Программа по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа на тему
Основная цель программы заключается в формировании у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению и уважению культурных и религиозных традиций многонационального народа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.odt | 84.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 7
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования
Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06 - 1844
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей»
Составитель- Кремнева Л.А
Учитель начальных классов
Реализует - Кремнева Л.А.
Срок реализации - 1 год.
Возраст учеников 4 класс
Зеленоград 2013
Рецензенты:
Мирзаева Т.В., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-
экономических дисциплин ТОГОА УДПО «Институт повышения квалификации
работников образования»
Герасимова Е.А., учитель истории МАОУ СОШ№36 г. Тамбова
Составители:
Шешерина Г.А., к.п.н., профессор, ректор ТОГОАУ ДПО «Институт
повышения квалификации работников образования»
Клемешова И.В., к.псх.н., доцент зав. кафедрой управления развитием
образовательных систем ТОГОА У ДПО «Институт повышения квалификации
работников образования»
Серёгина А.В., педагог дополнительного образования МОУ Гимназия №7
им. святителя Питирима г. Тамбова
Кремнева Л.А
Учитель начальных классов.
Данные методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам,
преподающим в 4классе школы 8 вида комплексный учебный предмет
«Основы религиозных культур и светской этики», и прежде всего - модуль «Основы
православной культуры». В него вошли методические разработки (конспекты уроков и
дополняющие их дидактические материалы) по данному модулю, подготовленные и
апробированные учителями-практиками на начальном этапе внедрения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни
современного общества и своей сопричастности к ним.
Необходимо особо подчеркнуть, что курс ОРК и СЭ носит
культурологическую направленность. Его преподавание не предусматривает
обучения религии. Под обучением религии понимается преподавание
вероучения; согласно российскому законодательству, родителям предоставлено
право обучать детей религии лишь вне образовательной программы (ст. 5
Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). В
рамках же курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о
знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами
традиционных для России религий. Независимо от своих личных
представлений, учитель должен четко понимать, что данный курс не
преследует миссионерских целей, направленных на обращение подростков в ту
ши иную конкретную религию.
Это положение следует постоянно иметь в виду, как в процессе
подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков
на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из
религий. Следовать данной установке может оказаться непросто, но это
абсолютно необходимо.
Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса
является учебное пособие по данному модулю и соответствующее ему
тематическое планирование. С учетом того, насколько важным представляется
полноценное и адекватное раскрытие заложенных в каждом модуле
нравственно-мировоззренческих идей, а также корректное раскрытие
культурологических аспектов рассматриваемых религий и светской этики,
необходимо обратить внимание на целесообразность максимально
возможного использования опоры на материал учебных пособий в работе с
учащимися. Содержание пособия выступает тем информационным ядром,
вокруг которого выстраивается работа с учащимися. Хотелось бы отметить, что
именно оно должно задавать направленность и характер обсуждения духовно-
нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также очерчивать
примерный круг тех культуроведческих знаний, которые должны стать
достоянием четвероклассников и пятиклассников. Проявляя собственное
профессиональное творчество, без которого попросту невозможно представить
работу настоящего педагога, учителю следует помнить, что программа и
учебное пособие все же остаются для него ключевым ориентиром, с которым
он должен сверять мысли и идеи, предлагаемые детям.
Существенная сложность возникает в связи с тем, что при подготовке к
уроку по модулю «Основы мировых религиозных культур» учитель должен сам
осваивать значительный объем качественно новой для себя информации
культуроведческого характера и «сортировать» ее по степени важности. В
преодолении неуверенности и предупреждении ошибок во многом может
помочь обращение к пособию для учителя, на доступном уровне освещающее
основные содержательно-теоретические вопросы религиозных культур.
Преподавание всех модулей курса ОРК и СЭ должно вестись на основе
принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. В
соответствии с общими рекомендациями по преподаванию курса, знакомя
детей с положениями религиозной нравственности и культуры,
предпочтительно вести разговор о них от третьего лица («Христиане считают
....»; «По мнению православных христиан ...» и т.д.). Соблюдение данного
принципа представляется важным с точки зрения предотвращения такой
подачи материала, при которой соответствующая религиозно-этическая
традиция будет восприниматься учащимися как единственно приемлемая либо
универсальная для всех граждан России.
Приоритетной задачей курса ОРК и СЭ является духовно-нравственное
воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических
ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской
этике. Содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как
совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Именно
признание важности духовно-нравственного воспитания школьников привело к
решению об апробации курса ОРК и СЭ в рамках школьной программы.
