Классный час по теме "Заповедные места Югры"
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Заповедные места Югры»
Цель: формирование представления о заповедниках ХМАО – Югры.
Задачи:
Достижение личностных результатов:
- личностное самоопределение;
- понимание важности охраны природы.
Достижение метапредметных результатов:
- Формирование регулятивных УУД:
- выделение и сохранение цели, заданной в виде продукта действия;
2. Формирование коммуникативных УУД:
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Форма: виртуальная экскурсия
Методы и приемы: беседа, дискуссия, работа с текстом
Оборудование: презентация, тексты.
План предварительной подготовки: составить тексты о заповедниках Югры, сделать презентацию.
План проведения
Название этапов и подэтапов | Предполагаемое время |
1.Вступительная часть 1.1. Актуализация знаний 1.2. Определение темы занятия | 3 мин. |
2. Основная часть 2.1. Заповедники Югры 2.2. «Экспедиция по заповедным местам Югры» | 25 мин. 5 мин 20 мин. |
3. Заключительная часть 3.1. Итоги занятия | 2 мин. |
Литература:
Экологический портал Югры. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ecougra.ru/
Этапы и подэтапы занятия | Задача каждого этапа, подэтапа занятия | Методы и приёмы, используемые на каждом этапе и подэтапе занятия | Содержание этапа | Примечание |
1. Вступительная часть | ||||
1.1. Актуализация знаний | Подведение к теме занятия | Разгадывание «паутинки» | - Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в интересное путешествие. - Ребята, посмотрите, тема нашего занятия запуталась в паутинке! Давайте распутаем ее! | Слайд 1 |
1.2. Определение темы, целей занятия | Постановка цели занятия | Беседа | - Распутали? Молодцы! Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? - Надо отметить, что в зависимости от своих особенностей особо охраняемые территории делятся на государственные природные заповедники, заказники, природные парки и памятники природы. Их основная задача – охрана уникальных природных богатств и грамотное использование биоресурсов. | |
2. Основная часть | ||||
2.1. Заповедники Югры | Беседа | - Хорошо. А что вы знаете про заповедники нашего округа? | Слайд 2 | |
2.2. «Экспедиция по заповедным местам Югры» | Познакомить с особо охраняемыми природными объектами ХМАО-Югры | Работа с текстом | - А теперь предлагаем вам отправиться в экспедицию в эти заповедники. - Но для того чтобы отправиться в экспедицию нам нужно подготовиться – узнать, что же это за заповедники и зачем они созданы. - Ребята, все закончили. - Теперь мы отправляемся в нашу экспедицию. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить названия всех заповедников нашего края. (Дети выходят по очереди и рассказывают) | Приложение 1 Рассказы сопровождаются презентацией |
3. Заключительная часть | ||||
3.1. Итоги занятия | Обобщение, подведение итогов. | Беседа | А теперь проверим, какими внимательными вы были! - Что такое заповедники? Для чего их делают? - Спасибо за занятие! И не забывайте правила, с которыми мы с вами познакомились на прошлом занятии! До свидания! | Слайд 45 |
паутинка будет на примере этой
Приложение 1
Государственный природный биологический заказник «Березовский» учрежден в 1978 году. Он расположен на северо-восточной части Березовского района. Общая площадь заповедника 43320 га. Создан с целью сохранения и естественного воспроизводства водоплавающих птиц, охотничьих животных, а также редких и исчезающих видов животных, птиц занесенных в Красную книгу РФ, Красную книгу ХМАО-Югры (черный аист, серый журавль, рысь, сибирская косуля, барсук и тетерев.), сохранение среды обитания, К основным охраняемым объектам относятся редкие и исчезающие растения |
Государственный природный заказник федерального подчинения «Васпухольский» создан 23 декабря 1993 года для группировки диких северных оленей. Из птиц обитает беркут, вероятно обитание черного аиста, кречета. На реках и озерах обитает ондатра. Из тетеревиных птиц круглый год обитают глухарь, рябчик и тетерев. Белая куропатка обычна в зимние сезоны. К наиболее важным объектам охраны в заказнике следует отнести также глухаря и галечные россыпи. Отмечаются массовые скопления глухаря на гальке в осенние сезоны. В границах заказника встречаются северный олень, лось, лисица, соболь, выдра, заяц-беляк, белка, медведь. |
