Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи.
статья на тему
Материал предназначен для учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи.
(Дильдина Е.А., учитель начальных классов, Гагаринского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ»)
Сегодня в школу должно прийти такое
понятие, как человеколюбие…
Погорелов С.Т.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.
Современное образование сегодня находится в процессе модернизации.
Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания.
Мне посчастливилось внедрять и апробировать новый курс ОРКСЭ – основы православной культуры.
Цель учебного курса - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса.
В 2013-14 учебном году мои ученики 4- класса приступили к изучению модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Чтобы вовлечь в процесс изучения нового курса не только учащихся, но и их родителей, содержание учебника приходилось корректировать, дополнять, чтоб уроки были интересными, развивающими, воспитывающими.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа, проводимая в школе, без сотрудничества с родителями учащихся была бы неэффективной. Они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей.
Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная их часть считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями это познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Многие дети моего класса вместе с родителями посещают церковь не только в православные праздники, но и каждое воскресенье.
Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителем развеяли сомнения. Постоянно приглашала родителей на свои уроки, проводила консультации. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети, задавали множество вопросов – значит им самим было интересно. Многие родители приходили и делились своими впечатлениями о прочитанном в учебниках. Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, сразу готовят домашнее задание, рисуют, читают книги.
Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики.
Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции, мультфильмы.
Моя педагогическая практика строится на основе, которая способствует формированию интеллектуального, духовно развитого человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; готовит социально-адаптированного гражданина, способного принимать самостоятельные решения в нестандартных условиях, не унижая и не уничтожая ни национального, ни культурного достояния общества.
Используемые мною формы, методы и средства учебно-воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам деятельности.
Приоритетные методы обучения и воспитания:
- эвристические (проблемно-поисковые);
- информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные);
- исследовательские;
- практические.
Методы обучения и воспитания, используемые в работе, имеют следующие преимущества:
- включение школьников в процесс конструирования урока в соавторстве с учителем;
- использование результативных форм совместной творческой работы: «мозгового штурма», ролевых игр, групповой исследовательской работы;
- оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества.
В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволяет сделать каждое из занятий особенным, интересным. Часто использую пословицы, поговорки, мудрые мысли известных людей, притчи, короткие рассказы.
Такой подход обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно осуществлять обучение, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Применяемые формы организации учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочное время, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом.
Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, пресс-конференции, акты милосердия, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лектории для родителей, тематические викторины, проведение индивидуальных консультаций, совместных коллективных творческих дел родителей и детей.
Совмещая работу с наглядным раздаточным материалом и самостоятельной работой, ученики закрепляют теоретические знания по теме, совершенствуют умения практической деятельности по материалу изученного, развивают самостоятельность мышления и познавательный интерес. А самое главное – они учатся не только понимать, но и уважать культурное наследие своей страны.
Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме.
Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты из книги монаха Варнавы, в миру Евгений Санин «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках использовались как раздаточный материал, часть воспринимались учениками на слух. Например, изучая тему «Добро и зло в православной традиции», ребята в парах работали одновременно с 3 текстами. К каждой притче были даны опорные вопросы, по которым они объясняли поступки героев, определяя в них добро и зло.
Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных праздников, используя короткометражные мультфильмы, дети в игровой форме изучают достаточно сложный материал.
Отдельно хочу сказать о народных праздниках, которые являются традиционными: Рождество Христово, Масленица, Пасха. Ребята, изучавшие основы культуры своей страны, очень активно, вместе с родителями, принимают участие в них. Такие мероприятия также обогащает их духовно. Знание прошлого, сохранение добрых традиций, обычаев своего народа помогают младшим школьником формировать свою гражданскую позицию, воспитывают и развивают духовно-нравственные ценности.
Метод проектов дает возможность закрепить и систематизировать материал по теме.(Праздники. Православна семья).
Изучая тему «Подвиг» создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы; построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм. Закрепление материала – творческое: ситуации, где люди проявили подвиг, составление проекта.
Важным моментом урока является творчество. На уроках православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки.
Изучая библейские истории, делают макет Ноева ковчега, к празднику Рождества – Вифлеемскую звезду, из цветной бумаги - ангелов, разучивают песни – колядки, стихи для христославов. Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия, реализовать не только учебные, но и воспитательные цели бесконечно много. Умение на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему урока, например, Дерево добродетелей, даёт первые навыки работы «вместе» (в православной педагогике это принцип соборности). Чтобы дети наглядно смогли понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми глазами. Некоторые притчи можно легко инсценировать (например: «О мытаре и фарисее» и т.д.) Знакомство с житиями святых и православных героев даёт учащимся высоконравственный идеал.
На занятиях ОПК учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Так на занятии по теме «Добро и зло» зачитывался рассказ «О солнце и ветре», по обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло и любовь побеждает все.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.
Так при изучении темы "Десять заповедей”, дети многое вспоминали то, что говорили им мамы и бабушки. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, которые помогают детям познать тайны природы.
Главным результатом на уроках ОПК, является усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство.
"Человек, творящий добро в любом его проявлении, не только улучшает качество своей жизни, но и создает вокруг себя положительную ауру".
Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, из СМИ.
Курс ОПК содействует интеграции всех участников образовательного процесса в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....
статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» У...
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».
Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы
Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...