Соответственно, воспитательная составляющая курса должна быть
приоритетной вне зависимости от изучаемого модуля (хотя надо признать,
что, например, в учебном пособии по модулю «Основы мировых религиозных
культур» она выражена менее заметно по сравнению с другими). Готовясь к
каждому уроку, учитель должен обращать внимание не только на то, какие
знания он донесет до детей, но и на то, каким будет нравственный смысл
проектируемого им занятия и как наилучшим образом реализовать его.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием
полноценной реализации воспитательных функций курса ОРК и СЭ,
независимо от изучаемого модуля, является умение педагога актуализировать
личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении
нравственных проблем. Не стоит рассчитывать, что устойчивую мотивацию
нравственного поведения можно сформировать лишь на основе отстраненного
обсуждения абстрактных моральных проблем и примеров из художественной
литературы. Эти виды деятельности должны, по возможности, дополняться
переводом нравственных вопросов в жизненный контекст, прямо или косвенно
(на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их
социальному опыту. К сожалению, основной текст и методический аппарат
учебных пособий (в частности, по модулю «Основы светской этики») не всегда
в должной мере ориентирован на организацию такой работы с учащимися.
Чтобы компенсировать этот недостаток, учителю необходимо самому
постоянно задумываться, при помощи каких приемов, заданий, вопросов при
изучении той или иной конкретной темы можно вывести детей на осмысление
их личностного опыта.
В преподавании нового предмета не обойтись без широкого
использования различных приемов активной и интерактивной работы с
учащимися (обсуждение притч, иного литературного, а также визуального
материала; коллективное заполнение таблиц; технология развития
критического мышления; кейс-метод; различные формы регламентированных
дискуссий, и др.).
Некоторые темы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
чрезвычайно насыщены информацией, в том числе - новыми и для ребенка, и
для преподавателя терминами и понятиями. (А в модуле «Основы мировых
религиозных культур» к тому же в рамках одного урока рассматривается
материал, относящийся ко всем мировым религиям). В результате возникает
существенный риск того, что эта информация не уложится в четком виде в
сознании учащихся, а значительная часть ее будет утеряна. В данных условиях
от учителя требуется развитое умение выделять главное, существенное и
систематизировать материал, предлагаемый учащимся. Усложненное,
неоправданно перенасыщенное терминами изложение материала снижает
возможность успешного освоения материала, предложенного
четвероклассникам. Кроме того, многое зависит от способности грамотно
организовать различные формы активной работы учащихся над материалом,
способствующие его освоению. Иногда важную роль в этом может сыграть
грамотно подобранный и выразительный иллюстративный материал,
представленный в виде компьютерной презентации.
В данных методических рекомендациях представлен опыт проведения
уроков педагогов области в рамках апробации комплексного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
№п/п | Название тем и разделов | Форма занятий | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Россия - наша Родина | учебное | 2 | 2 | 4 |
2 | Любовь и уважение к Отечеству | учебное | 2 | 2 | 4 |
3 | Культура и религия | учебное | 2 | 2 | 4 |
4 | Как христианство пришло на Русь | учебное | 2 | 2 | 4 |
5 | Человек и Бог в православии | учебное | 2 | 2 | 4 |
6 | Зачем творить добро? | учебное | 2 | 2 | 4 |
7 | Православная молитва | учебное | 2 | 2 | 4 |
8 | Подвиг | учебное | 4 | 4 | 8 |
9 | Библия и Евангелие | учебное | 2 | 2 | 4 |
10 | Заповеди | учебное | 2 | 2 | 4 |
И | Проповеди Христа | учебное | 2 | 2 | 4 |
12 | Заповеди блаженств | учебное | 2 | 2 | 4 |
13 | Рождество Христово | учебное | 2 | 2 | 4 |
14 | Христос и его крест | учебное | 2 | 2 | 4 |
15 | Пасха | учебное | 2 | 2 | 4 |
16 | Православное учение о человеке | учебное | 4 | 4 | 8 |
17 | Совесть и раскаяние | учебное | 2 | 2 | 4 |
18 | Милосердие и сострадание | учебное/пр актика | 4 | 4 | 8 |
19 | Золотое правило этики | учебное | 4 | 4 | 8 |
20 | Храм | практика | 2 | 2 | 4 |
21 | Икона | учебное | 4 | 4 | 8 |
22 | Чудо в жизни христианина | учебное | 2 | 2 | 4 |
23 | Таинство причастия | учебное | 2 | 2 | 4 |
24 | Православие о Божием суде | учебное | 2 | 2 | 4 |
