Индивидуальный план самообразования Кожевниковой Валентины Николаевны
материал на тему
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
Учителя начальных классов
МБОУ «Верхнелащинская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»
Кожевниковой Валентины Николаевны
2016-2020 гг.
Творческая визитка педагога
ФИО педагога: Кожевникова Валентина Николаевна
Образование, специальность:
- Среднее профессиональное образование, Тетюшское педагогическое училище, квалификация по диплому «Учитель начальных классов», специальность «Педагогика и методика начального образования», 1998г.
Стаж работы по специальности, категория: 28 лет.1 категория.
Курсы повышения квалификации по специальности:2016г.
Профессионально-педагогическое кредо: «Все дети являются одарёнными, в каждом ребёнке от природы заложен дар. Главная задача учителя — увидеть и раскрыть способности в каждом ученике»
Самообразовательная работа над темой
Тема работы учителя: «Формирование самооценки младшего школьника»
Год работы над темой: первый
Цель: повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.
Задачи:
- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- приобщать к поисковой и творческой деятельности;
- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке;
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.
Рекомендации по работе с детьми с завышенным уровнем самооценки
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
- При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
- Учить слушать других.
3. Воспитывать чувство сопереживания.
4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
5. Аргументировать оценки.
Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем самооценки
- Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
- Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
- Вовлекать учащихся в коллективную работу.
- При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
- Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
№ | Содержание работы | Источники самообразования | Срок выполнения | Ожидаемый результат |
Профессиональное направление | ||||
1 | Выбор темы самообразования. Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической, философской , интернет - литературой по теме самообразования. Формулировка гипотезы. | Методическая литература. Интернет-ресурсы Периодические издания. | Сентябрь 2016 | Определение темы самообразования. Составление индивидуального перспективного плана самообразования. Повышение качества преподавания предметов. |
2 | Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию самооценки учащихся. Уточняется гипотеза исследования. Проводится констатирующий эксперимент. Анализируются результаты. | Методическая литература. Интернет - ресурсы. | В течении 2016-2020гг. | Разработка новых форм, приёмов обучения. |
3 | Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов по теме внедрения ФГОС | Курсы повышения квалификации. | 2016г. 2019г. | Удостоверение |
4 | Разработка рабочих программ по предметам | Интернет - ресурсы. Методическая литература | 2016-2020гг. | Рабочие программы. |
Психолого-педагогическое направление. | ||||
1 | Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики. | Научно-популярная литература. Интернет - ресурсы. | В течении 2016-2020гг. | Повышение качества преподавания предметов. |
2 | Проведение диагностического исследования по теме самообразования (выявление уровня самооценки младших школьников) | Методическая литература. Интернет-ресурсы. Периодические издания. | В течении 2016-2020гг. | Результаты диагностического исследования. Распределение младших школьников по группам. |
3 | Проведение диагностики уровня воспитанности, социометрическое обследование младших школьников | Психолог-педагогическая литература. Интернет-ресурсы. Периодические издания. | В течении 2016-2020гг. | Анализ результатов диагностики уровня воспитанности школьников, а также социометрическое обследование класса |
4 | Проведение формирующего эксперимента, анализ результатов. Проверяется основные положения гипотезы исследования. Конкретизируются психолого-педагогические условия формирования самооценки младшего школьника, обобщение результатов и оформление работы. | Психолого-педагогическая литература. Интернет-ресурсы. Периодические издания. | В течении 2016-2020гг. | Анализ результатов исследования. |
Методическое направление. | ||||
1 | Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Посещение уроков. Мастер-классы. Семинары. | В течении 2016-2020гг. | Анализ и самоанализ уроков. |
2 | Участие в работе школьного МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях: -организационное; -мониторинг качества образования; -современные требования к образовательной среде в начальной школе; -контрольно-оценочная деятельность; -итоговое. | Заседания МО | Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Март В течении 2016-2020гг. | Активное участие в работе школьного МО. Выступление. |
3 | Участие в работе районных МО учителей начальных классов. | Заседания МО | В течении 2016-2020гг. | Слушание |
6 | Участие в ШМО | Заседание ШМО. | По плану | Выступления |
7 | Участие в работе педсоветов: По плану | Педагогические советы. | По плану | Слушание |
8 | Организация работы с одарёнными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах | Видео, аудио информация на различных носителях | В течении 2016-2020гг. | Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
Информационно-компьютерные технологии. | ||||
1 | Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс. | Интернет-ресурсы, мероприятия по обмену опытом. | В течении 2016-2020гг. | Участие в вебинарах |
2 | Сбор и анализ информации по начальному обучению, педагогике и психологии. | Интернет-ресурсы, педагогическая и психологическая литература, периодические издания. | В течении 2016-2020гг. | Создание каталога презентаций по предметам. |
Охрана здоровья. | ||||
1 | Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий. | Методическая литература. | В течении 2016-2020гг. | Разработка эффективных физкульт-минуток. Проведение прогулок на свежем воздухе и экскурсий, коллективных походов. |
2 | Повышение уровня здоровья, эстетического и нравственного развития. | В течении 2016-2020гг. | Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. | |
3 | Проведение циклов классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни. | Методическая литература, Интернет-ресурсы, психологическая литература | В течении 2016-2020гг. | Повышение уровня здоровья младших школьников |
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. Начальная школа, №15, 2006
2.Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
3.Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. М:, Педагогическое общество России, 2005
4.Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М:, Педагогическое общество России, 2005
5.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.
Приложение
1.Метод "Три оценки"
2 Метод «Лесенка успеха»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»....
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"
Представлены действия и мероприятия учителя по основным направлениям самообразования на 2012-16 г....
План самообразования Шпинёва Светлана Николаевна
План самообразования необходим учителю для рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозирования своего профессионального роста,повышения результативности педагогической деятельности....