РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» для 4 класса на 2024-2025 учебный год, 34 часа
рабочая программа (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа предполагает знакомство обучающихся с функциональной грамотностью, которая развивает способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Весь курс состоит из 4 модулей:
- «Основы читательской грамотности» 8 часов;
- «Основы математической грамотности» 8 часов;
- «Основы финансовой грамотности» 8 часов;
- «Основы естественнонаучной грамотности» 10 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_4_chitaemschitaem_nablyudaem_romanova_o.n.docx | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читаем, считаем и наблюдаем»
для 4 класса
на 2024-2025 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часа
Составитель:
Романова Ольга Николаевна, учитель внеурочной деятельности
Санкт-Петербург,
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа предполагает знакомство обучающихся с функциональной грамотностью, которая развивает способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Весь курс состоит из 4 модулей:
- «Основы читательской грамотности» 8 часов;
- «Основы математической грамотности» 8 часов;
- «Основы финансовой грамотности» 8 часов;
- «Основы естественнонаучной грамотности» 10 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В части гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В части патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В части эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В части трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
В части экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
В части ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовыми исследовательскими действиями:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) в работе с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
№ | Тема | Количество часов | Возможность использования ЭОР |
Модуль № 1. «Основы читательской грамотности » 8 часов | |||
1 | Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества | 2 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмов решения | 2 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Аналитико-синтетическая переработка источников информации | 1 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся | 2 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Подведение итогов | 1 | ФГИС «Моя школа» |
Модуль № 2 «Основы математической грамотности» 8 часов | |||
1 | Арифметические забавы | 2 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Логика в математике | 4 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ФГИС «Моя школа» |
Модуль № 3 . «Основы финансовой грамотности» 8 часов | |||
1 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Как заработать деньги? | 1 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. | 1 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Расходы и доходы. Считаем деньги | 1 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? | 1 | ФГИС «Моя школа» |
6 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет». | 1 | ФГИС «Моя школа» |
7-8 | Проект «Вот я вырасту и стану…» | 2 | ФГИС «Моя школа» |
Модуль № 4. « Основы естественнонаучной грамотности» 10 часов | |||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Тайны камней | 1 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Загадки растений | 2 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Эти удивительные животные | 2 | ФГИС «Моя школа» |
6 | Планета насекомых | 1 | ФГИС «Моя школа» |
7-8 | Загадки под водой и под землей | 2 | ФГИС «Моя школа» |
Общее количество часов программы | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема |
1 | Расширение представлений о библиотеке, о информации. |
2 | Виды информации. Источники информации по отраслям наук. |
3 | Использование результатов поиска при подготовке сочинений. |
4 | Использование результатов поиска при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий… |
5 | Первичные документы для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные материалы |
6 | Технология подготовки планов, рассказов, отзывов. |
7 | План как способ записи прочитанного и отражение состава и частей научно – познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. |
8 | Практическая работа. Самостоятельное составление плана прочитанного произведения. |
9 | Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. |
10 | Задачи, решаемые перебором . Решение задач с конца. |
11 | Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. |
12 | Арифметические ребусы и лабиринты. |
13 | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию |
14 | Старинные задачи. |
15 | Зеркальное отражение. |
16 | Симметрия. «Танграмм» |
17 | Откуда в семье берутся деньги |
18 | Как заработать деньги? |
19 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум |
20 | Расходы и доходы. Считаем деньги |
21 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? |
22 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» |
23 | Проект «Вот я вырасту и стану…» |
24 | Проект «Вот я вырасту и стану…» |
25 | Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? |
26 | Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? |
27 | Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? |
28 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. |
29 | Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. |
30 | Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? |
31 | Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). |
32 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. |
33 | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. |
34 | Творческая работа по заданной теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Обучение грамоте» и «Литературное слушание» для 1 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 5 часов в неделю, 78 часов 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе" разработана для учителей начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе" для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе" для учащихся 3 класса в школе с углубленным изучением иностранных языков (чтение книги на английском языке "Заба...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читаем по-английски"
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакль, утренник). Ведущей формой организации занятий явл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читаем, считаем, живём..."
Формирование функциональной грамотности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для 1-4 класса начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Читаем, считаем, наблюдаем»для 1-4 класса начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Читаем, считаем, наблюдаем...