Программа духовно-нравственного воспитания уч-ся 4 класса
статья (4 класс) по теме
В программе отражены основные цели, задачи, формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duh-nravstv._vospitaniya_4_klass.docx | 66.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Ревда
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Еврогимназия»
_________________________________________________________
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4 КЛАССА
Составитель:
Татарова Т.Л.., учитель начальных классов
Ревда, 2015г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- ФЗ РФ “Об образовании”№ 273 ФЗ от 23.07.2013.;
- Областной закон «Об образовании в Свердловской области», от 15. 07.2013г.№78- ОЗ;
- Стратегия социально-экономического развития Ревдинского района до 2015 года, решение Ревдинской районной думы №275 от 28.11.20002 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, приказ МНиО РФ № 373 от 6 октября 2009 г. (далее – «ФГОС»);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция);
- Концепцией воспитательной системы МАОУ гимназия «Еврогимназия»
- Устав МАОУ гимназия «Еврогимназия».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования Еврогимназии.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, специфики образовательного учреждения, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Настоящая программа представлена разделами:
- «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МАОУ «Еврогимназия»»;
- «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
- «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
- «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
- «Календарный план реализации направлений работы на 2015-2016 учебный год»
- «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Цели:
1.Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
2.Гуманизация межличностных отношений педагогов и учащихся и других субъектов воспитательного процесса.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования --высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Ценностные установки
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности. Традиционными источниками нравственности являются следующие базовые ценности:
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружа
ющей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и цен
ностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.
Принцип полисубъектности воспитания Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Кроме того, воспитательная система Еврогимназии строится на следующих идеях обучения и воспитания:
- гуманизации и гуманитаризации;
- демократизации жизни и управления школой;
- вариативности и свободы выбора каждым ученикам рода занятий, содержания и организационных форм образования;
- развивающего и воспитывающего обучения и воспитания, направленного на непрерывный поиск наиболее оптимистичных форм, методов обучения и воспитания;
- сотрудничества, неформального общения, сотворчество.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Направления деятельности и формы занятий с обучающимися
Гражданско-правовое, патриотическое направление
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации;
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий);
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
• участие во встречах и беседах с выпускниками своей
школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших
собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;
- Формирование устойчивых представлений о необходимости последовательно поддерживать и совершенствовать лучшие традиции образовательного учреждения.
- Воспитание чувства гордости за принадлежность к коллективу Еврогимназии, готовности отстаивать честь и поддерживать авторитет учебного заведения.
- Воспитание тех высоких нравственных и профессиональных качеств, которые неразрывно связаны с деятельностью УЧИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ.
- Формирование умений и навыков, необходимых для соблюдения принятых в образовательном учреждении традиций, ритуалов, использования символики, атрибутов.
- опыт по созданию и развитию воспитывающей среды ОУ как фактора успешности обучающихся в различных видах деятельности.
Информационно-просветительское направление
1.Целенаправленное систематическое просвещение педагогического и ученического коллективов о сущности, содержании воспитательной работы в образовательном учреждении.
2.Систематическое информирование о наиболее интересных, прогрессивных формах организации воспитательной работы в различных образовательных учреждениях.
3.Организация мониторингового отслеживания и определение эффективности воспитательной работы в целях своевременной корректировки, блокирования негативных тенденций и усиления позитивных.
