Устный журнал ко дню Победы в Великой Отечественной войне
методическая разработка (3 класс) на тему

Васильева Светлана Ивановна

Тема: Путь отваги.

Цель: Изучение истории родины. Развитие чувства гражданственности. Воспитание уважения к истории страны, пожилым людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_s.i.doc.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №81»

 Устный журнал ко дню Победы в Великой Отечественной войне

в 3 классе

Тема: Путь отваги.

Цель: Изучение истории родины. Развитие чувства гражданственности. Воспитание уважения к истории страны, пожилым людям.

Оборудование: карта, флажки, ТСО, плакаты, глобус, открытки.

Предварительная работа:

Беседа:

  1. Битва за Брест,
  2. Битва под Москвой,
  3. Сталинградская битва,
  4. Блокада Ленинграда,
  5. Битва за Берлин.

Экскурсия в школьный музей, поиск ветерана-защитника Москвы, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны из 282 стрелковой дивизии.

        Оформлен зал. Дети празднично одеты. Гости-ветераны сидят на почетном месте.

  1. Магнитофонная запись.

Слышатся звуки боя: выстрелы, разрывы снарядов, автоматные очереди.

Учитель:

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была в те годы очень сильной. Наша армия была ослаблена репрессиями. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, стремительным ударом. Но фашисты глубоко просчитались. Как один поднялись советские люди на защиту своей Родины. Пойдем с героями в путь отваги.

Мальчик и девочка выносят плакат «Родина-мать зовет!» Тоидзе И. М.

  1. Видеоматериал о Брестской крепости. На карту прикрепляется флажок г. Бреста.

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали е фашисты в первый же день войны. Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу. Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов. Ждут фашисты – вот-вот и запросят пощады люди. Вот-вот и появится белый флаг. Ждали-ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит. 32 дня не умолкали бои за крепость. «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене штыком один из последних ее защитников. Это были слова прощания. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

3. Мальчик и девочка выносят плакат неизвестного художника «Защитим родную Москву!» На карту прикрепляется флажок  г. Москва.

Ученик:

Осень коснулась полей Подмосковья. Падает первый лист. 30 сентября 1941 г. фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» – называли фашисты план своего наступления. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. Обойти Москву с севера, с юга. Схватить советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Но получили отпор фашисты и отступили. Взвился «Тайфун», как ястреб. Рухнул, как камень в пропасть. Укротили его советские солдаты.

Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны..

4. Мальчик и девочка выносят плакат «Наше дело правое, победа будет за нами». Серов В. А. На карту прикрепляется флажок  г. Волгоград.

Ученица:

Потерпев поражение под Москвой, летом 1941 г. фашисты начали новое наступление на юге. Они по-прежнему пытались уничтожить  Советскую Армию и закончить войну быстрой победой. Грозным было лето 1942 года. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда.

Просмотр открыток Сталинградской битвы на видеопроекторе.

5.  Девочка и мальчик выносят плакат «Наши силы неисчислимы».Корецкий В. Б. На карте прикрепляется флажок – г. Курск.

Ученик:

 Стояло лето 1943 г. Прошло два года с того дня, когда фашисты напали на нашу Родину. В числе многих других городов наши войска освободили и крупный промышленный город Курск. Здесь они глубоко врезались в фашистскую оборону. Образовался так называемый Курский выступ. Курская дуга. 5 июля 1943 г. фашисты перешли в наступление. Но здесь советские войска одержали великую победу.

Инсценировку «Первый салют» показывают шефы – старшеклассники. Завершается Курская битва. И вот на привале сошлись солдаты. И вдруг заспорили солдаты, кто под Курском лучше других сражался, кто почестей ратных и ратной славы больше других достоин.

- Летчики – вот кто лучше других сражался.

  • Верно!
  • Верно!

 И правда. Отличились под Курском летчики. Били фашистов в небе.

  • Летчикам честь и слава. Почет нашим великим летчикам.

- Однако под Курском не летчики, а танкисты лучше других сражались.

  • Танкисты!
  • Танкисты!
  • Танкисты – народ геройский. Нет тут другого мнения. А все же если тут говорить о первых.то первыми были под Курском артиллеристы.
  • Артиллеристы!
  • Артиллеристы!
  • Артеллиристы, конечно, боги. И все же если речь тут идет о первых, то, братцы, не к месту споры, пехота – вот кто законно в первых. Вот кто в боях под Курском сказал свое главное слово.
  • Пехота!
  • Пехота!

Чем бы закончилось, трудно сказать. Да только здесь раздался чей-то громкий голос:

  • Слушай радио! Слушай радио!

А в эфире гремит приказ. В честь великой победы под Курском объявлен салют победителям. В Москве, артиллерийскими залпами. Великой победой Советской Армии завершилась грандиозная Курская битва.

  1. Мальчик и девочка выносят плакат «Грудью на защиту Ленинграда». Кокорскин А. А. На карте прикрепляется флажок г. Ленинград.

Ученица:

Ленинград. Город Великой Октябрьской революции. С особым упорством фашисты обрушились на Ленинград. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива. Не было электричества. Вышел из строя водопровод. Начался голод.

Диафильм «Таня Савичева».

        Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде. Есть в Ленинграде дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут ее Таня. Таня Савичева ведет дневник. Записная книжка с алфавитом.

Б - «Бабушка умерла 28 января в 3 часа дня 1942 года».

