Беседа "Чтобы не случилось беды".
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Цель: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_21.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ» (4-В класс).
Цель: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни.
Ход беседы.
I. Организационный момент.
- Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. И зло могут творить не только Баба Яга и Серый волк, но и знакомый из ближайшего подъезда, твой сверстник и даже…друг. И, оказывается, учиться противостоять недобрым побуждениям и поступкам надо намного раньше получения паспорта, достижения совершеннолетия, первой зарплаты.
Жизнь полна неожиданностей, а порой и опасностей. Поэтому надо быть храбрым, но и осмотрительным. Надо надеяться на взрослых, на милицию, но и самому уметь постоять за себя. По крайней мере, стараться не попадать в опасные ситуации, а коли уж попал, знать, как себя вести.
Многие большие беды начинаются с малого, с самых зряшных пустяков. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников милиции, следователей, судей. Чтобы этого не произошло, надо с малых лет воспитывать в себе чувство ответственности. Это поможет вам стать истинно свободным. Ибо, как сказал один мудрый человек, «если не хочешь знать страха, не чини зла».
II. Основная часть.
1. СЛУЧАЙ «МАМИНА ПОДРУГА».
Одна девочка играла во дворе в мячик. Вдруг к ней подошла тетенька с большой сумкой в руках и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала». Они отошли в сторону, и тетенька сказала, что она мамина подруга. Девочка сказала, что мама на работе. А женщина говорит: Ах, какая досада! Я ведь в городе проездом». И спросила, какой у мамы телефон. Она вошла в телефонную будку, позвонила, а потом и говорит: «Оленька, мама сказала, чтоб я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама еще можешь погулять». Они подошли к их подъезду. Но вдруг девочка подумала: «Не верь ей! Она воровка!» У подъезда сидели две бабушки. И Оля сказала тетеньке: «А давайте здесь подождем маму!» И села рядом с бабушками. А тетенька постояла-постояла, зло на Олю посмотрела и ушла.
Оля вовремя спохватилась. Если бы она открыла «тетеньке» дверь, та переложила бы в сумку самые дорогие вещи и была бы такова. Точно так она обворовала несколько квартир, пока ее не поймала милиция.
Тут я хочу обратиться к мальчишкам. Имейте в виду, что во дворе может появиться не только «мамина подруга», но и «папин товарищ». И вовсе не обязательно с большой сумкой в руке. У него может быть небольшой чемодан или портфель.
Будьте осторожны и с незнакомыми ребятами постарше, которые набиваются в друзья, играют с вами, обещают защитить от обидчиков, дарят фонарик, ножик. А потом напрашиваются к вам поиграть. Когда никого нет дома.
После таких игр пропадают мамины украшения, папины книги или другие ценные вещи.
Чтобы этого не случилось, вот совет – уж коль родители доверили вам ключи, чужих или малознакомых домой не приводите. И ключ никому не давайте. Берегите его. Следите, чтобы он не вывалился, не потерялся. И в школе, кстати, тоже.
2. СЛУЧАЙ «В ЛЕСУ».
Однажды ребята пошли в лес гулять. Вдруг видят: в кустах толстый дядька стоит. Ну, который со своей мамой в парке гуляет. Она его за руку водит, хотя он больше нее.
Увидел ребят – забормотал что-то и как кинется к ним. Хорошо, что ребята быстрее бегали. А ведь это был душевнобольной человек. Такие есть среди нас. Некоторые из них не понимают, что делают. Поэтому рядом с такими людьми всегда должны быть врачи или родственники. Но случается, что душевнобольной убегает и остается без присмотра. Встреча с ним может быть опасной.
Особенно надо быть осторожными девочкам. Вы слабее и беззащитнее мальчишек. Женщина вообще нуждается в защите. У всех народов существует правило, что женщину должен
защищать мужчина. Женщина одна, без сопровождения мужчины, не выходит вечером на улицу, не уезжает за город, не ходит в театр, кафе, кино. Считается, что нарушить это правило неприлично
Тем более непозволительно это делать девочкам. Одним, без взрослых, уходить далеко от дома. На реку или в лес. Нельзя одной уезжать к подруге! Нельзя гулять до темноты! Нельзя засиживаться в гостях до позднего вечера и возвращаться домой в одиночку! Нельзя никуда ходить с незнакомым человеком!
Это и неприлично, и опасно!
3. СЛУЧАЙ «НА ЧЕРДАКЕ».
