Родительское собрание в 8 классе "Путь к взаимопониманию"
презентация к уроку на тему
Родительское собрание в 8 классе "Путь к взаимопониманию" посвящено конфликтным отношениям подростков и их родителей, поэтому на собрание были приглашены учащиеся класса и их родители. Использование ролевых игр позволило и детям, и взрослым задуматься о причинах конфликтов, а также узнать о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_8_a_klasse.docx | 22.37 КБ |
put_k_vzaimoponimaniyu.pptx | 1019.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 8 А классе
Тема: «Путь к взаимопониманию».
Цели:
1. Помочь родителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё.
Предварительная подготовка:
- Проведено анкетирование «Мои взаимоотношения с родителями»;
- Совместно с детьми снят видеоролик – интервью «Дети о родителях».
Форма проведения: семинар с элементами деловой игры.
Ход собрания.
1. Организационный момент. Приветствие детей и родителей.
- Великий Сенека говорил «От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов». Сегодня мы поговорим о непростых порой отношения подростков и родителей. И не просто поговорим, но попробуем наглядно проиграть некоторые ситуации. Для этого вы разделились на 4 группы. Но начать мне бы хотелось с видеоролика, который снимали дети незадолго до собрания.
2. Просмотр видеоролика – интервью «Дети о родителях».
Содержание видеоролика:
Учащимся предлагается продолжить фразы:
Родители для меня – это…
Я для родителей – это…
Родители от нас хотят …
Мы от родителей хотим …
3. Беседа с использованием сигнальных карточек.
- Вопрос ученикам: легко ли взрослеть?
- Вопрос родителям: легко ли быть родителями подростков?
- Мелкие ссоры, недопонимание, противоречия во взглядах, приводящие к конфликтным ситуациям, знакомы каждой семье. Конфликты осложняют нашу жизнь. Но можно ли прожить без конфликтов? (Вопрос детям и родителям);
- Вы конфликтный человек? (Вопрос детям и родителям)
4. Родительский лекторий (проводит ученик).
- Что же такое конфликт? Мы с ребятами подошли к теме конфликтов с научной точки зрения, и сегодня в родительском лектории участвуют сами дети.
1 ученик: Что же такое конфликт?
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Самое неприятное в конфликте – это страх, злоба, обида, которые испытывают люди по отношению друг к другу. Но общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной потере индивидуальности, свободы… Они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни.
2 ученик: Совсем избежать конфликтов невозможно. Но научиться конструктивно разрешать – целая наука. Необходимо понимать причину появления разногласий и не бояться открыто обсуждать их. Уход от конфликта может привести к проблемам куда более серьезным:
- проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемы психологического план (уход в себя, в сою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
- проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта:
несогласие –> недовольство –> противодействие –> унижение –> агрессия -> разрыв
5. Анализ конфликтных ситуаций.
Группы детей и родителей получают одинаковые задания для инсценировки и анализа конфликтных ситуаций.
1 ситуация. (1 группа родителей и 1 группа детей)
Родители возвращаются с работы домой и узнают, что между двумя детьми произошла ссора. Дети жалуются, младший плачет.
2 ситуация.(2 группа родителей и 2 группа детей)
Родители заставляют выбрать ту профессию, которую они считают значимой и подходящей для ребёнка.
- Итак, перед конфликтом, как правило, возникает конфликтная ситуация: момент принятия решения. Попробуем наглядно проинсценировать типичные конфликтные ситуации и предложить свой выход из них.
- Запомните четыре варианта выхода из конфликтной ситуации. После небольшого лектория мы определим, какой вид выхода из конфликта был использован?
6. Родительский лекторий (продолжение).
3 ученик: Способы разрешения межличностного конфликта
Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
Данные виды разрешения конфликтных ситуаций не решают проблем, а лишь на время прерывают конфликт, который может продолжиться в любой момент.
7. Анализ способов разрешения конфликтов.
- Перед вами несколько способов разрешения конфликтов, какие из них встретились в анализируемых ситуациях?
4 ученик: Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.
Сотрудничество – лучший способ разрешения конфликтных ситуаций, потому что предполагает совместный поиск решения проблем. Сотрудничество учитывает интересы всех сторон. Цель сотрудничества – найти понимание, а не победить, поэтому исключает всякое давление, поиск виноватых, упрёки и принуждение.
Сотрудничество предполагает доверительный разговор, где каждая сторона конфликта спокойно и открыто заявляет о своих интересах, проблемах, трудностях.
