Программа клуба «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
рабочая программа на тему

Колесова Людмила Владимировна

Повышение психологической культуры школьников является основной целью преподавания психологии в школе.

 При изучении психологии в школе могут ставиться следующие задачи:

 - дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;

 - помочь учащимся в познании других людей, в самопознании, в саморазвитии;

 - ориентировать учащихся на профессию психолога.

 При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_poznay_sebya.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: комплексная

Наименование:  КЛУБ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Срок реализации:  4 года  (1-4 класс )

Возраст участников: 6,5-11 лет

                                                                                           

               Автор:       Колесова Людмила Владимировна

                                      учитель начальных классов                                                      

АНАПА

2014-2018

Структура рабочей программы

1.Пояснительная записка.

Повышение психологической культуры школьников является основной целью преподавания психологии в школе.

 При изучении психологии в школе могут ставиться следующие задачи:

 - дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;

 - помочь учащимся в познании других людей, в самопознании, в саморазвитии;

 - ориентировать учащихся на профессию психолога.

 При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.

 Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны быть научно обоснованы.

         Принцип систематичности предполагает, что учебный материал дается в определенной последовательности. При, этом показывается взаимосвязь разных, психологических понятий и закономерностей друг с другом. Для этого учебная программа должна строиться в соответствии с определенной логикой

 Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а также, уровню, их развития. Опыт ясной и понятной формулировки психологических знаний для категории учащихся 1 - 4 классов предлагается в пособии.

 Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации более емкое и потому обеспечивает лучшее понимание знаний. Безусловно, использование образов других  модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической), также может повысить эффективность обучения.

         Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: а) формирования.потребности учащихся в психологических знаниях; б) диалогической формы обучения; в) проблемного подхода в обучении, г) широкого использования практических методов обучения (в.виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном преподавании психологии заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны проясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.

Клуб «Познай себя» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, Общий объем времени по плану четырехлетнего  обучения 135 часов из расчета отведенного времени по классам: 1 класс – 33 ч., 2,3,4  классы по 34 часа.

Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью в 1 классе 35 минут в 1 полугодии и 40 минут во втором полугодии, во 2,3,4 классах 1 раз в неделю по 40 мин. Рекомендуемая наполняемость групп от 12 до класса комплекта. 

Главной целью изучения психологии младшими школьниками является знакомство с элементарными - психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Основными задачами изучения психологии младшими школьниками являются следующие:

 - первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

 - изучение ощущений и восприятий и развитие соответствующих способностей;

 - изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;

 - изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;

 - изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;

 - изучение воображения, методов и упражнений для его развития;

 - изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;

 - изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;

 - изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.

Принципы обучения психологии младших школьников:

1.Конкретность и образность в обучения психологии - является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни или простейших психологических опытов. Следование принципу - образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлении.

         2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях.

 Круг психологических знаний и умений, которые -должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно действенное усвоение психологических знаний, а с другой — получение непосредственного опыта, их применения для решения практических задач.

 3. Систематичность в повторении основных -психологических понятий и закономерностей.

 В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «Память», «Мышление» изучаются в 1, во 2 и 3 классах, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.

         4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие.

 Несмотря на общее мировоззренческое значение уроков психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей; их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.

 5. Межпредметные связи при изучении психологии в начальной школе.

 Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.

 6. Широкое использование игровых форм и методов.

 Формирование учебной деятельности. младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.

II. Тематический план программы

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

       

Разделы и темы

    Всего                

   Теория          

 Практика              

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

1. Что изучает психология

1

1

      -

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

2

2. Уроки общения

2.1 Способы человеческого общения.

2.2 Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям.  

2.3 Отношение к окружающим людям.

2.4 Эмоции. Виды эмоций и их

 проявление в поведении человека.

2.5 Настроение мoё и окружающих.

2.6 Поступки мои и окружающих.