Социальное направление
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования;
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших
достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Спортивно-оздоровительное направление
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями ;
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
• усвоение элементарных представлений об экокультур-
ных ценностях, традициях этического отношения к природе
в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственно чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц и т. д.);
- посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
- Общекультурное направление
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России;
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами );
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе УДО);
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
Календарный план реализации направлений работы на 2015-2016учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1. Информационно-просветительское | |||
1. | Информационное родительское собрание для родителей Тема: «Подготовка ребенка к школе» | август | Кл. руководитель |
2. | Информационное родительское собрание для родителей учащихся Тема: «Организация образовательного процесса в Еврогимназии. Планирование внеурочной деятельности класса 2015-16уч. год» | сентябрь | Кл. руководитель |
3. | Оформление классного уголка | сентябрь | Кл. руководитель, родительский комитет |
4. | Родительское собрание-круглый стол. Тема: «Исследовательские проекты в начальной школе» | Октябрь | Кл. руководитель |
5. | Индивидуальные собеседования с родителями учащихся по итогам проведения входных контрольных работ. | 1-я неделя октября | Кл. руководитель |
6. | День открытых дверей для родителей учащихся. | 1 раз в полугодие | Кл. руководитель |
7 | Мониторинг уровня воспитанности учащихся. | Сентябрь-октябрь май | Кл. руководитель |
8. | Индивидуальные встречи и консультации с родителями | Ежемесячно (2 неделя) | Кл. руководитель |
10. | Родительское собрание-конференция. Тема: «Итоги первого полугодия четвёртого класса» | декабрь | Кл. руководитель, учащиеся, родители |
11. | Выпуск праздничных номеров газеты к Новому году. | декабрь | Кл. рукодитель, учащиеся, родители |
12. | Родительское собрание - практикум Тема: Знаете ли вы своего ребенка? | февраль | Кл. руководитель, психолог |
13. | Размещение информации о жизни класса на сайте | ежемесячно | Кл. руководитель, родители. |
14. | Подготовка информационно-просветительских и методических материалов по тематике воспитательной работы для родителей. | ежемесячно | Кл. руководитель |
15. | Родительское собрание – встреча с психологом. Тема: «Как общаться со своим ребенком?» | март | Кл. руководитель, психолог |
16. | Праздник «Парад школьных наук» | май | Кл. руководитель |
17. | Родительское собрание. Тема: «Организация летнего отдыха детей. Перспективы обучения в 5 классе». | май | Кл. руководитель |
2. Адаптационное | |||
1. | Формирование основ безопасного поведения в гимназии и на улице | сентябрь-октябрь | Кл. руководитель |
2. | Организация перемен (музыкальные флеш-моб) | сентябрь | Кл. руководитель |
3. | Организация комфортных эргономических условий в классе (учебная зона, игровая, хозяйственная) | Сентябрь. октябрь | Кл. руководитель, родители уч-ся |
4. | Оформление классного уголка для субъектов образовательного процесса | ежемесячно | Кл. руководитель, родители об-ся |
5. | Организация встреч с родителями | весь период | Кл. руководитель |
6. | Родительское собрание на тему: «Адаптация учащихся 4 класса к школьной жизни» | сентябрь | Кл. руководитель, администрация |
7. | Выборы родительского актива. Заседание родительского комитета класса. | Сентябрь, Ежемесячно (3-й четверг) | Председатель родительского комитета |
8. | Введение поручений (староста, дежурный по классу, дежурные по этажу и др.) | октябрь | Кл. руководитель |
11. | Организация спортивно-массовых мероприятий для сплочения родительско-детского коллектива-поход класса на «Оленьи ручьи» | сентябрь | Кл. руководитель, родители об-ся |
12 | Организация спортивно-массовых мероприятий для сплочения родительско-детского коллектива - Турслет | сентябрь | Кл. руководитель, администрация |
13 | Организация помощи в учебной деятельности учащимся | в течение года | Кл. руководитель |
14 | Индивидуальная работа с учащимися, беседы с преподавателями по вопросам принятия и выполнения правил и норм школьной жизни | в течение года | Кл. руководитель, администрация |
3.Спортивно-оздоровительное | |||
1. | Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий - Веселые старты - «Папа, мама, я – спортивная семья» - Поход на лыжах - Выезд на турбазу - Катание с гор - Участие в спартакиаде гимназии | в течение года ноябрь февраль январь-март по графику | Кл. руководитель |
4.Учебно-социальное направление | |||
1. | Экскурсии в природу: - осенняя -зимняя - весенняя - поездка в Екатеринбургский зоопарк | Сентябрь Декабрь Апрель май | Кл. руководитель |
2. | Проведение сезонных праздников: - праздник осени - День Земли (экологическая игра) | Октябрь апрель | |
