Формирование поликультурной компетенции гимназиста: из опыта работа.
статья на тему

Бобинова Светлана Вячеславовна

В данной статье представлен опыт работы по формированию поликультурной компетенции обучающегося в гимназии № 13.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_2.docx786.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной компетенции гимназиста: из опыта работа.

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 МБОУ гимназии №13 Центрального округа города Новосибирска

Бобинова Светлана Вячеславовна

С 2004 года мы работаем в условиях реализации технологии по воспитанию поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии №13.

Двухуровневая технология была разработана творческой группой учителей гимназии №13:

1 уровень: «Мы разные – Мы дружим» - начальная школа.
Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей младшего школьного возраста.

2 уровень «Я–МЫ» - основная школа.
Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей старшего школьного возраста.

При разработки технологии был обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности, реализуемый в учебном процессе гимназии № 13.

Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего и старшего школьного возраста.

В содержании технологии учитывается преемственность:
начальная школа - основное образование.

Технология в течение учебного года имеет следующий алгоритм:
1 этап – проведение диагностики, с целью выявления проблемных точек;
2 этап -  проведение в классно-урочной системе уроков воспитания толерантности;
3 этап -  проведение культурно-досуговых мероприятий во внеурочной деятельности с учетом взаимодействия в системе: родители + дети + учитель;
4 этап – проведение диагностики результатов воспитания толерантности в  классе.
Так же социально-психологическая служба два раза в неделю работает с детьми, у которых  возникает проблема  взаимодействия в коллективе,  адаптации в школе.  Психологи проводят психолого-педагогические тренинги, занятия, направленные на воспитание толерантности.

Результатом и признанием актуальности данной темы можно считать открытие городской экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13».

Программы  «Мы разные, мы дружим», «Я-МЫ» в данный момент апробируется в нашей гимназии.

 Ежегодно в гимназии №13 проходит неделя толерантности, где педагоги  школы проводят открытые уроки, классные часы, этнокультурные игры, показывают мастер-классы, а в заключение ученики гимназии готовят фестиваль «Солнечный круг».  Каждый класс представляет разные национальности. Дети поют песни, танцуют национальные танцы, готовят презентации, каждый о своей стране, представляют национальные костюмы, угощают всех национальными блюдами.

В гимназии №13 проходят открытые уроки: «Где родился, там и пригодился», «Азбука россиянина».

Классные часы: «Стремись творить добро»,  «Мы команда одного корабля», «Культура мира. Человек среди людей»,  « Добро и зло в русских народных сказках».

Этнокультурные игры:

В рамках недели толерантности среди ребят гимназии  проходит конкурс плакатов «Дружат дети всей Земли», конкурс  стихотворений о дружбе.

Мы активно взаимодействуем с центром национальных литератур, с еврейским культурным благотворительным фондом «Атиква», с домом национальных культур города Новосибирска. Проводим совместные праздники, мероприятия, экскурсии.

В нашем городе  более 15-ти лет работает удивительная библиотека – Центр национальных литератур.   Чем она удивительна? -  Книгами на  28 языках разных народов, уникальными коллекциями авторских  художественных кукол  на темы сказок и легенд, народными костюмами.    Здесь можно увидеть  старинные книги  18 и 19 веков, письменные приборы,  музыкальные инструменты. А ещё - это библиотека, где ждут всех,  взрослых и детей, студентов, гостей из других городов и государств. И  практически каждый, откуда бы он ни приехал, найдёт книгу  на своём родном языке.

      Недавно в библиотеке побывали в гимназии №13.   Ребята узнали много  нового и интересного; услышали алтайскую, якутскую, татарскую сказки, разучили народные игры, отгадывали загадки, а потом сами выступали на сцене, читали стихи и пели песни.

Центр национальных литератур, совместно с библиотекой домашнего чтения    провели  в   гимназии урок  «Дружбы народов». Ребята узнали, что в  нашем городе живёт более 120 народов, увидели театральную сценку из русской народной сказки,   рассмотрели  куклы в национальных костюмах, отвечали  на вопросы и получали призы. Через сказку  идёт   дорога  к добру и миру, через культуру лежит путь  к дружбе народов.  Для старших школьников провели урок  по теме: «Многонациональный Новосибирск».

Специалисты из Еврейского Культурного Благотворительного Фонда «Атиква» познакомили  учеников гимназии с еврейской культурой: музыкой, литературой, национальными костюмами. Дети попробовали еврейское национальное блюдо – мацу. Смогли полистать еврейскую библию-тору. Учились писать слова на еврейском языке. Узнали о еврейских праздниках,  о самых ярких достопримечательностях  Израиля. Ученикам очень понравилось!

Так же ребята гимназии побывали на  экскурсии в еврейском центре, посмотрели выставку работ, рисунков.

Каждый год мы участвуем в конкурсах. Так, например, в этом году  мы приняли участие во втором международном конкурсе «Сказки красивого сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность». Это конкурс творческих работ с позитивным содержанием, отражающих идеалы добра и ненасилия, созданных детьми разных национальностей.

Следующий конкурс,  в котором мы стали победителями, назывался «Славяниада 2015». В нем участвовал коллектив ребят нашей гимназии.  Данный конкурс проводился с целью создания условий для развития интереса учащихся к славянской культуре.

Каждый год, начиная с 2004, мы участвуем в выставке «УчСиб» Сибирской Ярмарки, выступаем на круглых столах, проводим
конкурс «Учимся толерантности». Организуем секцию в рамках проведения научно-практической конференции  НИПКиПРО,  международных научно – практических конференциях, городских и областных семинарах, показываем мастер – классы.

Технологию по воспитанию культуры толерантности мы будем реализовывать совместно с Домом национальных культур им. Г.Д. Заволокина. Творческий социально- культурный  проект  «Я-гражданин России» состоит из нескольких направлений деятельности:

Видео культурно-образовательный цикл «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» – центральная идея которого – объединить вместе рябят начального этапа образования различных национальностей. Дети в игровой форме смогут познакомиться с такими понятиями как – Родина, страна, дружба.

Следующий блок называется «Уроки толерантности», который состоит из нескольких тематических видео-уроков в первую очередь ориентированных для жителей Новосибирска и Новосибирской области, с целью развития дружбы и воспитания толерантности  к людям другой национальности.

Данный проект востребован не только в школах города Новосибирска, но и в глубинке. Поэтому наша совместная задача донести главную идею до учителей, методистов, директоров школ, дополнительного образования через семинары, конференции, мастер- классы, методические пособия

Совместно с Домом национальных культур им. Завалокина мы выпустили  учебно-методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, зам. директоров по воспитательной работе «Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование орфографической зоркости" (материал из опыта работы)

В данном материале представлены:основные методики формирования орфографической зоркости у младших школьников М.С Соловейчик,основанная на фонемной теории русского языка;приемы формирования орфографиче...

"Роль ШМО в формировании профессиональной компетентности учителя ( из опыта работы)"

Материалы выступления момогут молодому руководителю МО органитзовать методическую работу в школе....

Учебно - методическое пособие "Формирование поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии № 13" Автор - составитель С. В. Бобинова

Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся старшего шко...

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)...

Формирование читательских компетенций младших школьников при работе с художественным текстом.

В материале  на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто понятие «читательская компетентность» как метапредметный образовательный результат и  «читательс...