РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Знакомство с компьютерными возможностями.»для 4 класса на 2024-2025 учебный год, 34 часа
рабочая программа по информатике (4 класс)

Романова Ольга Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Знакомство с компьютерными возможностями.» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.

Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Рабочая программа предполагает знакомство обучающихся с основами  логики и  алгоритмике, как пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и  использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности. На данном этапе начинается формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для формирования качеств личности, т. е. они ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

 В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:

круглый стол, онлайн-экскурсия, викторина, решение кейса, конкурс, исследование, социальная практика, проект, спектакль, тренинг, диспут, заседание научного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_4_kl_romanova_o.n.docx49.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Знакомство с компьютерными возможностями.»

                                                       для 4 класса

                                               на 2024-2025 учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часа

Составитель:

Романова Ольга Николаевна, учитель внеурочной деятельности

Санкт-Петербург,

2024

        Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Знакомство с компьютерными возможностями.» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.

Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Рабочая программа предполагает знакомство обучающихся с основами  логики и  алгоритмике, как пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и  использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности. На данном этапе начинается формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для формирования качеств личности, т. е. они ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

 В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:

круглый стол, онлайн-экскурсия, викторина, решение кейса, конкурс, исследование, социальная практика, проект, спектакль, тренинг, диспут, заседание научного общества.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

  1. Цифровая грамотность.

Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки информации. Аппаратное обеспечение классы компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран.

Основные и   периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода и   ввода-вывода. Программное обеспечение (основные и   прикладные программы). Операционная система. Кнопки управления окнами. Рабочий стол. Меню «Пуск», меню программ. Файловая система компьютера.

  1.  Теоретические основы информатики.

Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка (развёрнутое представление). Источник информации, приёмник информации. Объекты и   их свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов. Логические утверждения. Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с   конструкциями «и», «или».

  1. Алгоритмы   и   программирование.

Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс визуальной среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы. Скрипты на Scratch. Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться», «ждать». Scratch: циклы, анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и   вращение, движение. Алгоритм с ветвлением и его блок-схема. Использование условий при составлении программ на Scratch.

  1. Информационные технологии.

 Графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты графического редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба изображения и размера рабочего полотна. Копирование и   вставка фрагмента изображения. Коллаж. Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа. Редактирование текста средствами текстового процессора и с использованием «горячих» клавиш. Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Маркированные и нумерованные списки. Знакомство с редактором презентаций. Способы организации информации. Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема. Оформление слайдов. Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить, переместить. Макет слайдов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты  

В части гражданско- патриотического   воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В части патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В части духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В части эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В части трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

В части экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

В части ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовыми логическими действиями:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить        закономерности        и        противоречия        в        рассматриваемых        фактах,        данных        и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовыми исследовательскими действиями:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) в работе с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  • самоорганизация:
  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  •  корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:

  1. Цифровая грамотность:
  • различать и   использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода;
  • различать программное обеспечение компьютера: операционная система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая система компьютера.
  1. Теоретические основы информатики:
  • определять виды информации по способу получения и   по форме представления;
  • пользоваться различными способами организации информации в   повседневной жизни;  
  • иметь развёрнутое представление об основных информационных процессах;
  • оперировать объектами и   их свойствами;
  • использовать знания основ логики в   повседневной жизни;
  • строить различные логические высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с   конструкциями «и», «или».

            3. Алгоритмы и   программирование: 

  • знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
  • создавать простые скрипты на Scratch;
  • программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»;
  • реализовывать в   среде визуального программирования Scratch   циклы,  анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и  вращения, движение;
  • иметь представление об алгоритме с   ветвлением и   его блок-схеме;
  • использовать условия при составлении программ на Scratch.

           4. Информационные технологии: 

  • работать в   стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, текст, кисти, работа с   фрагментами картинок, копирование и   вставка фрагмента изображения;  
  • набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового процессора;
  • использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста;
  • добавлять изображения в   текст средствами текстового процессора и   изменять их положение;
  • создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового процессора;
  • иметь представление о   редакторе презентаций;
  • создавать и   редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
  • добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
  • оформлять слайды;
  • создавать, копировать, вставлять, удалять и   перемещать слайды;
  • работать с   макетами слайдов;
  • добавлять изображения в   презентацию;
  • составлять запрос для поиска изображений

Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности

Тема

Количество часов

Возможность использования ЭОР

1

Введение в ИКТ

5

ФГИС «Моя школа»

2

Графический и текстовый редакторы

4

ФГИС «Моя школа»

3

Редактор презентаций

5

ФГИС «Моя школа»

4

Алгоритмы

10

ФГИС «Моя школа»

5

Систематизация знаний

4

ФГИС «Моя школа»

6

Резервные уроки

6

ФГИС «Моя школа»

Общее количество часов

34

Календарно-тематическое планирование на 34 часа

Тема

1

Информация и  информационные процессы

2

Компьютер — универсальное устройство обработки данных

3

Компьютер — универсальное устройство обработки данных

4

Программы и  данные

5

Программы и  данные

6

Компьютерная графика

7

Компьютерная графика

8

Текстовые документы

9

Текстовые документы

10

Мультимедийные презентации

11

Мультимедийные презентации

12

Мультимедийные презентации

13

Мультимедийные презентации

14

Мультимедийные презентации

15

Элементы математической логики

16

Элементы математической логики

17

Элементы математической логики

18

Элементы математической логики

19

Язык программирования

20

Язык программирования

21

Язык программирования

22

Язык программирования

23

Язык программирования

24

Язык программирования

25

Систематизация знаний

26

Систематизация знаний

27

Систематизация знаний

28

Систематизация знаний

29

Резерв

30

Резерв

31

Резерв

32

Резерв

33

Резерв

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Ключ и Заря". 1-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015г....

Рабочая программа курса «Обучение грамоте» и «Литературное слушание» для 1 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 5 часов в неделю, 78 часов 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка» (спортивно-оздоровительное направление) 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Здоровейка»(спортивно-оздоровительное направление)1 класс...