Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кузьмина Юлия Александровна

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир на ладошке» 1-4 классы, авторов  Н.М. Лутковой, Н. М. Цепелевой, О. В. Романенко, Т. Ю. Михайловой, Е. М. Поповой, А. А. Китичук, Л. И. Бирюковой, Л. А. Кaнавец, О. В. Зозулиной, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьмина Юлия Александровна, учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир на ладошке» 1-4 классы, авторов  Н.М. Лутковой, Н. М. Цепелевой, О. В. Романенко, Т. Ю. Михайловой, Е. М. Поповой, А. А. Китичук, Л. И. Бирюковой, Л. А. Кaнавец, О. В. Зозулиной, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного    общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011) и с учётом вопросов и заданий, которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Направление – обще-интеллектуальное.

Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов. С чем связан повышенный интерес педагогической общественности к использованию технологии проектирования в области воспитания? В чём заключается целесообразность метода проектов, его практическая польза? В том, что современная система образования переходит от так называемого знаниевого подхода к компетентностному. Сколько бы ни узнавал нового современный педагог-воспитатель, ему необходимо научиться решать имеющиеся проблемы на практике. То же самое можно сказать и об учащихся. Поэтому метод проектирования и методически последовательное овладение им должны иметь место как во внеурочной работе педагога, гак и в реализации самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.

Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях.

Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения, па формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, се активность.

Вместе с тем изучение программы «Мир на ладошке» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах - с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3 и 4 классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике.

В условиях перехода на ФГОС во внеурочной деятельности в младших классах на проектное направление отводится 1 час, поэтому программа «Мир на ладошке» предполагает проведение занятий один раз в неделю за счет часов внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования.

Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения к ней.

Цель программы - формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.

      Главные задачи:

Формирование знаний:

  • познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;
  • создать представление о главных вехах в истории поселка;
  • познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
  • расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
  • раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.

Формирование нравственно-эстетических норм:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
  • воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;
  • развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиций;
  • соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).

Формирование учебных умений:

  • развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;
  • умение работать с краеведческими источниками;
  • овладение навыками социальных опросов.

Формирование воспитанности:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;
  • совершенствование духовных и физических потребностей;
  • воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;
  • воспитание культуры труда и этики общения;
  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;
  • создание условий для социальной адаптации.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «МИР НА ЛАДОШКЕ»

- умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Особенностью программы является следующее:

  • реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;
  • развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;
  • непрерывность дополнительного образования;
  • развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;
  • развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностью значимых формах деятельности.

Новизна программы заключается:

  • в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно- художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края;
  • развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я - исследователь».

В первом классе за основу берутся две области познания - «Мир вокруг», «Природа и мы»; во втором классе объем материала расширяется за счет введения блока «Моя семья»; в третьем - «Я живу на священной земле»; в четвёртом классе блок «Я - исследователь» является логическим завершением программы.        .

Возраст обучающихся: 7-11 лет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. класс

Мир вокруг (19 часов).

Понятие «дом». Дома разных народов. Русская изба. Дома деревенские и городские. Конструирование домов из различных материалов. Дома наших предков. Инсценировка произведения «Кошкин дом».

Природа и мы (14 часов).

Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Разбивка клумб, проращивание семян. Растения школьного двора. Как жить в дружбе с природой. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.

  1. класс

Мир вокруг (12 часов).

Понятие «двор». Виды дворов. История своего двора. Школьный двор. Дорога и безопасность. Составление безопасного маршрута движения в школу и обратно. Макет двора и дорожные знаки. Фотовыставка «Наши дворы». Праздник «А у нас во дворе».

Природа и мы (11 часов).

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени, весны, лета и зимы. Красота природы в разные времена года. Растения-часы, растения-барометры. Наблюдения в природе с использованием простейших измерительных приборов: термометр, флюгер; Просмотр видеофильма «Куда ушло море?». Создание коллажа «Дом природы и дом человека». Чтение стихов русских поэтов о природе. Праздник «Мы - друзья природы».

Моя семья (11 часов).

Семья. Понятие «родословная». Имя человека. Нравственные Ценности моей семьи: традиции, обычаи, праздники. Основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, милосердие. Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей «Семья на ладошке».

  1. класс

Мир вокруг (11 часов).

Мой поселок. Географический адрес моего города, поселка. Предприятия нашего города, поселка. Реки, озера, другие водоемы. История города, поселка, его название. Посещение местного краеведческого музея. Картины местных художников о нашем крае. Выполнение рисунков и творческих работ «Подарок моему городу, поселку».        

Природа и мы (11 часов).

