Календарно-тематическое планирование факультатива "В мире книг"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Мой материал будет полезен для учителей, составляющих тематическое планирование для факультатива "В мире книг", на год для второго класса. Автор: Ефросинина Л.А. В планировании расписаны формируемые универсальные учебные действия, которые вырабатываются на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_plan.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативное занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели:
- Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
- Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Общая характеристика факультатива.
Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Место факультатива в учебном плане.
С 1 по 4 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2–4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Содержание программы.
2 класс (33 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной
книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб-
лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова
и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек-
тронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от-
дельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч-
ном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михал-
ков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). По-
исковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений
о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы
о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки-
бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра-
фии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле-
нию, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Универсальные учебные действия:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-
надлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Книга, здравствуй! | 3 |
2 | Книгочей – любитель чтения. | 2 |
3 | Книги о твоих ровесниках. | 4 |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. | 4 |
5 | Писатели – сказочники. | 4 |
6 | Книги о детях. | 4 |
7 | Старые добрые сказки. | 4 |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 3 |
9 | Защитникам Отечества посвящается. | 3 |
10 | По страницам любимых книг. | 3 |
Всего часов: | 34 |
Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
3. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Названия темы занятия | Содержание изучаемого материала | Кол-во час. | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
1 | Книга, здравствуй! | 3 | |||
1 | Учебная книга и ее справочный аппарат. | Роль книги в жизни человека. | 1 | сентябрь | |
2 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». | Пословицы о книге и учении. Самостоятельное чтение выбранной книги. | 1 | сентябрь | |
3 | Художественные книги. Художники-оформители. | Правила работы с книгой. Иллюстрации и их роль в книге. | 1 | сентябрь | |
2 | Книгочей – любитель чтения. | 2 | |||
4 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Работа с каталожной карточкой. | 1 | сентябрь | |
5 | Викторина «Что вы знаете о книге?» | Вопросы викторины. Игра «Я – библиотекарь». | 1 | октябрь | |
3 | Книги о твоих ровесниках. | 4 | |||
6 | Дети – герои детских книг. | Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и др. | 1 | октябрь | |
7 | В.Железников «Таня и Юсник» | Чтение и рассматривание книги. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». | 1 | октябрь | |
8 | Читальный зал. | Чтение произведений о детях в детских журналах. | 1 | октябрь | |
9 | Живой журнал «Парад героев-сверстников» | Инсценирование эпизодов из рассказов о детях. | 1 | ноябрь | |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. | 4 | |||
10 | Книги-сборники малых жанров фольклора. | Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. | 1 | ноябрь | |
11 | Загадки. | Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». | 1 | ноябрь | |
12 | Скороговорки. | Конкурс «Чистоговорщики». | 1 | ноябрь | |
13 | Проект «Живой цветок народной мудрости» | Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | 1 | декабрь | |
Писатели – сказочники. | 4 | ||||
14 | Книги с литературными сказками. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | декабрь | |
15 | Книги писателей-сказочников. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | декабрь | |
16 | Герои сказок. | Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | 1 | декабрь | |
17 | Лукошко сказок. | Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки. | 1 | январь | |
Книги о детях. | 4 | ||||
18-19 | Книги-сборники о детях и для детей. | Книги В.Осеевой, Н.Носова, С.Михалкова и др. | 2 | январь | |
20 | Книги о животных. | Книги В.Бианки, Э.Шима, Н.Сладков и др. | 1 | февраль | |
21 | Книги-сборники стихотворений для детей. | Стихи Я.Акима, С.Маршака, А.Барто. | 1 | февраль | |
Старые добрые сказки. | 4 | ||||
22 | Книги сказок народов мира. | Сборники сказок. Выставка. | 1 | февраль | |
23 | Сказки народов других стран. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 | февраль | |
24 | Сказки народов мира. | Сказки с «бродячими» сюжетами (р.н.с. «Снегурочка», я.н.с. «Журушка»). Поисковая работа. | 1 | март | |
25 | Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. | Как самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. | 1 | март | |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 3 | ||||
26-27 | Книги о семье, маме, детях. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 2 | март апрель | |
28 | Мини-проекты. | Работа в группах по темам «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье», «Колыбельные песни». | 1 | апрель | |
Защитникам Отечества посвящается. | 3 | ||||
29 | Книги о защитниках Отечества. | Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | апрель | |
30 | А.Гайдар «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твердом слове» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | апрель | |
31 | Защитники Отечества в твоей семье. | Фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Рассказы детей о своих родных-ветеранах ВОВ. | 1 | май | |
По страницам любимых книг. | 3 | ||||
32 | Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | май | |
33 | Презентация любимой книги. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | май | |
34 | Коллективная творческая работа. | Создание комиксов и веселых историй по прочитанным произведениям. | 1 | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
календарно - тематическое планипование по окружающему миру
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, УМК "Гармония" авт. О.Т.Поглазова содержит темы, кол - во часов, предметные умения, ууд, характеристику деятельности учащихся, форму...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...