Приобщение младших школьников к краеведению
учебно-методический материал на тему
Местный материал доступен обучающимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 396.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение младших школьников к краеведению
Список ИПМ:
ИПМ-I. Теоретическая интерпретация
ИПМ-II. Приобщение младших школьников к краеведению
ИПМ-III. Вывод. Библиография
Приложение 1. Конспект урока русского языка
Приложение 2. Задания краеведческой тематики на уроках математики (фрагмент)
Приложение 3. Исследовательская работа «Воссоздать прошлое и сохранить настоящее нашего края»
Приложение 4. Диагностика
Приложение 5. Индивидуальные и коллективные достижения обучающихся в конкурсах краеведческой тематики различного уровня
«Краеведение - прекрасная школа
воспитания гражданственности».
Д.С. Лихачёв
ИПМ - I. Теоретическая интерпретация
Актуальность
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Местный материал доступен обучающимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и обучающихся. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.
Цель: содействовать формированию у младших школьников знаний о родном крае.
Задачи:
- Познакомить младших школьников с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;
- Развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Научность:
Благодаря деятельности М.В. Ломоносова, проводившего краевые исследования местного населения, зародилось понятие «краеведение».
Известный в истории педагогики факт возрастания интереса к познанию своей страны во второй половине XIX в. способствовал появлению понятию «родиноведение». Мысли и идеи о познании отечества находим у К. Д. Ушинского, считавшего, что у детей необходимо развивать «инстинкт местности», где они живут, т.е. знание своего непосредственного окружения и умение сопоставлять его с изучаемым материалом. К. Д. Ушинский ввёл термин «отечествоведение». В местном материале учёный видел одно из средств, способствующих превращению обучения из формального, книжного в конкретно-познавательное. Эти взгляды разделяли В.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров.
В конце XX века были разработаны программы, нацеленные на помощь школьникам в осознании определённых черт национальной культуры. Главным разработчиком стал сектор начального обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (С.М. Языков, М.С. Васильева, В.И. Кустарёва, Н.Н. Светловская, А. М. Пышкало и др.). Был сделан чрезвычайно важный вывод: региональный или (республиканский), компонент образования наполняется конкретным содержанием в случае целенаправленного изучения родного края (республики или региона).
События 90-х годов пробудили интерес к вопросам национальной культуры, педагогики, национального самосознания. Отрадно отметить, что и в это непростое время педагогическая наука продолжала поиски: именно в эти годы велась разработка основ региональной концепции и технологии регионализации образования. В регионе Архангельского Севера под руководством профессора Т.С. Буториной проводились комплексные исследования, которые позволили сделать вывод о том, что этнокультурный компонент, органически встроенный в содержание образования, позволяет соотнести процесс обучения с этнопсихическими особенностями обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития у школьников познавательных процессов, восприятия, памяти, мышления.
Краеведение решает основную воспитательную задачу - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину и готовых приносить ей пользу, дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.
Кроме того, посредством краеведения школьникам дается представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашего края и индивидуальности его развития.
Краеведение воспитывает творческую инициативу обучающихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие, т. е. почувствовать себя причастным к истории.
Таким образом, опыт работы по краеведению трудно построить, не зная опыта предшественников, которые внесли бесценный вклад в педагогику краеведческого направления. Учёные-краеведы доказали, что краеведческие знания формируют у детей широкую, целостную, научную картину мира, в которой природа и общество существуют в неразрывном единстве.
ИПМ - II. Приобщение младших школьников к краеведению
Принципы реализации краеведческих знаний
Краеведческая работа, направленная на развитие личности младшего школьника, возможна на основе реализации принципов концентризма, маятника, связи с общественными событиями.
Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концернам – своеобразным «кругам знаний»:
- Знакомство с культурой семейных отношений. Родословная семьи.
- Формирование базовых понятий. Изучение истории школы, области, города.
- Приобщение к национальной культуре. Изучение фольклора, народных праздников, обычаев.
- Формирование экологической культуры. Изучение традиций, отражающих взаимоотношения человека и природы.
- Знакомство с основными правилами туризма и элементами ориентирования.
Важно, чтобы учитель и обучающиеся видели не только границы «кругов знаний», но и необходимость интеграции концентров, «прозрачность» их границ, возможность постоянного систематического перехода из одного в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращения от далёкого к более близкому. Такой подход к изучению краеведческого материала можно назвать принципом маятника. Изучая названия улиц своего посёлка, района, областного центра, дети узнают историю своей страны.
