Модель воспитательной системы «Доброград»
методическая разработка на тему

Панкратова Лариса Ивановна

              Воспитательная система «Доброград» рассчитана на 4 года. Каждый год делится на 3 периода:  организационный (1-2 недели в зависимости от класса) – в это время дети учат девиз, отрядную песню, законы классного отряда; затем вся классная группа делится на советы (образования, здоровья и спорта, культуры, друзей книги, бережливых и справедливых, редакционный); выбирается командир группы; основной период (самый длительный) – за это время «Совет здоровья и спорта» организует мероприятия по профилактике вредных привычек, конкурс «Самый, самый…». Весёлые старты и другие соревнования, а также организует прогулки в лес, в поле, к водоёму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vospit._sistemy.docx55.91 КБ

Предварительный просмотр:

Модель воспитательной системы

 «Доброград»

на 4 года

Автор: Панкратова Лариса Ивановна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Цель: воспитание свободной, всесторонне и гармонически развитой личности и создание дружного коллектива детей.

Прогнозируемый результат:

Образ выпускника начальной школы

в соответствии с требованиями к результатам

освоения основной образовательной программы ФГОС

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра;

- умеющий высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Задачи:

- вырабатывать новые отношения ученик-учитель;

- создавать условия для самореализации личности, перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых;

- обогащать каждого ученика опытом гражданского отношения к окружающей жизни;

- осуществлять процесс расширения кругозора и лексики детей;

- способствовать физическому развитию.

Формы организации совместной деятельности и общения:

- коллективно-творческие дела;

- проектная деятельность;

- беседы о родном крае, о людях, которые в нём живут;

- исследование истории своей семьи и выявление значения её в жизни России;

- экологические диспуты и конференции;

- озеленение школьного двора;

- викторины и конкурсы.

Пояснительная записка

                Развитие личности происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в организации разнообразной и интересной жизни класса, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной всесторонне и гармонически развитой личности, и нет основания, отказываться от неё как от сверхцели. Но каждый педагог обязан стремиться конкретизировать её применительно к своим условиям и возможностям. Главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под которым мы понимаем классное общество как содружество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.

              Воспитательная система «Доброград» рассчитана на 4 года. Каждый год делится на 3 периода:  организационный (1-2 недели в зависимости от класса) – в это время дети учат девиз, отрядную песню, законы классного отряда; затем вся классная группа делится на советы (образования, здоровья и спорта, культуры, друзей книги, бережливых и справедливых, редакционный); выбирается командир группы; основной период (самый длительный) – за это время «Совет здоровья и спорта» организует мероприятия по профилактике вредных привычек, конкурс «Самый, самый…». Весёлые старты и другие соревнования, а также организует прогулки в лес, в поле, к водоёму.

              «Совет культуры» проводит праздники «В гостях у сказки», «День матери», «Защитники Отечества», «День Победы» и другие, а так же праздники посвящённые народным русским традициям, организует различные конкурсы(рисунков, поделок и т.д).

               «Совет друзей книги» работает над расширением читательского интереса ребят, проводит коллективное чтение книг, конкурсы чтения стихов, инсценирует сказки, проводит викторины по прочитанным книгам, читает всё, что связано с историей родного посёлка. А также следит за состоянием книг.

                «Совет бережливых и справедливых» следит за сохранностью классного имущества, занимается озеленением класса и школьной территории, проводит «Праздники вежливости», беседует с детьми о справедливости и организует дежурство по классу.

                «Совет образования» следит за выполнением домашнего задания, проводит рейды проверки школьных принадлежностей, предметные недели, предметные викторины, оказывает помощь отстающим.

                 «Редакционный совет» выпускает газеты о жизни в группе, ведёт экран настроения детей.

                    Командир класса является заместителем классного руководителя и отвечает за выполнение всех задач, поставленных перед классом;

Еженедельно (вместе с классным руководителем) проводит подведение итогов работы, а в конце четверти и года оценивается работа каждого совета и каждого ученика.

В любых конкурсах всегда выявляется победитель и награждается.

Итоговый период (1-2 недели) – каждый ребёнок высказывает своё мнение о жизни класса, отражая в нём положительные и отрицательные черты, также в конце каждого учебного года проводится праздник, на котором подводятся итоги за год.

