандашам.

 Сложнее создать большой теневой театр, где герои – актеры – дети. В данном театре заучиваются роли, создаются декорации, проводятся репетиции.   Устанавливается белый занавес, с черной окантовкой по бокам (по правилам теневого театра), сзади на определенном расстоянии устанавливается прожектор. И театр готов.  Итак, занавес открывается, сказка начинается.

Ребенок:  Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик старуху

                  испечь Колобок. Старуха так и сделала. По амбару поскребла, по

                  сусекам помела, набрала муки горсти две, замесила тесто на

                  сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко

                  студить положила. Колобок полежал, полежал, да и покатился- с

                   окна на лавку, с лавки на пол, за дверь во двор, со двора за

                   ворота…

Учитель:  Катится катится Колобок. День яркий, солнечный. Вокруг птички

                 поют…. Навстречу ему Заяц.

Заяц: - Колобок, колобок, я тебя съем

Колобок: - Не ешь меня, я тебе песенку спою

                 Я Колобок, Колобок

                 По амбару скребен

                 По сусеку метен.

                 Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

                 И от тебя Заяц уйду.

Ребенок: И покатился Колобок дальше. Только Заяц его и видел.

                 Катится катится Колобок, а навстречу ему Волк.

Учитель:  Идет зубами щелкает……

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок: - Не ешь меня Волк, я тебе песенку спою  /песенка/

Ребенок: И покатился Колобок дальше. Только Волк его и видел.

                 Катится катится Колобок,

Учитель:  а навстречу ему Медведь идет, сучья трещат.

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем

Колобок: Не ешь меня Медведь, я тебе песенку спою  /песенка/

Ребенок: И покатился Колобок дальше. Только Медведь его и видел.

                 Катится катится Колобок,

Учитель: Вечереет.

                Налетел легкий ветерок и запел свою песенку….

                 Закачались молодые деревца………

                 Зашелестели своими листочками……

Ребенок:  А навстречу откуда ни возмись Лиса, рыжая, современная…

Колобок поет:   Я Колобок, колобок

                           По амбару скребен,

                           по сусечкам метен.

                           Меня бабушка испекла,

                           У меня внутри изюминка.

Лиса:

            - Ой!  Знаю, знаю!

           Уходи хлебобулочное! Не стану тебя есть!

          Я на диете!

Вот такая замечательная сказка получилась на новый лад.

Рефлексия.

А в заключении своего мастер-класса, я бы хотела провести рефлексию. Ребята моего нового класса, если вам было работать со мной интересно, то прикрепите веселого Колобка на доску, а вы уважаемые коллеги, если данный мастер класс был для вас познавателен – похлопайте в ладошки.

Ну а закончить свое выступление я бы хотела такими строками:

Учись у времени, в котором ты живешь!

Тебе откроются познания вершины.

Ты много интересного найдешь.

Для грусти пусть не будет никогда причины.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов школы №2 города Волжского Наконечнова Елена Геннадьевна

Слайд 2

«Роль сказок в развитии личности младшего школьника. Виды работ со сказками.» Мастер – класс

Слайд 3

МОИ ЦЕЛИ: Создать условия для раскрытия и реализации каждого учащегося Обогащение словарного запаса учеников Не только обучить учащихся навыкам, но и привить им любовь к творчеству.

Слайд 4

МОИ ЦЕЛИ: Раскрыть роль сказок в развитии личности младшего школьника. Познакомить с разными видами работ со сказками

Слайд 5

Сказкотерапия Психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Психотерапевтические – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Медитативные – для накопления положительного опыта, снятия эмоционального напряжения, создания модели лучших взаимоотношений.

Слайд 6

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Слайд 7

КВАДРАТ Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своих местах и происходить в свое время Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь

Слайд 8

ТРЕУГОЛЬНИК Форма символизирует лидерство Характерная черта – способность концентрироваться на главной цели Энергичны, неудержимы, сильные личности, которые ставят цели, и, как правило, достигают их. Честолюбивы и прагматичны, умеют показать руководству значимость своей работы Сильная потребность быть правым и управлять положением дел

Слайд 9

ПРЯМОУГОЛЬНИК Временная форма личности Не удовлетворен тем образом жизни, который сейчас ведет, и поэтому заняты поиском лучшего положения Любознателен, пытлив, проявляет живой интерес ко всему происходящему, смел Открыт для новых идей, ценностей, легко усваивает все новое

Слайд 10

КРУГ Самая доброжелательная из фигур Обладает высоко развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать Ощущает радость и боль другого, как свою собственную Счастлив тогда, когда все ладят. Поэтому в споре Круг уступит первым Стремится найти общее даже в противоположных точках зрения

Слайд 11

ЗИГЗАГ Символизирует творчество Создание нового, оригинального Никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или в прошлом Самый восторженный и возбудимый среди всех фигур Когда у него появляется новая идея, готов поделиться со всем миром Неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих

Слайд 12

«Словесная цепочка» Книга – автор,…….. Сказка - …..

Слайд 13

«Кто лишний» Лиса, Волк, Медведь, Лось, Заяц, Колобок

Слайд 15

По амбару поскреби По сусекам помети

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.     Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...

Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.

Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....

Лекция для родителей "Развитие личности ребенка"

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками....

Программа развития личности ребенка в ГПД

Программа нацелена на оказание помощи воспитателю ГПД в организации воспитательного процесса в группе. Программа предпологает целостный подход к воспитанию и развитию личности ученика....