Занятие по теме: "Практика решения конфликтов"
проект на тему

Цели: 

Формирование конфликтной компетентности учащихся, воспитание толерантности

Задачи:

  • определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”
  • анализ способов выхода из конфликтных ситуаций;
  • формирование умения разрешать конфликты
  • определение уровня конфликтности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_resheniya_konfliktov.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  "Практика решения конфликтов"

Цели: 

Формирование конфликтной компетентности учащихся, воспитание толерантности

Задачи:

  • определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”
  • анализ способов выхода из конфликтных ситуаций;
  • формирование умения разрешать конфликты
  • определение уровня конфликтности

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение “Шкала настроения” (На карточках каждый рисует свое настроение на данный момент, например: в виде тучи, солнца и т. д. Затем карточки собираются, перемешиваются и ведущий, доставая по одной, выясняет, почему может быть такое настроение.)

2. Основная часть

1. Постановка цели занятия:

- Познакомимся с понятием “конфликт”, типами конфликтов, их возможными причинами, проанализируем способы выхода из конфликтных ситуаций, поучимся избегать и преодолевать конфликты, определим свой уровень конфликтности.

2. Новая тема:

- Вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово “конфликт” происходит из латинского языка и обозначает “столкновение”.

Итак, конфликт – это столкновение разных желанийПрактически нет ни одной сферы жизни, где не могла бы возникнуть конфликтная ситуация. Различны причины, предметы конфликтов и намерения людей, идущих на конфликт, но отрицательные последствия есть всегда. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Но далеко не каждая конфликтная ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация.

Если ссорятся двое и более людей, то мы называем конфликт межличностным. Это ситуация, когда мотивы, интересы и способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Конфликты могут быть явными (открытыми) и скрытыми(“подспудными”). Явный конфликт, как правило, начинается с разногласия, он предусматривает открытую дискуссию, которая приведет к общему решению.

Скрытые конфликты связаны с изменением поведения личности и имеют характерные признаки:

- Резко снижается общение человека с тем, с кем развивается конфликт.

- Заметно снижается активность и заинтересованность личности в совместной деятельности.

- Человек становится критически настроенным (иногда ворчливым) по отношению ко всему и всем.

- Появляется (при затяжном конфликте) повышенная агрессивность.

- Повышается количество ошибок в работе, вероятность несчастных случаев.

Однако в противоречие могут входить мотивы одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то делать, а с другой – по каким-то личным причинам не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, что может закончиться конфликтом с самим собой. Это внутриличностный конфликт.

3. Практическое задание.  Учитель  просит учащихся разделиться на две подгруппы и каждой подгруппе придумать по два межличностных конфликта.

4. Новая тема. Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Исследования выявили, что, несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития. Различают три стадии конфликта.

Первая стадия – предконфликтная. Она характеризуется возникновением разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Как правило, это разногласие изначально воспринимается как формально деловое. Если, однако, стороны не могут договориться, в силу вступает психологический фактор. Люди начинают смотреть друг на друга с точки зрения взаимного раздражения, а иногда и неприязни. Отношения между участниками разногласия приобретают повышенную напряженность. Оппозиция сменяется противодействием, которое переходит в конфликт.

Вторая стадия – собственно конфликт. На стадии собственно конфликта каждый из участников воспринимает свою конкретную цель как несовместимую с целью “противника”. Общение принимает форму открытой “войны”.

Третья стадия – разрешение конфликта. Выделяют несколько способов решения разногласий, приводящих к конфликту:

  • Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти)
  • Уклонение (стремление уйти от конфликта)
  • Приспособление (взаимные уступки, “половинчатые” решения)
  • Сотрудничество (решение проблемы с учетом интересов друг друга).

5. Практическое задание. Ведущий предлагает психотехническую игру “Письмо губернатору” (учащиеся делятся на 5 подгрупп, получают карточки с названием стратегии поведения в конфликтной ситуации. Задание – составить письмо – отказ или письмо – соглашение, выдержав стиль).

Шаги решения конфликта:

Выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий)

Определить интересы, желания конфликтующих

Понять доводы, аргументы, интересы оппонента

Сохранить позитивное отношение к оппоненту (дать партнеру “выпустить пар агрессии”, самому вести себя спокойно), сохранять эмоциональную выдержку (не давать партнеру отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах)

Отделить отношения и эмоции от самой проблемы (спокойно обосновать свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу)

Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.

6. Практическое задание  Учитель предлагает психотехническое упражнение “Sorry. Конфликта не будет”.

3. Подведение итогов.

- Беседа:

* Что нового узнали?

- Рефлексия.

Флегматичный человек часто бывает скучен и неинтересен для окружающих, но и чрезмерная активность, переходящая в агрессию, никого не радует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение конфликта.

материалы для родительского собрания...

решение конфликтов в школе

Решение конфликтов в школеКонфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с ка...

Профилактика, конструктивное решение конфликтов в педагогической сфере

Профилактика, конструктивное решение конфликтов в педагогической сфере...

Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде

Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр...

Памятка для родителей "Решение конфликтов"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»...

технологическая карта решения конфликта

Поэтапное решение конфликта в технике медиации...

Решение конфликтов с детьми

Нельзя избежать всех конфликтов, ведь они периодически возникают в любой семье, даже самой хорошей, от этого никуда не деться. Нужно научиться правильно их решать. Однако перед этим стоит рассмотреть ...