Программа внеурочной деятельности "К истокам"
рабочая программа по теме

 

Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей7 – 11 лет, относится кхудожественно-эстетической  деятельности.Срок реализации  4года. 

Реализация Программы будет способствовать формированию  воспитательной системы в классе и школе, которая включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством.

Программа  направлена на этнокультурную составляющую учебно-воспитательного процесса,  изучающего происхождение народов, расселение, быт, культуру, обычаи, традиции, как часть общемирового развития, как значимую часть общечеловеческой цивилизации.  Программа направлена на координацию педагогической и просветительской деятельности семьии школы.В Программе определены основные пути развития системы художественно-эстетического  воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_istokam.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 им.Т.Б.Куулар

п.г.т.Каа_хем Кызылского кожууна Республики Тыва

 

 

                                                                                                                                                  

                                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                                 

                                                                                                     Директор МОУ СОШ № 2

                                                                                                                           

                                                                                                     _______________ Долгих Т.И.

                                                                                                     «___»______________2011 г.

                                                                                                                           

 

  

«К истокам»

Образовательная программа

 внеурочной деятельности

 

Паспорт программы

Основание для разработки: Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Международной конвенцией  «О правах ребенка» 1989г., Государственной  программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»,  Ведомственной целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Тыва на 2011-2013 годы», с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 год).

Разработчик программы: Наговицына Ольга Викторовна – заместитель директора по УВР, Филиппова Елена Ивановна – заместитель директора по ВР.

Сроки реализации программы: 2011-2015 годы.

Организация контроля: контроль реализации программы осуществляет Методический совет образовательного учреждения.

Введение

Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей 7 – 11 лет, относится к художественно-эстетической  деятельности. Срок реализации  4 года. 

Реализация Программы будет способствовать формированию  воспитательной системы в классе и школе, которая включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством.

Программа  направлена на этнокультурную составляющую учебно-воспитательного процесса,  изучающего происхождение народов, расселение, быт, культуру, обычаи, традиции, как часть общемирового развития, как значимую часть общечеловеческой цивилизации.  Программа направлена на координацию педагогической и просветительской деятельности семьи и  школы. В Программе определены основные пути развития системы художественно-эстетического  воспитания.

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования как ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной системы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

Приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения.

В 2007 и 2008 годах  в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Сегодня образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей, и таких качеств личности как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Вместе с тем хорошо известно, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества. Семья не дает духовного развития ребенку.  Не происходит передача духовных и нравственных ценностей от старшего поколения к младшему. Поэтому формы работы с детьми в системе образования, направленные на изучение культурного наследия  народов,  дают возможность прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений народов, населяющих нашу республику; младшие школьники должны задуматься о возвращении в жизнь наиболее ценных из них, прошедших сквозь века и начать с себя.

Программа «К истокам» ориентирована на становление разносторонне развитой личности воспитанника через приобщение к культурному наследию, изучение традиций тувинского и русского народов и на выявление и поддержку творческих способностей личности младшего школьника.

Актуальность программы.

                  Основная идея программы в сфере художественно-эстетического творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника. Истоки духовного возрождения России, и прежде всего родного края начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные функции действующей системы образования.

Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет огромную значимость; её необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения безопасности нашей страны.

Актуальность программы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала культуры разных народов; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием детей и взрослых, негативным отношением детей к традициям и ценностям своего народа.

           Об актуальности духовно-нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.

        Перед нами встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Мы хотим с помощью средств этнической культуры развить систему личностных потребностей и представлений, решить проблемы воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.

Народное искусство во всем многообразии его проявлений – великая память народа, «духовный мост», живая нить, соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишен своих истинных корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с родовыми устоями, национальными традициями, дающими человеку нравственно-ценностные ориентиры.

         Знание народных традиций играет особую роль в воспитании у детей эстетического отношения к национальной культуре, пониманию культур других народов. Традиция формирует у ребенка эстетическое восприятие мира, передает ему представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

        Чрезвычайную актуальность приобретает формирование средствами народной педагогики через творческий труд позитивного отношения к культурному наследию; развитие способности отличать прогрессивное от модного, но ущербного, проходящего; формирование эстетического вкуса; воспитание зрительной культуры и естественной потребности в искусстве.

Значимость программы.