В ту субботу Лешин папа опять пришел домой пьяным. «А ну исчезни с моих глаз!» - закричал он. Мама стала с ним ругаться. Леша оделся и пошел к другу из класса. Но у них были гости. И тут Леша решил уехать к бабушке в Тюмень. Но он перепутал поезда и приехал в какой-то другой город. Он походил по улицам, а когда стало темно, зашел в дом с выбитыми окнами. И залез на чердак.
А утром его разбудили большие ребята. «Кто такой?» - спросили они. Леша рассказал. Они дали ему колбасы, хлеба и конфет. И позвали с собой. Они показали, как можно залезть на чужой балкон и взять оттуда продукты. Они ели на чердаке и варенье, и дыни, и сушеную рыбу. Ребята сказали, что завтра Лешкина очередь лезть на балкон.
Когда они разошлись по домам, мальчик лег спать. И вдруг он сказал себе: «Что я делаю? Возвращаться надо домой! Меня же ищет мама! А эти ребята – воры. Они берут чужое. А если б это был наш балкон?»
Рано утром Леша уехал домой.
Конечно, кому понравятся семейные скандалы, но Леша правильно сделал, что вернулся домой. Ведь его ждала мама. Она же думает, что рядом растет помощник и защитник. Ей тоже, как и Леше, приходится несладко.
А вот некоторым ребятам просто не сидится на одном месте. Хотя у них нет никаких серьезных причин уходить из дома. Я говорю о маленьких любителях дальних странствий. Обычно эти странствия заканчиваются в милиции. Таким ребятам я бы сказала: вам повезло. Ведь с беглецами случаются и несчастья. Одни бесследно исчезают; другие попадают под колеса поездов, автомашин; третьи тонут, замерзают; четвертых находят убитыми в лесу, в подвалах, на чердаках.
Так что же – сидеть все время дома и дальше двора носа не высовывать? А как же дальние страны, новые неизведанные края? Для чего же тогда по железным дорогам мчатся поезда? Нет, почему же? Путешествуйте! Но только – вместе с родителями!
«А-а, с родителями,- скажет один, - это неинтересно…» А кто научит тебя разводить костер, ловить рыбу, собирать грибы? Кто покажет дупло белки, домик бобров, норку крота? Кто научит разбивать палатку, ориентироваться в лесу по компасу?
«Да, попробуйте уговорить моего папу…» – скажет другой из вас.
А ты попробуй! Объясни ему, как это здорово – всю зиму изучать карту, читать книги-путеводители, готовить нужные вещи: палатки, фонари, топорики, кроссовки, удочки, крючки. И ждать счастливого дня – отправления в путешествие!
И вот такой день настал. И ты вдвоем с папой – еще лучше втроем – и с мамой! Или вчетвером – с братишкой или сестренкой! – на зависть своим приятелям выходишь из подъезда с рюкзаком за плечами.
4. СЛУЧАЙ «ВЕЖЛИВЫЙ ДЯДЕНЬКА».
Рядом с нашим домом строят школу. Когда Таня проходила мимо, из подъезда вышел вежливый такой дяденька. У него в руках был пакет с молоком. «Девочка, - сказал он. – Тут кошечка окотилась. Хочешь посмотреть котят? Пойдем, покажу, они там, в углу». Тане очень хотелось посмотреть котят, и она подошла к двери. Но вдруг как будто кто-то одернул ее: «Нет там никаких котят! Врет он! Он хочет тебя заманить! Беги отсюда!» И Таня побежала. А дяденька выронил пакет и быстро куда-то скрылся. А Таня пришла домой и все рассказала маме. Она сказала: молодец, что убежала, и позвонила в милицию.
Танин внутренний голос уберег ее от большой беды. Ведь этот «вежливый» дяденька – преступник. И преступление, которое он совершает, - одно из самых отвратительных и опасных: он развращает малолетних.
К сожалению, такие «дяденьки» встречаются и в нашей жизни. Они могут быть старые и молодые. Вежливые и грубые. Аккуратно, модно одетые и грязные, оборванные.
Эти «дяденьки» очень хитры. Они могут заманивать девочек в новостройки или, наоборот, в
старые заброшенные дома, в подвалы или на чердаки. «Там больная собачка», «Там гнездо с птенцами», - придумывают они. Могут подарить красивую брошку, пригласить покататься в машине, предложить сфотографироваться, пообещать устроить в музыкальную школу, сняться в кино, записать в секцию фигурного катания…
Заманив в укромное место, они заставят тебя делать стыдные вещи – раздеться, показать, какие у тебя ноги… Встречи с такими «дяденьками» нередко кончаются очень плохо: девочек увозят в больницу, а то и находят мертвыми.