3 | Изготовление праздничных открыток к 23 феврали и 8 марта для ветеранов.Проведение санитарно-просветительской работы в образовательном учреждении - беседы по ознакомлению с санитарно-гигиеническими правилами - проведение генеральных уборок класса | весь период последний день четверти | Кл. руководитель, администрация, медицинский работник |
4. | Организация трудовой деятельности учащихся по поддержанию чистоты и сохранности инвентаря в учебных кабинетах | два раза в месяц | Кл. руководитель, администрация |
5. | Организация дежурства на этаже, в классе | С октября | Кл. руководитель |
6. | Принятие административно-воспитательных мер к учащимся, нарушающим Правила внутреннего распорядка | весь период | Кл. руководитель |
4. Гражданско-правовое, патриотическое | |||
1. | Всероссийский массовый забег «Кросс наций» | Сентябрь | Кл. руководитель, родители |
3. | Поход класса в музей образования (детский клуб «Ровесник» | октябрь | Кл. руководитель, родители |
4. | Беседа с презентацией «4 ноября – День Единства» | Ноябрь | Кл. руководитель |
5. | Подготовка выставки рисунков и фотографий, посвященной дню матери | ноябрь | Кл. руководитель, родители |
6. | Подготовка выставки рисунков и фотографий, посвященной дню защитника Отечества | февраль | Кл. руководитель, родители |
7. | Смотр строя и формы российских войск | февраль | Кл. руководитель, родители |
8. | Всероссийский старт «Лыжня России» | февраль | Кл. руководитель, родители |
9. | Конкурс стихов об армии | январь-февраль | Кл. руководитель, родители |
10 | Просмотр кинофильма ко Дню Победы и организация беседы | май | Кл. руководитель, родители |
11 | Организация экскурсии по городу для учащихся «Город, который умеет помнить…» | май | Кл. руководитель, родители |
5. Общекультурное | |||
1. | Организация и проведение традиционных мероприятий образовательного учреждения | в течение года по отдельному плану | Кл. руководитель, родители |
2. | Торжественная линейка, праздник посвященная началу учебного года. | 1 сентября | Кл. руководитель, родители, администрация |
3. | Конкурс рисунков «Очарование Урала» | Октябрь | Кл.руководитель, родители |
4 | Участие в конкурсах чтецов «Осень золотая» | Октябрь | Кл.руководитель, родители |
5. | Поездка в театр «Каляда» г. Екатеринбурга | Ноябрь | Кл.руководитель, родители |
6. | Неделя гимназиста (участие в конкурсах чтецов, рисунков, викторине) | Ноябрь | Кл. руководитель |
7. | Участие в гимназическом празднике «Посвящение в гимназисты» | Ноябрь | Кл. руководитель, родители |
8. | Городские конкурсы: - «Подарок для мамы» - Конкурс чтецов, посвященный Всесоюзному Дню детства | ноябрь | Кл. руководитель, родители |
Конкурсно-концертная программа, посвященная Дню Матери | ноябрь | Кл. руководитель, родители | |
9. | Поход в кинотеатр « Атом» | ноябрь | Кл. руководитель, родители |
10. | Новогодние мероприятия в гимназии. Изготовление новогодних украшений, открыток, подарков | декабрь | Кл. руководитель, родители |
11. | Конкурс стихов о Новом годе | декабрь | Кл. руководитель |
12. | Праздничная новогодняя программа «У елки» | 23-26 декабря | Кл. руководитель, родители |
13. | Поездка в театр оперы и балета на балет «Белоснежка и семь гномов» | 27 декабря | Кл. руководитель, родители |
14. | Изготовление праздничных открыток к 23 феврали и 8 марта. | Февраль, март | Кл.руководитель |
15. | Выставка фото-портретов «Милой мамочки портрет» | март | Кл. руководитель |
16 | Конкурсно-концертная программа, посвященная 8 Марта | март | Кл. руководитель, родители |
17. | Участие в конкурсе «Лучшая классная семья – 2013-14уч.год» | апрель | Кл. руководитель, родители |
18. | Прием директором лучших учеников | май | администрация |
19. | Фестиваль творчества | в течение года | Кл. руководитель, родители |
20. | Гала-концерт фестиваля творчества «Созвездие талантов» | апрель | Кл. руководитель, родители |
21. | Мероприятия, посвященные международному Дню защиты детей | 1 июня | Кл. руководитель, родители |
6. Традиционно-символическое | |||
1. | Участие в разработке символики класса | Сентябрь-октябрь | Кл. руководитель, родители |
2. | Знакомство с Гимном Еврогимназии. | Октябрь | Кл. руководитель |
3. | Беседа с презентацией «Символы России» | Октябрь-ноябрь | Кл.руководитель |
4. | Проведение конкурса на эмблему класса | октябрь | Кл. руководитель, родители |
5. | Продолжение «Летописи класса». | Ноябрь, май | Кл. руководитель, родители |
6. | Проведение традиционных встреч директора с активом родителей | В течение года | Кл. руководитель, родители |
| |||
1 | Экскурсия по городу. | Сентябрь | Кл.руководитель |
2 | Научное общество учащихся начальных классов «Я-исследователь». | 1 час в неделю | Кл.руководитель |
3 | Подготовка и просмотр презентации «Труд наших родных» | Ноябрь | Кл.руководитель |
4 | Участие в интеллектуальных соревнованиях разного уровней | В течение года | Кл.руководитель |
5 | Экскурсия «Здесь работает моя мама (мой папа)» | По согласованию с родителями | Кл. руководитель, родители |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Т.о, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах,
проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
- имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;
- являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической...