Формирование поликультурной компетенции гимназиста: из опыта работа.
статья на тему
В данной статье представлен опыт работы по формированию поликультурной компетенции обучающегося в гимназии № 13.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_2.docx | 786.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование поликультурной компетенции гимназиста: из опыта работа.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии №13 Центрального округа города Новосибирска
Бобинова Светлана Вячеславовна
С 2004 года мы работаем в условиях реализации технологии по воспитанию поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии №13.
Двухуровневая технология была разработана творческой группой учителей гимназии №13:
1 уровень: «Мы разные – Мы дружим» - начальная школа.
Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей младшего школьного возраста.
2 уровень «Я–МЫ» - основная школа.Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей старшего школьного возраста.
При разработки технологии был обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности, реализуемый в учебном процессе гимназии № 13.
Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего и старшего школьного возраста.
В содержании технологии учитывается преемственность:
начальная школа - основное образование.
Технология в течение учебного года имеет следующий алгоритм:
1 этап – проведение диагностики, с целью выявления проблемных точек;
2 этап - проведение в классно-урочной системе уроков воспитания толерантности;
3 этап - проведение культурно-досуговых мероприятий во внеурочной деятельности с учетом взаимодействия в системе: родители + дети + учитель;
4 этап – проведение диагностики результатов воспитания толерантности в классе.
Так же социально-психологическая служба два раза в неделю работает с детьми, у которых возникает проблема взаимодействия в коллективе, адаптации в школе. Психологи проводят психолого-педагогические тренинги, занятия, направленные на воспитание толерантности.
Результатом и признанием актуальности данной темы можно считать открытие городской экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13».
Программы «Мы разные, мы дружим», «Я-МЫ» в данный момент апробируется в нашей гимназии.
Ежегодно в гимназии №13 проходит неделя толерантности, где педагоги школы проводят открытые уроки, классные часы, этнокультурные игры, показывают мастер-классы, а в заключение ученики гимназии готовят фестиваль «Солнечный круг». Каждый класс представляет разные национальности. Дети поют песни, танцуют национальные танцы, готовят презентации, каждый о своей стране, представляют национальные костюмы, угощают всех национальными блюдами.
В гимназии №13 проходят открытые уроки: «Где родился, там и пригодился», «Азбука россиянина».
Классные часы: «Стремись творить добро», «Мы команда одного корабля», «Культура мира. Человек среди людей», « Добро и зло в русских народных сказках».
Этнокультурные игры:
В рамках недели толерантности среди ребят гимназии проходит конкурс плакатов «Дружат дети всей Земли», конкурс стихотворений о дружбе.
Мы активно взаимодействуем с центром национальных литератур, с еврейским культурным благотворительным фондом «Атиква», с домом национальных культур города Новосибирска. Проводим совместные праздники, мероприятия, экскурсии.
В нашем городе более 15-ти лет работает удивительная библиотека – Центр национальных литератур. Чем она удивительна? - Книгами на 28 языках разных народов, уникальными коллекциями авторских художественных кукол на темы сказок и легенд, народными костюмами. Здесь можно увидеть старинные книги 18 и 19 веков, письменные приборы, музыкальные инструменты. А ещё - это библиотека, где ждут всех, взрослых и детей, студентов, гостей из других городов и государств. И практически каждый, откуда бы он ни приехал, найдёт книгу на своём родном языке.
Недавно в библиотеке побывали в гимназии №13. Ребята узнали много нового и интересного; услышали алтайскую, якутскую, татарскую сказки, разучили народные игры, отгадывали загадки, а потом сами выступали на сцене, читали стихи и пели песни.
Центр национальных литератур, совместно с библиотекой домашнего чтения провели в гимназии урок «Дружбы народов». Ребята узнали, что в нашем городе живёт более 120 народов, увидели театральную сценку из русской народной сказки, рассмотрели куклы в национальных костюмах, отвечали на вопросы и получали призы. Через сказку идёт дорога к добру и миру, через культуру лежит путь к дружбе народов. Для старших школьников провели урок по теме: «Многонациональный Новосибирск».
Специалисты из Еврейского Культурного Благотворительного Фонда «Атиква» познакомили учеников гимназии с еврейской культурой: музыкой, литературой, национальными костюмами. Дети попробовали еврейское национальное блюдо – мацу. Смогли полистать еврейскую библию-тору. Учились писать слова на еврейском языке. Узнали о еврейских праздниках, о самых ярких достопримечательностях Израиля. Ученикам очень понравилось!
Так же ребята гимназии побывали на экскурсии в еврейском центре, посмотрели выставку работ, рисунков.
Каждый год мы участвуем в конкурсах. Так, например, в этом году мы приняли участие во втором международном конкурсе «Сказки красивого сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность». Это конкурс творческих работ с позитивным содержанием, отражающих идеалы добра и ненасилия, созданных детьми разных национальностей.
Следующий конкурс, в котором мы стали победителями, назывался «Славяниада 2015». В нем участвовал коллектив ребят нашей гимназии. Данный конкурс проводился с целью создания условий для развития интереса учащихся к славянской культуре.
Каждый год, начиная с 2004, мы участвуем в выставке «УчСиб» Сибирской Ярмарки, выступаем на круглых столах, проводим
конкурс «Учимся толерантности». Организуем секцию в рамках проведения научно-практической конференции НИПКиПРО, международных научно – практических конференциях, городских и областных семинарах, показываем мастер – классы.
Технологию по воспитанию культуры толерантности мы будем реализовывать совместно с Домом национальных культур им. Г.Д. Заволокина. Творческий социально- культурный проект «Я-гражданин России» состоит из нескольких направлений деятельности:
Видео культурно-образовательный цикл «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» – центральная идея которого – объединить вместе рябят начального этапа образования различных национальностей. Дети в игровой форме смогут познакомиться с такими понятиями как – Родина, страна, дружба.
Следующий блок называется «Уроки толерантности», который состоит из нескольких тематических видео-уроков в первую очередь ориентированных для жителей Новосибирска и Новосибирской области, с целью развития дружбы и воспитания толерантности к людям другой национальности.
Данный проект востребован не только в школах города Новосибирска, но и в глубинке. Поэтому наша совместная задача донести главную идею до учителей, методистов, директоров школ, дополнительного образования через семинары, конференции, мастер- классы, методические пособия
Совместно с Домом национальных культур им. Завалокина мы выпустили учебно-методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, зам. директоров по воспитательной работе «Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование орфографической зоркости" (материал из опыта работы)
В данном материале представлены:основные методики формирования орфографической зоркости у младших школьников М.С Соловейчик,основанная на фонемной теории русского языка;приемы формирования орфографиче...
"Роль ШМО в формировании профессиональной компетентности учителя ( из опыта работы)"
Материалы выступления момогут молодому руководителю МО органитзовать методическую работу в школе....
Учебно - методическое пособие "Формирование поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии № 13" Автор - составитель С. В. Бобинова
Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся старшего шко...
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1. Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2. Позн...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ОРКСЭ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методический семинар...
Формирование читательских компетенций младших школьников при работе с художественным текстом.
В материале на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто понятие «читательская компетентность» как метапредметный образовательный результат и «читательс...