Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники"
рабочая программа (1 класс) по теме
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники". 2011 - 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_rodniki_1_-_4_klassy_1.docx | 57.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель работы - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Московской области, воспитанию любви к родному краю.
Задачи работы
Образовательные:
- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
Развивающие:
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;
- развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.
Воспитывающие:
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
А) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города; дату основания города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Гая.
правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
А) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
Б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
Содержание программы кружка отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Программа многогодичная и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.
1 класс «Знатоки родного города» (Моя малая Родина – город Коломна)
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа), Соборной площадью и её храмами. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.
2класс «Знатоки родного города» (Моя малая Родина – город Коломна)
Программа второго года обучения предполагает продолжение формирования понятий о малой родине, знакомство учащихся с названиями улиц, парков, площадей; архитектурными памятниками ( храмы, монастыри, музеи, Коломенский Кремль). Знакомство с символикой города.
3 класс «Знатоки родного края» (Коломенский район)
Программа третьего года обучения предполагает продолжение формирования понятий о малой родине, знакомство учащихся с природой, архитектурой, историческими памятниками Коломенского района. Знакомство с символикой Коломенского района Московской области.
Программа третьего года обучения предполагает начальное знакомство с историей Подмосковья.
4 класс«Знатоки родного края» (Подмосковье)
Программа четвёртого года обучения предполагает продолжение формирования понятий о малой родине, знакомство учащихся с городами и селами Московской области, их историей, промышленностью, экономикой, природой, архитектурой, историческими памятниками, театрами и музеями.
Знакомство с символикой Москвы и Московской области.
Примерная учебная программа рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, толерантность, дружба.
1 класс.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Я и моя семья | 5 |
2. | Я и школьная семья | 4 |
3. | Азбука вежливости | 6 |
4. | Мой город | 19 |
Итого | 34 |
Содержание программы
- Я и моя семья
- Я, мое имя, его значение. С кем я живу.
- В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье.
- Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).
- Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек.
- Мой лучший друг.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы, прослушивание аудиозаписей.
- Я и школьная семья
- Знакомство с детьми. Дерево как символ класса, представление себя на этом месте.
- Правила школьника (на уроке, на переменах, в буфете, в раздевалке).
- Экскурсия в библиотеку.
- Правила детского общежития.
- Азбука вежливости
- Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Что такое школьная дисциплина? Люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
- Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь).
Обязательность: дал слово — держи его.
Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.
Поступки твои и других (их оценка).
Правдивость, честность.
- О трудолюбии.
Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
Что значит быть бережливым?
- Культура внешнего вида.
Как ты выполняешь правила личной гигиены.
Одежду нужно беречь.
- Внешкольный этикет.
Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке.
Меня пригласили на день рождения.
- Мой родной город.
- История основания города. Место основания города. Названия города. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.
Практика: экскурсия к месту основания города, экскурсия в музей, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.
- Соборная площадь.
Храмы. Монастырь. Успенский кафедральный собор. Памятник Кириллу и Мефодию. Краеведческий музей.
- Микрорайон, в котором я живу.
Характеристика отдельных наиболее интересных объектов микрорайона. Их прошлое и настоящее. Характеристика улиц микрорайона, история их наименования.
Практика: экскурсия на объекты, оформление альбома по итогам экскурсии прогулка по улицам микрорайона.
- Улицы и площади города.
Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города.
Практика: Экскурсия по улицам города, сочинения на тему «Моя любимая улица».
Памятники и памятные места города.
- Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.
Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.
- Современная жизнь города.
Музеи, библиотеки, театры, другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт.
Практика: посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.
- Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях
Календарно-тематическое планирование кружка Родники
1 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Я и моя семья | 5 | ||
1 | Я, мое имя, его значение. С кем я живу. | 1 | |
2 | В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье | 1 | |
3 | Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). | 1 | |
4 | Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек | 1 | |
5 | Мой лучший друг | 1 | |
Я и школьная семья | |||
6 | Знакомство с детьми. Дерево как символ класса. | 1 | |
7 | Правила детского общежития. | 1 | |
8 | Правила школьника (на уроке, на переменах, в буфете, в раздевалке). | 1 | |
9 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | |
Азбука вежливости | |||
10 | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). | 1 | |
11 | Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). | 1 | |
12 | О трудолюбии. | 1 | |
13 | Культура внешнего вида. | 1 | |
14 | Внешкольный этикет. (Правила поведения в кино, в театре, в музее.) | 1 | |
15 | Внешкольный этикет. (Меня пригласили на день рождения.) | 1 | |
Мой город | |||
16 | История основания города. | 1 | |
17 | Место основания города. Экскурсия. | 1 | |
18 | Названия города. План застройки города. | 1 | |
19 | Геральдика города. Практическое занятие. | 1 | |
20 | Работа с картосхемой города. | 1 | |
21 | Экскурсия в Краеведческий музей. | 1 | |
22 | Соборная площадь. Успенский кафедральный собор. Памятник Кириллу и Мефодию. Экскурсия. | 1 | |
23 | Соборная площадь. Экскурсия в женский Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь. | 1 | |
24, 25 | Микрорайон, в котором я живу. | 2 | |
26 | Улицы и площади города. Улица Октябрьской революции. | 1 | |
27,28 | Улицы и площади города. Улицы Лазарева, Кремлёвская, Лажечникова. | 2 | |
29 | Экскурсия в сквер им. В. А. Зайцева. | 1 | |
30 | Улицы и площади города. Улица им. Ю. А. Гагарина. | 1 | |
31 | Экскурсия в Мемориальный парк. Музей Боевой славы. | 1 | |
32 | Экскурсия по Коломенскому Кремлю. Памятник Дмитрию Донскому. | 1 | |
33 | Экскурсия в Брусенский монастырь. | 1 | |
34 | Проект «Мой родной город». Фотоколлаж. | 1 |
2 класс.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
1. | История нашей школы | 6 |
2. | Семья и семейные ценности | 6 |
3. | Достопримечательности города | 10 |
4. | «Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война) | 7 |
5. | Природа нашего края | 5 |
Итого | 34 |
Содержание программы
- История нашей школы.
Основание школы. Место расположения.
Этапы преобразования школы.
Выдающиеся выпускники:
- Константин Константинович Исаев — герой Советского Союза;
- Анатолий Иванович Кузовкин — член Союза журналистов России, краевед;
- Валерий Алексеевич Муратов — заслуженный мастер спорта по конькам, заслуженный тренер СССР;
- Николай Иванович Дашков — герой Социалистического Труда
- Сергей Иванович Захаров — герой Советского Союза.
Встреча с А. И. Кузовкиным. Практическое занятие. Аппликация. Наша школа.
Экскурсия в Краеведческий музей. Литературная композиция, посвящённая Дню учителя.
- Семья и семейные ценности.
- Семья – чудесное место для жизни.
- Мама, милая моя!
- Отец и его роль в воспитании детей.
- Детство наших бабушек и дедушек.
- Практическое занятие. Создание эмблемы своей семьи (рисунок).
- Проект «Семейные традиции и праздники». Фотоколлаж.
- Достопримечательности города Коломна.
- Коломенский Кремль.
- Успенский Брусенский монастырь.
- Коломенский посад. Церковь Николы на Посаде.
- Соборная площадь. Храмы Соборной площади.
- Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.
- Музей «Кузнечная слобода».
- Конькобежный центр «Коломна». Музей конькобежного спорта.
- Музей «Школа ремёсел».
- Краеведческий музей.
- Проект «Достопримечательности родного города». Фотоколлаж.
- «Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война).
- Отечественная война 1812 года. 200 лет Бородинскому сражению. Заочная экскурсия.
- Битва за Москву.
- Курская битва.
- Сталинградская битва (70-летие).
- Экскурсия в Мемориальный парк.
- Урок мужества в музее Боевой славы. Итоговое занятие.
- Проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Творческая работа (сочинение, рисунок, интервью, фоторассказ).
- Природа нашего края.
- Природа – наш общий дом.
- Растительный мир Подмосковья.
- Животный мир Подмосковья.
- Экскурсия в Музей Органики (Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь).