25 | Отношение христианина к природе | учебное | 2 | 2 | 4 |
26 | Монастырь | учебное | 2 | 2 | 4 |
27 | Христианская семья | учебное | 2 | 2 | 4 |
28 | Христианин в труде | учебное | 2 | 2 | 4 |
29 | Защита Отечества | учебное | 2 | 2 | 4 |
30 | Творческие работы учащихся | учебное | 2 | 2 | 4 |
31 | Подведение итогов | учебное/пр актика | 2 | 2 | 4 |
Всего: | 144 часов |
№п/п | Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов |
1 | Россия - наша Родина | Духовный мир человека; | 8 |
2 | Культура и религия | Культура; Религия; Православие; Взаимосвязь русской культуры | 8 |
3 | Человек и Бог в православии | Бог; Творец; Свобода; Разум, совесть, доброта, любовь Влияние веры в Бога на | 8 |
4 | Православная молитва | Православие; Молитва; Отличия молитвы от магии; «Отче наш ...» | 8 |
5 | Библия и Евангелие | Христианин; Христианство; Библия; Священные писания; Пророки; Христос; Помазание; Новый Завет; Откровение Божие; Апостолы; Притча. | 8 |
6 | Проповеди Христа | Проповедь; Иисус Христос. | 4 |
7 | Рождество Христово | Воплощение; Богочеловек; Жертва Христа; Крест Христов; Распятие; | 4 |
8 | Пасха | Пасха Христова; | 8 |
Пасхальное яйцо; | |||
9 | Православное учение о человеке | Душа - Дар Божий; Отличия человека от животных; Внутренний мир человека; | 8 |
10 | Совесть и раскаяние | Добро; Зло; Грех; Совесть; Раскаяние; Покаяние. | 4 |
11 | Заповеди. Милосердие и сострадание | Заповеди; Десять Заповедей; Понятие ближнего в | 12 |
12 | Золотое правило этики | «Неосуждение»; Золотое правило этики; | 16 |
13 | Храм, Икона | Храм; Кадило; Канун; Икона; Благословение; Царские врата; (Экскурсия в Храм с Икона; Отличие иконы от Свет, нимб, лик; Молитва перед иконами; | 12 |
14 | Чудо в жизни христианина, зачем | Святая Троица; Патриарх; Чудо; Добродетель; Главные христианские Причины побуждающие | 12 |
15 | Таинство причастия | Тайная вечеря; Христианские Таинства; | 4 |
16 | Православие о Божием суде | Божий суд; Причины побуждающие | 4 |
христиан творить добро; Бессмертие; Святочный рассказ «Сиротка» | |||
17 | Отношение христианина к природе | Творец; «Книга природы»; | 4 |
18 | Монастырь | Инок; Монах; Правила монашеской жизни; | 4 |
19 | Христианская семья | Семья; Венчание; Обручальное кольцо; | 4 |
20 | Защита Отечества. | Верность; Горячая вера; Любовь; Практические занятия: Рассказ о войне для детей; Рассказ «Рядовой Васейка» Н. | 8 |
№п/п | Название тем и разделов | Форма занятий | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Россия - наша Родина | учебное | 2 | 2 | 4 |
2 | Любовь и уважение к Отечеству | учебное | 2 | 2 | 4 |
3 | Культура и религия | учебное | 2 | 2 | 4 |
4 | Как христианство пришло на Русь | учебное | 2 | 2 | 4 |
5 | Человек и Бог в православии | учебное | 2 | 2 | 4 |
6 | Зачем творить добро? | учебное | 2 | 2 | 4 |
7 | Православная молитва | учебное | 2 | 2 | 4 |
8 | Подвиг | учебное | 4 | 4 | 8 |
9 | Библия и Евангелие | учебное | 2 | 2 | 4 |
10 | Заповеди | учебное | 2 | 2 | 4 |
11 | Проповеди Христа | учебное | 2 | 2 | 4 |
12 | Заповеди блаженств | учебное | 2 | 2 | 4 |
13 | Рождество Христово | учебное | 2 | 2 | 4 |
14 | Христос и его крест | учебное | 2 | 2 | 4 |
15 | Пасха | учебное | 2 | 2 | 4 |
16 | Православное учение о человеке | учебное | 4 | 4 | 8 |
17 | Совесть и раскаяние | учебное | 2 | 2 | 4 |
18 | Милосердие и сострадание | учебное/пр актика | 4 | 4 | 8 |
19 | Золотое правило этики | учебное | 4 | 4 | 8 |
20 | Храм | практика | 2 | 2 | 4 |
21 | Икона | учебное | 4 | 4 | 8 |
22 | Чудо в жизни христианина | учебное | 2 | 2 | 4 |
23 | Таинство причастия | учебное | 2 | 2 | 4 |
24 | Православие о Божием суде | учебное | 2 | 2 | 4 |
25 | Отношение христианина к природе | учебное | 2 | 2 | 4 |
26 | Монастырь | учебное | 2 | 2 | 4 |
27 | Христианская семья | учебное | 2 | 2 | 4 |
28 | Христианин в труде | учебное | 2 | 2 | 4 |
29 | Защита Отечества | учебное | 2 | 2 | 4 |
30 | Творческие работы учащихся | учебное | 2 | 2 | 4 |
31 | Подведение итогов | учебное/пр актика | 2 | 2 | 4 |
Всего: | 144 часов |
№п/п | Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов |
1 | Россия - наша Родина | Духовный мир человека; | 8 |
2 | Культура и религия | Культура; Религия; Православие; Взаимосвязь русской культуры | 8 |
3 | Человек и Бог в православии | Бог; Творец; Свобода; Разум, совесть, доброта, любовь Влияние веры в Бога на | 8 |
4 | Православная молитва | Православие; Молитва; Отличия молитвы от магии; «Отче наш ...» | 8 |