Реализация при изучении краеведческих тем принципа связи с общественно важными событиями и календарными праздниками повышает социальную значимость в развитии личности младшего школьника.
Научно - методический анализ опыта по приобщению младших школьников к краеведению через учебную деятельность
Методическая организация использования краеведческого материала на уроках возможна в двух вариантах: 1) фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины в логике основного краеведческого курса; 2) разработка специального краеведческого курса в русле регионального содержания.
При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту обучающихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять обучающимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится их дом или школа;
- формировать умения наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, рисунках по изобразительному искусству, музыке, в творческих заданиях по технологии.
Использование местного языкового материала на уроках русского языка способствуют обогащению и активизации словаря детей и развитию их речи.
1) Работа над значением слова (пушица, нерпа, язь, короб, пуночка, чистик, лагуна, верфь, лесосплав, кулебяка и др.). Для толкования значений слов используются наглядный и описательный приёмы. Работая с такими словами как медуница, оленевод, рябчик, косторез и др. используется словообразовательный приём.
2) Работа над орфографией и орфоэпией слова (камбала, сиг, сельдь, груздь, туес, карбас, сполохи и др.)
3) Работа над семантическими связями слов.
4) Упражнения в самостоятельном употреблении слова.
5) Диктанты, тексты для списывания.
6) Игры со словами краеведческой тематики. (Приложение 1).
Краеведческий материал – важное подспорье в организации уроков по развитию речи. Тексты, отражающие историю родного края, имеют большое воспитательное значение, они новы и интересны для обучающихся. В основном это тексты-описания или тексты-повествования.
При написании сочинений на темы «Краски осени», «Зимняя сказка» дети ярко передают свои чувства, умение использовать богатство родного языка.
Литературно-краеведческая работа развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы обучающихся, формируясь во время изучения литературного чтения в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий.
Краеведческая работа является педагогическим средством активизации учебно-воспитательного процесса. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения (сочинения, конкурсы чтецов, литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий, иллюстраторов произведений, викторины, дидактические литературные игры, составление и разгадывание кроссвордов, ребусы по литературным произведениям края, написание стихотворений, загадок, проектов). Приём «инсценирование рассказа» носит воспитывающий характер: дети активно включаются в работу и с охотой делятся чувствами и переживаниями.
В 1 классе совместно с детьми и их родителями мы создали проектную папку «Азбука юного краеведа». Работая над проектом, вспоминали достопримечательности нашего края, памятные места, названия рек, сёл, городов. Каждый объект соответствовал букве алфавита: А – Архангельск, С – Северная Двина, Л – Ломоносов и т.д. Затем распределили работу между всеми участниками проекта. Свои оригинальные творческие находки дети оформили на листах формата А-4. При помощи текстов, рисунков, фотографий дети представили свою работу. Итоговый этап - защита проектной деятельности. Сначала надо было выступить, рассказав одноклассникам о своей работе, затем проявить умение ответить на вопросы. Таким образом, появился продукт совместной деятельности – проектная папка «Азбука краеведения».
Программа «Школа «России» по литературному чтению авторов Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной предполагает уроки с включением произведений авторов нашего края. Для развития читательского опыта на уроках литературного чтения знакомлю обучающихся с творчеством северных писателей и поэтов Ф. Абрамова, С. Писахова, Б. Шергина, Н. Рубцова и др., воспевающих в своих произведениях Северный край. Интерес у обучающихся вызывают пословицы и поговорки о животных, растениях местности, стихотворения о крае. Произведения Северного фольклора, художественные произведения региональной литературы, научно-познавательные статьи - всё это можно найти в курсе краеведения «Морянка».
В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов Архангельской области.
Младшим школьникам нравятся задания с элементами игры, так во 2 классе дети выполняли задание «Соедини по точкам». Сначала знакомлю детей с предстоящей работой, на выданных листочках проставлены точки с цифрами без целостного рисунка. Возникает проблемная ситуация и дети сами приходят к выводу, чтобы получить рисунок, надо соединить точки в порядке возрастания, когда контуры рисунка стали отчётливо видны и снова у детей возник вопрос «Что это?». Это герб Холмогорского района. Теперь детям предстояла самостоятельная исследовательская деятельность, узнать, что обозначают детали герба. На следующем уроке дети рассказывают по своему рисунку о найденных сведениях, о гербе Холмогорского района. (Приложение 2).
Проанализировав учебники по окружающему миру авторов А.А. Плешакова, пришла к выводу, что на уроках окружающего мира, возможно, использовать метод проектов. Уже в 1 классе предусмотрены проекты «Моя семья», «Мой класс и моя школа». По теме «Моя малая Родина» первоклассники с помощью взрослых учатся находить в семейном фотоархиве соответствующий материал, интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины, составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением. Второклассники работают над проектами «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная». Значение реализации проектов: значительное расширение и углубление кругозора обучающихся, «открытие» новых страниц в истории родного края.
Разрабатывая рабочие программы по изобразительному искусству, обязательно включаю компонент регионального содержания. В 1 классе темы уроков «Природные узоры (кисти северных ягод: рябины, брусники). Красоту нужно уметь замечать»; «Северные орнаменты. Узоры, которые создали люди»; «Дома нашего посёлка. Дома бывают разными»; «Посёлок, в котором мы живём»; «Урок любования. Времена года. Весна в нашем крае». По музыке темы уроков «Родной обычай старины»; «Край, в котором ты живёшь».
Уроки с использованием краеведческого материала формируют основы мировоззрения ребёнка, предоставляют самые широкие возможности для развития его личности. Такие уроки являются базой, на основе которой ученики осваивают общечеловеческие ценности через раскрытие богатства человеческой души и природы, чувств человека, мира взаимоотношений людей.
Научно - методический анализ опыта по приобщению младших школьников к краеведению через внеурочную деятельность
«Мир нельзя по-настоящему познать за партой. Как бы ни был красочен и увлекателен материал учебников, каким бы искусством ни обладал учитель, закономерности мировоззрения открываются, если ребёнок ощутит их в зримых, наглядных проявлениях», - писал К. Д. Ушинский.
Веду кружок «Мой край». В основу положена идея раскрытия и развития личностного потенциала обучающихся, воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Севера. На занятиях школьники познакомились с жизнью и творчеством северных писателей и поэтов, с деятельностью М.В. Ломоносова, составляли рассказы о близких и родных людях, собирали и оформляли материал о Холмогорском районе. Одно из занятий посвящено творчеству С. Г. Писахову. Подготовительным этапом было прочтение детьми сказок, написанным автором. На занятии мы рассматривали фотографии, которые дети принесли из дома. На одной из фотографий был памятник С. Г. Писахову. У детей возникли вопросы «Что в руках у писателя?», «Почему рядом кошка?». Занятие-диалог получилось продуктивным и познавательным.
Вся страна готовилась к 70-летию Великой Победы. Для обучающихся 1-2 классов был проведён «Урок Мужества» по теме «Архангельск в военной шинели». Урок посвящён архангелогородцам, защищавшим Родину от фашистских захватчиков. На уроке выступали ученики с сообщениями о вкладе архангелогородцев в дело Победы. Занятие реализует важную задачу – воспитание уважения к заслугам старшего поколения перед Родиной и чувство гордости за наш Северный край.
Интересным было занятие по теме «Каргопольская игрушка». Дети с помощью акварельных красок учились выполнять элементы росписи каргопольских игрушек.
Тесно содрудничаем с сельской библиотекой. Совместно с библиотекарями проводим занятия по темам «95 лет со дня рождения Т.В. Мининой, краеведа, автора книг, посвящённых истории с. Емецка»; «95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, «Победа деда - это моя победа» и др.
Большую роль во внеурочной деятельности по изучению родного края играют турслёты, походы, пешеходные прогулки по улицам, экскурсии на предприятия (Двинской РМЗ, местная пожарная часть). Это позволяет обучающимся получить яркие впечатления о своей малой родине, ближе познакомиться с её достопримечательностями, улицами и жилыми домами, общественными зданиями. Изучение экономической жизни края направлено на ознакомление детей с трудом их земляков, их достижениями, сравнение условий и цели труда в прошлом с трудом в настоящем.
