Модель воспитательной системы «Доброград»
методическая разработка на тему
Воспитательная система «Доброград» рассчитана на 4 года. Каждый год делится на 3 периода: организационный (1-2 недели в зависимости от класса) – в это время дети учат девиз, отрядную песню, законы классного отряда; затем вся классная группа делится на советы (образования, здоровья и спорта, культуры, друзей книги, бережливых и справедливых, редакционный); выбирается командир группы; основной период (самый длительный) – за это время «Совет здоровья и спорта» организует мероприятия по профилактике вредных привычек, конкурс «Самый, самый…». Весёлые старты и другие соревнования, а также организует прогулки в лес, в поле, к водоёму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vospit._sistemy.docx | 55.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель воспитательной системы
«Доброград»
на 4 года
Автор: Панкратова Лариса Ивановна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Цель: воспитание свободной, всесторонне и гармонически развитой личности и создание дружного коллектива детей.
Прогнозируемый результат:
Образ выпускника начальной школы
в соответствии с требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы ФГОС
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра;
- умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Задачи:
- вырабатывать новые отношения ученик-учитель;
- создавать условия для самореализации личности, перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых;
- обогащать каждого ученика опытом гражданского отношения к окружающей жизни;
- осуществлять процесс расширения кругозора и лексики детей;
- способствовать физическому развитию.
Формы организации совместной деятельности и общения:
- коллективно-творческие дела;
- проектная деятельность;
- беседы о родном крае, о людях, которые в нём живут;
- исследование истории своей семьи и выявление значения её в жизни России;
- экологические диспуты и конференции;
- озеленение школьного двора;
- викторины и конкурсы.
Пояснительная записка
Развитие личности происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в организации разнообразной и интересной жизни класса, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной всесторонне и гармонически развитой личности, и нет основания, отказываться от неё как от сверхцели. Но каждый педагог обязан стремиться конкретизировать её применительно к своим условиям и возможностям. Главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под которым мы понимаем классное общество как содружество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.
Воспитательная система «Доброград» рассчитана на 4 года. Каждый год делится на 3 периода: организационный (1-2 недели в зависимости от класса) – в это время дети учат девиз, отрядную песню, законы классного отряда; затем вся классная группа делится на советы (образования, здоровья и спорта, культуры, друзей книги, бережливых и справедливых, редакционный); выбирается командир группы; основной период (самый длительный) – за это время «Совет здоровья и спорта» организует мероприятия по профилактике вредных привычек, конкурс «Самый, самый…». Весёлые старты и другие соревнования, а также организует прогулки в лес, в поле, к водоёму.
«Совет культуры» проводит праздники «В гостях у сказки», «День матери», «Защитники Отечества», «День Победы» и другие, а так же праздники посвящённые народным русским традициям, организует различные конкурсы(рисунков, поделок и т.д).
«Совет друзей книги» работает над расширением читательского интереса ребят, проводит коллективное чтение книг, конкурсы чтения стихов, инсценирует сказки, проводит викторины по прочитанным книгам, читает всё, что связано с историей родного посёлка. А также следит за состоянием книг.
«Совет бережливых и справедливых» следит за сохранностью классного имущества, занимается озеленением класса и школьной территории, проводит «Праздники вежливости», беседует с детьми о справедливости и организует дежурство по классу.
«Совет образования» следит за выполнением домашнего задания, проводит рейды проверки школьных принадлежностей, предметные недели, предметные викторины, оказывает помощь отстающим.
«Редакционный совет» выпускает газеты о жизни в группе, ведёт экран настроения детей.
Командир класса является заместителем классного руководителя и отвечает за выполнение всех задач, поставленных перед классом;
Еженедельно (вместе с классным руководителем) проводит подведение итогов работы, а в конце четверти и года оценивается работа каждого совета и каждого ученика.
В любых конкурсах всегда выявляется победитель и награждается.
Итоговый период (1-2 недели) – каждый ребёнок высказывает своё мнение о жизни класса, отражая в нём положительные и отрицательные черты, также в конце каждого учебного года проводится праздник, на котором подводятся итоги за год.