5 | Библия и Евангелие | Христианин; Христианство; Библия; Священные писания; Пророки; Христос; Помазание; Новый Завет; Откровение Божие; Апостолы; Притча. | 8 |
6 | Проповеди Христа | Проповедь; Иисус Христос. | 4 |
7 | Рождество Христово | Воплощение; Богочеловек; Жертва Христа; Крест Христов; Распятие; | 4 |
8 | Пасха | Пасха Христова; | 8 |
Пасхальное яйцо; | |||
9 | Православное учение о человеке | Душа - Дар Божий; Отличия человека от животных; Внутренний мир человека; | 8 |
10 | Совесть и раскаяние | Добро; Зло; Грех; Совесть; Раскаяние; Покаяние. | 4 |
11 | Заповеди. Милосердие и сострадание | Заповеди; Десять Заповедей; Понятие ближнего в | 12 |
12 | Золотое правило этики | «Неосуждение»; Золотое правило этики; | 16 |
13 | Храм, Икона | Храм; Кадило; Канун; Икона; Благословение; Царские врата; (Экскурсия в Храм с Икона; Отличие иконы от Свет, нимб, лик; Молитва перед иконами; | 12 |
14 | Чудо в жизни христианина, зачем | Святая Троица; Патриарх; Чудо; Добродетель; Главные христианские Причины побуждающие | 12 |
15 | Таинство причастия | Тайная вечеря; Христианские Таинства; | 4 |
16 | Православие о Божием суде | Божий суд; Причины побуждающие | 4 |
христиан творить добро; Бессмертие; Святочный рассказ «Сиротка» | |||
17 | Отношение христианина к природе | Творец; «Книга природы»; | 4 |
18 | Монастырь | Инок; Монах; Правила монашеской жизни; | 4 |
19 | Христианская семья | Семья; Венчание; Обручальное кольцо; | 4 |
20 | Защита Отечества. | Верность; Горячая вера; Любовь; Практические занятия: Рассказ о войне для детей; Рассказ «Рядовой Васейка» Н. | 8 |
№п/п | Название тем и разделов | Форма занятий | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Красота в окружающем мире | учебное | 2 | 2 | 4 |
2 | Поиски красивого вокруг себя | учебное | 2 | 2 | 4 |
3 | Бог - Творец красивого мира | учебное | 2 | 2 | 4 |
4 | Правила жизни данные людям | учебное | 2 | 2 | 4 |
5 | Как изобразить доброе и красивое? | учебное | 2 | 2 | |
6 | Радость и печаль в красках и звуках | учебное | 2 | 2 | 4 |
7 | Добрые и злые люди | учебное | 2 | 2 | 4 |
8 | Праздники - радости сентября: | учебное | 2 | 2 | 4 |
9 | О чем рассказывают иконы | учебное | 2 | 2 | 4 |
10 | Православный храм - дом Божий | учебное | 2 | 2 | 4 |
11 | Праздники радости октября: Покров | учебное | 2 | 2 | 4 |
12 | Введение во храм Пресвятой | учебное | 2 | 2 | 4 |
13 | Что могла увидеть в храме Пресвятая | учебное | 2 | 2 | 4 |
14 | Ветхозаветные пророчества на земле о | учебное | 4 | 4 | 8 |
15 | Рождество Христово | учебное | 2 | 2 | 4 |
16 | Красота и радость в иконах «Рождество | учебное | 2 | 1 | 3 |
17 | Радость Встречи. Праздник Сретения Господня в | учебное | 2 | 1 | 3 |
18 | Для чего Бог пришел к людям. | учебное | 2 | 2 | 4 |
19 | Радость послушания. | учебное | 2 | 1 | 3 |
20 | О чем рассказывает христианская | учебное | 2 | 2 | 4 |
21 | О чем рассказывает Библия? | учебное | 2 | 2 | 4 |
22 | Библейские сюжеты в произведениях | учебное | 2 | 2 | 4 |
23 | Язык христианской православной | учебное | 2 | 2 | 4 |
24 | Религиозная живопись. | учебное | 2 | 2 | 4 |
25 | Начало христианской эры. | учебное | 2 | 2 | 4 |
26 | Защита христианской веры. Вселенские Святые отцы церкви. | учебное | 2 | 2 | 4 |
27 | Торжество торжеств. | учебное | 2 | 2 | 4 |
Воскресение Христово. | |||||
28 | Преславное восхождение. | учебное | 2 | 2 | 4 |
29 | Богородицин день. Успение Божией матери (экскурсия). | учебное | 2 | 2 | 4 |
30 | Смысл жизни христианской семьи. | учебное | 2 | 2 | 4 |
31 | Благочестивая семья. Родители и дети. | учебное | 2 | 2 | 4 |
32 | Доброта и милосердие христианина. | учебное | 2 | 2 | 4 |
33 | Мои обязанности. | учебное | 2 | 2 | 4 |
34 | Праздник: День Победы | учебное | 2 | 2 | 4 |
35 | Родословие моей семьи | учебное | 2 | 2 | 4 |
36 | Просветители славянские Кирилл и | учебное | 2 | 2 | 4 |
37 | Язык древнерусского искусства. | учебное | 2 | 2 | 4 |
ВСЕГО | 144 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
1-3 | Красота Божьего мира. | Что нас окружает? Что мы видим? Краски, Поиски всего красивого вокруг себя Священная история рассказывает о мире: Бог | 12 |
4-7 | Правила жизни данные | Рассказы священной истории о нарушении | 16 |
8-11 | Праздники - радости Покров Пресвятой | Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день | 16 |