Запомните: эти «дяденьки» очень опасны. Поэтому не ходите мимо заброшенных сараев, гаражей, домов и новостроек, не лазайте в подвалы и на чердаки, не вступайте в разговоры с незнакомцами. Что бы он ни предлагал, отвечайте: «Нет!» - и уходите туда, где много людей. Если он не отстает – убегайте, кричите, зовите на помощь!
5. СЛУЧАЙ «ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ДЯДЕ».
Два друга пошли в кино на «Тарзана». Все ребята уже посмотрели этот фильм. Приходят, а билетов нет. А тут один дядя говорит: «У меня есть лишние». И сам пошел с ребятами.
А дня через три дядя Кирилл пригласил их в музей, где скульптуры …голые. Он им объяснил, как устроено человеческое тело, где какие органы…
Дядя Кирилл сказал, что он художник и у него дома есть разные журналы с картинками. «Приходите, - сказал он, - покажу». И дал свой адрес.
Один из друзей хотел пойти, но второй оказался умнее и сказал: «Не ходи туда. Какой это художник? Сначала картинки с голыми покажет. Потом скажет: «Разденься, я тебя нарисую». А потом начнет приставать – не вырвешься».
И мальчик не пошел. Потому что он вспомнил, что и раньше дядя Кирилл приставал: прижимал к себе, гладил по коленкам.
Друг оказался прав: ребятам угрожала опасность. Они правильно сделали, что не пошли к этому художнику. Дядя Кирилл такой же развратник, как и «вежливый дяденька». Такой же преступник, только заманивает он не девочек, а мальчиков.
И все ребята должны знать, что есть такие «дяди». Ведут они себя так же хитро, и мальчишки попадаются иногда на их удочку. Бывает, что такие знакомства кончаются для ребят гибелью. Поэтому вам, мальчишкам, скажу то же самое, что и девочкам.
Когда незнакомец вдруг предлагает вам дружить, обещает записать в спортивную секцию, например, на самбо или каратэ, или предлагает куда-то съездить и что-то показать – откажитесь и тут же уходите от него. Если он попытается схватить вас – сопротивляйтесь, убегайте, зовите на помощь прохожих. В том, что вы убежите, нет никакой трусости. Вы этим не уроните свое мальчишеское, мужское достоинство, а наоборот, сохраните его.
И конечно, о всех подобных предложениях и незнакомцах надо рассказать родителям. Они помогут вам разобраться, что это за люди и что им от вас надо.
По телевизору иногда показывают фотографии пропавших девочек и мальчиков. Их можно увидеть и в газетах, и на специальных стендах возле отделения милиции. С фотографий смотрят ваши сверстники – симпатичные, улыбающиеся ребятишки. Но слова, которые напечатаны под теми фотографиями, - тревожные: «Ушел из дома и не вернулся»… или «Ушла из дома и не вернулась…» Где они сейчас? Что с ними? За этими словами часто – слезы и непоправимое горе.
III. Итог беседы.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА.
Каждая из историй, которую я вам рассказала, могла бы окончиться плохо, если бы ребята вовремя не опомнились и не вспомнили правила безопасности жизни.
Запомните и вы их! Они совсем не сложные!
- Запомни свою фамилию, имя, как зовут твоих родителей, свой адрес, телефон – домашний и рабочий папы с мамой.
- Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не гуляй до темноты!
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов!
- Не отправляйся один в дальние поездки!
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, в лифт!
- Не садись в чужую машину!
- На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» - и немедленно уходи от них. Расскажи об этих предложениях родителям!
- В минуту опасности, когда к тебе применяют силу, не стесняйся: кричи, вырывайся, убегай, зови на помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".
Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...
Урок окружающего мира в 4 классе "Если случится беда..." УМК "21 век"
Открытый урок окружающего мира с презентацией в 4 классе по программе "21 век"...
Презентация "Чтобы не случилось беды"
В презентации рассказано о том, как следует воспитывать чувства ребёнка.Наша психика – самая нежная и легко ранимая в организме. Хотя мы способны перенести большие нагрузки и пережить серьёзные огорче...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Если случилась беда..."
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", отвечает требованиям ФГОС. С указанием УУД....
Клубный час "Если вдруг случилась беда"
Сценарий клубного часа про профилактике пожарной безопасности преследуес собой цели: воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, выработать потребность в общении с природой....
Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.
Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Если случилась беда…"
Урок построен в соответствии с ФГОС НОО по программе "Начальна школа XXI века"...