Каждый год имеет тематическое название:
1-ый год – «Жизнь дана на добрые дела»
2-ой год – «Мир не без добрых людей»
3-ий год – «Добро век не забудется»
4-ый год – «Как проживёшь, так и прослывёшь».
Основные принципы и подходы, которые необходимо соблюдать при работе с младшими школьниками:
-принцип сотрудничества, который предполагает готовность к сотрудничеству, конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в коллективе (группах или парах);
-принцип индивидуализации, который предполагает учёт индивидуальных особенностей;
-принцип толерантности, который предполагает принимать людей такими, каковы они есть;
-коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения;
-личностно-ориентированный подход, который способствует становлению, самоопределению и самоутверждению ребёнка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Классная организация
«Доброград»
Девиз: «Мы строим город Доброград,
Чтоб жить в нём каждый был бы рад!»
Законы доброградцев:
- доброградец предан Родине и готовится стать её защитником;
- доброградец старателен в учении, добросовестен в труде и любит спорт;
- доброградец честный и верный товарищ;
- доброградец активный помощник в добрых делах;
- доброградец уважителен к старшим.
Структура самоуправления ученического коллектива
План реализации модели воспитательной системы «Доброград»
Исходя из цели, задач и прогнозируемого результата группа детей данного класса делится на творческие группы, каждая из которых выполняет определённую функцию:
-Совет здоровья и спорта
-Совет образования
-Совет культуры
-Совет друзей книги
-Совет бережливых и справедливых
-редакционный Совет.
Выбираются лидеры каждой группы и командир класса – это классная детская организация «Доброград».
На родительском собрании выбирается родительский комитет.
Составляется план заседаний родительского комитета и план реальных действий в помощь классному руководителю.
Так же на родительском собрании рассматривается и принимается модель воспитательной системы и утверждается положение об ученическом самоуправлении в классе. Составляется план – сетка мероприятий на учебный год. Рассматриваются принципы и подходы, которые необходимо соблюдать при работе с младшими школьниками, выбираются формы организации совместной деятельности и общения.
1-ый год вся работа объединяется под заголовком «Жизнь дана на добрые дела». Дети приобретают опыт общения, учатся толерантному отношению к людям, пытаются отличать добрые дела от недобрых , пробуют сделать доброе дело сами.
2-ой год вся работа объединяется под заголовком «Мир не без добрых людей». Дети продолжают приобретать опыт общения с людьми, знакомятся с таким понятием, как милосердие и знакомятся с поступками людей проявивших это качество в разные времена нашей истории.
3-ий год вся работа объединяется под заголовком «Добро век не забудется». Ребята продолжают знакомиться с людьми, проявившими милосердие, и сами пытаются найти информацию о таких людях и рассказать друг другу, используя краеведческий материал.
4-ый год вся работа объединяется под заголовком «Как проживёшь, так и прослывёшь». Дети пытаются научиться ориентироваться в отношениях с людьми, оценивать свои поступки и понимать, что от того,как ты будешь относиться к людям, так и они будут относиться к тебе.
Эффективность функционирования воспитательной системы класса оценивается по следующим критериям:
-уровень воспитанности учащихся
-удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса
-репутация класса
-проявление индивидуальности классной общности.
Функции классного руководителя в ходе реализации модели воспитательной системы класса:
-изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе
-проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества
-сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.
План реализации воспитательной системы
на второй год обучения(2б класс)
2012-2013 учебный год
Тема: «Мир не без добрых людей»
Задачи:
- способствовать продолжению приобретения детьми опыта общения с людьми;
- познакомить с понятием «милосердие» и поступками людей, проявивших это качество в разные времена нашей истории;
- способствовать воспитанию свободной, всесторонне развитой гармонической личности и созданию дружного коллектива детей.
Прогнозируемый результат:
- к концу 2-го года обучения дети уже могут общаться не только с одноклассниками, но и другими детьми и взрослыми, принимая людей такими, какие они есть;
- умеют отличать добрые дела от недобрых и пытаются делать их сами;
- знают, что такое «милосердие» и пытаются проявлять это качество;
- любят свою семью и родной край;
- активно познают мир.