12- 16 | Введение во храм | Радость праздника «Введение во храм В чем большая радость для христианина: Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Иайя, Даниил, Христиане - создатели православной Красота и радость в иконах Рождества | 18 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
17-20 | Радость встречи. Сретение | Радость встречи. Праздник Сретения в Как восстановить первозданную красоту Люди размышляют о том, как сохранить Радость послушания. Дети и родители. Что такое культурный, воспитанный человек? Примеры феноменов духовной культуры. Отчий дом. | 14 |
21-24 | Библия. Библейские сюжеты, язык | Как создавалась библия? Книги, входящие в Понятия добра и зла в жизни людей. Забота Отражение Библейской истории в Какие виды искусства объединяет в себе Два корня христианской православной Символы христианской православной | 16 |
25-28 | Начало христианской эры. | Как христианство стало распространяться в Размышление о духовной красоте. | 16 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
Христианская мудрость. Какого человека | |||
29 -32 | Богородицин день. Успение | Завершение праздников православного Успеньев день на Руси - народные традиции Чему христиане учили своих детей. Благочестие - истинное почитание заповедей. Чему учили своих детей великие русские | 16 |
33-35 | Праздник Дня Победы. | Праздник Дня Победы. Чтим память воинов, Герои - Николай Гостелло, Александр Есть ли герои в моей семье? Есть ли воины не вернувшиеся с войны в | 12 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
моей семье? Что такое ответственность? За что могу Что такое личные недостатки человека? Что мешает человеку и, что помогает | |||
36-37 | Просветители славянские Язык древнерусского Символы христианской | Евангелие приходит на славянские земли. Перевод на славянский язык Богослужебных В чем заключается смысл красоты Русская поэзия рассказывает о символах Русские поэты разных веков размышляют о Подмосковная усадьба «Лукино» А.С. Пушкин о значении монастырской Христианская этика. Места Подмосковья | 8 |
Всего: | 144 часа |
№п/п | Название тем и разделов | Форма занятий | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Красота в окружающем мире | учебное | 2 | 2 | 4 |
2 | Поиски красивого вокруг себя | учебное | 2 | 2 | 4 |
3 | Бог - Творец красивого мира | учебное | 2 | 2 | 4 |
4 | Правила жизни данные людям | учебное | 2 | 2 | 4 |
5 | Как изобразить доброе и красивое? | учебное | 2 | 2 | |
6 | Радость и печаль в красках и звуках | учебное | 2 | 2 | 4 |
7 | Добрые и злые люди | учебное | 2 | 2 | 4 |
8 | Праздники - радости сентября: | учебное | 2 | 2 | 4 |
9 | О чем рассказывают иконы | учебное | 2 | 2 | 4 |
10 | Православный храм - дом Божий | учебное | 2 | 2 | 4 |
11 | Праздники радости октября: Покров | учебное | 2 | 2 | 4 |
12 | Введение во храм Пресвятой | учебное | 2 | 2 | 4 |
13 | Что могла увидеть в храме Пресвятая | учебное | 2 | 2 | 4 |
14 | Ветхозаветные пророчества на земле о | учебное | 4 | 4 | 8 |
15 | Рождество Христово | учебное | 2 | 2 | 4 |
16 | Красота и радость в иконах «Рождество | учебное | 2 | 1 | 3 |
17 | Радость Встречи. Праздник Сретения Господня в | учебное | 2 | 1 | 3 |
18 | Для чего Бог пришел к людям. | учебное | 2 | 2 | 4 |
19 | Радость послушания. | учебное | 2 | 1 | 3 |
20 | О чем рассказывает христианская | учебное | 2 | 2 | 4 |
21 | О чем рассказывает Библия? | учебное | 2 | 2 | 4 |
22 | Библейские сюжеты в произведениях | учебное | 2 | 2 | 4 |
23 | Язык христианской православной | учебное | 2 | 2 | 4 |
24 | Религиозная живопись. | учебное | 2 | 2 | 4 |
25 | Начало христианской эры. | учебное | 2 | 2 | 4 |
26 | Защита христианской веры. Вселенские Святые отцы церкви. | учебное | 2 | 2 | 4 |
27 | Торжество торжеств. | учебное | 2 | 2 | 4 |
Воскресение Христово. | |||||
28 | Преславное восхождение. | учебное | 2 | 2 | 4 |
29 | Богородицин день. Успение Божией матери (экскурсия). | учебное | 2 | 2 | 4 |
30 | Смысл жизни христианской семьи. | учебное | 2 | 2 | 4 |
31 | Благочестивая семья. Родители и дети. | учебное | 2 | 2 | 4 |
32 | Доброта и милосердие христианина. | учебное | 2 | 2 | 4 |
33 | Мои обязанности. | учебное | 2 | 2 | 4 |
34 | Праздник: День Победы | учебное | 2 | 2 | 4 |
35 | Родословие моей семьи | учебное | 2 | 2 | 4 |
36 | Просветители славянские Кирилл и | учебное | 2 | 2 | 4 |
37 | Язык древнерусского искусства. | учебное | 2 | 2 | 4 |
ВСЕГО | 144 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
1-3 | Красота Божьего мира. | Что нас окружает? Что мы видим? Краски, Поиски всего красивого вокруг себя Священная история рассказывает о мире: Бог | 12 |