Л – «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года, дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 года».

В – «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».

М – «Мама 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

С – «Савичевы умерли».

У – «Умерли все».

О – «Осталась одна Таня».

Но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось ее здоровье. Скончалась Таня. Дневник остался. Смерть фашистам!» – кричит дневник.

7. Мальчик и девочка выносят плакат «Дойдем до Берлина!». Голованов Л. Ф. На карте прикрепляется флажок г. Берлин.

Ученик:

Шел 1945 г. Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков приближалась к концу. Разгромив фашистов на территории Советского Союза.советские войска протянули руку помощи порабощенным странам Европы. Они сражались за свободу Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии (сопровождается показом на карте). Вели бои за освобождение Чехославакии и Югославии. Весной 1945 г. советские войска подошли к столице фашистской Германии - городу Берлину.

Грамзапись. Стихотворение  «На Берлин идут машины».

***

Он стоял на перекрестке –

Русский труженик солдат.

На Берлин идут машины.

У бойца в руках флажок.

Взмах флажком:

- Сюда машины!

На Берлин идут машины,

танки справа, пушки

слева, пушки справа,

танки слева. Час идут, второй

и третий. Не придвидится

конца.

Он стоял на перекрестке.

Он стрелял на эту силу.

И былое шло на память.

Год за годом. Шаг за шагом.

Вот он первый – сорок первый.

Год – страдалец. Год – герой.

Сколько отдано земель! Сколько

отдано друзей! Сколько слез

страной пролито! Но

и в этом первый год не терял

боец надежды. Верил

он тогда в победу – быть

победе над фашистом.

А сейчас стоит и смотрит:

неужели под Берлином?!

Смотрит он, солдат Перфильев.

Верит в это и не верит.

Под Берлином! Под Берлином!

Мощь идет. Гудят машины.

Сотрясается земля.

Год за годом. Шаг за шагом.

Сколько горя позади! Гнули,

гнули нас фашисты. Всё

казалось, шаг – и всё.

Но в минуты те крутые у

Москвы, у Сталинграда не терял

солдат надежды. Верил он

тогда в победу – быть победе

над фашистом.

А сейчас стоит и смотрит.

Неужели под берлином?!

Смотрит он, солдат Перфильев.

Верит в это и не верит.

Под Берлином! Под Берлином!

Шаг один, и ты в Берлине!

Год за годом. Шаг за

шагом. Устояли наши

в битвах. Вся страна ковала

силу. Фронтом был и фронт

и тыл. Вся страна ковала

силу, и настал момент

счастливый – дрогнул

враг. И перед силой

затрещала, сникла сила.

Отшагало время сроки,

отсчитало рубежи.

И Перфильев под Берлином.

Вот стоит на перекрестке

Русский труженик солдат.

Взмах флажком:

- Сюда машины!

На Берлин идут машины.

Пушки слева, танки справа.

День и ночь шагает сила.

Мощь идет. Под весом этим

содрогается планета.

Мощь идет. Под весом этим

прогибается земля.

  1. Девочка и мальчик вносят плакат «Слава советским войскам, водрузившим знамя победы под Берлином!». Карновский Н. П.

Видеозапись.

Великая освободительная война советского народа против фашизма закончалась полной нашей победой. Над главным зданием Берлина – рейхстаге уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его туда. В самое фашистское логово.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы. Сводные полки, приехавшие с фронтов.проходили мимо ленинского Мавзолея. А вот и особая вышла рота. Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот повернулись резко. Шагнули вперед. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена. И снова в солдатском шаге, как крик, как эхо: «Победа! Победа! Победа!». А вечером был салют. Гремели, гремели, гремели залпы. То радость огнями взлетала в небо. Победа! Победа! Победа!

9. Мальчик и девочка вносят карту – боевой путь 282 стрелковой дивизии.

Ученица:

Поддержал боевую славу сибирских воинов личный состав 282 стрелковой дивизии, сформированной в г.Омске на базе школы №13. 12 декабря 1941 года по 15 февраля 1942 года командиром дивизии был назначен полковник П. Е.Белобородов, около ста должностей из категорий командиров батальонов занимали офицеры командного состава и выпускники Омского пехотного училища.

В феврале 1942 года дивизия отправилась к месту боевых действий. После тяжелых боёв приказом Верховного главнокомандующего 282 стрелковой дивизии было присвоено почётное наименование Тартуская. С 23 по 28 января 1945 года дивизия громила фашистов. Она освободила из Освенцима и других лагерей тысячи узников. Последний бой дивизия приняла в Горнове (Чехословакия). Здесь бойцы и командиры 282 стрелковой Тартуской дивизии и встретили праздник победы.

- Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны из 282 стрелковой дивизии.

Рассматривание альбома 282 стрелковой дивизии.

10. Ученик выносит глобус и читает стихотворение:

                ***

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

11. Объявляется минута молчания. На экране титры – фамилии бойцов из книги Памяти.

12. Гостям-ветеранам дети преподносят цветы и памятные сувениры.

Звучит запись песни Д. Тухманова «День Победы».

Объявляется окончание устного журнала. Дети провожают гостей и благодарят их за участие.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»

Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 4 класса «Устные и письменные приемы вычисления. Актуализация знаний. 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается»

Совершенствование работы по формированию у обучающихся вычислительных навыков при повторении темы «Устные и письменные приемы вычислений »Патриотическое воспитание обучающихся, привитие ин...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...