Погода. Элементы погоды: температура, ветер, облачность. Природные явления: ветер, дождь, снег, ураган. Погода в нашем крае в прошлом. Ледники. Погода и человек. Сочинение рассказов о природе. Народные приметы.

Я живу на священной земле (12 часов).

Памятные места города, поселка. Встреча с ветеранами. Посещение музея. Просмотр фильма. Работа над семейным проектом «Защитники земли Русской». Праздник «От Волги до Енисея - земля героев».

  1. класс

Мир вокруг (6 часов).

Моя страна - Россия. Россия на карте мира. Символы государства. Разработка герба своего города, поселка. Чтение стихов и песен о России. Выпуск альбома «Моя страна».

Природа и мы (8 часов).

Растения и животные нашего края. Наблюдения в природе. Просмотр фильма «А жили ли у нас динозавры?». Выступление агитбригады «Мы в ответе за жизнь на планете». Проведение экологического праздника «День Земли».

Я - исследователь (12 часов).

Солнце - источник света и тепла. Смена дня и ночи. Экспериментирование с макетом солнца"- со светом и тенью от настольной лампы. Проращивание лука на свету и в темноте. Воздух вокруг нас. Роль ветра в природе и в жизни человека. Конструирование флюгеров и наблюдения за ними. Вода. Опыты с водой: подкрашивание, придание вкуса, замораживание, испарение, фильтрация. Виртуальная экскурсия в планетарий. Работа над семейным альбомом «Растим исследователя». Проведение фестиваля исследовательских проектов.

Я живу на священной земле (8 часов).

Герои нашего края. Организация акции «Мы - тимуровцы». Изготовление подарков ветеранам, разучивание стихов и песен военных лет. Проведение праздника «Русь державная, православная!».

                :

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные ценности.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого, в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление в.ысшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение – её богатства.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».

Общественные ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость, соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовал. тельной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и. свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

  • ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;
  • осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных, ситуациях;
  • проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

      • осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;

  • понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

        Метапредметные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

  • определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;
  • решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;
  • использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
  • обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.

Умения и навыки проектной деятельности, которые нужно формировать в процессе работы над проектом.

          1 класс.

Постановка вопроса; умение спрашивать (делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действия); сбор и изучение информации с помощью учителя; организация рабочего места; подбор необходимого оборудования; построение устного сообщения о проделанной работе.

  1. класс.        ,

Формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации; рассмотрение проблемы под разными углами зрения; умение выяснять другие точки зрения; взаимодействие внутри группы; планирование поэтапного достижения цели; прием и передача информации; анализ результата по практической важности; проведение собственного эксперимента; выбор способов и форм презентации конечного продукта.

  1. класс.

Выделение главной проблемы из нескольких, формулирование проблемы с определенной позиции; нахождение компромисса с членами группы; умение управлять голосом; формирование задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа деятельности; структурирование информации, выделение главного, самостоятельный поиск информации; анализ результата, изготовление предметов наглядности для презентации.

  1. класс.

Ранжирование цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личностной, групповой). Распределение общей групповой цели между членами группы; постановка задачи по поиску информации по каждому этапу в зависимости от предполагаемого результата. Умение выражать свою точку зрения; анализировать результат по оптимальности затрат. Рефлексия; подготовка письменного отчета о проделанной работе.

Методы работы

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.        

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

Формы контроля промежуточных результатов

  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • выставки творческих работ;
  • тесты.        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

  1. Учебно-практическое оборудование, материалы:
  • географический атлас для детей «Мир и человек»;
  • глобус;        
  • стаканчики;
  • микроскоп;
  • термометр;
  • фильтровальная бумага;
  • ёмкости с почвой, песком, глиной;
  • кашпо или ящички для посадочного материала;
  • плакаты «Юный эколог», «Кому нужна вода», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Лес - многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Цепи питания», «Зачем люди ходят в лес» и др;
  • простые карандаши;
  • фломастеры;
  • альбомы-раскраски;
  • аудио-и видеозаписи;
  • тексты художественных произведений.
  1. Дидактический материал:
  • индивидуальные карточки;
  • разноуровневые задания;
  • лото;
  • кроссворды;
  • пазлы;
  • домино;
  • дидактические игры;
  • комплекты открыток о природе, репродукций известных русских художников.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богуславская, Н Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1997.
  2.  Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина; ред. А. А. Рождественская. - М.: Педагогический поиск, 2001. - С. 115-118.
  3. Плешаков А.А. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011
  4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
  5. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2011.
  6. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / авт.-сост. Н.В.Федяинова, И.С.Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014
  7. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь. 1 класс. ФГОС. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2011 
  8. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде. Электронное приложение к учебному пособию. Н.А.Заграничная, И.Г.Добротина.
  9. Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника». 1-4 класс. ООО «Новый дом», 2009
  10. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
  11. Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе «Мир природы». ООО «Новый дом»

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru
  3. Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru
  4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru
  5. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro. newmail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

№ урока

Дата

Раздел программы / тема

Количество часов

всего

теория

практика

зачетное мероприятие

1

2

3

4

5

6

7

Мир вокруг (краеведческое направление)

19

6

12

1

1-2

Какие бывают дома?

