Воспитание эмоционально-ценностных взаимоотношений детей с ДЦП в начальной школе.
статья (2 класс) на тему
2этап. Обогащение эмоциональной сферы.
3 этап. Формирование познавательного компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_emotsionalno.docx | 178.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание эмоционально-ценностных взаимоотношений детей с ДЦП в начальной школе.
Отношения между людьми являются центром духовно-нравственного становления личности. С приходом ребёнка в школу ,начинают формироваться взаимоотношения детей между собой и со взрослыми. Воспитательный процесс должен быть ориентирован на последовательное освоение детьми соответствующего нравственного опыта.
Работа воспитателя должна, на мой взгляд, выстраиваться поэтапно:
1этап. Изучение и наблюдение
В период адаптации первоклассников с ОВЗ воспитатель изучает карты здоровья, проводит беседы с родителями, наблюдает, как дети взаимодействуют между собой. Очень важно выявить к какому общению привык ребёнок дома, как он взаимодействует с родителями, братьями и сёстрами, степень эмоциональной привязанности членов семьи. Эмоциональное отношение к окружающим и близким ведёт к пониманию нравственных норм поведения: дружба, взаимопомощь, сострадание и т.п. В этот период воспитатель заводит тетрадь наблюдений, где ежедневно отмечает поведение детей, реакцию на слова и поступки одноклассников в игре и на уроке. Готовит заранее тематику бесед, которые помогут больше узнать о детях, наладить с ними контакт: "Моя семья", "Ласковые имена", "Кто что любит", "Что такое выходной " и др.
Дата | Имя Фамилия | Настроение утром | Поведение, общение | Настроение вечером | выводы |
3.09 | Ваня Петров | Хмурое(не выспался) | Вялое, с детьми не общался | Капризничал, отказался от полдника | Провести беседу с родителями о режиме дня |
3.09 | Маша Иванова | Ровное, спокойное | Активно участвовала в играх, но поссорилась с Олей из-за игрушки. | Ровное, спокойное | 4.09.поставить детей в пару на занятиях по творческому труду |
Анализ данных таблицы за неделю позволяет выявить средние показатели эмоционального состояния каждого ребёнка, определить отрицательные и положительные контакты детей между собой, наметить план воспитательной работы на следующий период.
В классе имеется магнитная доска с фотографиями детей. Ребёнок может в течении дня, с помощью смайлика-магнита, обозначать своё настроение. Это особенно важно для ребёнка с речевой патологией.
1.Мне весело и хорошо 2.Мне спокойно 3.Мне грустно 4.Я злюсь
2этап. Обогащение эмоциональной сферы.
Исходя из наблюдений первого этапа, воспитатель планирует свою дальнейшую работу. Особенно важным средством развития эмоциональности у детей младшего школьного возраста является художественная литература. Правильно подобранные произведения активно воздействуют на разум и чувства ребёнка, развивают его восприимчивость и эмоциональность.
Задача воспитателя не просто вызвать чувства и переживания, а стараться привить правильные представления о действительности ,о добре и зле, о помощи и дружбе. Для более глубокого сближения ребёнка с персонажем сказки я использую в своей работе драматизацию сказок, сюжетно-ролевые игры. Через характер персонажа ребёнок учится видеть эмоциональное состояние другого человека, выстраивать своё ролевое поведение в соответствии с характером игровой ситуации.
Здесь могут применятся такие игры как "Угадай эмоцию", "Делай как я", "Через стекло", "Подари подарок" ,"Приятные и неприятные слова" и др.
Таким образом , дети знакомятся с основными эмоциями, учатся выражать их, стараются передать содержание эмоций, используют мимику и жесты, что не просто для детей с двигательной патологией, тем самым присутствует на данном этапе и физическое развитие.
3 этап. Формирование познавательного компонента.
Этот этап включает работу по формированию у детей навыков актуализации своих знаний о моральных нормах, о нравственных и безнравственных поступках, умение отличать хорошие поступки от плохих. Для этого выбираются чётко выраженные черты характера, понятные для младших школьников:добрый-злой,ленивый-трудолюбивый,трусливый-храбрый,честный-лгун и т.п.
Детям предлагаются ситуативные задачи, где надо правильно выбрать решение для выхода из ситуации и объяснить свой выбор.
Например: Дети сели рисовать. Катя сидела рядом с Машей и у неё не было жёлтого карандаша, а у Маши был. Кате очень нужно было раскрасить солнышко....
Что делать? И т. п. Детям предлагаются задание на формирование определений. Например: "Радость-это....;честность-это...и др." и т.п.
4 этап. Реализация полученных знаний.
На этом этапе решается проблема противоречие между знаниями ребёнка о нормах морали и реализации этих норм в собственном поведении, проводится коррекция поведения ребёнка на основе понимания эмоционального состояния своего и других людей. Заботливое, бережное отношения к товарищам, умение учитывать не только собственные желания, но и желания окружающих, необходимы детям для развития культуры общения, для становления детского коллектива. Воспитателем создаются ситуации реально-практического действия, когда ребёнку требуется помощь сверстников в условиях совместной игровой или творческой деятельности. Разбираются конфликтные ситуации.
Дети с ДЦП имеют различные недостатки развития. Например: одному не доступна работа с ножницами, другому тяжело даются речевые высказывания. Работа в парах, например при изготовлении аппликации, помогает детям лучше почувствовать друг друга, сблизиться, подружиться, познать пользу взаимовыручки, радость от совместного труда. В быту дети учатся помогать друг другу и воспитателю (помочь подвезти коляску, собрать или подать игрушки, помочь однокласснику вымыть руки перед едой и т.п.) К концу первого класса дети накапливают достаточный опыт и получают возможность апробировать полученные знания о нравственном поведении и чувствах в опыте совместной деятельности.
Начальное звено образования имеет огромное значение в развитии личностных качеств ребёнка. Для детей с ДЦП-это особенно важный период, т. к. многие впервые попадают в детский коллектив и совсем не умеют общаться. Невнимание к потребностям личности в полноценном взаимодействии с "первых ступенек " школы порождает трудности в поведении на следующих этапах обучения. Поэтому, воспитательный процесс должен быть нацелен на формирование у детей не только знаний и умений, но и на накопление опыта эмоционально-ценностных взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и младших школьников"...
Межпредметная и транспредметная интеграция содержания предметов "Окружающий мир" и "Изобразительное искусство" как модель воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников
Эмоционально - ценностное отношение в учебном процессе....
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
Преемственность в воспитании и обучении между детским дошкольным учреждением и начальной школой
С данной презентацией учитель выступил на педагогическом совете АНО СОШ "Димитриевская"....
Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...
Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"
Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...
Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"
В выступлении говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения....