Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Если случилась беда..."
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Лопатина Екатерина Николаевна

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", отвечает требованиям ФГОС. С  указанием УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира, проведенного в 4 "А" классе МБУ школы №1

Тема урока :__ "Если случилась беда …" 

Подготовила: учитель начальных классов Лопатина Екатерина Николаевна

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

на практических примерах показать отрицательное влияние живой и неживой

природы на жизнь человека;

изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении

с природой, научиться защищаться от природных опасностей.

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

 развивать познавательную активность детей, умение работать в группах,

пользоваться дополнительной литературой; 

развивать целеустремленность и настойчивость

в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, формирование

установки  на поиск способов разрешения трудностей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

воспитывать чувство ответственности, прививать любовь и бережное отношение к природе, к своему здоровью, ко всему живому.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Урок-конференция

Опорные понятия, термины

Явления природы, гроза, молния, ядовитые грибы, ядовитые растения, опасные животные.

Новые понятия

Конференция.

Формы контроля

Фронтальный опрос.

Домашнее задание

В учебнике с.90-97 учить и отвечать на вопросы к текстам.  Дополнительно: красиво оформить правила безопасности, можно сделать буклет

Оборудование

учебники, тетради, доклады, презентация, видеоролик про молнию.

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент
Время:2 мин
Основные этапы:

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Определяет готовность рабочих мест к уроку.

Вот и солнце появилось,

На урок к нам снарядилось,
Чтобы мы учились дружно

 И узнали всё, что нужно.

– Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

- Но сначала давайте проверим домашнее задание!

Стоя приветствуют учителя.

- Нужно быть внимательным и наблюдательным.

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания)

Регулятивные УУД – целеполагание

Познавательные УУД – общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные ууд: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Время:5 мин
Этапы:

1. Проверка домашнего задания.

2. Введение в тему

- О чём мы говорили на предыдущем уроке?    На доске представлена выставка условных знаков, которые вы нарисовали дома.  Нужно выйти показать и рассказать, что означает ваш знак.

Кроме этого давайте вспомним, как нужно оказывать первую помощь при переломе и порезе.

-  Какие  же еще новости  мы  сегодня  узнаем?  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, поработаем со словами, записанными на доске: 

змея

молния

клещ

собака

грибы

пчела              

- Что объединяет эти слова?

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

- Итак,  урок у нас  будет сегодня  необычный, он пройдёт в форме конференции. Кто из вас может объяснить значение этого слова?

На нашей конференции вы, ребята, будете выступать в роли учёных. Обсуждать мы с вами будем взаимодействие человека с природой, будем учиться защищаться от природы.

Мы часто говорим, что природу надо охранять и заботиться о ней, и это, безусловно, правильно. Но иногда людям приходится защищаться и от природы, так как она становится порой опасной. Об опасных ситуациях природного характера и пойдёт сейчас речь.

- О том, какие правила безопасности нужно соблюдать на дороге.

 

Ребята представляют свои работы в тетради и устно отвечают на вопросы.

-От всех этих предметов может угрожать опасность человеку.

- Наша цель: изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.  

-Конференция – собрание, совещание с целью обсуждения каких-либо вопросов, проблем.

Использование обыденных аналогий.

Представление творческих работ.

Проблемное обучение.

Познавательные УУД – общеучебные: структурирование информации.

Личностные УУД: используют информацию для решения учебных и практических задач.

Коммуникативные УУД:

 умение выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение

Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Время: 15 мин

Опасные ситуации природного характера

-Итак, не будем терять время и начнём нашу работу. Хочу представить рабочие группы, участвующие в нашей научной конференции: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».

Представители каждой группы подготовили небольшие сообщения о некоторых опасных ситуациях, касающихся их области изучения.

Групповая форма работы.

Представление основного материала в словесной форме.

Просмотр видеоролика.

Познавательные УУД – выполнение  интеллектуальные действий: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, сравнение.

Коммуникативные УУД - чтение  информации, представленной на рисунках, оформление её в виде текста. Личностные УУД - осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям.

Физминутка

Ребята, даже учёные должны следить за своим здоровьем и иногда делать зарядку.

Выполняют  зарядку под музыку.

Игровой компонент.

Открытие нового знания

 Время: 3 мин

 - Сейчас вам предстоит самостоятельно прочитать небольшой текст в учебнике с карандашом в руках. Так, как это делают настоящие ученые. Если в тексте встретятся мысли, которые вам уже давно знакомы, то около этой строчки вы ставите галочку «V». Если вы вычитаете что-то новое, то отметьте эту строчку знаком сложения  «+».

Работа с учебником. с.90-97 формулирование правил поведения в природе после выступления каждой группы.

 

Проблемное обучение.

Познавательные УУД – общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование, преобразование модели

Познавательные УУД – логические

Регулятивные УУД,

планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера,

умение выражать свои мысли

Первичное закрепление

Время: 3 мин

- Что нового узнали из текста?

Учитель проводит игру "Опасно-неопасно"

Называют правила поведения в природе.

Дети на правильное высказывание приседают, а на неправильное хлопают.

Проблемное обучение.

Игровые формы работы.

Познавательные УУД – общеучебные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД – постановка вопросов, решение конфликтов

Регулятивные УУД - планирование, прогнозирование

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Время: 7 мин

- В заключение работы нашей конференции группы обменяются заданиями, которые они подготовили.

Учащиеся  выполняют задания и озвучивают свои ответы. Остальные оценивают правильность выполнения.

Работа в группах.

Проблемное обучение

Познавательные УУД – общеучебные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Регулятивные УУД - рефлексивные действия:  самооценка жизненных ситуаций.

Коммуникативные УУД - самоконтроль участия в совместной деятельности

Рефлексия деятельности

( итог урока)

Время: 3 мин
Этапы:

1. Подведение итогов.

2. Выставление оценок.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы ее?

- Поднимите руку, кто сделал для себя сегодня открытия?

- Давайте подведём итог нашему уроку.

- Что нового узнали, что было интересно, что заставило задуматься.

Учитель оценивает работу детей на уроке.

Дети еще раз говорят о правилах поведения в природе и о том, как избежать травм и отравлений, как вести себя в экстремальных ситуациях.

Подведение итогов самими учащимися

Регулятивные УУД – контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Коммуникативные УУД -

умение выражать свои мысли

Личностные УУД - осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям.

Информация о домашнем задании.

Время: 2 мин

- В учебнике с.90-98 учить и отвечать на вопросы к текстам. Дополнительно: красиво оформить для портфолио правила безопасности в виде условных знаков или листовок.

Записывают задание в дневник.

Домашнее задание с творческим компонентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...