2.7 Индивидуальные особенности человека.

2.8 «Волшебные слова» вежливое отношение к людям.

2.9 Кто я в мире взрослых.

2.10 Умеем ли мы общаться

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3. Мышление

3.1 Что такое мышление.

3.2Образ. Образное мышление

3.3 Абстрактное мышление.

3

1

1

1

1

1

1

 

4

4. Восприятие

4.1 Что такое восприятие.

4.2 Восприятие величины, формы, цвета.

4.3 Восприятие пространства: размер, направление, расстояние.

4.4 Восприятие движения.

4.5 Восприятие времени.

4.6 Игры на развитие ощущений и восприятия.

4.7 Иллюзии восприятия.

4.8 Правила восприятия материала.

4.9 Наблюдательность.

4.10 Обобщающее занятие по теме «Восприятие»

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

   

1

5

5. Память

5.1 Что такое память.

5.2 Зрительная память.

5.3 Оживление картины как приём запоминания

5.4 Слуховая память.

5.5 Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания 5.6 Двигательная память.

5.7 Осязательная память.

5.8 Обонятельная и вкусовая память.

5.9 Обобщающее занятие по теме «Память»

9

1

   

1

   

1

1

1

         

1

1

1

1

 

1

1

   

1

   

1

   

   

1

   

1

   

1

1

1

— использовать в речи слова вежливости;

 — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

 — высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

 — создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

 — описывать сюжетную картинку (серию);

 — оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

 — самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Общее количество часов:

                                           

  33      

20

13

Учебно-тематический план

(второй год обучения)

       

Разделы и темы

    Всего                

   Теория          

 Практика              

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

1. Что изучает психология

1

1

      -

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

— использовать в речи слова вежливости;

 — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

 — высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

 — создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

 — описывать сюжетную картинку (серию);

 — оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

 — самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

2

2. Внимание

2.1 Восприятие и внимание

2.2 Что такое внимание.

2.3 Виды-внимания: непроизвольное и произвольное.

2.4 Свойства внимания

2.5 Колебание внимания.

 2.6 Отвлечение внимания, его отличие от переключения

2.7 Правила самоорганизации внимания

2.8 Обобщающее занятие по теме «Внимание»

8

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3. Память — запоминание сложных образов

3.1 Память. Виды памяти

3.2 Что такое образ 3.3 Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов

3.4 Сюжетные ассоциации при запоминании

3.5 Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания цифр и чисел

3.6 Использование образов

 для запоминания иностранных слов

3.7 Восприятие физического

 облика человека

3.8 Восприятие и запоминание лица

3.9 Сложный образ

3.10 Запоминание сложных образов

3.11 Запоминание сложных зрительных образов.

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

4

4. Пространственные представления

4.1 Что такое пространство

4.2 Что такое пространственное представление

4.3 Свойства пространства

4.4 Размерность в пространстве

4.5 Двумерное пространство. Плоскость.

4.6 Направление трёхмерного пространства. Объём.

4.7 Схема тела человека и пространства.

4.8 Пространство в жизни человека

4.9 Мышление в трехмерном пространстве

4.10 Временное представление.

4.11 Признаки длительности времени.

4.12 Признаки темпа времени. Относительность темпа.

4.13 Признак ритмичности и повторяемости времени

4.14 Пространственные представления (обобщающее занятие)

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

   

1

1

1

Общее количество часов:

                                           

  34      

22

12

Учебно-тематический план

(третий год обучения)

       

Разделы и темы

    Всего                

   Теория          

 Практика              

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

1. Что изучает психология

1

1

      -

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я - концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

— использовать в речи слова вежливости;

 — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

 — высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

 — создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

 — описывать сюжетную картинку (серию);

 — оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

 — самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

2

2. Воображение

2.1 Что такое воображение или фантазия

2.2 Создание нового образа

2.3 Воображение. 2.4 Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения

2.5 Создание нового образа путём оживления

2.6 Роль воображения в жизни человека

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3. Абстрактное мышление

3.1 Что такое-мышление.