4-7 | Правила жизни данные | Рассказы священной истории о нарушении | 16 |
8 -11 | Праздники - радости Покров Пресвятой | Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день | 16 |
to 1 Os | Введение во храм | Радость праздника «Введение во храм В чем большая радость для христианина: Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Иайя, Даниил, Христиане - создатели православной Красота и радость в иконах Рождества | 18 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
17-20 | Радость встречи. Сретение | Радость встречи. Праздник Сретения в Как восстановить первозданную красоту Люди размышляют о том, как сохранить Радость послушания. Дети и родители. Что такое культурный, воспитанный человек? Примеры феноменов духовной культуры. Отчий дом. | 14 |
21-24 | Библия. Библейские сюжеты, язык | Как создавалась библия? Книги, входящие в Понятия добра и зла в жизни людей. Забота Отражение Библейской истории в Какие виды искусства объединяет в себе Два корня христианской православной Символы христианской православной | 16 |
25-28 | Начало христианской эры. | Как христианство стало распространяться в Размышление о духовной красоте. | 16 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
Христианская мудрость. Какого человека | |||
29 -32 | Богородицин день. Успение | Завершение праздников православного Успеньев день на Руси - народные традиции Чему христиане учили своих детей. Благочестие - истинное почитание заповедей. Чему учили своих детей великие русские | 16 |
33-35 | Праздник Дня Победы. | Праздник Дня Победы. Чтим память воинов, Герои - Николай Гостелло, Александр Есть ли герои в моей семье? Есть ли воины не вернувшиеся с войны в | 12 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
моей семье? Что такое ответственность? За что могу Что такое личные недостатки человека? Что мешает человеку и, что помогает | |||
36-37 | Просветители славянские Язык древнерусского Символы христианской | Евангелие приходит на славянские земли. Перевод на славянский язык Богослужебных В чем заключается смысл красоты Русская поэзия рассказывает о символах Русские поэты разных веков размышляют о Подмосковная усадьба «Лукино» А.С. Пушкин о значении монастырской Христианская этика. Места Подмосковья | 8 |
Всего: | 144 часа |
№п/п | Названия тем и разделов | Форма занятий | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Доброта и Милосердие. | учебное | 2 | 2 | 4 |
2 | Сотворение человека. | учебное | 2 | 2 | 4 |
3 | Радости православной веры. | учебное | 2 | 2 | 4 |
4 | Что говорит о Боге | учебное | 2 | 2 | 4 |
5 | Золотое правило жизни. | учебное | 2 | 2 | 4 |
6 | Добро и зло. | учебное | 2 | 2 | 4 |
7 | Воеводы сил любви. | учебное | 2 | 2 | 4 |
8 | Как преображается человек? | учебное | 2 | 2 | 4 |
9 | Ступенька «Будем любить | учебное | 2 | 2 | 4 |
10 | Ступенька «Благочестие» свят | учебное | 2 | 2 | 4 |
11 | Ступенька «Любовь к | учебное | 2 | 2 | 4 |
12 | Доброе имя в слове моего | учебное | 2 | 2 | 4 |
13 | Россия помнит Святыни | учебное | 2 | 2 | 4 |
14 | День защитника отечества. | учебное | 2 | 2 | 4 |
15 | Ступенька «Благодарения». | учебное | 2 | 2 | 4 |
16 | Повторение. Для чего | учебное | 2 | 2 | 4 |
17 | Посещение храма. | Экск. | 2 | 2 | 4 |
18 | Русские святые времен | учебное | 2 | 2 | 4 |
19 | Избавление Руси от | учебное | 3 | 3 | 6 |
20 | Проведение Рождественского | учебное | 2 | 2 | 4 |
21 | Праздник Крещения | учебное | 2 | 2 | 4 |
22 | Особенности православной | учебное | 2 | 2 | 4 |
23 | Библейские сюжеты в | учебное | 2 | 2 | 4 |
24 | Христианская культура на | учебное | 2 | 2 | 4 |
№п/п | Названия тем и разделов | Форма | Теория | Практика | Всего |
занятий | часов | ||||
и духовный смысл. | 1 | 1 | 2 | ||
б) Западное Подмосковье. К | учебное | 2 | 2 | 4 | |
Звенигородскому чудотворцу | 1 | 1 | 2 | ||
в) Южное Подмосковье. | учебное | 2 | 2 | 4 | |
Серпуховский князь | 1 | 1 | 2 | ||
г) Восточное Подмосковье. | учебное | 2 | 2 | 2 | |
Святая Угрема и великий | 1 | 1 | 2 | ||
д) Северное Подмосковье. | учебное | 2 | 2 | 4 | |
е) Юго - Восточное | учебное | 2 | 2 | 4 | |
25 | Александр Невский - Ангел - | учебное | 2 | 2 | 4 |
26 | Путь святых праздников. От | учебное | 2 | 2 | 4 |
Вербного воскресения до | 2 | 2 | 4 | ||
27 | Итоговые самостоятельные 1 .Определи
| учебное | 2 | 2 | 4 |
понятия. | |||||
28 | Повторение. «Нравственно - | учебное | 2 | 2 | 4 |
Всего: 144 часов
Содержание программы на 4 год
для детей 8-10 лет.
