Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
Программа обеспечена следующим УМК:
1. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Холодова О.А., 2012.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей внеурочной деятельности является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Общая характеристика содержания занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 35минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Место кружковых занятий в плане внеурочной деятельности
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. В первом классе планируется 33 занятия.
Ценностные ориентиры
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Личностные результаты
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»
В основе лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Дата | № занятия | Тема | Виды деятельности обучающихся | Общее количество часов | Число аудиторных часов | Число внеаудиторных часов | |
По плану | По факту | ||||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. | 1 | 1 | |||
2 | Тренировка слуховой зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. | 1 | 1 | |||
3 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
| Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. | 1 | 1 | |||
4 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка внимания.. Графический диктант | Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. | 1 | 1 | |||
5 | Развитие концентрации внимания, мышления. Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. | 1 | 1 | |||
6 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Графический диктант | Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. | 1 | 1 | |||
7 | Совершенствование воображения и мыслительных операций Развитие логического мышления. Графический диктант | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | 1 | 1 | |||
8 | Тренировка внимания. Развитие концентрации внимания и мышления. | Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | 1 | 1 | |||
9 | Тренировка слуховой памяти. Развитие логического мышления. Графический диктант | Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | 1 | 1 | |||
10 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Определять на глаз размеры предмета. Выделять черты сходства и различия | 1 | 1 | |||
11 | Совершенствование воображения и мыслительных операций Развитие аналитических способностей | Объяснять закономерности. | 1 | 1 | |||
12 | Тренировка внимания. Развитие мышления и концентрации внимания. Графический диктант | Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов | 1 | 1 | |||
13 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. | 1 | 1 | |||
14 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Объяснять закономерности | 1 | 1 | |||
15 | Развитие логического мышления и концентрации внимания. Тренировка внимания. | Описывать признаки геометрических фигур. | 1 | 1 | |||
16 | Тренировка слуховой памяти и зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Находить и выделять признаки разных предметов. | 1 | 1 | |||
17 | Совершенствование воображения и мыслительных операций Развитие логического мышления. Рисуем по образцу | Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. | 1 | 1 | |||
18 | Тренировка внимания. Развитие мышления и концентрации внимания. Графический диктант | Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. | 1 | 1 | |||
19 | Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | Давать несложные определения понятиям. | 1 | 1 | |||
20 | Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | 1 | 1 | |||
21 | Развитие логического мышления и концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
| Излагать свои мысли ясно и последовательно | 1 | 1 | |||
22 | Тренировка слуховой памяти и зрительной памяти Развитие мышления. Графический диктант | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. | 1 | 1 | |||
23 | Тренировка слуховой памяти и зрительной памяти Развитие мышления. Графический диктант | Выделять закономерности, завершать схемы. | 1 | 1 | |||
24 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка внимания. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | 1 | |||
25 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | 1 | 1 | |||
26 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления и логического мышления.. | Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. | 1 | 1 | |||
27 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. и аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | 1 | 1 | |||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Развитие логического мышления. | Объяснять закономерности. | 1 | 1 | |||
29 | Развитие концентрации внимания и развитие мышления. Тренировка внимания и слуховой памяти. Графический диктант | Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. | 1 | 1 | |||
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. | 1 | 1 | |||
31 | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | 1 | 1 | |||
32 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания и слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. | 1 | 1 | |||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер Принтер лазерный | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций. Наборы цветной бумаги, картона. Заготовки природного материала. | |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Демонстрационная подставка (для образцов, изготовляемых изделий), Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Рамки паспарту для экспонирования детских работ на выставках. Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...