 Мышлёние образное и абстрактное

3.2 Логическое мышление.

3.3 Игры на развитие логического мышления

3.4 Творческое мышление

3.5 Игра на развитие творческого мышления

3.6 Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями

3.7 Понятие общее - частное

3.8 Обобщение и ограничение

 понятий

3.9 Составление определений

3.10 Существенные и несущественные признаки

3.11 Родовидовые отношения

3.12 Отношения между понятиями «часть - целое»

3.13 Отношения рядоположенности

3.14 Отношения противоположности

3.15 Причинно-следственные отношения

3.16 Отношения последовательности

3.17 Функциональные отношения

3.18 Понятия. Понятия конкретные и абстрактные

3.19 Отношения между понятиями

3.20 Что такое суждение

3.21- 3.22

Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений.

3.23-3.24 Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий

3.25-3.26 Что такое закономерность.

 Игра на нахождение и построение закономерностей

3.27 Абстрактное мышление Закрепить знания о всевозможных видах между понятиями

27

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

Общее количество часов:

                                           

  34      

26

8

Учебно-тематический план

(четвёртый  год обучения)

       

Разделы и темы

    Всего                

   Теория          

 Практика              

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

1. Что изучает психология

1

1

      -

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

2

2. Внимание

2.1 Что такое внимание

2.2Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное 2.3 Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение

3

1

1

1

1

1

1

3

3. Общение

3.1 Что такое общение. Язык

 общения, его секреты

3.2 Сочувствие, внимание,

 взаимоуважение

3.3 Настроение.

3.4 Саморегуляция состояния:

 релаксация

3.5 Культура общения.

3.6 Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы

3.7 Фантазия характеров: умение владеть собой

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

4

4. Мышление

4.1 Что такое мышление

4.2Образ. Образное мышление

4.3Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами

4.4Абстрактное мышление

4

1

1

1

1

1

1

1

   

1

5

5. Восприятие

5.1 Что такое восприятие.

5.2 Восприятие величины, формы, цвета

5.3 Восприятие пространства: размер, направление, расстояние

5.4 Восприятие движения

5.5 Восприятие времени

5.6 Игры на развитие ощущений и восприятия

5.7 Иллюзии восприятия

5.8 Правила восприятия материала

5.9 Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности

5.10 Обобщающее занятие по теме «Восприятие»

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

— использовать в речи слова вежливости;

 — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

 — высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

 — создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

 — описывать сюжетную картинку (серию);

 — оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

 — самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

6

6. Память

6.1 Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе.

6.2 Зрительная память

6.3 Оживление картины как приём запоминания

6.4 Слуховая память.

6.5 Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания

6.6 Двигательная память.

6.7 Осязательная память.

6.8 Обонятельная и вкусовая память.

6.9 Обобщающее занятие по теме «Память»

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов:

                                           

  34      

23

11

III. Содержание программы

1-й год обучения

         Что изучает психология (1 час)

         Что изучает психология. Психология как наука  о внутреннем мире человека Раскрыть понятие «психология»

         Уроки, общения. (10 часов)

         Способы человеческого общения. Познакомить co способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами

         Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям. Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека

          Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника. Научить слушать собеседника

         Эмоции. Виды эмоций и их

 проявление в поведении человека. Удивление, страх отвращение, радость, горе, гнев. Раскрыть понятие «эмоции»

         Настроение мoё и окружающих. Цветопись настроения.  Познакомить со способом диагностики настроения через цветопись настроения

         Поступки мои и окружающих. Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих

         Индивидуальные особенности человека.Темперамент. Характер. Способности Раскрыть понятия «темперамент», «характер», «способности»

         «Волшебные слова» вежливое отношение к людям. Познакомить с группами слов вежливого обращения

         Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей Обсудить культуру поведения и распределение обязанностей в семье.

