Классный час в рамках муниципального конкурса «Учитель года – 2013» Тема: «От берестяной грамоты - до SMS сообщения»
классный час (2 класс) на тему
Красочные иллюстрации помогают глубже познакомиться с историей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с историей | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в рамках муниципального конкурса
«Учитель года – 2013»
Тема: «От берестяной грамоты - до SMS сообщения»
Цели: 1) познакомить учащихся с историей появления письменности, 2) развивать пространственное восприятие, речь через ответы на вопросы; 3) воспитывать интерес к истории.
Ход мероприятия
Россия, Родина. Эти слова священны для каждого человека, живущего в нашей стране. Россию любят, во имя России совершают подвиги, ее прославляют в стихах:
Читают дети.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после грёз.
И душа моя - поле безбрежное,
Дышит запахом и меда и грез
Тот, кто видел хоть однажды
Это край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать
Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
Свечкой чистой четверговой
Над тобой горит звезда.
Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо раю,
Дайте родину мою!»
Мы знаем и читаем эти стихи только лишь потому, что до наших дней их донесли книги. Книги - источник не только мудрости, но и истории страны. В записях отражены традиции, история, опыт нашего народа. Следовательно, без книг, без письменности, без алфавита мы бы не имели славных традиций, не знали бы историю.
Так с чего же начиналась письменность? Как она развивалась? Я предлагаю вам совершить маленькое путешествие в глубь веков и проследовать, как зарождалась и развивалась письменность.
1. «Медвежья услуга»
-Мы с вами перемещаемся в древние времена, когда на земле жили первобытные люди. В то время на всей Земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали хищные животные, встреча с которыми могла закончиться смертью человека. Что же это за животное?
- Загадка
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
- Правильно, этими хищными животными были медведи. С большим трудом люди выгнали медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать знаки, несущим людям какое-нибудь известие. Способ общения с помощью рисунков называется пиктографией.
Задание:
Узнайте, что изображено на рисунке?
1)изображен костер, от костра идет дым 2)изображен барабан
2. - Знаете ли вы, зачем завязывают узелки на носовых платках
- (ответы детей)
- У разных народов мира существовало узелковое письмо.
(На экране - слайд «Узелковое письмо»).
- У славян было принято завязывать узелки, чтобы вспомнить о чем-то, этот обычай сохранился до сих пор.
3. - Знаете ли вы, что значит выражение «зарубить себе на носу»? Это выражение означает - запомнить. Почему возникло такое выражение? У славян существовали деревянные дощечки, которые назывались «памятные дощечки» или «нос». Их повсюду носили с собой, делали на них зарубки, используя, как сейчас, записные книжки.
4. - Наконец, люди научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Пока у наших предков, не было своей письменности, они широко использовали греческий и латинский язык.
(На экране - портрет Кирилла и Мефодия).
Ребята, кто изображён на экране?
- Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке. Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий, которые были православными монахами, часть букв ими была заимствована из греческого алфавита, часть создана специально, для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом. Это буквы: б, ж, ц, ч, ш, у, ю, я.
Какое название получила эта азбука?
Эта азбука получила название кириллица по имени одного из братьев. Кириллица включала в себя 43 буквы.
-На чем писали ученики в школе, если бумаги еще не было?
- (ответы детей)
Жил в 13 веке в городе Новгороде мальчик Онфим, ходил в школу, любил писать на уроках записки, рисовать на них рисунки. Спустя 700 лет археологи нашли берестяные грамоты с рисунками Онфима и письмами его земляков.
(На экране - слайд «Берестяная грамота»).
- Бересту (кору березы) варили в воде, расслаивали, обрезали, чтобы лист имел аккуратные прямые углы. Надписи на бересте сохранились, потому что буквы были процарапаны острыми стержнями, которые назывались «писала». Все найденные грамоты, написаны простыми людьми, значит, грамотность в Древней Руси была широко распространена.
- При письме соблюдались законы построения письма. У каждого послания есть начало и конец. Часто письма имели такое начало:
«Поклон от Гордея к отцеве и к матери»,
«Поклон от Михаила к господину своему Тимофию».
- Как сейчас пишут письмо: какое должно быть начало и конец?
- (ответы учеников)
В наше время писали письма, а вы как передаёте сообщения? (ответы учеников)
Творческое задание
Напишите сообщение – пожелание друг другу и передайте по кругу. Хорошие сообщения вы получили?
Итак, ребята, подведём итог:
Без письменности народ не смог передавать последующим поколениям свой опыт, свои наблюдения, без письменности не было бы развития, и наверное, не было бы такой могучей и прекрасной страны - России.
А вот моё сообщение - пожелание
Здоровья всем, счастья, мира, солнечного тепла!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность учащихся" (муниципальный конкурс "Учитель года - 2017")
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конк...
Материал для муниципального конкурса "Учитель года 2017"
Материал предоставлен для участия в конкурсе "Почему я участвую в конкурсе Учитель Года"?...
"Мой педагогический опыт". Конкурсное задание II тура (муниципального) конкурса «Учитель года России» в 2019 году
Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей»....
Муниципальный конкурс «Учитель года – 2020»Конкурсное задание «Методический семинар»
Обобщение опыта работы. Учителя начальных классов МБОУСОШ №8 .Зарубиной Е.В....
Эссе учителя начальных классов для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2021"
Педагогическое кредо учителя...
Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".
Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...
Муниципальный конкурс "Учитель года - 2022"
Материалы для конкурсного испытания "Методическая мастерская"Компьютерная презентация на тему "Формирование регулятивных УУД через проектную деятельность на уроках окружающего мира в на...