Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Артамонова Ольга Николаевна

Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_umniki.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании м /о учителей начальных классов.

Протокол № 1 от 29.08.13

Руководитель м/о

___________Терлецкая Н.В.

  .

Утверждаю

Директор МОУ «Средняя школа № 27»

______________ Москаев И.М.

   

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умники и умницы»

во 2 А классе

на 2013-2014 учебный год

 по ОС «Школа 2100»

Составитель: учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа № 27»

Артамонова О.Н.

2013 г.


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе  программы развивающего курса «Умницы и умники» О.В. Холодовой.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2012 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результат освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Целью обучения данной программы является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

1.Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

4. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс  создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление данного курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Общая характеристика

Развивающие занятия по программе О. Холодовой «Умники и умницы»:

а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова, числа;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
  • определять отношение между предметами типа род—вид;
  • осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
  • определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
  • развивать речь;
  • использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

б) специально учат ребенка  восприятию:

  • выделять главные признаки;
  • развивать процессы анализа и обобщения;
  • пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;
  • сравнивать.

в) обучают  наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):

  • агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);
  • схематизация;
  • типизация;
  • акцентирование.

д) развивают фантазию путем:

  • аналогии;
  • синтеза.

е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:

  • понимание цели запоминания;
  • составление плана;
  • опора на наглядный материал;
  • повышение мотивации запоминания;
  • включение в игровую и трудовую деятельность;
  • использование соревнований.

ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

  • игры;
  • кроссворды;
  • брейн-ринг;
  • тесты;
  • алгоритмы;
  • ситуативные задачи;
  • анализ конкретных ситуаций.

з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к   истории родного города, его архитектуре и традициям.

и)  формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий  при освоении учащимися исторического учебного материал:

  • образные задания;
  • логические задания;
  • проблемные задания;
  • экскурсии;
  • составление проектных работ;
  • поисковые задания.

Описание места в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» внеурочное занятие «Умники и умницы» включает 68 часов в год, 2 часа  в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

№п/п

Наименование разделов и тем

Из них

Максимал. нагрузка,

ч

Теорет. обучение, ч

Практич. работы, ч

Контрол. работы, ч

Экскурс.

ч

Самост. работы,

ч

I

Развитие внимания

18

18

II

Развитие памяти

14

14

III

Развитие мышления

18

18

IV

Развитие воображения

18

18

Итого:

68

68

Содержание программы

Содержание дополнительной  программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления

Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Содержание 2 года обучения.

Тренировка психических процессов:

развитие концентрации внимания;

тренировка внимания;

тренировка слуховой памяти;

тренировка зрительной памяти;

совершенствование воображения;

развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Задания геометрического характера.

 уникурсальные кривые;

составление и моделирование предметов;

построение фигур из счетных палочек;

построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера.

арифметический шифр;

математический фокус ;

арифметические лабиринты с воротами;

математические ребусы;

магические квадраты 3*3;

Нестандартные задания логического характера

анаграмма;

комбинаторные задачи;

задачи с альтернативным условием.

Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

Календарно-тематическое планирование

занятий по внеурочной деятельности «Умники и умницы» во 2-м классе

(68 часов – 2 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Всего часов

Дата проведения

по плану

фактич.

1-2

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

2

3-4

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.

2

5-6

Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

7-8

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

9-10

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.

2

11-12

Поиск закономерностей.

2

13-14

Развитие быстроты реакции.

2

15-16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

17-18

Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз.

2

19-20

Тренировка слуховой памяти.

2

21-22

Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

2

23-24

Поиск закономерностей.

2

25-26

Совершенствование воображения.  Ребусы.

2

27-28

Многоугольники. Многогранники.

2

29-30

Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.

2

31-32

Развитие концентрации внимания.

2

33-34

Тренировка внимания. Веселая переменка.

2

35-36

Тренировка слуховой памяти.

2

37-38

Тренировка зрительной памяти.  Коррегирующая гимнастика для глаз.

2

39-40

Поиск закономерностей.  Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

41-42

Совершенствование воображения. Ребусы.

2

43-44

Развитие быстроты реакции.

2

45-46

Тренировка концентрации внимания.

2

47-48

Тренировка внимания. Веселая переменка.

2

49-50

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

2

51-52

Тренировка зрительной памяти.

2

53-54

Поиск закономерностей.

2

55-56

Совершенствование воображения. Веселая переменка.

2

57-58

Развитие быстроты реакции.

2

59-60

Развитие концентрации внимания.

2

61-62

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

63-64

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

2

65-66

Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз.

2

67-68

Поиск закономерностей. Числовые закономерности.

2

Учебно-методическое обеспечение

Основная учебно-методическая литература.

1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.

Дополнительная учебно-методическая литература.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

2.Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

6.Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

7.Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

8.Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

9.Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособие для учителя. Москва. «Рост», 2007г.

16. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". – Российская газета. – № 5976. –31.12.2012.

17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий под ред. в, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др. в начальной школе: от действия к мысли: пчальной школы в условиях введения ново: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2010– (Стандарты второго поколения).

18. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009– (Стандарты второго поколения).

Интернет-источники

http://www.school2100.ru/

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 2 класса :

  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособие для учителя. Москва. «Рост», 2007г.

Методические рекомендации для учителя.



К



В соответствии с ФГОС

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Сканер

Принтер

1

1

1

1

1

1

Игры и игрушки

Наборы конструкторов

Настольные развивающие игры

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

1

5

1

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"...