Мир народной культуры  открывает детям нравственные ценности народов: трудолюбие, милосердие, любовь к природе и к родной земле. Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка, а также формирует навыки межличностного общения, помогает педагогу вести работу с младшими школьниками, вовлекая в воспитательный процесс родителей.

Новизна программы заключается в том, что:

·        она позволяет расширить образовательную область культуры народов и представить ее целостно;

·        дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка;

·        в авторском отборе учебного материала и авторского подхода к структурированию;

·        в ориентированности на творческую работу учителя и ученика (тесная взаимосвязь в процессе усвоения теоретических знаний, формирования практических навыков).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, их эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и построена по принципу нарастающего уровня сложности.  

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся. Концепция данной программы - теория развивающего обучения.

        Художественно-эстетическое творчество способствует приобщению учащихся к многовековым народным традициям и  осуществлению эстетического, физического, воспитания; установлению межпредметных  и метапредметных связей, развитию творческих способностей, профориентации учащихся.        

        В основе сознательного акта учения в системе развивающего обучения лежит способность к продуктивному творческому воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развитие этих процессов вообще не возможно ни успешное обучение, ни самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека.

        Готовность к творчеству формируется на основе таких качеств как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающем мире, произвольная память и др. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, природы, культурных ценностей), который развивает и обогащает его.         

В своей программе мы хотим использовать проектные задачи, с помощью которых можно решать современные проблемы начального образования, осуществлять переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.

Цель программы:

Развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений.

Предлагаемая программа должна обеспечить реализацию следующих задач:

  1. развивать художественно-творческие способности;  интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел, устного народного творчества;
  2. расширять знания о культурном наследии тувинского и русского народов;
  3. формировать способность воспринимать  исторические, национальные особенности двух народов;
  4. использовать полученные знания в окружающей жизни;
  5. воспитывать уважительное отношение к культуре другого народа.

             

Цель  и задачи определяют систему педагогических принципов:

Программа по художественно-эстетическому  творчеству для начальной ступени общего образования основывается на принципах природосоо бразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основывать ся на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами разв ития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что худо жественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ ствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими тради циям тех или иных регионов, не противоречащими общече ловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество по могало pacтyщeмy человеку ориентироваться в тех изменени ях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере ис кусства, в окружающем его мире.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого яв ляются обмен эстетическими ценностями (ценностями, вы работанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индиви дуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных цен ностей.

Принцип патриотической направленности предусматри вает обеспечение субъективной значимости для младших школьников идентификации себя с Россией, народами Рос сии, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотичес кой направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных пред cтавлений.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выве дение» школьника в самостоятельное проектное действие.

Принцип диалога культур в программе внеурочной дея тельности учащихся в сфере художественного творчества предполагает:

• понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;

• рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения;

• рассмотрение самодеятельного коллективного художест венного творчества как диалога культур всех участников кол лeктивa;

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са моопределение в художественном творчестве - процесс фор мирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.

 Программа базируется на технологиях развивающего обучения, в ней используются групповые, игровые, здоровьесберегающие, культурологические и другие технологии.

Роль и место программы в образовательном

маршруте обучающихся.

Данная программа предлагается в объеме 136 часов. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в представлении свободы учителю в выборе  практических заданий. Программа предусматривает частые переключения деятельности с одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Содержание разделов и тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучение носит творческий характер. Содержание программы реализуется на занятия следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия), экскурсии, игры и упражнения, в том числе на свежем воздухе, тренинги); контрольные (подготовка и проведение выставки).

        Занятия носят интегрированный характер, одним из важных условий подготовки к которым является творческий подход к отбору содержания, наглядного и методического материала, без которого невозможно активизировать  творческое мышление детей и поддерживать их интерес на протяжении всего занятия.

Данная программа реализуется через занятия дополнительного образования, оказывая положительное влияние на развитие детей. Преемственность учебной и внеурочной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, как в начальной, так и в основной школе. Она прослеживается в организации досуговой деятельности (конкурсы, праздники, выставки и др.).

Тематическое планирование.

1 год обучения

Учебный план (34 ч.)


