Программа внеурочной деятельности "Планета детства"
рабочая программа по теме
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_detstva_2.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждена»
Приказ №_111/1-0 от «01.09. 2012г.»
Директор МБОУ Игримская СОШ №1
Остапчук Л. И.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
2В класс
Составитель:
учитель первой категории
Нижибецкая Людмила Валериевна
Игрим, 2012 г.
Пояснительная записка
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться; способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом.
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция классного руководителя.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Программа реализует два направления: обще-интеллектуальное и социальное.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы
Материально-техническое обеспечение:
- учебные кабинеты школы
- кабинет информатики
- аудио-аппаратура
- наглядные пособия, макеты
- \дидактические материалы (методические рекомендации, разработки, сценарии, научно –методическая литература).
Сроки реализации:
2012-2013 учебный год
Участники программы: учащиеся 1-4-х классов.
Социальное направление
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К.Д.Ушинский.
Задачи воспитания:
* способствовать тому, чтобы каждый ученик понял, что даже будни может труд сделать праздничными днями;
* приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Курс «Мир профессий» реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Цель курса: подготовка основы для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
- обогащение представлений о различных сторонах профессий;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и
способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Структура занятий:
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- Что я знаю об этой профессии;
- Что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- Какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- Что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. Наиболее распространённым методом профориентации в младших классах является беседа. Важно, чтобы она была логично связана с учебным материалом и проходила при активном участии детей. Для этого ученикам можно предварительно дать несложные задания, которые отвечают теме беседы. Профориентационная беседа не является каким-то отдельным методом, она используется в сочетании с другими методами профориентации. Например, при проведении беседы по конкретной профессии желательно использовать наглядные методы (телевидение, кинофильмы, презентации) и практические (игры, тренинговые задания).
Важная роль в профориентационной работе принадлежит внеклассным мероприятиям. Правильно организованные мероприятия развивают способности детей, их творческую активность. В процессе внеклассной профориентационной работы происходит расширение, углубление, закрепление основных профориентационных идей; выбор содержания профориентационной внеклассной работы направлен на создание возможностей для проявления самостоятельности и творчества учеников в разных сферах деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, и др.). Все формы внеклассной работы способствуют активному применению знаний имеющихся, у учеников, и стимулируют усвоение новых понятий, умений и навыков, необходимых для будущей предпрофильной ориентации.
Критерии успешности прохождения курса:
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля:
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Предполагаемый результат
Учащиеся должны:
- владеть информацией о разнообразии мира профессий.
- владеть специальной терминологией;
- понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
- выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
- объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
- устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
- самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
- устанавливать отношения в трудовых группах;
- организовывать свою работу и работу товарищей;
- самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.
Содержание курса
№п/п | Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Опыт коллективно-творческой деятельности | |||
Введение в мир профессий | 7 |
| |
Профессии в школе | 3 | ||
Знакомство с различными профессиями | 12 | ||
Проект «Азбука профессий» | 6 | ||
Профессия моих родителей | 3 | ||
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | ||
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 2 | ||
Итого | 34 час. |
Календарно-тематическое планирование (34 недели, 34 часа – 1 час в неделю).
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание |
1 триместр | ||||
Введение в мир профессий | ||||
1-2 | 06.09 13.09 | Зачем человек трудится? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» |
3-4 | 20.09 27.09 | Какие профессии ты знаешь? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» |
5 | 04.10 | Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. |
6 | 11.10 | Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? |
7 | 18.10 | Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» |
Профессии в школе | ||||
8 | 25.10 | Профессия - учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа». |
9 | 01.11 | Профессия - библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. |
10 | 15.11 | Проект «В библиотеке» | 1 | Сбор материала. Написание проекта. |
Знакомство с различными профессиями | ||||
11-12 | 22.11 29.11 | Профессия - продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» |
2 триместр | ||||
13-14 | 06.12 13.12 | Профессия - парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую. |
15-16 | 20.12 27.12 | Профессия - повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . |
17-18 | 17.01 24.01 | Профессия - почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. |
19-20 | 31.01 07.02 | Профессия – врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». |
21-22 | 14.02 21.02 | Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» |
Проект «Азбука профессий» | ||||
23 | 28.02 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. |
3 триместр | ||||
24 | 01.03 | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д |
25 | 15.03 | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К |
26 | 05.04 | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р |
27 | 12.04 | Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я |
28 | 19.04 | Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». |
Профессия моих родителей | ||||
29 30 | 26.04 03.05 | Кем работают мои родители? | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» |
31 | 10.05 | Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» |
Викторина «Что мы узнали?» | ||||
32 | 17.05 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» |
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | ||||
33-34 | 24.05 31.05 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 2 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
Обще-интеллектуальное направление
Первоначальное учение так важно для человека,
что можно сказать, решает участь всей его жизни.
В. Белинский.
Цель:
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
3. Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Курс «Размышляем, играем, творим» реализует обще-интеллектуальное направление программы.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе интеллектуального потенциала.
Задачи:
- Способствовать развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация др.;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Календарно-тематическое планирование (34 недели, 34 часа – 1 час в неделю).
№ | Дата | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов |
1 триместр | ||||
1. | 06.09 | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 |
2-3. | 13.09 20.09 | Литературная викторина. | Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено литературным произведениям. Назвать авторов, объяснить название произведения и др. | 2 |
4. | 27.09 | Сказка. | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 |
5. | 04.10 | В мире слов. | Найти общее определение, скажи по-другому, с каким предметом ассоциируется, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок. | 1 |
6. | 11.10 | Растения. | Найди логическую связь и скажи одним словом. Объясни название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение. | 1 |
7-8. | 18.10 25.10 | Овощи. Фрукты. Ягоды. | Закончи рифму. Объедини слова в пары, объясни выбор. По признакам назови предмет. Творческая работа: опиши предмет. | 2 |
9. | 01.11 | Логические задачи. | Упражнения на развитие логической связи и мышления. Компьютерные игры. | 1 |
10. | 15.11 | Явления природы. | Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку. | 1 |
11. | 22.11 | Животный мир. | Назови одним словом группу предметов. Раздели по признаку. Кто где живет. Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего. | 1 |
12. | 29.11 | Домашние животные. | Упражнения на развитие логического мышления. Слуховая зарядка. Творческая работа: разгадывание загадок. | 1 |
2 триместр | ||||
13. | 06.12 13.12 | Птицы. | Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц. | 1 |
14. | 13.12 | Урок творчества. | Проектная работа: составление игр. | 1 |
15. | 20.12 | Человек и его дело. | Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. Произведения о профессиях. Найдите связь между словами. | 1 |
16. | 27.12 | Семья. | Решение простых логических задач. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа совместно с родителями: моя семья | 1 |
17. | 17.01 | Мир предметов и вещей. | Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами. Разработка в приложении 1(3) | 1 |
18. | 24.01 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | Применение знаний по предмету математика. | 1 |
19. | 31.01 | Вещи вокруг нас. | Назови одним словом. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации. | 1 |
20 | 07.02 | Конкурс эрудитов. | 1 | |
21. | 14.02 | Игра. Спорт. | Кто есть кто? Подбери пару. Практическая работа: разучивание новых игр. | 1 |
22. | 21.02 | Транспорт. | По какому признаку объединили? Развитие образного мышления: на что похож предмет? Творческая работа: продолжи рифму. | 1 |
23. | 28.02 | Родной край. | Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе. | 1 |
3 триместр | ||||
24. | 01.03 | Урок творчества. | Составление разных лабиринтов. | 1 |
25. | 15.03 | Человек и его поступки. | Развитие речи. Скажи наоборот. Решение логических задач. | 1 |
26. | 05.04 | Разноцветный мир. | Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы. | 1 |
27. | 12.04 | Ориентировка во времени. | Развитие временного мышления. Назови одним словом. Практическая работа: решение ребусов, логических задач. | 1 |
28. | 19.04 | Форма. Направления. | Развитие мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Назови противоположные по смыслу слова. Развитие образного мышления. На что похоже. | 1 |
29. | 26.04 | Количество и счет. Величина. | Развитие внимания и памяти. Математические задачки. Компьютерные игры. | 1 |
30. | 03.05 | Ото всюду обо всем. | Практическая работа: решение проблемных ситуаций. Отвечай быстро. | 1 |
31. | 10.05 | Буквы. | Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус. | 1 |
32. | 17.05 | Школа. | Продолжи закономерность. Расшифруй. | 1 |
33. | 24.05 | Логические задачи. | Решение логических задач. | 1 |
34. | 31.05 | Итоговое занятие. Тест достижений. | Подвести итоги кружка. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д. | 1 |
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
2. Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Рекомендуемая литература
- Азбука нравственного воспитания И.А.Каиров, О.С.Богданова.
- Проведение праздников в начальных классах В.А.Георгиевский
- Начальное техническое моделирование Л.А.Болотина, А.П.Журавлева
- От игры к знаниям Е.М.Минскин
- Игры-путешествия Е.А.Немежанская
- Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
- Классный час играючи В.А.Герасимова
- Игры в самих себя О.А.Казанский
- Воспитательная работа в начальной школе С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению танцевальный кружок "Детство".
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 1 класса и рас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыва...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Программа внеурочной деятельности "Планета детства"
Программа внеурочной деятельности на ступень 1-4 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» по социальному направлению
В даннойпрограмме представлена программа курса по социальному направлению и ктп с 1по 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"
рабочая программа...