Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс) на тему

Якубсон Светлана Викторовна

      Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средствами данного предмета , конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем  и разделов  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_2.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________          _________

подпись                  ФИО

протокол №

от «___»___________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____        ______

подпись                  ФИО

протокол №

от «___»___________г.

«Утверждено»

Директор

________      _________

подпись                 ФИО

приказ № _______

от «___»___________г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «  Театральная студия»

по духовно- нрвственному направлению

3-4 класс

                                                                                                                                                     

Составитель:  

                       Якубсон Светлана Викторовна

учитель начальных классов

первая  квалификационная категория                                              

Учебная программа

по внеурочной деятельности «Театральная студия»

по духовно- нравственному направлению

Класс -3 -4

Уровень - базовый

Всего на –34ч

Количество часов в неделю- 1ч.

    Рабочая учебная программапо внеурочной деятельности «Театральная студия»по духовно- нравственному направлению составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основании следующих нормативных документов:

1.        Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3.        приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

4.        постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

5        приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6.        письмо комитета образования ЕАО от 10.04.2015года №1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году».

7.    приказ МКОУ НОШ с.Ленинское «Об утверждении учебного плана на 2015/2016 учебный год»№ 214 от «08» июня 2015г.

                   8. рабочие программы, предметная линия учебников системы      «Школа России, авт Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. М:Просвещение,2011 год

                                         

Структура документа

      Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся по окончанию 3-4 класса.

17 часов отводится для 3 классов, 17 часов для 4 классов  

      Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средствами данного предмета , конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем  и разделов  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

Введение

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Театральная студия» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Театральная студия» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Пояснительная записка

Театральный кружок «Театральная студия» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Театральная студия» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета одно  занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программыгармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «театральная студия» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Театральная студия»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога засамостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Календарно- тематическое планирование

Учебно-тематический план

Характеристика деятельности учащихся

дата

дата( факт)

 1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения.

 

 

Культура и техника речи

2

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации

3

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

4

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж

5

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)

6

Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения.

Ритмопластика

7

Испытание пантомимой.

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету

 

8

Тренировка ритмичности движений.

. Упражнения над ритмичностью движений.Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету

 

9

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)

 

10

Совершенствование осанки и походки.

Участвуют в упражнениях на совершенствование осанки и походки

 

11

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»

 

Театральная игра

12

Значение подробностей в искусстве.

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения.

 

13

Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения, выполнения заданий.

 

14

Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции.

 

15

  • Сценические этюды на воображение.
  • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
  • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценичес кого общения.  Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции .

 

16

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценичес кого общения.  

 

17

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценичес кого общения.  

 

18

Техника грима. Светотень.

Учатся делать грим,составлять светотень.

19

О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

Учатся делать разные  гримы  для лица, составлять светотень.

20

Анализ мимики своего лица.

Учатся работать над мимикой своего лица.  Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценичес кого общения.  

21

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова и других баснописцев. Сценические этюды.

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую.

22

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

Учатся обсуждать и  инсценировать по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую

23

Отработка ролей.

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж

24

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции. Работа над выразительностью речи.

25

Изготовление масок, декораций.

Учатся  изготавливать  маки, декорации.

26

Оформление сцены.

Учатся оформлять сцену, воспитываем эстетическое чувство у учащихся.

27

Премьера. (Перед учащимися начальных классов)

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения., выступления.

28

Премьера для детского сада.

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения, выступления.

29

Анализ спектакля.

Учатсся общаться друг с другом.,высказывать свои мысли .делать анализ спектакля.

30

Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции, работа в парах.

30

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценичес кого общения, правильно составлять ссценический образ.

31

Круглый стол «Азбука общения»

Учатсся общаться друг с другом.,высказывать свои мысли .

32

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции.

33

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

Учатчся составлять свой портрет.Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценичес кого общения.  

34

Анализ работы за год

Участвуют в анализе работы за год, высказывают свое мнение.

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петро...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия «Fairytale» (8-11 лет)

Рабочая программа кружка, которую можно реализовать в начальной школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ» (духовно - нравственное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...