п/п

Тема занятия

Общее количество
часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1

2

История моего народа

4

3

1

3

Народные игры

4

1

3

4

Основы композиции

4

4

5

Народная игрушка

4

3

1

6

Народные инструменты

3

2

1

7

Народный фольклор

3

3

8

Итоговое занятие

1

1

9

Экскурсии

3

3

10

Праздники

5

5

11

Выставки

2

2

ИТОГО:

34

18

16

Содержание программы 1 года обучения

Задачи:

  1. расширять кругозор через знакомство с русскими и тувинскими народными традициями;
  2. дать понятие красоты, богатства, и разнообразия культур двух народов;
  3. сохранять и применять традиции предков в окружающем мире;
  4. учить радоваться чудесам жизни;
  5. учить выполнять упражнения из национальных видов спорта;
  6. изучать  спортивно -игровые упражнения из подвижных игр
  7. формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.

1.        Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство с детьми. Рассказ о творческом объединении. Инструктаж по технике безопасности.  

2. История моего народа (4 ч.)

Наша Родина – Россия. Столица России. Народы, проживающие в нашей стране. Наша республика, наш посёлок – часть большой страны. Государственная символика России и Тувы. Посещение школьной библиотеки.

3. Народные игры (4 ч.)

Из истории игр. Русские народные игры: «Бегунок», «Калечина-малечина», «Лапта», «Горелки», «Чехарда», «Блошки», «Кости», «Золотые ворота». Тувинские народные игры: конные состязания («Аът чарыштырары»), стрельба из лука («Кара адары»), игра «Ловля арканом» («Шалбалап ойнаары»),  национальная борьба («Хуреш»), игра в кости (кажык), игра «Выбивание ремня» («Баг кагары»), шалаш (Чадыр) и другие. Подвижные игры на свежем воздухе.

4. Основы композиции (4 ч.)

Орнамент всех времён и стилей. История орнамента. Виды орнамента. Бордюр. Народный орнамент. Народные росписи. Построение орнамента на полосе.

5. Народная игрушка (4 ч.)

Исторический экскурс. Народная игрушка (глиняная, деревянная, соломенная, тряпичная). Куклы в культуре и традициях народов России. Типы и виды кукол. Культовые и обрядовые куклы . Куклы обереги.  Игровые куклы. Этнографические куклы. Авторские художественные куклы. «Дело мастера боится», изготовление кукол на выбор. Выставка. Сотрудничество с  музеем.

6. Народные инструменты (3 ч.)

Из истории музыкальных инструментов. Духовые, струнные, ударные, смычковые инструменты. Слушание музыки. Знакомство с творчеством известных музыкантов Тувы.

7. Народный фольклор (3 ч.)

Знакомство с народным фольклором: поговорки, скороговорки, частушки, прибаутки, потешки, побасёнки, колыбельные песенки и др. Конкурсы.

8. Итоговое занятие ( 1ч.)

9. Экскурсии (3 ч.)

10. Праздники (5 ч.)

11. Выставки (2 ч.)

Планируемые результаты к концу 1 года обучения.

        Должны знать:

  1. исторические сведения о России и Туве;
  2. историю возникновения кукол; виды и типы кукол;
  3. историю возникновения инструментов
  4. сведения о цветовых сочетаниях в орнаменте;
  5. пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, потешки, побасёнки, колыбельные песенки и др.
  6. народные игры;
  7. народные праздники;
  8. правила техники безопасности  на занятиях.

        Должны уметь:

  1. составить орнаментальную композицию;
  2. изготовить и украсить тряпичную куклу;
  3. работать по шаблону;
  4. правильно пользоваться в работе ножницами, иглами, булавками.

2 год обучения.

Учебный план (34 ч.).


п/п

Тема занятия

Общее количество
часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1

2

История моего народа

4

2

2

3

Национальный  костюм

4

3

1

4

Традиции и обычаи

4

1

3

5

Народные праздники

5

5

6

Проектная деятельность

6

6

7

Итоговое занятие

1

1

8

Экскурсии

3

3

9

Праздники

4

4

10

Выставки

2

2

ИТОГО:

34

14

20

Содержание программы 2 года обучения

 Задачи:

  1. формирование устойчивых положительных привычек;
  2. закреплять навык поисковой работы, творческую и познавательную активность;
  3. воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, бережное отношение к народным традициям;
  4. создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля  народного костюма;
  5. повышать общий культурный уровень.

1. Вводное занятие (1 ч.)

Краткое знакомство с содержанием курса.

2. История моего народа (4 ч.)

Русь изначальная. Откуда пришло название нашей Родины-Русь. Народная мудрость славян. Возникновение Тувы. Уйгурский каганат. Племена и народы.