Каждый год имеет тематическое название:

1-ый год – «Жизнь дана на добрые дела»

2-ой год – «Мир не без добрых людей»

3-ий год – «Добро век не забудется»

4-ый год – «Как проживёшь, так и прослывёшь».

Основные принципы и подходы, которые необходимо соблюдать при работе с младшими школьниками:

-принцип сотрудничества, который предполагает готовность к сотрудничеству, конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в коллективе (группах или парах);

-принцип индивидуализации, который предполагает учёт индивидуальных особенностей;

-принцип толерантности, который предполагает принимать людей такими, каковы они есть;

-коммуникативно-деятельностный подход,  который предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения;

-личностно-ориентированный подход, который способствует становлению, самоопределению и самоутверждению ребёнка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.

Классная организация  

«Доброград»

Девиз:   «Мы строим город Доброград,

                Чтоб жить в нём каждый был бы рад!»

Законы доброградцев:

- доброградец предан Родине и готовится стать её защитником;

- доброградец старателен в учении, добросовестен в труде и любит спорт;

- доброградец честный и верный товарищ;

- доброградец  активный помощник в добрых делах;

- доброградец уважителен к старшим.

Структура самоуправления ученического коллектива

План реализации модели воспитательной      системы «Доброград»

Исходя из цели, задач и прогнозируемого результата группа детей данного класса делится на творческие группы, каждая из которых выполняет определённую функцию:

-Совет здоровья и спорта

-Совет образования

-Совет культуры

-Совет друзей книги

-Совет бережливых и справедливых

-редакционный Совет.

Выбираются лидеры каждой группы и командир класса – это классная детская организация «Доброград».

На родительском собрании выбирается родительский комитет.

Составляется план заседаний родительского комитета и план реальных действий в помощь классному руководителю.

Так же на родительском собрании рассматривается и принимается модель воспитательной системы и утверждается положение об ученическом самоуправлении в классе. Составляется план – сетка мероприятий на учебный год. Рассматриваются принципы и подходы, которые необходимо соблюдать при работе с младшими школьниками, выбираются формы организации совместной деятельности и общения.

1-ый год  вся работа объединяется под заголовком «Жизнь дана на добрые дела». Дети приобретают опыт общения, учатся толерантному отношению к людям, пытаются отличать добрые дела от недобрых , пробуют сделать доброе дело сами.

2-ой год вся работа объединяется под заголовком «Мир не без добрых людей». Дети продолжают приобретать опыт общения с людьми, знакомятся с таким понятием, как милосердие и знакомятся с поступками людей проявивших это качество в разные времена нашей истории.

3-ий год вся работа объединяется под заголовком «Добро век не забудется». Ребята продолжают знакомиться с людьми, проявившими милосердие, и сами пытаются найти информацию о таких людях и рассказать друг другу, используя краеведческий материал.

4-ый год вся работа объединяется под заголовком «Как проживёшь, так и прослывёшь». Дети пытаются научиться ориентироваться в отношениях с людьми, оценивать свои поступки и понимать, что от того,как ты будешь относиться к людям, так и они будут относиться к тебе.

Эффективность функционирования воспитательной системы класса оценивается по следующим критериям:

-уровень воспитанности учащихся

-удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса

-репутация класса

-проявление индивидуальности классной общности.

Функции классного руководителя в ходе реализации модели воспитательной системы класса:

-изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе

-проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

-сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.

                                                  План реализации воспитательной системы

на второй год обучения(2б класс)

2012-2013 учебный год

Тема: «Мир не без добрых людей»

Задачи:

- способствовать продолжению приобретения детьми опыта общения с людьми;

- познакомить с понятием «милосердие» и поступками людей, проявивших это качество в разные времена нашей истории;

- способствовать воспитанию свободной, всесторонне развитой гармонической  личности и созданию дружного коллектива детей.

Прогнозируемый результат:

- к концу 2-го года обучения дети уже могут общаться не только с одноклассниками, но и другими детьми и взрослыми, принимая людей такими, какие они есть;

- умеют отличать добрые дела от недобрых и пытаются делать их сами;

- знают, что такое «милосердие» и пытаются проявлять это качество;
- любят свою семью и родной край;

- активно познают мир.