- Итоговое занятие. Проект «Природа – наш общий дом» (фотоколлаж, сочинение, рисунок)
Календарно-тематическое планирование кружка Родники
2 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
История нашей школы. | 6 | ||
1 | Основание школы. Место расположения. Этапы преобразования школы. Здание школы. | 1 | |
2 | Выдающиеся выпускники | 1 | |
3 | Встреча с А. И. Кузовкиным. | 1 | |
4 | Практическое занятие. Аппликация. Наша школа. | 1 | |
5 | Экскурсия в Краеведческий музей. | 1 | |
6 | Литературная композиция, посвящённая Дню учителя. | 1 | |
Семья и семейные ценности. | 6 | ||
7 | Семья – чудесное место для жизни. | 1 | |
8 | Мама, милая моя! | 1 | |
9 | Отец и его роль в воспитании детей. | 1 | |
10 | Детство наших бабушек и дедушек. | 1 | |
11 | Практическое занятие. Создание эмблемы своей семьи (рисунок) | 1 | |
12 | Проект «Семейные традиции и праздники». Фотоколлаж. | 1 | |
Достопримечательности города Коломна. | 10 | ||
13 | Коломенский Кремль. | 1 | |
14 | Успенский Брусенский монастырь. | 1 | |
15 | Соборная площадь. Храмы Соборной площади. | 1 | |
16 | Музей «Кузнечная слобода». | 1 | |
17 | Конькобежный центр «Коломна». Музей конькобежного спорта. | 1 | |
18 | Музей «Школа ремёсел». | 1 | |
19 | Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. | 1 | |
20 | Краеведческий музей. | 1 | |
21 | Коломенский посад. Церковь Николы на Посаде. | 1 | |
22 | Проект «Достопримечательности родного города». Фотоколлаж. | 1 | |
Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война). | 7 | ||
23 | Отечественная война 1812 года. 200 лет Бородинскому сражению. Заочная экскурсия. | 1 | |
24 | Битва за Москву. | 1 | |
25 | Курская битва. | 1 | |
26 | Сталинградская битва (70-летие). | 1 | |
27 | Экскурсия в Мемориальный парк. | 1 | |
28 | Урок мужества в музее Боевой славы. | 1 | |
29 | Проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Творческая работа (сочинение, рисунок, интервью, фоторассказ). | 1 | |
Природа нашего края. | 5 | ||
30 | Природа – наш общий дом. | 1 | |
31 | Растительный мир Подмосковья. | 1 | |
32 | Животный мир Подмосковья. | 1 | |
33 | Экскурсия в Музей Органики (Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь). | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Проект «Природа – наш общий дом» (фотоколлаж, сочинение, рисунок). | 1 |
3 класс.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Азбука нравственности | 6 |
2. | Семья и семейные ценности | 6 |
3. | Коломенский район | 12 |
4. | «Вехи истории. Вехи доблести и славы». | 10 |
Итого | 34 |
Содержание программы
- Азбука нравственности.
- Школьный этикет.
- Правила общения.
- Твоя речь: слово лечит, слово калечит.
- О трудолюбии.
- Культура внешнего вида.
- Внешкольный этикет.
- Семья и семейные ценности.
- Истоки семейного воспитания.
- Семейные традиции.
- Семейный архив.
- Родословная семьи.
- Семья и здоровый образ жизни.
- Проект «Семейные традиции».
- Коломенский район.
- Географическое положение
- Символика
- История района
- Предприятия края
- Известные люди Коломенского края
- Достопримечательности
- Проект «Моя малая Родина»
- «Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война).
- Мемориалы Коломенского района
- Дети – герои Великой Отечественной войны
- Труженики тыла в Великую Отечественную войну
- Защитники Отечества
- Блокада Ленинграда
- Коломенцы – герои Советского Союза
- Битва за Москву
- Защитники Брестской крепости
- День Победы
- Проект «Война в памяти народа»
Календарно-тематическое планирование кружка Родники
3 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Азбука нравственности | 6 | ||
1 | Школьный этикет | 1 | |
2 | Правила общения | 1 | |
3 | Твоя речь: слово лечит, слово калечит | 1 | |
4 | О трудолюбии | 1 | |
5 | Культура внешнего вида | 1 | |
6 | Внешкольный этикет | 1 | |
Семья и семейные ценности | 6 | ||
7 | Истоки семейного воспитания | 1 | |
8 | Семейные традиции | 1 | |
9 | Семейный архив | 1 | |
10 | Родословная семьи | 1 | |
11 | Семья и здоровый образ жизни | 1 | |
12 | Проект «Семейные традиции». | 1 | |
Коломенский район | 12 | ||
13 | Географическое положение | 1 | |
14 | Символика | 1 | |
15 | История района | 1 | |
16 | Предприятия края | 1 | |
17-18 | Известные люди Коломенского края | 2 | |
19-23 | Достопримечательности Коломенского края | 5 | |
24 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | |
«Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война). | 10 | ||
25 | Мемориалы Коломенского района | 1 | |
26 | Дети – герои Великой Отечественной войны | 1 | |
27 | Труженики тыла в Великую Отечественную войну | 1 | |
28 | Защитники Отечества | 1 | |
29 | Блокада Ленинграда | 1 | |
30 | Коломенцы – герои Советского Союза | 1 | |
31 | Битва за Москву | 1 | |
32 | Защитники Брестской крепости | 1 | |
33 | День Победы | 1 | |
34 | Проект «Война в памяти народа» | 1 | |
Итого | 34 |
4 класс.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Азбука нравственности | 6 |
2. | Семья и семейные ценности | 6 |
3. | Коломенский район | 12 |
4. | «Вехи истории. Вехи доблести и славы». | 10 |
Итого | 34 |
Содержание программы
- Азбука нравственности.
