Консультация для родителей по теме «Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника»
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56 ИНН/КПП 5445116506/544501001
Консультация для родителей по теме
«Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Козлова О.А.
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и незнакомыми. Его успехи, а также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько обширным был его круг общения в детстве. У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции: «Я в обществе» (приобщения себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение). Исходя из этого, в группе было организовано Творческое объединение «Юные журналисты». В его основе лежит игра как преемственная форма обучения. Игровая мотивация является определяющей, но не единственной. Именно в ней зреет другая форма – учебная. За счет игровой мотивации развивается познавательная мотивация: чтобы играть, надо много знать.
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалогическую речь и коммуникативные навыки посредством детской журналистики.
Задачи:
-создать систему работы по развитию диалогической речи и коммуникативным навыкам у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать начальные знания детей в области журналистики, как неотъемлемой части современной жизни, диалогической речи, коммуникативных навыков и развитие творческой личности через игровую деятельность;
- развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативность и успешное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками, родителями;
-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, добиваться результатов.;
- подключать родителей в реализацию программы, как фактора позитивного развития детей.
В работу включены различные виды деятельности:
- познавательно-речевая: беседы на темы, возникающие в написании статей, творческие командировки, викторины, дидактические игры;
- игровая: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;
- продуктивная: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликации, создание коллажей.
Основными критериями являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для воспитанников работа в объединении предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используют такие методы:
-беседа с воспитателями, родителями;
-выполнение им различных видов деятельности.
На первом занятии перед детьми ставится проблемная ситуация: «Мы хотим, чтоб о событиях детского сада знали все. Как быть?». Дети предлагают разные варианты обмена информацией, с которыми сталкиваются ежедневно: устраивать телепередачи, собирать родителей и рассказывать им, издавать и распространять газету. Обсуждая каждый вариант методом мозгового штурма, мы находим положительное и отрицательное, удобное и неудобное в каждом варианте. И постепенно дети приходят к необходимости издания в группе журнала.
Затем дети изучают газеты и журналы, их внешний облик, внутреннее содержание. Также предлагается просмотреть журналы прошлых лет. Они читают рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», «Творческие командировки» и многие другие, предлагают свои варианты. Целью таких занятий является расширение представлений детей.
На последующих занятиях возникает потребность узнать, кто издает газеты. Руководитель кружка подробно знакомит с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Занятия состоят из таких заданий, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью. Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель деятельности юного журналиста:
-дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;
-берут интервью, сочиняют свои статьи;
-печатают вместе с редактором обработанную информацию;
-художественно оформляют газету;
-делают верстку газету.
После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем к самой игре: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованы как в ДОУ (посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада), так и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).
До начала интервью проводится предварительная работа, состоящая из обучения вести интервью. В этом детям помогают опорные карточки – схемы, картинки – символы. Они демонстрируют схему ведения диалога в виде опорного рисунка. Каждый рисунок заключает в себе тему речевого высказывания и варианты речевых обращений. Например, рисунок «Солнышко»-это приветствие, вход в диалог, речевые приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день!». Структура диалога: приветствие, цель, рассказ интервьюированного, отношение к этому, прощание, выражение благодарности за интервью. Если дети берут интервью у взрослого, они спрашивают об инструментах, которые помогают в работе, об обучении и об отношении к данной профессии. После того как дети составили статьи, редактор (руководитель кружка) оформляем их должным образом. Следующий этап – монтаж и дизайн журнала: изготовление иллюстраций, печать фотографий. Большое значение мы придаем развитию эмоционально-волевой сферы детей. Полноценный диалог немыслим без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений. Такие отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками, что невозможно без освоения средств невербальной коммуникации, а также умения чувствовать партнера, его состояние. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы. Они содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе. Знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения. Творческое объединение «Юные журналисты» формирует социально-коммуникативную компетентность, дети в ходе издания журналов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраивают ситуацию. Развивается креативность – дети получают удовольствие творческой реализации поставленных задач. Причастность к общему делу развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить совместные цели, планировать работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе формируется самопознание, «Я - концепция».
Родители не остаются в стороне. Анкетирование родителей воспитанников, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в издании новостей детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».
Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....
Консультация для родителей на тему "Что воспитывает детский сад".
Что воспитывает детский сад Понятно, что основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним добавляется новое кач...
Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Консультация для родителей на тему : Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...
«Методические рекомендации по индивидуальным различиям» на тему: «Развитие личности дошкольника»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
консультация для родителей "Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников"
Консультация рассказывает о вреде чрезмерного увлечения детей компьютерными играми, дает советы родителям, как правильно подобрать компьютерную программу для дошкольника, как оценить содержаниие этой ...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей».
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близки...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»...