1

1

3-4

Дом, в котором я живу

1

1

5-6

Экскурсия «Дома моего города, поселка»

-

2

Культурно-историческое направление

7-8

Дома моих предков

1

1

9

Экскурсия «Самый старый дом города, поселка»

-

1

10-11

История моего дома

1

1

Литературно-художественное направление

12-13

Дома литературных героев

1

1

14-17

Инсценировка произведения «Кошкин дом»

1

3

18-19

Выставка «Мой дом»

-

1

1

Природа и мы (краеведческое направление)

14

4

9

1

20-21

Природа - дом человека

1

1

22

Экскурсия в природу: «Природа вокруг нас»

-

1

23

Экскурсия в природу «Растения школьного двора»

-

1

Культурно-историческое направление

24-25

Наш край в прошлом

1

1

Литературно-художественное направление

26-28

Создание коллажа «Дом природы и дом человека»

1

2

29-30

Стихи русских поэтов о природе

1

1

31-33

Праздник «Мы - друзья природы»

-

2

1

Итого

33

10

21

2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «МИР НА ЛАДОШКЕ»

Направление

«Общеинтеллектуальное»

1-4 классы

Руководитель: Кузьмина Юлия Александровна

2015-2019 уч.год

МОБУ СОШ № 172 п.Архара

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР НА ЛАДОШКЕ» 1-4 КЛАССЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение /

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К БЛОКАМ ТЕМ ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

  1. Какого цвета кажется наша планета из космоса? Почему? (Голубого, 3/4 всей планеты занимает вода.)

Дополнительный вопрос. Представь себя космонавтом. Возьми в руки глобус и начни быстро его вращать. Какой цвет виден прежде всего? Что обозначают голубым цветом на глобусе и картах?

  1. Какими свойствами обладает вода? Какие опыты подтверждают эти свойства? (Прозрачная - видна надпись на противоположной от взгляда стороне флакона с водой; без цвета - она может принимать любой цвет при добавлении в нее красящих веществ; без запаха - её ароматизируют, добавляя различные пахучие вещества; без вкуса - для придания вкуса добавляют соль, сахар, кислоту; является растворителем - растворяет сахар: соль и другие вещества.)
  2. В каком состоянии можно встретить воду? (В жидком, твёрдом, парообразном.)
  3. Какое явление природы вызвано:
  • жидкой водбй (роса, дождь);        
  • твердой водой (иней, снег, град, рисунок на стекле);
  • парообразной водой (туман, облака)!
  1. Как часто нужно поливать растения? (С крупными тонкими листовыми пластинками чаще, так как большая площадь испарения, с толстыми мясистыми стеблями и листьями реже ~ в них запас воды.)

Дополнительный вопрос. (Демонстрация тех и других типов растений.) Одинаковый ли им требуется полив?

  1. Для чего нужна вода растениям и животным? (Питье, среда обитания и размножения.)
  2. Кому нужна вода? (Всем.)
  3. Почему воду нужно экономить? (Сокращается запас пресной воды, тогда как ее потребление растет.)
  4. Где берут пресную воду? (Реки, источники, айсберги; люди очищают соленую воду.)
  5. Какими опытами можно показать, как очистить воду от мусора и соли? (Фильтрование и выпаривание с конденсацией.)
  6. Назови свойства воздуха. (Бесцветный, без запаха, без вкуса, прозрачный, занимает место.)
  7. Нужен ли ветер? Для чего? (Перемешивает теплый с холодным воздухом; для птиц, для парусников, для распространения семян, для ветряных мельниц.)
  8. Назови тех, для кого воздух - среда обитания. (Летающие птицы, насекомые, животные.)
  9. Кто и что загрязняет воздух? /Заводы, автомобили, люди, растения, ;животные выделяют СО2 и СО - углекислый и угарный газы.)
  10. Что дает нам солнце? (Тепло й свет.)
  11. Каких ты знаешь ночных животных? (Совы, летучие мыши, ежи, некоторые бабочки, тушканчики.)
  12. Кто живет в пустыне, степях, джунглях? Кто живет в тундре, за полярным кругом? Почему? (Одни обитают в условиях,жары, а другие - холода.)