         Умеем ли мы общаться (обобщающее занятие по теме «Уроки общения») Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения

 Мышление (3 часа)

         Что такое мышление. Раскрыть понятие «мышление»

         Образ. Образное мышление. Раскрыть понятия «образ», «образное мышление»

          Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами Дополнить знания. о понятии «образное мышление», его разновидностях.

         Абстрактное мышление. Раскрыть понятие «абстрактное мышление»

         Восприятие (10 часов)

         Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений. Закрепить понятия «восприятие», «ощущения»

         Восприятие величины, формы, цвета. Раскрыть приёмы восприятия величины, формы, цвета

         Восприятие пространства: размер, направление, расстояние. Раскрыть приёмы восприятия пространства

         Восприятие движения.  Раскрыть приёмы восприятия движения

          Восприятие времени. Раскрыть приёмы восприятия времени.

 Игры на развитие ощущений и восприятия. Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия

          Иллюзии восприятия. Раскрыть понятие «иллюзии восприятия»

         Правила восприятия материала. Раскрыть привила восприятия материала

         Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности. Закрепить понятие «наблюдательность».

         Обобщающее занятие по теме «Восприятие» Закрепить понятия «восприятия», «ощущения»

         Память (9часов)

Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе. Раскрыть понятие «память», роль памяти в жизни человека

Зрительная память. Раскрыть понятие «зрительная память»

 Оживление картины как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания  через оживление картин

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании. Раскрыть понятие «слуховая память»

          Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо

Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. Раскрыть понятие «двигательная память»

Осязательная память. Тактильные представления при запоминании. Раскрыть понятие «осязательная память»

          Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании . Раскрыть понятие «обонятельная и вкусовая память»

Обобщающее занятие по теме «Память» Закрепить понятия «память», «виды памяти»,  «приёмы запоминания»

 2-ой год обучения

 Что изучает психология (1 час)

 Что изучает психология.  Применяли ли вы на практике знания психологии? Повторить и закрепить понятие «психология»

 Внимание (8 часов)

         Восприятие и внимание. Повторить и закрепить понятие «внимание и восприятие»

 Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее.Закрепить понятий «внимание», «внимание внутреннее и внешнее»

Виды-внимания: непроизвольное и произвольное. Раскрыть понятие «произвольное и непроизвольное  внимание»

         Свойства внимания. Раскрыть свойства внимания: концентрации, распределения, переключения

Колебание, внимания. Причины рассеивания, внимания. Раскрыть причины рассеивания внимания

         Отвлечение внимания, его отличие от переключения. Рассмотреть причины отвлечения внимания, выяснить отличие отвлечения от переключения

         Правила самоорганизации внимания. Применить приемы, способствующие формированию личностных УДД

         Обобщающее занятие по теме «Внимание» Закрепить понятие «внимание», раскрыть свойства внимания, концентрации, распределения, переключения, отвлечения

         Память — запоминание сложных образов (11 часов)

         Память. Виды памяти. Повторить и закрепить понятие «память», «виды памяти»

         Что такое образ. Повторить и закрепить понятие «образ»

         Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов Раскрыть понятие «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости, в пространстве и по времени, по сходству, контрасту. Сюжетные ассоциации при запоминании. Раскрыть понятие «сюжетные ассоциации»

Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания цифр и чисел Применить приём запоминания цифр и чисел через ассоциации

         Использование образов  для запоминания иностранных слов. Применить приём запоминания иностранных слов через ассоциации

Восприятие физического облика человека. Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в физическом облике человека

 Восприятие и запоминание лица. Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в человеческих лицах

Сложный образ Раскрыть понятие «сложный образ» Запоминание сложных образов Рассмотреть и опробовать способы ззапоминания сложного образа. Запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ и синтез при запоминании сложных образов Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа через анализ, синтез, сравнение

         Пространственные представления (14 часов)

         Что такое пространство. Раскрыть понятие - «пространство». Что такое пространственной представление. Раскрыть понятие «пространственное представление.