План – сетка мероприятий 2б класса
на 2012 – 2013 учебный год
Название мероприятия | Форма проведения | Дата | Примечание |
«Перешли мы во второй!» Правила поведения школьника. Что такое доброта? Мы строим город Добро- град. Участие в общешкольном субботнике и соревновании «Безопасное колесо»
| Праздник. Беседа. Диспут. Выбор класс-сного актива и распределение поручений. | Сентябрь | |
Поэты о родном крае. «Россия-родина моя» Герои народного ополчения. Правила безопасного поведения. «Друг в беде не бросит» Принять участие в марше «Дружбы» и акции «Забота» | Конкурс стихов. Праздник. Устный журнал. Беседа по т/б. Праздник. | Октябрь | |
«Родная улица моя» Что такое толерантность? «Лучше всех на свете мамочка моя» Для чего я учусь? Принять участие в конкурсе рисунка «Пусть всегда будет мама!» | Социальный проект Беседа. Праздник – конкурс. Беседа. | Ноябрь | |
Герои 1812 года. Новогодние украшения. Права и обязанности гражданина России. Здоровый образ жизни. Принять участие в новогодних мероприятиях. | Устный журнал. Конкурс поде- лок. Знакомство с конституцией России. Беседа. | Декабрь | |
Новогодний звёздный час. Береги родную школу. Математический КВН. Принять участие в акции «Забота» и КТД «Россия многонациональная» | Интеллектуаль-ная игра . Беседа о бере-жном отноше-нии к школе. Соревнование. | Январь | |
Настоящий мальчишка, какой он? Поговорим о доброте. Подарок для папы. «Что? Где? Когда?» Принять участие в акции «Дети – детям» | Круглый стол. Классный час. Изготовление поделки. Интеллектуальный конкурс. | Февраль | |
«Сударушка» «Я могу решать задачи» «Наш дом-планета Земля» Поручение-это ответственность. | Праздник-кон-курс к 8 марта. Математический КВН. Экологический праздник. Отчёт о работе по самоуправ-лению. | Март | |
День птиц. «Я буду космонавтом» «Пришла весна!» | Птичий КВН. Конкурс рисунка Конкурс стихов. | Апрель | |
День Победы. Весёлые старты. Переходим в 3-ий класс. «Здравствуй, лето!» Принять участие в акции «Мы вами гордимся» и трудовом десанте. | Литературно-музыкальная композиция. Спортивное соревнование. Подводим итоги года. Праздник. | Май |
План родительских собраний
Август – Готовность ребёнка к школе и особенности режима дня второклассника.
Сентябрь – Развитие самостоятельности школьников при выполнении домашних заданий.
Декабрь – Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений.
Март – Принципы семейного воспитания.
Май – Итоги года и перспективы развития.
Состав родительского комитета:
1.Чистякова Юлия Сергеевна – председатель
2.Глухова Мария Владимировна
3.Дулина Олеся Владимировна
В совете школы- Чистякова Юлия Сергеевна
План заседаний родительского комитета
Сентябрь – организационное заседание , на котором планируется предполагаемая деятельность
Октябрь – организация родительской помощи в благоустройстве школьной жизни (сборка мебели, ремонт забора, ремонт пола и т.п.)
Ноябрь – оказание помощи в подготовке проекта «Моя родная улица»
и в подготовке и проведении праздника к Дню Матери.
Декабрь – оказание помощи в проведении новогоднего праздника.
Февраль – оказание помощи при подготовке проектов для участия в конкурсе «Ученик года»
Март – оказание помощи в подготовке и проведении конкурса «Сударушка»
Май – организация помощи в подготовке и проведении праздника «Здравствуй, лето!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
модель воспитательной системы
Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - Гражданин России ». законы жизни класса, направления воспитательной р...
Модель воспитательной системы "Я друг"
В данной презентации я представила цели и задачи, поставленные передо мной для сплочения коллектива....
Модель воспитательной системы "Радуга"
Модель воспитательной системы, разработанная на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов...
Модель воспитательной системы "Радуга"
Модель воспитательной системы, разработанная на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...