Дополнительный вопрос. (Демонстрагщя дидактического материала.) Раздели карточки с изображением животных и растений на две группы - те, кто любит жару, те, кто любит холод.

  1. Какие горные породы ты знаешь? (Песок, глина, гранит, известняк - мел, ракушечник, мрамор.)
  2. Определи на ощупь в «черном ящике» песок, глину, почву. По каким свойствам ты определил их? (Песок - рыхлый, сыпучий: глина - пластичная, вязкая, плотная; почва - рыхлая, комочками.)
  3. Из чего состоит почва? (Песок, глина, перегной.)
  4. Можно ли улучшить почву? (Да, изменить её состав, увеличивая тот или иной ингредиент.)
  5. Почему нужно охранять почву? (В отравленной почве не живут растения и животные.)

Приложение 2

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К БЛОКАМ ТЕМ «Я И РАСТЕНИЯ» И «Я И ЖИВОТНЫЕ»

1. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, лист, цветок.)

  1. Для чего нужна каждая часть растения? (Корень - закрепляет растение в почве, «пьет»; стебель- несет листья к свету; листья -улавливают свет и вырабатывают кислород, испаряют воду; цветок - в будущем образуются семена.)
  1. Чем можно размножать растения? (Семенами - цветы, деревья, кустарники; подземными частями -лук, картофель, малина, гладиолусы, вишня, тополь; черенками - традесканция, розы, смородина, ива.)
  2. Для чего нужны растения человеку? (Пища, сырье для различных отраслей промышленности, свекла - сахар; лен, хлопок - текстиль; деревья - строительство, бумага.)
  3. Что общего у всех животных? (Голова, туловище, хвост, лапы, глаза.)
  4. Чем питаются животные? (Беседа по плакату «Цепы питания».)
  5. Кто такие страусы, пингвины? Почему они гак не похожи на всех птиц? (Первые приспособились к быстрому бегу для добывания пищи, а вторые - прекрасно плавают, добывая рыбу.)
  6. Кого мы называем зверями? Приведи примеры. (Млекопитающие.)
  7. Какие создаются места для охраны животных и растений? (Заказники, заповедники.)
  8. Что такое Красная книга? Почему она имеет красный цвет? (Цвет опасности. В Красную книгу заносятся редкие и исчезающие виды животных it растений.)
  1. Какие животные и растения нашей области занесены в Красную книгу?

Приложение 3

ВОПРОСЫ К БЛОКАМ «ЛЕС И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ», «В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ»

  1. Почему лес можно сравнить с многоэтажным домом? (Беседа по плакату, просматриваются уровни жизни леса.)
  2. Кому нужны деревья в лесу? (Беседа по плакату; грибам, насекомым, птицам, зверям, другим, теневыносливым и тенелюбивым растениям.)
  3. Как человек использует деревья? (Беседа по плакату.)
  4. Почему пожар в лесу называют бедой, чрезвычайной ситуацией? (Губит пищу, жильё, зелёные лёгкие планеты.)
  5. Кто стоит на службе леса? (Лесники, лесопитомники, зелёные патрули, авиация.)

Приложение 4

МЕТОДИКИ

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащимся предлагают привести примеры: доброго дела, свидетелем которого были; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

  1. балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  2. балла - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  3. балла - если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

Обработка результатов - по вышеуказанной шкале.

Методика «Что мы ценим в людях»

Предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых; один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в этих людях и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на проявление этих качеств. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный поступок.

Обработка результатов:

  1. баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны Или отсутствуют.
  2. балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  3. балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
  4. балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

Предназначена для выявления отношения к нравственным нормам.

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: «Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?». Вторая ситуация'. «Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?».

Обработка результатов - по вышеуказанной шкале.

Методика «закончи предложение»

(методика Н. Е, Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. ;        Если я знаю, что поступил неправильно, то...

  1. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то...
  2. Выбирая между интересным, но необязательным, и между необходимым, но скучным занятием, я обычно...        
  3. Когда в моем присутствии обижают человека, я...
  4. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я...
  5. Если бы я был на месте учителя, я,..

Обработка результатов - по вышеуказанной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы

Рабочие программы 1-4 классы на 2015-2019 учебные годы:1) окружающий мир2) литературное чтение3) математика4) изобразительное искусство5) русский язык6) технология...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"

Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРИ ДОБРО» (социальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ТВОРИ ДОБРО»(социальное направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»(общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Знакомство с компьютерными возможностями.»для 4 класса на 2024-2025 учебный год, 34 часа

Пояснительная запискаРабочая программа курса внеурочной деятельности  «Знакомство с компьютерными возможностями.» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» для 4 класса на 2024-2025 учебный год, 34 часа

Пояснительная запискаРабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.Рабочая программа...