 Свойства пространства. Рассмотреть свойства пространства.

         Размерность в пространстве. Раскрыть понятие «размерность в пространстве»

 Двумерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. Раскрыть понятие «двумерное пространство, плоскость»; рассмотреть операции анализа и синтеза на плоскости

         Направление трёхмерного пространства. Объём. Раскрыть понятие «объём», рассмотреть направления трехмерного пространства

Схема тела человека и пространства. Рассмотреть схему тела человека в пространстве. Пространство в жизни человека обобщающее занятие. Рассмотреть значение пространства и знаний о нём в жизни человека.

         Мышление в трехмерном пространстве Задания с установлением блоков в определённых соотношениях. Учить решать задачи с установлением блоков в определённых соотношениях.

         Временное представление. Установление признаков временной последовательности. Раскрыть понятие «временное представление». Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности. Раскрыть признаки длительности времени

         Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа. Раскрыть признаки темпа времени.

 Признак ритмичности и повторяемости времени. Раскрыть признаки ритмичности и повторяемости времени. Пространственные представления (обобщающее занятий) Закрепить знания о временных представлениях

3-й год обучения

         Что изучает психология (1 час)

Что изучает психология (вводное занятие, повторение пройденного материала) Повторить и закрепить понятие «психология».

         Воображение (6 часов)

         Что такое воображение или фантазия. Повторить изученное, закрепить понятие «фантазия и воображение»

         Создание нового образа  с помощью анализа и синтеза. Рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью анализа и синтеза

         Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью акцентирования. Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения. Рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения. Создание нового образа путём оживления Рассмотреть приём создания нового образа путём оживления.

         Роль воображения в жизни человека. Рассмотреть роль воображения в жизни человека

 Абстрактное мышление (27 часов)

         Что такое-мышление. Мышлёние образное и абстрактное. Закрепить понятия «мышление», «мышление образное и абстрактное»

         Логическое мышление. Раскрыть понятие «логическое мышление». Игры на развитие логического мышления. Развивать логическое: мышление через игровой практикум.

         Творческое мышление. Раскрыть понятие «творческое мышление». Игра на развитие творческого мышления. Развивать творческое мышление через игровой практикум.

         Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями. Ознакомить с лексическим значением слова «понятие». Понятие общее – частное. Познакомить с отношениями между понятиями «общее — частное». Обобщение и ограничение

 Понятий. Познакомить с обобщением и ограничением понятий

         Составление определений. Познакомить со способом составления определений

 Существенные и несущественные признаки. Учить выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки

         Родовидовые отношения. Познакомить с родовидовыми отношениями между понятиями. Отношения между понятиями «часть - целое». Познакомить с отношениями между понятиями «часть- целое»

         Отношения рядоположенности. Познакомить с отношениями рядоположенности между понятиями

         Отношения противоположности. Познакомить с отношениями противоположности

 между понятиями.

         Причинно-следственные отношения. Познакомить с причинно-следственными отношениями между понятиями.

         Отношения последовательности. Познакомить с отношениями последовательности между понятиями.

         Функциональные отношения Познакомить с функциональными отношениями

 между понятиями.

         Понятия. Понятия конкретные и абстрактные. Закрепить, что такое «понятия», «понятия конкретные и абстрактные». Отношения между понятиями. Рассмотреть отношения между понятиями.

         Что такое суждение. Раскрыть понятие «суждение».Что такое умозаключение.

 Игры-задания на построение умозаключений. Раскрыть понятие «умозаключение»

 Игра на нахождение и построение умозаключений. Рассмотреть приёмы построения умозаключений.

         Абстрактное мышление. Что такое аналогия. Раскрыть понятие «аналогия».  Игры на распознавание и построение аналогий. Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий.

Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей Раскрыть понятие «закономерность»

Закрепить знания о всевозможных видах между понятиями

4-й год обучения

 Что изучает психология (1 час)

         Что изучает психология. Повторить изученный материал курса «Психология»; раскрыть понятия: «психология», «память», «внимание», «восприятие», «мышление», «воображение», «поведение», способы человеческого общения

 Внимание (3 часа)

         Что такое внимание. Обобщить понятие «внимание»; выявить значение внимания в жизни человека. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Повторить изученное о произвольном и непроизвольном внимании; познакомить с послепроизвольным вниманием.

         Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. Познакомить со свойствами внимания: концентрацией, распределением, переключением

 Общение (7 часов)

         Что такое общение. Язык общения, его секреты. Обобщить понятие «общение», познакомить со способами передачи информации. Сочувствие, внимание, взаимоуважение. Развивать умение проявлять сочувствие, внимание,

 взаимоуважение к окружающим людям.

         Настроение. Раскрыть понятие «настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей

         Саморегуляция состояния: релаксация. Научить регулировать своё состояние во время отдых.а

         Культура общения. Правила вежливости. Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми; рассмотреть правила поведения за столом, в автобусе, в магазине, при разговоре по телефону. Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы. Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям.

         Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг

         Развивать умения общаться: с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях, определять черты человеческого характера

         Мышление (4 часа)

         Что такое мышление. Обобщить понятие «мышление»

         Образ. Образное мышление. Раскрыть понятия «образ», «образное мышление». Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами. Дополнить знания. о понятии «образное мышление», его разновидностях.

         Абстрактное мышление. Раскрыть понятие «абстрактное мышление»

 Восприятие (10 часов)

         Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений. Закрепить понятия «восприятие», «ощущения».Восприятие величины, формы, цвета Раскрыть приёмы восприятия величины, формы, цвета

 Восприятие пространства: размер, направление, расстояние. Раскрыть приёмы восприятия пространства. Восприятие движения. Раскрыть приёмы восприятия движения.

 Восприятие времени. Раскрыть приёмы восприятия времени.

 Игры на развитие ощущений и восприятия. Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия.

          Иллюзии восприятия. Раскрыть понятие «иллюзии восприятия». Правила восприятия материала. Раскрыть привила восприятия материала.

         Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности. Закрепить понятие «наблюдательность». Обобщающее занятие по теме «Восприятие» Закрепить понятия «восприятия», «ощущения»

         Память (9часов)

          Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе. Обобщить понятие «память», роль памяти в жизни человека

         Зрительная память Раскрыть понятие «зрительная память». Оживление картины как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин

         Слуховая память. Слуховые  представления при запоминании. Раскрыть понятие «слуховая память».

         Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания. Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо.

 Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. Раскрыть понятие «двигательная память»

         Осязательная память. Тактильные представления при запоминании. Раскрыть понятие «осязательная память»

         Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании. Раскрыть понятие «обонятельная и вкусовая память» Обобщающее занятие по теме «Память» Закрепить понятия «память», «виды памяти»,

 «приёмы запоминания»

IV. Предполагаемыми результатами реализации

 программы являются:

После окончания курса «Познай себя» учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
  2. Проявлять собственную активность в получение знаний;
  3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании;
  • знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы;
  • приобретение знаний об особенностях психических свойств личности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений школьника к своему психическому здоровью и здоровью окружающих его людей;
  • развитие толерантности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести

  • опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;
  • опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных операций;
  • опыт формирования позитивного образа «Я», самопринятия.

V. Формы и виды контроля

  • первичная диагностика
  • промежуточная диагностика
  • диагностика на конец года
  • ответы на вопросы

портфолио

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

  • снижение уровня школьной тревожности;
  • мотивация на саморазвитие;
  • повышение коммуникативной компетентности;
  • активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служатдиагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

VI .  Методические рекомендации.