3. Национальный костюм (4 ч.)

Знакомство с историей народного костюма. Древнерусская одежда. Костюмы Руси. Тувинский национальный костюм.  Женская одежда особ разного сословия. Мужская одежда. Рисование эскизов народной одежды. Образ женщины – образ птицы. Исследовательская работа по сбору материала о русском и тувинском костюмах. Сотрудничество с музеем. Народный костюм на полотнах  художников.

4. Традиции и обычаи (4 ч.)

Что такое обычай? Традиции и обычаи русского народа. Народный календарь. Священные традиции тувинцев. Традиции тувинской семьи. Викторина «Лучший знаток русских традиций». Викторина «Лучший знаток тувинских традиций».

5. Народные праздники (5 ч.)

Знакомство с народными праздниками двух народов. Основные православные праздники на Руси.  Празднование Рождества на Руси.«Крещение.»    Праздник Сретения Господня( встреча зимы с весною). «Масленица широкая блиноеда накормила до обеда». «Благовещение, птиц на волю отпущение». Приметы и поверья на благовещение. «Вербное воскресенье». «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…» «Пасха Красная». Пиршество в честь Шагаа. Праздник в честь юрты. Наадым - тувинский национальный праздник животноводов.

6. Проектная деятельность (6 ч.)

7. Итоговое занятие ( 1ч).

8. Экскурсии (3 ч).

9. Праздники (4 ч).

10. Выставки (2 ч).

 

Планируемые результаты 2 года обучения.

Должны иметь представление:

  1. о разнице между язычеством и христианством;
  2. о национальных праздниках;
  3. о народном календаре;
  4. о простонародных обрядах;
  5. о русском народном и тувинском национальном костюмах;

        Должны знать:

  1. название деталей  народного костюма;
  2. традиции и обычаи;
  1.      народные праздники.

    Должны уметь:

  1. отличить комплект русского народного костюма  от тувинского национального;
  2. проводить мини-исследования на заданную тему;
  3. составлять проекты.

3 год обучения.

Учебный план (34 ч.)


п/п

Тема занятия

Общее количество
часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1

2

История моего народа

4

4

3

Обряды

3

2

1

4

Традиционные блюда русской и тувинской кухни

3

3

5

Искусство и культура

4

1

3

6

Традиции и современность тувинской и русской семей

3

2

1

7

Проектная деятельность

6

6

8

Итоговое занятие

1

1

9

Экскурсии

3

3

10

Праздники

4

4

11

Выставки

2

2

ИТОГО:

34

20

14

Содержание программы 3 года обучения

Задачи:

  1. углублять представления учеников о значении знаков-символов могущественных сил природы при изучении народных обрядов;
  2. углублять знания о творчестве  художников, писателей, музыкантов России и Тувы;
  3. расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;
  4. повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;
  5. сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.
  6. воспитывать любовь к традициям.

  1. Вводное занятие (1ч.)

Краткое знакомство с содержанием курса.

  1. История моего народа (4 ч.)

Книгопечатание на Руси. Кирилл и Мефодий.  «Запечатленная Россия» в произведениях русских художников: А. Васнецова, К. Маковского и др. «Тува родная» на картинах художников. Простонародные обряды.  Свадебные обряды. Святочные гулянья. Разнообразие святочных гаданий. Жанры русского и тувинского языкового фольклора (потешки, заклички, приговоры, игры, колыбельные, сказки и др.). Исследовательская работа, сбор метафор и обработка материала. «Рисуем отгадки к народным загадкам». Творческие задания – иллюстрации к изучаемому материалу..)

  1. Обряды (3 ч.)

Что такое обряд? Знакомство с обрядами тувинского и русского народов. Обряды при посадке и уборке хлеба. Выпечка хлеба на Руси. Уважительное отношение к хлебу. Народные пословицы и поговорки о хлебе. Свадебные обряды. Святочные гулянья. Разнообразие святочных гаданий. Семейный праздник подстригания волос ребёнка. Пиршество в честь шаманского бубна. Творческие задания – иллюстрации к изучаемому материалу.

  1. Традиционные блюда русской и тувинской кухни (3 ч.)

Разнообразие  видов и форм пирогов. Изготовление каравая ( из соленого теста ). «Посидим за самоваром». История русского самовара. Традиция чаепития. Национальные блюда тувинской кухни. Тувинский чай.