Государственный природный заказник «Верхне-Кондинский» образован 30 апреля 1971 года с целью сохранения, воспроизводства и восстановления нуждающихся в охране диких животных вместе со средой их обитания, а также для поддержания общего экологического баланса. Под особой охраной находится популяция аборигенного западносибирского бобра и редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и места их обитания. В государственном природном заказнике «Верхне-Кондинский» встречается 19 видов редких птиц: краснозобая казарка, орлан-белохвост, стерх, скопа, беркут, сапсан, филин, краснозобая гагара. Все эти птицы внесены в Красную Книгу ХМАО-Югры и Красную Книгу РФ. На многочисленных водоемах заказника много водоплавающих и околоводных птиц, среди которых преобладают кряква, гоголь, белая трясогузка. Основу фауны млекопитающих составляют животные, характерные для тайги Западной Сибири, - медведь, лось, соболь, горностай, ласка, заяц-беляк, белка обыкновенная, белка-летяга, бурундук и др. В фауне рыб заказника преобладают карповые - елец, плотва, язь, карась. В большинстве рек и озер много щуки, окуня, ерша. |
Государственный природный заповедник «Малая Сосьва», организованный 17 февраля 1976 г., расположен на территории Советского и Березовского районов и имеет площадь более 225,5 тысяч гектаров. Первоначально основным объектом охраны в заповеднике должен был быть речной бобр. Другой ценный зверь заповедника — соболь. В настоящее время его численность здесь возрастает. В заповеднике охраняются такие характерные представители западносибирской таежной фауны, как выдра, дикий северный олень, лось, медведь, росомаха, горностай, глухарь и др. Особую ценность представляет стерх, или белый журавль, — исчезающий вид, внесенный в международную и национальную Красные книги. |
Государственный комплексный заказник регионального значения «Вогулка» организован с целью сохранения популяции лося и северного оленя на путях сезонной миграции на местах зимнего отстоя, сохранения и восстановления среды его обитания, а также для воспроизводства и охраны ценных промысловых видов зверей и птиц. Он создан 9 августа 1993 г. и находится в западной части Березовского района. Общая площадь заказника 64747,0 га. Здесь обитают практически все представители диких животных, характерные для Западной Сибири, из которых обычные лоси и дикий северный олень. Довольно высокая численность медведя. Изредка встречаются волк, росомаха. Обычны соболь, выдра, горностай, ондатра, заяц, белка, норка, красная лисица. |
Государственный природный заказник федерального подчинения «Елизаровский» создан на югорской земле 19 марта 1982 года в целях охраны и воспроизводства диких зверей, птиц, ценных промысловых рыб, редких видов растений, а также среды обитания животных, занесенных в Красные книги России и автономного округа. Расположен на Нижне-Обской низменности, на территории Ханты-Мансийского района. Его общая площадь составляет 76 600 гектаров. Основная гордость заказника – птицы. Согласно учетным данным, на территории заказника встречается свыше 200 видов птиц. Здесь сосредоточены их основные миграционные пути. В «Елизаровском» множество особей барсука. Численность барсуков, живущих колониями, постоянно увеличивается. Встречаются волк, росомаха, песец. |
Государственный природный заповедник «Юганский» расположен в юго-восточной части Сургутского района, в бассейне реки Большой Юган. Образован как крупнейший резерват таёжных ландшафтов 31 мая 1982 года. Занимает площадь 648,7 тыс. га. В Юганском заповеднике обитают около 40 видов таёжных млекопитающих. Наиболее распространены лось, бурый медведь, соболь, белка, бурундук, выдра, лесная куница, горностай, заяц-беляк, лисица, колонок и росомаха. Птиц более 180 видов, из которых преобладают глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, кулики, вальдшнепы, бекасы, утки, хищные совы, кукушки, дятлы. Встречаются также редкие птицы: филин, чернозобая гагара, серый журавль, чёрный коршун, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник, лебедь-кликун, чёрный стриж. На территории заповедника отмечено постоянное обитание десяти видов рыб. В различных водоёмах заповедника встречаются щука, окунь, ёрш, плотва, язь, елец, золотой и серебряный карась, а также пескарь и гольян. |
Природный парк «Самаровский Чугас» является природоохранным, рекреационным учреждением. Создан 17 октября 2000 года с целью охраны природных ландшафтов, сохранения и изучения историко-культурного наследия, экологического просвещения и научно-исследовательской деятельности, осуществления рекреационного использования территории. Наиболее ценными являются, преобладающие в Природном парке кедровники, они имеют площадь более 45 % от всей лесной территории. Средний возраст насаждений в природном парке «Самаровский чугас» - 108 лет |