План – сетка мероприятий  2б класса

на 2012 – 2013 учебный год

Название

 мероприятия

     Форма

           проведения

Дата

Примечание

«Перешли мы во второй!»

Правила поведения школьника.

Что такое доброта?

Мы строим город Добро-

град.

Участие в общешкольном субботнике и соревновании «Безопасное колесо»

 

Праздник.

Беседа.

Диспут.

Выбор класс-сного актива и распределение поручений.

Сентябрь

Поэты о родном крае.

«Россия-родина моя»

Герои народного ополчения.

Правила безопасного поведения.

«Друг в беде не бросит»

Принять участие в марше «Дружбы» и акции «Забота»

Конкурс стихов.

Праздник.

Устный журнал.

Беседа по т/б.

Праздник.

Октябрь

«Родная улица моя»

Что такое толерантность?

«Лучше всех на свете мамочка моя»

Для чего я учусь?

Принять участие в конкурсе рисунка «Пусть всегда будет мама!»

Социальный проект

Беседа.

Праздник – конкурс.

Беседа.

Ноябрь

Герои 1812 года.

Новогодние украшения.

Права и обязанности гражданина России.

Здоровый образ жизни.

Принять участие в новогодних мероприятиях.

Устный журнал.

Конкурс поде-

лок.

Знакомство с конституцией России.

Беседа.

Декабрь

Новогодний звёздный час.

Береги родную школу.

Математический КВН.

Принять участие в акции «Забота» и КТД «Россия многонациональная»

Интеллектуаль-ная игра .

Беседа о бере-жном отноше-нии  к школе.

Соревнование.

Январь

Настоящий мальчишка,

какой он?

Поговорим о доброте.

Подарок для папы.

«Что? Где? Когда?»

Принять участие в акции «Дети – детям»

Круглый стол.

Классный час.

Изготовление поделки.

Интеллектуальный конкурс.

Февраль

  «Сударушка»

«Я могу решать задачи»

«Наш дом-планета Земля»

Поручение-это ответственность.

Праздник-кон-курс к 8 марта.

Математический

КВН.

Экологический праздник.

Отчёт о работе

по самоуправ-лению.

Март

День птиц.

«Я буду космонавтом»

«Пришла весна!»

Птичий КВН.

Конкурс рисунка

Конкурс стихов.

Апрель

День Победы.

Весёлые старты.

Переходим в 3-ий класс.

«Здравствуй, лето!»

Принять участие в акции

«Мы вами гордимся» и трудовом десанте.

Литературно-музыкальная композиция.

Спортивное соревнование.

Подводим итоги года.

Праздник.

Май

План родительских собраний

Август – Готовность ребёнка к школе и особенности режима дня второклассника.

Сентябрь – Развитие самостоятельности школьников при выполнении домашних заданий.

Декабрь – Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений.

Март – Принципы семейного воспитания.

Май – Итоги года и перспективы развития.

Состав родительского комитета:

1.Чистякова Юлия Сергеевна – председатель

2.Глухова Мария Владимировна

3.Дулина Олеся Владимировна

В совете школы- Чистякова Юлия Сергеевна

План заседаний родительского комитета

Сентябрь – организационное заседание , на котором планируется предполагаемая деятельность

Октябрь – организация родительской помощи в благоустройстве школьной жизни (сборка мебели, ремонт забора, ремонт пола и т.п.)

Ноябрь – оказание помощи в подготовке проекта «Моя родная улица»

 и в подготовке и проведении праздника к Дню Матери.

Декабрь – оказание помощи в проведении новогоднего праздника.

Февраль – оказание помощи при подготовке проектов для участия в конкурсе «Ученик года»

Март – оказание помощи в подготовке и проведении конкурса «Сударушка»

Май – организация помощи в подготовке и проведении праздника «Здравствуй, лето!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

модель воспитательной системы

Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - Гражданин России ». законы жизни класса, направления воспитательной р...

Модель воспитательной системы "Я друг"

В данной презентации я представила цели и задачи, поставленные передо мной для сплочения коллектива....

Модель воспитательной системы "Радуга"

Модель воспитательной системы, разработанная на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов...

Модель воспитательной системы "Радуга"

Модель воспитательной системы, разработанная на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...