Классный час в рамках муниципального конкурса «Учитель года – 2013» Тема: «От берестяной грамоты - до SMS сообщения»
классный час (2 класс) на тему

Красочные иллюстрации помогают глубже познакомиться с историей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство с историей24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в рамках муниципального конкурса

«Учитель года – 2013»

Тема: «От берестяной грамоты - до SMS сообщения»

Цели: 1) познакомить учащихся с историей появления письменности, 2) развивать пространственное восприятие, речь через ответы на вопросы; 3) воспитывать интерес к истории.

Ход мероприятия

   Россия, Родина. Эти слова священны для каждого человека, живущего в нашей стране. Россию любят, во имя России совершают подвиги, ее прославляют в стихах:

Читают дети.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после грёз.

И душа моя - поле безбрежное,

Дышит запахом и меда и грез

Тот, кто видел хоть однажды

Это край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать

Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?

Свечкой чистой четверговой

Над тобой горит звезда.

Если крикнет рать святая

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо раю,

Дайте родину мою!»

Мы знаем и читаем эти стихи только лишь потому, что до наших дней их донесли книги. Книги - источник не только мудрости, но и истории страны. В записях отражены традиции, история, опыт нашего народа. Следовательно, без книг, без письменности, без алфавита мы бы не имели славных традиций, не знали бы историю.  

  Так с чего же начиналась письменность? Как она развивалась? Я предлагаю  вам совершить маленькое путешествие в глубь веков и проследовать, как зарождалась и развивалась  письменность.  

1. «Медвежья услуга»

-Мы с вами перемещаемся в древние времена, когда на земле жили первобытные люди. В то время на всей Земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали хищные животные, встреча с которыми могла закончиться смертью человека. Что же это за животное?

  • Загадка

               Летом бродит без дороги

              Между сосен и берез,

             А зимой он спит в берлоге,

            От мороза пряча нос.

- Правильно, этими хищными животными были медведи. С большим трудом люди выгнали медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

  Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную  мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать знаки, несущим людям какое-нибудь известие. Способ общения с помощью рисунков называется пиктографией.

Задание:

Узнайте, что изображено на рисунке?

        

1)изображен костер, от костра идет дым        2)изображен барабан

2. - Знаете ли вы, зачем завязывают узелки на носовых платках

- (ответы детей)

- У разных народов мира существовало узелковое письмо.

(На экране  - слайд «Узелковое письмо»).

- У славян было принято завязывать узелки, чтобы вспомнить о чем-то, этот обычай сохранился до сих пор.

3. - Знаете ли вы, что значит выражение «зарубить себе на носу»? Это выражение означает - запомнить.  Почему возникло такое выражение? У славян существовали деревянные дощечки, которые назывались «памятные дощечки» или «нос». Их повсюду носили с собой, делали на них зарубки, используя, как сейчас, записные книжки.

4. - Наконец, люди научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Пока у наших предков, не было своей письменности, они широко использовали греческий и латинский язык.

(На экране  - портрет Кирилла и Мефодия).

Ребята, кто изображён на экране?

- Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке. Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий, которые были православными монахами, часть букв ими была заимствована из греческого алфавита, часть создана специально, для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом. Это буквы: б, ж, ц, ч, ш, у, ю, я.

Какое название получила эта азбука?

Эта азбука получила название кириллица по имени одного из братьев. Кириллица включала в себя 43 буквы.

-На чем писали ученики в школе,  если бумаги еще не было?

- (ответы детей)

Жил в 13 веке в городе Новгороде мальчик Онфим, ходил в школу, любил писать на уроках записки, рисовать на них рисунки. Спустя 700 лет археологи нашли берестяные грамоты с рисунками Онфима и письмами его земляков.

(На экране  - слайд «Берестяная грамота»).

- Бересту (кору березы) варили  в воде, расслаивали, обрезали, чтобы лист имел аккуратные прямые углы. Надписи на бересте сохранились, потому что буквы были процарапаны острыми стержнями, которые назывались «писала». Все найденные грамоты, написаны простыми людьми, значит, грамотность в Древней Руси была широко распространена.

- При письме соблюдались законы построения письма. У каждого послания есть начало и конец. Часто письма имели такое начало:

 «Поклон от Гордея к отцеве и к матери»,  

«Поклон от Михаила к господину своему Тимофию».

- Как сейчас пишут письмо: какое должно быть начало и конец?

- (ответы учеников)

В наше время писали письма, а вы как передаёте сообщения? (ответы учеников)

Творческое задание

Напишите сообщение – пожелание друг другу и передайте по кругу. Хорошие сообщения вы получили?

Итак, ребята, подведём итог:

Без письменности народ не смог передавать последующим поколениям свой опыт, свои наблюдения, без письменности не было бы развития, и наверное, не было бы такой могучей и прекрасной страны - России.

А вот моё сообщение - пожелание

Здоровья всем, счастья, мира, солнечного тепла!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность учащихся" (муниципальный конкурс "Учитель года - 2017")

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конк...

Материал для муниципального конкурса "Учитель года 2017"

Материал предоставлен для участия в конкурсе "Почему я участвую в конкурсе Учитель Года"?...

"Мой педагогический опыт". Конкурсное задание II тура (муниципального) конкурса «Учитель года России» в 2019 году

Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей»....

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2020»Конкурсное задание «Методический семинар»

Обобщение опыта работы.  Учителя начальных классов МБОУСОШ  №8 .Зарубиной Е.В....

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".

Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2022"

Материалы для конкурсного испытания "Методическая мастерская"Компьютерная презентация на тему "Формирование регулятивных УУД через проектную деятельность на уроках окружающего мира в на...