8. Формулировка важных советов для конфликтующих.
У каждой группы раздаточный материал, куда нужно записать 5 – 6 советов для конфликтующих и поделиться с другими группами своими советами.
(5 минут на выполнение, 3 минуты – обмен мнениями)
9. Советы психологов. (на слайде)
Вот несколько советов для тех, кто выбирает путь сотрудничества:
- Критикуйте поступок, а не человека.
- Не делайте обобщений ( не используйте слова «всегда» и «никогда»).
- Будьте искренними, не скрывайте своих проблем, ведь перед вами – близкий человек.
- Если не готовы к спокойной и доброжелательной беседе, не начинайте разговор.
- Говорите о себе, используйте «Я-сообщение».
- Уважайте мнение собеседника, не высмеивайте его.
10. Практикум «Я-сообщение».
От родителей дети часто слышат «Ты должен хорошо учиться!», «Ты обязан уважать старших!»
От подростков родители часто слышат: «Не ори на меня!», «Отстань от меня!».
Звучит грубо и некорректно. Более того, путь взаимных претензий и обид – это путь в никуда. Но это не значит, что мы должны перестать выражать своё мнение, выдвигать свои требования. Сотрудничество предполагает тактичные формулировки. Здесь уместно использовать приём «Я-сообщение». Сравните:
«Ты должен хорошо учиться!» - «Я уверена, что ты можешь хорошо учиться».
«Когда ты задумаешься о будущем?» - «Интересно, какую профессию ты планируешь выбрать?»
«Ты опять врёшь!» - «Мне не нравится, когда меня обманывают».
Предлагаю группам поупражняться самостоятельно. Рядом с фразами в таблице впишите более мягкие и позитивные формулировки с использованием «Я-сообщения».
Задание для детей:
«Мне надоели твои претензии!»
«Тебя не касаются мои проблемы!»
Задание для родителей:
«Опять ты не помыла посуду!»
«Ты должен ценить заботу старших!»
«Ты должна давать мне деньги!»
«Завтра же исправь все двойки»
11. Рефлексия.
Известно, что индейцы в знак мира и согласия выкуривали трубку мира. У нас сегодня символом мира и согласия между поколениями будет хрустальная чаша, где вы оставите свои отзывы о проведённом мероприятии. Заполните листки отзыва и сформулируйте устный ответ на вопросы: Что сегодня было для вас полезным, ценным? Будете ли вы использовать опыт нашего совместного мероприятия в своей жизни?
А закончить собрание мне хотелось бы известными строками Эдуарда Асадова:
Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
И всё же – не стоит детей корить.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать, пережить
И побывать в «стариках» и «предках».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви километры шагов» Сенека Цели: 1 . Дать понятие о конфликте, путях его преодоления; 2. Научить находить выход из конфликтной ситуации; 3. Познакомить с приёмами бесконфликтного общения.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Уход от конфликта Проблемы со здоровьем; Психологические проблемы; Социальные проблемы.
Конфликтные ситуации 1) Родители возвращаются домой с работы и узнают, что между двумя детьми произошла ссора. Дети жалуются, младший плачет. 2) Родители заставляют выбрать ребёнка ту профессию, которую они считают значимой, не считаясь с мнением ребёнка.
Способы разрешения конфликтов
Сотрудничество – лучший способ разрешения конфликтных ситуаций!
Советы психологов Критикуйте поступок, а не человека; Не делайте обобщений; Не скрывайте своих проблем; Если не готовы, не начинайте разговор; Говорите о себе; Уважайте мнение собеседника.
«Я – сообщение» «Ты должен хорошо учиться» «Когда ты задумаешься о будущем?» «Ты опять врёшь!» «Я уверена, что ты можешь учиться лучше» «Интересно, какую профессию ты планируешь выбрать?» «Мне не нравится, когда меня обманывают»
«Я – сообщение» Задание для детей: «Мои проблемы тебя не касаются!» «Мне надоели твои претензии!» «Ты должна давать мне деньги!»
«Я – сообщение» Задание для родителей: «Ты должен ценить нашу заботу!» «Завтра же исправь все двойки!» «Опять в твоей комнате бардак?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
пп...
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей...
Родительское собрание.ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.Вопросы для обсуждения: 1. Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.2....
Родительское собрание. Тема "Почему ребёнок становится чужим или как найти взаимопонимание со своим ребёнком"
Конспект беседы с родителями...
- Мне нравится (1)