Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 3 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zelenaya_planeta-3_klass.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление социальное
Название (форма) «Зеленая планета» (факультатив)
Уровень образования начальное общее образование (3 класс)
Срок реализации 1 ГОД
Составитель РЕЙМХЕ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Ф.И.О. учителя
Программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и Программы курса « Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 3 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы:
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. Данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности.
Цель: дана программа позволяет оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.
В результате расширения реализуются следующие задачи:
- На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;
- Развитие личности и самостоятельности мышления;
- Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников;
- Формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотез, умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать выводы;
- Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, содействие трудовому и эстетическому воспитанию;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
В работе используются различные формы и методы обучения:
- Организация экскурсий;
- Выставка рисунков, поделок;
- Беседы, викторины;
- Проектная деятельность;
- Групповая форма;
- Социальная практика.
Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.
В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Учебно-тематическое планирование факультатива « Зеленая планета»
Рабочая программа «Зеленая планета» разработана для 3 класса начальной школы. На изучение отведен 1 час в неделю (34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.
№ | Название раздела | теоретическая | практическая |
1 | Природа вокруг нас | 1 | - |
2 | Природные условия Земли | 3 | 2 |
3 | Природные зоны Земли. | 3 | 3 |
4 | Растения как живой организм | 4 | 7 |
5 | Основы здорового образа жизни | 3 | 2 |
6 | Роль человека в природе. | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
17ч | 17ч |
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает в формировании у детей бережного отношения к природным ресурсам, экологической грамотности, удовлетворяет потребности детей в познании природы; формирует навыки трудового воспитания, организует индивидуальную и коллективную работу; формирует умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, соблюдать правила здорового образа жизни.
1.Природа вокруг нас.
Называть и описывать объекты живой и неживой природы. Сравнивать объекты природы. Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Ориентироваться в пространстве.
2.Природные условия Земли
Погода. Показатели погоды. Народные приметы. Наблюдение за погодой своего края. Климат. Изменение климата. Почва. Кормилица наша, Земля. Состав почвы. Плодородие почв. Основные типы почв в России. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. Школьный огород.
3.Природные зоны суши Земли.
Климат и природные зоны. Что растёт в пустыне? Яркие краски экваториального леса. Сезонные изменения в степях. Раннецветущие и засухоустойчивые растения. Особенности жизни людей в степях. Особенности лесной зоны. Значение леса. Дикорастущие и культурные растения. Экологические проблемы леса. Природа тундры. Полезные ископаемые. Люди в тундре. Растение, которое кормит оленей. «Оазисы» ледяной зоны. Северное сияние.
4.Растения как живой организм
Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Сезонные изменения в жизни растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. «Аптекарские огороды» при царе Петре I.Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Кто работает в поле? Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Школьный огород.
5.Основы здорового образа жизни. Полезные и вредные продукты. Культура питания. Чистота - залог здоровья. Дорога к доброму здоровью. Тело человека. Гигиена правильной осанки. Закаляйся - если хочешь быть здоров! Весёлые переменки.
6.Роль человека в природе. Экологический светофор. Правила экологической безопасности. Положительная и отрицательная роли человека в природе. Правила поведения в природе.