Государственный биологический заказник регионального значения «Сорумский». Был создан с целью охраны путей миграции лося, сохранения и изучения популяции лося, воспроизводства и охраны ценных промысловых видов других животных и птиц, занесенных в Красную книгу. Поголовье лосей в группах варьируется от 2 до 12 животных. Территории заказника «Сорумский» имеет площадь 159,3 тыс. га. Кроме лосей обитают охраняемые виды: бурый медведь, соболь, выдра, горностай, колонок, белка, ондатра, заяц-беляк, лисица, росомаха, глухарь, тетерев, рябчик, лебеди, гуси, казарки, множество видов уток, а также орлан - белохвост, краснозобая казарка, сокол-сапсан, беркут, скопа, стрерх, сречет. Заказник «Сорумский» выполняет роль важнейшего резервата типичных таежных обитателей в северной части округа и интересен для туристов с точки зрения наблюдения за поголовьем лосей, обнаружения их лежбищ, и прочее. Тем самым возможно открытие туристического маршрута на территории заказника. |
Государственный природный заказник местного значения значения «Сургутский» создан с целью сохранения природных ландшафтов, для сохранения, восстановления и воспроизводства численности животных (в частности лося), а также в целях охраны редких и исчезающих видов флоры и фауны занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, сохранение среды их обитания, путей миграции, мест гнездования, поддержание общего экологического баланса на фоне интенсивной разработки и добычи нефти. На территории заказника «Сургутский» обитают 47 видов млекопитающих и 208 видов птиц. |
Памятник природы местного значения «Остров Смольный». Создан 16 июля 1992 г. создан с целью сохранения охрана водных объектов, омывающих остров, а так же сохранение типичных природных экосистем, имеющих эстетическое и рекреационное значения вблизи промышленного г. Мегион. Растительность острова разнообразная. Древесная растительность сочетается с разнотравьем. Среди древесной растительности преобладает сибирская сосна (кедр), обыкновенная сосна, осина, береза. Из древесно-кустарниковой растительности преобладают породы: ива, черемуха, смородина, шиповник. Остров богат животным миром, такой как ондатра, норка, заяц, мигрирует через остров белка, соболь, рыжая лиса, гнездятся на острове водоплавающие птицы. |
Государственный комплексный заказник регионального значения «Унторский». Год создания: 27 января 1989 года. Организован с целью сохранения воспроизводства и восстановления численности животных, птиц и среды их обитания. В заказнике обитают: орлан - белохвост, скопа, беркут. В летний период территория заказника является местом концентрации лося и дикого северного оленя. Территория заказника практически единственное место в районе, пригодное для постоянного обитания северного оленя. Довольно высокая численность медведя. В таежной части заказника встречаются глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка. |
Памятник природы местного значения «Лесоболотная зона «Большое Каюково» Год создания: 18 января 1980 года. Организован с целью – сохранения и изучения естественного хода природных процессов. Памятник природы расположен в южной части Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Фауна изучаемых территорий характеризуется средним разнообразием. На территории обитают пять видов земноводных и пресмыкающихся – это, серая жаба, остромордая лягушка, живородящая ящерица, обыкновенная гадюка. Видовой состав животных, обитающих на территории, характеризуется следующими видами животных и птиц: млекопитающие – северный олень, лось, соболь, бурый медведь, выдра, норка, росомаха, лисица, песец, белка, волк, рысь, заяц беляк, белка-летяга, колонок, горностай, ласка, ондатра; птицы – глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка. В окрестностях выявлено более 70 археологических объектов. На гриве, где расположены сами юрты выявлено не менее 30 памятников археологии. Археологические объекты представлены поселениями, городищами, могильниками и ловчими ямами и относятся к различным эпохам, начиная от неолита (новокаменного века) до новейшего времени (начало 20 столетия). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "ЗОЖ: Рабочее место школьника"
Классный час рассказвает о истории школьной парты и об организации рабочего места современного ученика"....
Классный час "Сохраним цветущим мир Югры"
Этот классный час – это продолжение пути изучения своей малой Родины, который приведет обучающихся к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце....
Классный час "Сохраним удивительный мир Югры"
Классный час "сохраним удивительный мир Югры"...
Классный час. "Моя Югра"
Классный час. "Моя Югра"....
Урок "Паломнические места в Югре. Фонтан «10 заповедей» в Ханты-Мансийске."
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.Задачи:·...
Сценарий классного часа "Мой край Югра"
Краеведческая познавательная игра "Мой край Югра" к 900-летию Ханты-Мансийского автономного округа - Югра....
классный час "Самое прекрасное место на Земле"районный смотр-конкурс
На классном часе звучат мелодии на школьную тему. Материал подобран так, чтобы дети почувствовали, что школа с теплом и дружелюбием встречает их после летних каникул. И только в их силах сделать...