- Школьный этикет.
- Правила общения.
- Твоя речь: слово лечит, слово калечит.
- О трудолюбии.
- Культура внешнего вида.
- Внешкольный этикет.
- Семья и семейные ценности.
- Истоки семейного воспитания.
- Семейные традиции.
- Семейный архив.
- Родословная семьи.
- Семья и здоровый образ жизни.
- Проект «Моя Родословная».
- Подмосковье.
- Географическое положение
- Символика
- История Подмосковья
- Предприятия края
- Известные люди Подмосковья
- Достопримечательности Подмосковья
- Проект «Подмосковье»
- «Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война).
- Война в памяти народа.
Календарно-тематическое планирование кружка Родники
4 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Азбука нравственности | 6 | ||
1 | Школьный этикет | 1 | |
2 | Правила общения | 1 | |
3 | Твоя речь: слово лечит, слово калечит | 1 | |
4 | О трудолюбии | 1 | |
5 | Культура внешнего вида | 1 | |
6 | Внешкольный этикет | 1 | |
Семья и семейные ценности | 6 | ||
7 | Истоки семейного воспитания | 1 | |
8 | Семейные традиции | 1 | |
9 | Семейный архив | 1 | |
10 | Родословная семьи | 1 | |
11 | Семья и здоровый образ жизни | 1 | |
12 | Проект «Моя Родословная». | 1 | |
Подмосковье | 12 | ||
13 | Географическое положение | 1 | |
14 | Символика | 1 | |
15 | История Подмосковья | 1 | |
16 | Предприятия края | 1 | |
17-18 | Известные люди Подмосковья | 2 | |
19-23 | Достопримечательности Подмосковья | 5 | |
24 | Проект «Подмосковье» | 1 | |
«Вехи истории. Вехи доблести и славы». (Великая Отечественная война). | 10 | ||
25 | Война в памяти народа | 1 | |
26 | Мемориалы Подмосковья | 1 | |
27 | Партизанская война | 1 | |
28 | Женщины и война | 1 | |
29 | Вооружение Советской армии в годы Великой Отечественной войны | 1 | |
30 | Дети и война | 1 | |
31 | Сталинградская битва | 1 | |
32 | Курская битва | 1 | |
33 | Взятие Берлина | 1 | |
34 | Проект «Памяти павших будем достойны» | 1 | |
Итого | 34 |
Таким образом, курс духовное краеведение реализует гражданско-патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 – 4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Литература
- Мельник А. Г. Сазонов С. В. Коломна и коломенская земля, История и культура. Коломна: «Лига» - 2009 г.
- Кузовкин А. И. Их именем назвали улицы Коломны. Коломна 2007 г.
- Маевский И. В. Очерки по истории Коломенского края. Коломна «Париж» - 2004 г.
- Кузовкин А. И. Тарханян Л. С. Коломна город портовый. Коломна – 2008 г.
- Кузовкин А. И. Моя Коломна. Коломна – 2009 г.
- Алексеев С. П. Митяев А. В. Рассказы о Великой отечественной войне. М: «Дрофа» - 2005 г.
- Горбачев Н. И. Идет война народная. М: «Детская литература» - 2007.
- Никифоров А. Ю. Великая Отечественная война. Иллюстрированная энциклопедия. М: «ОЛМА ПРЕСС образование» - 2005.
- Кузовкин А. И. Памятники ратной доблести Коломны. Коломна – 2005 г.
- Новокрещенов М. В. Страницы Великой Победы. М: «Ювента» - 2008 г.
- Перкин В. П. Ашплатов А. И. Московия. М: «Московский писатель» - 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры».
Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры»....
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению.
Рабочая программа по духовно- нравственному направлению. Кружок "Этика: азбука добра"...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию "7-я"
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию "7-я"...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса
Пояснительная записка Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...
Рабочая программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования «Исток»
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучен...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей «В мире добра».
Клуб «В мире добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования....
Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников
В программе представлено КТП по духовно - нравственному воспитанию младших школьников....