Занятие по теме: "Практика решения конфликтов"
проект на тему
Цели:
Формирование конфликтной компетентности учащихся, воспитание толерантности
Задачи:
- определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”
- анализ способов выхода из конфликтных ситуаций;
- формирование умения разрешать конфликты
- определение уровня конфликтности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_resheniya_konfliktov.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Практика решения конфликтов"
Цели:
Формирование конфликтной компетентности учащихся, воспитание толерантности
Задачи:
- определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”
- анализ способов выхода из конфликтных ситуаций;
- формирование умения разрешать конфликты
- определение уровня конфликтности
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Упражнение “Шкала настроения” (На карточках каждый рисует свое настроение на данный момент, например: в виде тучи, солнца и т. д. Затем карточки собираются, перемешиваются и ведущий, доставая по одной, выясняет, почему может быть такое настроение.)
2. Основная часть
1. Постановка цели занятия:
- Познакомимся с понятием “конфликт”, типами конфликтов, их возможными причинами, проанализируем способы выхода из конфликтных ситуаций, поучимся избегать и преодолевать конфликты, определим свой уровень конфликтности.
2. Новая тема:
- Вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. В психологии ссору называют конфликтом. Слово “конфликт” происходит из латинского языка и обозначает “столкновение”.
Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. Практически нет ни одной сферы жизни, где не могла бы возникнуть конфликтная ситуация. Различны причины, предметы конфликтов и намерения людей, идущих на конфликт, но отрицательные последствия есть всегда. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Но далеко не каждая конфликтная ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
Когда позиции двух и более взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия, возникает конфликтная ситуация.
Если ссорятся двое и более людей, то мы называем конфликт межличностным. Это ситуация, когда мотивы, интересы и способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Конфликты могут быть явными (открытыми) и скрытыми(“подспудными”). Явный конфликт, как правило, начинается с разногласия, он предусматривает открытую дискуссию, которая приведет к общему решению.
Скрытые конфликты связаны с изменением поведения личности и имеют характерные признаки:
- Резко снижается общение человека с тем, с кем развивается конфликт.
- Заметно снижается активность и заинтересованность личности в совместной деятельности.
- Человек становится критически настроенным (иногда ворчливым) по отношению ко всему и всем.
- Появляется (при затяжном конфликте) повышенная агрессивность.
- Повышается количество ошибок в работе, вероятность несчастных случаев.
Однако в противоречие могут входить мотивы одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то делать, а с другой – по каким-то личным причинам не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, что может закончиться конфликтом с самим собой. Это внутриличностный конфликт.
3. Практическое задание. Учитель просит учащихся разделиться на две подгруппы и каждой подгруппе придумать по два межличностных конфликта.
4. Новая тема. Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Исследования выявили, что, несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития. Различают три стадии конфликта.
Первая стадия – предконфликтная. Она характеризуется возникновением разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Как правило, это разногласие изначально воспринимается как формально деловое. Если, однако, стороны не могут договориться, в силу вступает психологический фактор. Люди начинают смотреть друг на друга с точки зрения взаимного раздражения, а иногда и неприязни. Отношения между участниками разногласия приобретают повышенную напряженность. Оппозиция сменяется противодействием, которое переходит в конфликт.
Вторая стадия – собственно конфликт. На стадии собственно конфликта каждый из участников воспринимает свою конкретную цель как несовместимую с целью “противника”. Общение принимает форму открытой “войны”.
Третья стадия – разрешение конфликта. Выделяют несколько способов решения разногласий, приводящих к конфликту:
- Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти)
- Уклонение (стремление уйти от конфликта)
- Приспособление (взаимные уступки, “половинчатые” решения)
- Сотрудничество (решение проблемы с учетом интересов друг друга).
5. Практическое задание. Ведущий предлагает психотехническую игру “Письмо губернатору” (учащиеся делятся на 5 подгрупп, получают карточки с названием стратегии поведения в конфликтной ситуации. Задание – составить письмо – отказ или письмо – соглашение, выдержав стиль).
Шаги решения конфликта:
- Выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий)
- Определить интересы, желания конфликтующих
- Понять доводы, аргументы, интересы оппонента
- Сохранить позитивное отношение к оппоненту (дать партнеру “выпустить пар агрессии”, самому вести себя спокойно), сохранять эмоциональную выдержку (не давать партнеру отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах)
- Отделить отношения и эмоции от самой проблемы (спокойно обосновать свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу)
- Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.
6. Практическое задание Учитель предлагает психотехническое упражнение “Sorry. Конфликта не будет”.
3. Подведение итогов.
- Беседа:
* Что нового узнали?
- Рефлексия.
Флегматичный человек часто бывает скучен и неинтересен для окружающих, но и чрезмерная активность, переходящая в агрессию, никого не радует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение конфликта.
материалы для родительского собрания...
решение конфликтов в школе
Решение конфликтов в школеКонфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с ка...
Профилактика, конструктивное решение конфликтов в педагогической сфере
Профилактика, конструктивное решение конфликтов в педагогической сфере...
Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде
Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр...
Памятка для родителей "Решение конфликтов"
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»...
технологическая карта решения конфликта
Поэтапное решение конфликта в технике медиации...
Решение конфликтов с детьми
Нельзя избежать всех конфликтов, ведь они периодически возникают в любой семье, даже самой хорошей, от этого никуда не деться. Нужно научиться правильно их решать. Однако перед этим стоит рассмотреть ...