Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)
статья на тему
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?
1. Регулятивные УУД формируются на этапах:
-нахождения проблемы;
-выдвижения гипотезы;
-постановки цели.
2. Познавательные УУД формируются на этапах:
-подбора литературы по заданной теме;
-работы с литературой;
-посещения музея, выставок;
-поиска материалов в Интернете;
-фотографирования.
3. Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
4. Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)
На сегодняшний день в нашей школе приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность. С 1-го класса я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только первоклассников, но и даю консультации их родителям.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего мира, например: «Моя семья», «Хлеб - всему голова», «Вода – источник жизни», «Мир птиц», «Город моего детства», «Я – маленький гражданин России» и т.п.
Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет», «Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние игрушки».
Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер: «Почему нас ругают взрослые?», «Сладости. Вред или польза?», «Озеро Кашкадан», «Вред и польза компьютера», «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 2-3-м классе школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в настоящее время.
Этапы проведения исследования
Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по выращиванию бархатцев.
- Выбор темы исследования: проращивание семян бархатцев.
- Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
- Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков, фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
- Объект исследования: семена бархатцев.
- Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий можно вырастить цветы в домашних условиях.
- Методы исследования: изучение информации о растении, выбор семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений, фотографирование.
- План исследования (самостоятельная деятельность):
-изучение информации о растениях;
-изучение информации о почве;
-изучение информации об условиях ухода;
-замачивание семян;
-посадка семян в почву;
-наблюдение за ростом растений с фиксацией изменений.
- Результаты исследования: оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в оформлении работы.
- Представление и защита проекта: выступление школьника с дневником наблюдения, докладом, презентацией.
- Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить цветы из семян в домашних условиях.
- Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
- Определение перспективы работы: что дальше делать с выращенными цветами? Определение темы для дальнейшего исследования.
Развитие самооценки
Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учитель учит дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю помогают современные образовательные технологии.
Результаты работы показывают, что к 4 классу у учащихся произошло повышение уровня сформированности УУД.
Изменилось и отношение родителей к проектной деятельности
Изменилось время подготовки к проекту. В 4классе мы продолжаем работать над проектами. Учащиеся уже научились работать в коллективе и в группе, находить информацию в книгах, газетах, журналах, словарях, в сети Интернет, выдвигать гипотезу, задавать вопросы.
Поэтому главное направление в 4классе - это работа над умением планировать и работать по плану, больше внимания уделялось формированию умения выступать перед аудиторией, строить монологические высказывания, умение владеть диалогической речью.
Ребята уже самостоятельно работают над предложенными проектами
В 2016году мы отмечали 72 годовщину Победы в войне над фашизмом.
Я предложила ребятам тему «Мы помним их имена»
Цель работы:
познакомиться с боевым прошлым родственников
Задачи:
собрать материал о родственниках участниках войны;
рассказать о воинах ученикам класса;
участвовать в конкурсе «Алые паруса».
После завершения работы учащиеся продемонстрировали результат и рассказали что узнали.
Эта работа сплотила не только детей, но и родителей. Ведь родители были активными участниками проекта
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем.
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?
- Регулятивные УУД формируются на этапах:
-нахождения проблемы;
-выдвижения гипотезы;
-постановки цели.
- Познавательные УУД формируются на этапах:
-подбора литературы по заданной теме;
-работы с литературой;
-посещения музея, выставок;
-поиска материалов в Интернете;
-фотографирования.
- Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
- Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.
Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД.
Все разработанные и составленные материалы вы сможете найти на моем сайте. «Социальный сайт работников образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» (из опыта работы)
Доклад на МО воспитателей.Слава армии родной!»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-230585-1377365231.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-544097-1417638251.jpg)
доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"
реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-45847-1386405691.jpg)
Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».
Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образов...
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-1484878-1694874129.jpg)
Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»
В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...