7. Итоговое занятие Подведение итогов своей деятельности
Тематическое планирование
№ разд | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Природа вокруг нас | 1ч | Устанавливать связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временам и года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Подготовка рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии. | Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к познанию окружающего мира Познавательные: Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: Учитывать другие мнения и позицию Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу |
Называть и описывать объекты живой и неживой природы. Сравнивать объекты природы. Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Ориентироваться в пространстве. | ||||
2. | Природные условия Земли | 3 ч | Составлять устную характеристику погоды. Воспринимать смысл текста. Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Обсуждение в группе результатов наблюдений. Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода | Личностные: понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в литературе; Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Погода. Показатели погоды. Народные приметы. Наблюдение за погодой своего края. Климат. Изменение климата. Почва. Кормилица наша, Земля. Состав почвы. Плодородие почв. Основные типы почв в России. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. Школьный огород. | ||||
Практическая работа | 2 ч | 1.Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы. 2.Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя | ||
3. | Природные зоны Земли. | Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи, тундре: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи, тундре повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. | Личностные: понимание красоты природы России и родного края, сопереживание другим людям Познавательные: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения(природа; природа живая –неживая; природные зоны, природные сообщества; группы растений и животных; осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другие мнения и позицию. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | |
Климат и природные зоны. Что растёт в пустыне? Яркие краски экваториального леса. Сезонные изменения в степях. Раннецветущие и засохоустойчивые растения. Особенности жизни людей в степях. Особенности лесной зоны. Значение леса. Дикорастущие и культурные растения. Экологические проблемы леса. Природа тундры. Полезные ископаемые. Люди в тундре. Растение, которое кормит оленей. «Оазисы» ледяной зоны. Северное сияние. | 3 ч | |||
Практическая работа | 3 ч | Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Подготовка презентаций «Жизнь в степи», «Значение леса в жизни человека», «Что растет в пустыне?», «Оазисы», «Северные красоты» Проектная деятельность «Значение леса» Проектная деятельность «Природа тундры» | ||
4. | Растения как живой организм. Маленький огород в моей школе. | Наблюдение за развитием растений в тепличных условиях (школьный огород). Фиксация результатов в таблице. Обсуждение в классе условий проведения эксперимента. Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид; изучение внешнего строения плодов и корнеплодов Коллективное обсуждение способов приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Беседа о выборе профессии. | Личностные: интерес к учебному материалу, предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев Регулятивные: оценивать совместно с учителем результаты своих действий Познавательные: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя | |
Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Сезонные изменения в жизни растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. «Аптекарские огороды» при царе Петре I. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Кто работает в поле? Школьный огород. | 4 ч | |||
Практическая работа | 7 ч | 1.Проведение практических работ «Влияние света на рост и развитие растений». 2.«Влияние температуры воды на рост растений». Акция «Умоем растения!» 3.Картофель на школьном огороде. 4.Посадка томата. 5.Проектная деятельность «Пословицы и поговорки о труде» 6.Подготовка презентаций «Путешествие картофеля», « Вкусный стол», 7.Подготовка презентации «Профессии в сельском хозяйстве». | ||
5. | Основы здорового образа жизни | 3 ч | Разговор о правильном питании: « Вкусные и полезные вкусности”; «Пища наших предков», « Современное меню для здоровья». И снова о вредных привычках…” Профилактическая беседа. Сколиоз. Как его предотвратить? «Русская национальная одежда». Творческая работа. Придумывание одежды. | Личностные: установка на здоровый образ жизни; принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Личностные: осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности Познавательные: проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью |
Полезные и вредные продукты. Культура питания. Чистота - залог здоровья. Дорога к доброму здоровью.
Тело человека. Гигиена правильной осанки. Закаляйся - если хочешь быть здоров! Весёлые переменки. | ||||
Практическая работа | 2 ч | 1.Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички”. Лучшие минутки - это физминутки. 2.Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду? | ||
6. | Роль человека в природе. | 2ч | Обсуждение способов охраны природы, поведения в природе. Творческая работа: сочинения на тему: “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. | |
Экологический светофор. Правила экологической безопасности. Положительная и отрицательная роли человека в природе. Правила поведения в природе. | ||||
Практическая работа | 2 ч | 1.Презентация «Человек - единица природы» 2.Акция «Мы против мусора!» | ||
7. | Итоговое занятие | 1 ч | Подведение итогов своей деятельности (личной и коллективной). Безопасное лето (просмотр фильма). | Личностные: осознание своей гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ Познавательные: сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира; владеть основами экологической грамотности, элементарными правили нравственного поведения Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению. Регулятивные: целеполагание,волевая регуляция. |
Подведение итогов своей деятельности | ||||
Практическая работа | 1ч | Задание на лето «Секреты лесной аптеки» (составление гербария) |
Литература.
1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
2. Большая энциклопедия природы. Заповедники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
3.Большая энциклопедия природы. Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
5. Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
6. Большая энциклопедия природы. Ландшафты планеты. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
7. Большая энциклопедия природы. Загадки Земли. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
8. Большая энциклопедия природы. Чудеса природы. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
9.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.
10.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.
11.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.
12. Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.
13.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.- Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.
14.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...