Учителю, ведущему развивающие занятия в 1-м классе, необходимо помнить об особенностях развития школьника:

1. Мышление. Преобладание наглядно-образного мышления, конкретность мышления – на уровне конкретных операций. Классификация, обобщение на уровне конкретных понятий, зачастую критерием являются второстепенные признаки. Теоретическое мышление не сформировано. Логические умозаключения на стадии формирования. Анализ и синтез на стадии формирования, трудно выделять свойства, существенные качества. Только начинается овладение рефлексией, т. е. способностью рассматривать и оценивать собственные действия.

2. Память. Наиболее развита наглядно-образная память. Большое значение имеет механическое запоминание, материал пытаются заучивать дословно. Не умеют организовывать смысловое запоминание, выделять смысловые группы, опорные пункты для запоминания. Преобладает непроизвольное запоминание, лучше запоминаются яркие, эмоционально насыщенные события, сведения.

3. Внимание.  Слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво. Возможности волевого регулирования внимания, управления им ограничены. Преобладает непроизвольное внимание, зависит от наглядности, яркости происходящих событий.

4. Учебная деятельность.  Не сформированы основные приемы учебной деятельности. Учебная мотивация зависит в основном от внешних условий. Темп урока неровный, не способны выдержать весь урок. Требуется частая смена деятельности.

5. Общение со сверстниками и взрослыми.  Достаточно велик авторитет взрослого, регуляция поведения опирается на оценку взрослого. Поведение ситуативное, не сформированы эффективные приемы конструктивного взаимодействия.

        Учителю, ведущему развивающие занятия во 2-м классе, необходимо помнить об особенностях развития школьника:

1. Мышление

Преобладает наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление, система понятий, получаемая в школе, позволяет проявляться отвлеченным формально-логическим рассуждениям. Умственные операции менее связаны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение. Приемы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от несущественного — не сформированы, находятся в зоне ближайшего развития. Способность к рефлексии на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки.

2. Память Преобладает наглядно-образная память, не умеют правильно организовать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей.

3. Внимание Повышаются объем и устойчивость внимания, но пока еще не умеют в достаточной степени управлять своим вниманием. Не высока степень переключаемости внимания, трудно дается распределение внимания.

4. Учебная деятельность Базовые учебные навыки на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции, отработки. Некоторые навыки находятся в зоне ближайшего развития. Не всегда способны выдержать урок, необходима смена деятельности.

5. Общение со сверстниками и взрослыми Самооценка и оценка другого зависят от отношений взрослого в значительной степени. В стадии формирования находятся навыки конструктивного общения

Прежде, чем приступить к развивающим занятиям, необходимо:

  1.  провести диагностику актуального развития познавательных процессов, мышления, эмоционально-волевой сферы первоклассников;

2)  организовать психолого-педагогическое наблюдение с целью выявления основных, актуальных проблем учащихся.

На что прежде всего стоит обратить внимание:

• темп деятельности, скорость включения класса в работу;

• утомляемость, как долго класс способен находиться в рабочем ритме;

• принятие инструкции (письменной и устной);

• принятие учебной задачи.

Согласно вышеперечисленным мероприятиям, можно выбрать задания, содержащие наиболее актуальные для данной группы учащихся упражнения, или расставить приоритеты в проведении самих упражнений. Например, при выполнении обращать большее внимание на процесс выполнения, способы организации деятельности, чем на  результативность и т. д. Важно понимать, что почти каждое упражнение можно превратить в универсальное средство для решения разнообразных развивающих задач, для этого достаточно сместить акценты выполнения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Некоторые упражнения могут показаться слишком простыми для выполнения, но в данном случае необходимо обращать внимание на процесс подготовки и выполнения упражнения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

• как ребенок воспринимает инструкцию;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               • как быстро включается в работу;

• может ли работать самостоятельно;

• эффективно ли использует опыт, полученный во время разбора примеров;

• может ли сам сформулировать простую учебную задачу.