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
1-4 | Сотворение человека. | Явление Троицы Аврааму. Представление «Троица» Андрея Рублева. Как растет в человеке доброе. «Доброе сердце - злое сердце», как понимать Как бороться со страстями. Сотворение человека. Адам - любимое чадо | 16 |
5-8 | Золотое правило жизни. | Об ориентирах добродетельной жизни. Добро и зло в мире. Грех как проявление зла. | 16 |
9-12 | Доброе имя в славе моего Ступенька «Благочестия» | Высшие ценности человеческой жизни. В чем Верность. В чем она? Каких воинов русской истории мы знаем? Как Христианство пришло на Русь. Святая Любовь матери. Какая она бывает разная. | 16 |
13-17 | Россия помнит святыни | Полководец Кутузов М.И. на Бородинском День защитника Отечества 23 февраля. Что | 20 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
дело. Какие качества требуются от юношей в Что такое предательство? Всенародный подвиг. Благодарить, значит - благо дарить. Как мы Красота православного храма. Виды звона. | |||
18-19 | Русские святые времен | Беда приходит на Русь. Междоусобная Христиане мученики: Черниговский князь Защитники Отечества в наше время. Какие | 16 |
20-23 | Библейские сюжеты. | Отражение Библейской истории в Священное писание как основная Расположение событий священной истории
Отражение сюжетов этих тем в | 16 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
24- а б в г д е | Христианская культура на | Северное Подмосковье. К игумену русской земли - преподобному Как формировалась духовная культура Западное Подмосковье. Как был построен в Звенигороде собор в Картина И.И. Левитана: «Вечерний звон». Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Андреевич Восточное Подмосковье. Николо - Угрешский монастырь. О святом История Николо-Угрешского монастыря. Северное Подмосковье. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. История Что такое христианский подвиг? Воинский Юго - Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная | 30 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
художественный облик монастыря. | |||
25 | Александр Невский | Полководец и дипломат выдающийся В 1380 г. (в том самом когда произошла В 1724 г. Петр I повелел перенести его мощи Кому служил князь? Народу, нации, Христу и | 4 |
26. | Путь святых праздников. | Кроткий царь. Вхож господень в Иерусалим. Пасха - переход от смерти к жизни. Русские Вознесение Господне. Прощание Христа с О традициях и обычаях праздника Троицы на | 3 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
Руси. Успение Божией Матери. Завершение | |||
27 | Повторение. Нравственно - этическая | Различные способы понимания человека | 4 |
28 | Итоговая самостоятельная | Контрольные задания с основными
«Православный храм - это ...»
Семья - это ... Любовь родителей значит ... Нарисуй картинку: «дерево добродетелей и | -> J |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
страстей», и расположите на их плодах |
№п/п | Названия тем и разделов | Форма занятий | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Доброта и Милосердие. | учебное | 2 | 2 | 4 |
2 | Сотворение человека. | учебное | 2 | 2 | 4 |
3 | Радости православной веры. | учебное | 2 | 2 | 4 |
4 | Что говорит о Боге | учебное | 2 | 2 | 4 |
5 | Золотое правило жизни. | учебное | 2 | 2 | 4 |
6 | Добро и зло. | учебное | 2 | 2 | 4 |
7 | Воеводы сил любви. | учебное | 2 | 2 | 4 |
8 | Как преображается человек? | учебное | 2 | 2 | 4 |
9 | Ступенька «Будем любить | учебное | 2 | 2 | 4 |
10 | Ступенька «Благочестие» свят | учебное | 2 | 2 | 4 |
11 | Ступенька «Любовь к | учебное | 2 | 2 | 4 |
12 | Доброе имя в слове моего | учебное | 2 | 2 | 4 |
13 | Россия помнит Святыни | учебное | 2 | 2 | 4 |
14 | День защитника отечества. | учебное | 2 | 2 | 4 |
15 | Ступенька «Благодарения». | учебное | 2 | 2 | 4 |
16 | Повторение. Для чего | учебное | 2 | 2 | 4 |
17 | Посещение храма. | Экск. | 2 | 2 | 4 |
18 | Русские святые времен | учебное | 2 | 2 | 4 |
19 | Избавление Руси от | учебное | 3 | 3 | 6 |
20 | Проведение Рождественского | учебное | 2 | 2 | 4 |
21 | Праздник Крещения | учебное | 2 | 2 | 4 |
22 | Особенности православной | учебное | 2 | 2 | 4 |
23 | Библейские сюжеты в | учебное | 2 | 2 | 4 |
24 | Христианская культура на | учебное | 2 | 2 | 4 |
№п/п | Названия тем и разделов | Форма | Теория | Практика | Всего |
занятий | часов | ||||