  1. Искусство и культура (4 ч.)

История камнерезного искусства тувинского народа из агальматолита - «чонар даш». Горловое пение. Русский народный хор. Оркестр духовых инструментов Республики Тува. Поэзия двух народов.

  1. Традиции и современность тувинской и русской семей (3 ч.)

Этические обычаи уважения тувинцев. Родовые группы. Древняя семья. Современные семьи тувинского и русского народов.

  1. Проектная деятельность (6 ч.)
  2.   Итоговое занятие ( 1ч).
  3.  Экскурсии (3 ч).
  4. Праздники (4 ч).
  5. Выставки (2 ч).

Планируемые результаты к концу 3 года обучения.

Учащиеся должны иметь общее представление:

- о жанрах русского и тувинского языкового фольклора;

- о традиционных блюдах русской и тувинской кухни;

- о направлениях современного искусства;

- о современных традициях русской и тувинской семей;

- о составлении проектов на заданную тему.

Учащиеся должны знать:

- связь времен в народном искусстве;

- тенденции развития современного  искусства;

- отличие тувинской и русской культур;

- известных деятелей искусства;

- семейные традиции двух народов;

- правила поведения в общественных местах.

Учащиеся должны уметь:

- работать с научно-художественной и познавательной литературой;

- понимать смысл, содержащийся  в статьях;

- самостоятельно подбирать нужный учебный материал;

- проводить мини-исследования на заданную тему;

- составлять проекты.

4 год обучения.

Учебный план (34 ч.)


п/п

Тема занятия

Общее количество
часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1

2

История моего народа

4

4

3

Священные места

4

2

2

4

Дом предков: юрта и изба

4

2

2

5

Буддизм и христианство

4

2

2

6

Искусство и культура Искусство и культура

2

2

7

Проектная деятельность

6

6

8

Итоговое занятие

1

1

9

Экскурсии

4

4

10

Праздники

2

2

11

Выставки

2

2

ИТОГО:

34

18

16

Содержание программы 4 года обучения

Задачи:

  1. содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  3. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  4. воспитывать чувства уважения к вероисповеданию разных народов;
  5.  пробуждать интерес к жизни старшего поколения;

  1. Вводное занятие (1ч.)
  2. История моего народа (4 ч.)

История моего рода. Наказы наших предков нынешнему поколению. Родовое древо.

  1. Священные места  (4 ч.)

Молитвенный барабан на площади Арата. Храм. Чалама - каменная глыба. Христианская церковь. Памятники русской старины.

  1. Дом предков: юрта и изба (4 ч.)

Убранство русской избы и тувинской юрты. Облик избы и его декоративные элементы. Символическое значение окон, крыши, месторасположения дома. Изготовление макета избы и макета юрты (коллективная работа с привлечением родителей обучающихся.) Внутренний мир русской избы и тувинской юрты. Домашняя утварь и мебель. Экскурсия в эколого-этнографический музей.

  1. Буддизм и христианство (4 ч.)

Традиционные верования в Туве: шаманизм, буддизм и православие. «Русь православная». Крещение Руси. Строительство храмов. Православные святые, почитаемые на Руси. Сбор и обработка материалов о православных святых, особо почитаемых на Руси. Старообрядческие поселения в Туве.

  1. Искусство и культура (2 ч.)

Россия и Тува глазами современных писателей и поэтов. Бардовские песни. Народные танцы.

  1. Проектная деятельность (6 ч.)
  2. Итоговое занятие ( 1ч).
  3. Экскурсии (4 ч).
  4. Праздники (2 ч).
  5. Выставки (2 ч).

Планируемые результаты к концу 4 года обучения.

Учащиеся должны иметь общее представление:

-  о священных местах;

- о вере и вероисповеданиях двух народов;

- о направлениях современного искусства;

- о жилище;

- о составлении проектов на заданную тему.

Учащиеся должны знать:

- связь времен в народном искусстве;

- тенденции развития современного  искусства;

- современных писателей и поэтов России и Тувы;

- известных деятелей искусства;

- семейные традиции двух народов;

- правила поведения в общественных местах;

-устройство избы и юрты.

Учащиеся должны уметь:

- работать с научно-художественной и познавательной литературой;

- понимать смысл, содержащийся  в статьях;

- самостоятельно подбирать нужный учебный материал;

- проводить мини-исследования на заданную тему;

- составлять проекты.

Методическое обеспечение процесса обучения.

Содержание программы направлено на развитие личности ребенка и обуславливает его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоение знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности. Открытие знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, специально адаптированной к возрасту детей.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения поставленной задачи.

         Программное содержание требует применения многогранности методов, приемов и средств обучения.

        Методы:

- словесные (передача информации);

- наглядные (наблюдение, демонстрации, просмотр видео-материалов, посещение выставок, музеев);

- практические (разнообразные упражнения, творческие задания);

- метод сопоставительного анализа;

- игровой метод.

           Приемы:

- организации и самоорганизации;

- стимулирования и мотивации;

- разнообразные приемы контроля.

        Средства:

- организация поисковой деятельности;

- учебного процесса;

- проблемного изложения;

- взаимных консультаций;

- коллективного обсуждения результатов;

- технические.

        Многогранность учебного процесса находит свое развитие в свойстве процессуальности, которая обеспечит непрерывное общее развитие ученика. В соответствии с процессуальным характером методика преподавания каждой новой темы входит в качестве зависимого элемента в непосредственную и органическую связь с другими темами курса. Таким образом, в ходе усвоения материала знания, приобретенные ранее, не остаются на прежнем уровне, они вступают в новые формы развития и прогрессируют.

Общие методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся.

1.        Занятия проводятся с детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество учащихся 12-15 человек.

2.        Класс для занятий должен быть снабжен ТСО, светлый, регулярно проветриваемый.

3.        Продолжительность занятия 1 раз в неделю по 40 минут.

4.        Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих упражнений, игр, проектов и других форм обучения, направленных на развитие способностей детей.

5.        Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активного поиска в занимательной интересной форме.

Контроль и оценка получаемых результатов.

Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы контроля знаний. С помощью различных методов проверки знаний (объяснительно-иллюстрированного, репродуктивного, метода практических упражнений, метода поисковых решений и т.п.) можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов: в знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторения, закрепления и систематизации; формирования заданных личностных качеств; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на дальнейшее успешное обучение.

Виды контроля.

Вводный – проверка базы знаний, умений, навыков на начало учебного года.

Текущий – определение степени усвоения материала за длительный период (полугодие). По результатам анализа вносятся коррективы и ставятся задачи на следующее полугодие.

Тематический – проверка знаний, умений и навыков по окончании изучения темы.

Итоговый – итоговое занятие (выставка) фиксирует уровень подготовки, обеспечивающий ребенку дальнейшее обучение.

        Наблюдение и контроль осуществляется педагогом в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний обучающихся. При проверке знаний необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Контроль происходит во время обычных для детей видов деятельности, дети при этом не знают цели педагога. Совершенно недопустимо давать им понять, что их будут каким-либо образом оценивать.

Формы контроля.

         Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям оценивать  не только чужие работы, но и свои.

           Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития школьников на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать.  Оценки на занятиях не выставляются. Показателем совместного творчества учителя и учащихся является большая общая работа – выставка, которая развивает у учащихся потребность повышения качества исполнения своих работ.

           Проводимый в конце учебного года итоговый тест даёт возможность педагогу оценить теоретические знания учащихся.

Ресурсное обеспечение программы:

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы:

- авторская программа «К истокам» художественно-эстетической направленности;

- календарно-тематическое планирование;

- примерное планирование уроков;

-  наглядные и демонстрационные материалы ;

- ТСО;

- видеоматериалы;

- аудиозаписи, диски;

Литература.

Список литературы для учителя

  1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор, Москва «Просвещение» 2010.
  2. М.Б. Кенин-Лопсан, Традиционная культура тувинцев.Тувинское книжное издательство 2006
  3. Русская семья, Москва. «Белый город», 2008 .
  4. Календарь народных примет, обычаев и обрядов, Москва, «Издательство Мир книги», 2008 (обязательная).
  5. Ю.Г. Дорожин, Простые узоры и орнаменты, Москва, 1999.
  6. Энциклопедия детского фольклора, Москва, «Белый город», 2008 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс

Программа "Истоки" составлена на основе авторской программы И Кузьмина, А. Камкина.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нр...

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс

Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы  - 34 часа   из расчета  1 час  в неделю.  Данный к...

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...

Рабочая программа внеурочного курса "Истоки"

Рабочая программа внеурочного курса духовно-нравственной направленности "Истоки" для  3 класса...