То есть несложные упражнения позволяют обратить пристальное внимание на деятельностный компонент, как раз на то, на что в обычном, традиционном уроке внимания обращается мало.

Для приобретения умения формулировать простую учебную задачу, детям необходимо предложить самим разработать задания на основе данных ранее упражнений. Это стимулирует не только вышеупомянутое умение, но и познавательную активность. Такие упражнения на самостоятельность это еще и отличная диагностическая методика, позволяющая понять, насколько быстро ребенок научится решать математические задачи, не только по заданному учителем алгоритму, делить текст на смысловые части и т. д.

Выполнение всех заданий предполагает самостоятельность деятельности. Очень важно со стороны учителя обеспечение этой самостоятельности. Важно так организовать учебное пространство, чтобы ребенок не имел возможности воспользоваться трудами соседа.

Многие упражнения выполняются после небольшой инструкции. В контексте формирования умения воспринимать и принимать инструкцию, развития произвольности очень важно вводить регламент:

• подавать инструкцию только тогда, когда все готовы ее услышать. Использовать при этом различные способы привлечения внимания - интонирование, условные знаки, фразы-призывы и т. д.;

• во время подачи инструкции исключать любую другую деятельность кроме восприятия инструкции.

• повышать значимость процесса восприятия фразами: «Оттого, как вы послушаете, будет зависеть то, как вы сделаете задание», «Внимание, повторяю только один раз» и т. д.

Очень важно научить детей не бояться ошибаться, для этого нужно использовать мотивационные беседы, упомянутые выше, или самопроверку с последующим обсуждением основных ошибок. Больная часть упражнений выполняется в тетради или на бланках, поэтому очень удобно использовать цветные карандаши, фиксирующие ошибки. Это также еще один хороший способ диагностики трудностей ребенка.

Выполнение кинезиологических упражнений требует особого подхода, а именно:

• взрослый должен владеть предлагаемым упражнением.

• выполнение упражнения должно быть четким, точным, без искажений.

Некоторым учащимся может потребоваться индивидуальная помощь при овладении тем или иным упражнением. Важно добиться четкого выполнения упражнения всеми учениками.

VII. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для учителя:

1) М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997

2) Т.Н.Князева. Я учусь учиться. - М.: Аркти, 2004

3) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль: 19993

4) Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.- М.:Сфера, 2005

5) А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996

6) Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.

7) Е.К.Лютова, Г, Б.Монина. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000

8) Н.В.Клюева, И, В, Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.

9) Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Планета», Москва, 2011.

Для детей:

1) Галанов А.С. Про курочку Рябу: сказка с развивающими заданиями и играми. М.: Аркти, 2003 г.

2) Ежемесячный детский журнал «Розовый Слон».

3) Книжки-раскраски. От точки к точке. Для дошкольного и младшего школьного возраста. Минск, ООО «Сказ», 2009 г.

4) Тихомирова Л.Ф. Упражнения для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

По одному экземпляру  на каждого ученика

2.

Технические средства  обучения (ТСО):

компьютер;

мультимедиапроектор;

экран;

сканер;

принтер;

цифровая фотокамера;

CD-диски с бланками заданий ко всем занятиям.

CD-диск с электронным тестированием.

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Экранно-звуковые пособия:

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения и видеозаписи), отражающие основные темы курса;

CD-диск «Музыка для души», «Музыка для релаксации»

8

2

4.

Оборудование кабинета

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Интерактивная доска

1

1

1

5.

Другие средства обучения

1) бланки для тестирования;

2) листы бумаги А 4;

3) цветные карандаши, фломастеры.

По

количеству

учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Познай себя"

    Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов

Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....

Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»

Программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Программа курса "Познай себя"

Программа развития жизненно важных навыков у учащихся начальной школы...

Программа кружка "Познай себя"

Кружок "Познай себя"...