и духовный смысл. | 1 | 1 | 2 | ||
б) Западное Подмосковье. К | учебное | 2 | 2 | 4 | |
Звенигородскому чудотворцу | 1 | 1 | 2 | ||
в) Южное Подмосковье. | учебное | 2 | 2 | 4 | |
Серпуховский князь | 1 | 1 | 2 | ||
г) Восточное Подмосковье. | учебное | 2 | 2 | 2 | |
Святая Угрема и великий | 1 | 1 | 2 | ||
д) Северное Подмосковье. | учебное | 2 | 2 | 4 | |
е) Юго - Восточное | учебное | 2 | 2 | 4 | |
25 | Александр Невский - Ангел - | учебное | 2 | 2 | 4 |
26 | Путь святых праздников. От | учебное | 2 2 | 2 2 | 4 4 |
27 | Итоговые самостоятельные 1 .Определи
| учебное | 2 | 2 | 4 |
понятия. | |||||
28 | Повторение. «Нравственно - | учебное | 2 | 2 | 4 |
Всего: 144 часов
Содержание программы на 4 год
для детей 11-14 лет.
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
1-4 | Сотворение человека. | Явление Троицы Аврааму. Представление «Троица» Андрея Рублева. Как растет в человеке доброе. «Доброе сердце - злое сердце», как понимать Как бороться со страстями. Сотворение человека. Адам - любимое чадо | 16 |
5-8 | Золотое правило жизни. Главное правило | Об ориентирах добродетельной жизни. Добро и зло в мире. Грех как проявление зла. | 16 |
9-12 | Доброе имя в славе моего Ступенька «Благочестия» | Высшие ценности человеческой жизни. В чем Верность. В чем она? Каких воинов русской истории мы знаем? Как Христианство пришло на Русь. Святая Любовь матери. Какая она бывает разная. | 16 |
13-17 | Россия помнит святыни | Полководец Кутузов М.И. на Бородинском День защитника Отечества 23 февраля. Что | 20 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
дело. Какие качества требуются от юношей в Что такое предательство? Всенародный подвиг. Благодарить, значит - благо дарить. Как мы Красота православного храма. Виды звона. | |||
18-19 | Русские святые времен | Беда приходит на Русь. Междоусобная Христиане мученики: Черниговский князь Г оды татарского ига на Руси. Защитники Защитники Отечества в наше время. Какие | 16 |
20-23 | Библейские сюжеты. | Отражение Библейской истории в Священное писание как основная Расположение событий священной истории
Отражение сюжетов этих тем в | 16 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во | |
часов | |||
24 | Христианская культура на | Северное Подмосковье. | 30 |
землях Подмосковья | К игумену русской земли - преподобному | ||
Сергию Радонежскому. | |||
Как формировалась духовная культура | |||
России? Святая Русь. Иконописец | |||
преподобный Андрей Рублев. Как Андрей | |||
Рублев написал икону «Троица». Росписи | |||
духовная поэзия - о жизни святых. | |||
Как был построен в Звенигороде собор в Картина И.И. Левитана: «Вечерний звон». Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Андреевич | |||
чаша». | |||
Восточное Подмосковье. Николо - Угрешский монастырь. О святом История Николо-Угрешского монастыря. Северное Подмосковье. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. История Что такое христианский подвиг? Воинский Юго - Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
художественный облик монастыря. | |||
25 | Александр Невский | Полководец и дипломат выдающийся В 1380 г. (в том самом когда произошла В 1724 г. Петр I повелел перенести его мощи Кому служил князь? Народу, нации, Христу и | 4 |
26. | Путь святых праздников. | Кроткий царь. Вхож господень в Иерусалим. Страстная неделя. Неделя страстей Пасха - переход от смерти к жизни. Русские Вознесение Господне. Прощание Христа с О традициях и обычаях праздника Троицы на | 3 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
Руси. Успение Божией Матери. Завершение | |||
27 | Повторение. Нравственно - этическая | Различные способы понимания человека | 4 |
28 | Итоговая самостоятельная | Контрольные задания с основными
«Православный храм - это ...»
Семья - это ... Любовь родителей значит ... Нарисуй картинку: «дерево добродетелей и | 3 |
Наименование | Основные понятия урока | Кол-во часов | |
страстей», и расположите на их плодах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
программа по духовно-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно!"
программа расчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники"
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники". 2011 - 2015 г....
Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"
"Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других." Лев Толстой...