ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Краткая аннотация программы:
Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Цель программы заключается в формировании гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Программа «Родные истоки» имеет духовно–нравственное направление, опирается на изучении истории родного края.
Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить содержание , формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. Одним из возможных решений данной проблемы может стать программа внеурочной деятельности «Родные истоки».
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях.
Программа рассчитана на учащихся 2 -4 классов. Срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnye_istoki.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Неболчи
Рассмотрена на педагогическом совете МАОУ СОШ п. Неболчи (протокол №1 от 29.08.2013) | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ п. Неболчи» _______________ 1 сентября 2013 года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
духовно–нравственное направление
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработала: Яковлева Е.В.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2013год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Родные истоки» составлена для работы с младшими школьниками (8 -10 лет) и направлена на формирование гражданско-патриотических ценностей, посредством знакомства с историей родного края.
Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания обучающихся является краеведение. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Программа призвана познакомить учащихся со знаниями об историческом прошлом, культурных традициях прошлого и настоящего посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области; воспитывать обучающихся на примерах мужества и героизма любытинцев, новгородцев; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитывать чувства гражданства и патриотизма.
Цель программы: формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся посредством знакомства с историческим и культурным наследием своей малой Родины.
Задачи программы:
- приобрести знания по истории посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области;
- способствовать воспитанию таких личностных качеств как доброта, честность, взаимопомощь; воспитание культуры труда и этики общения; воспитание бережного отношения к природе, родному краю;
- развивать у обучающихся наблюдательность, способность проявлять теоретические, практические навыки.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;
- систематичности и последовательности: знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике;
- принцип наглядности: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной и справочной литературы.
При реализации программы используются следующие методы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотозарисовок, мультимедийных презентаций;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Обучение по программе может проводиться в виде теоретических и практических занятий с учащимися, а также в форме экскурсий, викторин, походов, встреч с интересными людьми, бесед.
Технологическая составляющая программы обеспечивается использованием современных технологий: развивающего обучения, здоровье сберегающих, игровых, компьютерных и др.
Программа «Родные истоки» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов. Срок реализации 1 год.
Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.
В ходе изучении программы «Родные истоки» обучающиеся будут знать:
- название страны, региона, района, родного посёлка;
- символику области, района, посёлка;
- даты основания п.Любытино и п.Неболчи;
- особенности жилища древних славян;
- особенности одежды древних славян;
- основные занятия славян;
- два семейно–бытовых обряда;
- правила двух игр древних славян;
- исторические места п. Любытино;
- названия самых распространённых растений, произрастающих на территории п. Неболчи;
- названия растений и животных, занесённых в «Красную книгу»;
- названия животных, обитающих на территории Любытинского района;
- названия промышленных и сельскохозяйственных предприятий п. Неболчи;
- места захоронений войнов, защищавших п. Неболчи в годы Великой Отечественной войны
уметь:
- показывать Россию, Новгородскую область, Любытинский район; Москву, Великий Новгород, Любытино, Неболчи на соответствующих картах;
- различать гербы Новгородской области, п. Любытино и п. Неболчи;
- объяснять особенности строения жилища древних славян;
- называть виды одежды древних славян;
- соотносить событие крестьянской жизни с обрядом;
- играть в одну из игр древних славян;
- определять названия растений и животных Любытинского района по изображению (описанию)
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по нужной тематике;
- составлять небольшие рассказы о своей малой Родине, ее истории и великих людях
Календарно-тематическое планирование
№ раздела | № занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Введение (3ч) | |||
1 | Наша область на карте России | 1 | ||
2 | Любытинский район на карте Новгородской области | 1 | ||
3 | Символика области, района, посёлка | 1 | ||
2 | Край мой древний – земля Любытинская (10ч) | |||
4 | История посёлка Любытино. Сопки – древние памятники археологии | 1 | ||
5 | История посёлка Неболчи | 1 | ||
6 | Поселения и жилища древних славян | 1 | ||
7 | Проект «Дом наших предков» | 1 | ||
8 | Одежда древних славян | 1 | ||
9 | Основные занятия славян | 1 | ||
10 | Промыслы. Из истории льна. Обработка льна | 1 | ||
11 | Семейно – бытовые обряды предков | 1 | ||
12 | Устное народное творчество. Игры древних славян | 1 | ||
13 | Проект «Игры наших предков» | 1 | ||
3 | Исторические места п. Любытино (6 ч) | |||
14 | Усадьба И.Л. Горемыкина | 1 | ||
15 | Исторические объекты п. Любытино | 1 | ||
16 | Церковь Успения Богородицы – памятник архитектуры и истории | 1 | ||
17 | Имение А.В. Суворова в деревне Каменка | 1 | ||
18 | Экскурсия «Славянская деревня X века» | 1 | ||
19 | Знаменитые земляки | 1 | ||
4 | Изучаем природу родного края (7 ч) | |||
20 | Природа нашего края. Экскурсия в лес | 1 | ||
21 | Растительный мир Любытинского района | 1 | ||
22 | Животный мир Любытинского района | 1 | ||
23 | Конкурс «Лучший знаток лекарственных растений» | 1 | ||
24 | «Жалобная» книга природы | 1 | ||
25 | Памятники природы Любытинского района | 1 | ||
26 | Экскурсия в Любытинский краеведческий музей | 1 | ||
5 | Настоящее родного края (8 ч) | |||
27 | Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Любытинского района | 1 | ||
28 | Экскурсия на предприятия п Неболчи: ГОК "Неболчи", деревообрабатывающий комбинат Stora Enso Timber и др. | 1 | ||
29 | Наши земляки – неболчане | 1 | ||
30 | Великая Отечественная война в истории моего посёлка | 1 | ||
31 | Акция «Письмо ветерану» | 1 | ||
32 | Экскурсия «Никто не забыт, ничто не забыто» | 1 | ||
33 | Учимся работать с краеведческой литературой | 1 | ||
34 | КВН «Знатоки родного края» | 1 |
Список использованных источников
Литература для педагога:
- Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н. С. Борисова. – М.: Просвещение , 1982.
- Серова В.Н. Наша Новгородская земля: Учеб. пособие по краеведению для мл. шк.– 2-е изд., перераб. и доп.– Л.: Лениздат, 1982.
- Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района./2010. [Электронный ресурс] // http://библиотека-любытино.рф/for-you-the-reader/kraevedeni (Дата обращения: 12.10.2013)
- Бытописание земли Новгородской: Учеб.-хрестоматия по краеведению : 1-4 кл. / Авт.-сост. Барашкова В.И., Скобочкина Ю.В.; Комитет образования администрации Новгор. обл. Новгор. регион. центр развития образования. - Обнинск: Духовное население, 2001.
- Сайт посёлка Любытино и Любытинского района [Электронный ресурс] //Видео о Любытинском районе// http://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70157, http://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70152 (Дата обращения:13.10.2013)
Литература для обучающихся:
- Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района./2010. [Электронный ресурс] // http://библиотека-любытино.рф/for-you-the-reader/kraevedeni (Дата обращения: 12.10.2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....
Программа внеурочной деятельности "К истокам"
Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей7 – 11 лет, относится кхудожественно-эстетической...
рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....
программа по внеурочной деятельности "Родные истоки" для детей 7-11 лет
И я давно уже мечтаю ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука истоков"
Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта....
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1класс
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1 класс...