Посещение памятных мест: Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, экскурсия в краеведческий музей (с. Ракула). На музейных занятиях внимание уделяется деятельностному подходу в работе с обучающимися. Различные формы предусматривают активное участие каждого ребёнка. Дети с помощью предметов воспроизводят некоторые трудовые процессы: имитируют работу пряхи – учатся вращать настоящее веретено; подражая жнице, работают серпом; держат на плечах коромысло. Специфика музейных занятий состоит в том, что средством обучения являются исторические предметы. Это особенно важно в работе с детьми начальных классов, так как у них преобладает наглядно-образное мышление. В процессе занятий развиваются общеучебные умения школьников (способность анализировать, сравнивать), формируется визуальная память.
Формирование экологической культуры на краеведческой основе строится на непосредственных наблюдениях за объектами природы и её явлениями. В 1 классе результаты наблюдений фиксируются в «Научных дневниках». Основу практических работ составляют экскурсии не только в музеи и на предприятия нашего края, но и экскурсии в природу, например, авто и пешая экскурсия по теме «Слушание птиц нашего края». Мы побывали на реке Смердья, слушали пение птиц, таких как, пеночка-весничка, славка, наблюдали за ласточками. Недалеко от реки Конда нам посчастливилось услышать, как поют синицы, зяблики, кукушка. Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создаёт приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.
Краеведческая работа нередко связывается с выполнением обучающимися трудовых общественно-полезных дел: акция «Зелёная школа», «Чистый двор». Участие во всероссийской акции «Марш парков» это не только уборка мусора на территории Сийского заказника, но и посадка саженцев. С большим удовольствием дети высаживали двухлетние саженцы. Детям на практике удалось применить для посадки маленьких сосен оборудование лесопосадочные трубы и меч Колесова. Труд воспитывает не только гуманные качества (доброту, отзывчивость, бережное отношение к животному и растительному миру). Но и волевые качества (самостоятельность, организованность, ответственность).
Изучение истории своей семьи эффективно лишь при условии, что родители, бабушки и дедушки являются помощниками детям и учителю.
Мероприятия, организованные совместно с родителями, способствуют сплочению членов семьи, воспитанию у ребёнка чувства гордости за свою семью, осознанию им своей принадлежности к определённой социальной группе (ты - член семьи). Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и их сохранению, помогает укреплению связей между поколениями.
Исследовательской деятельностью по изучению родного края занимаюсь с 2010 года. Считаю, что это даёт младшему школьнику
1) возможность саморазвития и самосовершенствования. 2) возможность ощутить свои силы, поверить в себя. 3) умение представлять свои результаты (развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения). Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя успешными, любое их достижение уже является движением вперёд. Мои ученики неоднократно выступали на детской областной конференции «Экология моего края», принимали участие в районной учебно-исследовательской конференции школьников «Старт в науку». (Приложение 3).
Мои ученики являются участниками и неоднократно призёрами районных конкурсов декоративно-прикладного и изобразительного искусства «У истоков мастерства». Так, ученица 3 класса подготовила проект «Осенний гороскоп» с использованием сухих листьев деревьев нашего края.
Интересный конкурс предложила Холмогорская районная библиотека им. М.В. Ломоносова «Читая книгу о войне». Сначала с детьми обсудили несколько книг и остановились на произведении Н.А. Вурдова «Робинзоны студёного острова». Познакомившись с рассказом, группа обучающихся решили выполнить несколько иллюстраций к рассказу и под руководством учителя создали презентацию. Идея, положенная в основу данной работы, заключалась в том, чтобы осознать, какую помощь оказали дети-подростки голодающему населению Архангельска. Занятия военно-историческим краеведением способствуют воспитанию у школьников чувства гордости за героические свершения и созидательный труд своих земляков.
Вся эта работа не только учит чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению детей, развивает их активность. Известно, что действенное отношение школьников ко всему окружающему проявляется в игре, учёбе, труде, творческой деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность по приобщению младших школьников к краеведению помогает детям осмыслить взаимосвязи между человеком, окружающей и социальной средой.
Результативность:
В ходе работы использовала педагогическую диагностику, а именно задания, направленные на выявление желания ученика изучать родной край (цветопись) и вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае. В результате работы обучающиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего посёлка, района и области. Выросла активность школьников. (Приложение 4).
Источниками информации для диагностики результатов могут служить работы обучающихся, выполняющиеся в ходе обучения (сочинения, проекты и презентации, а также разнообразные творческие работы – рисунки, поделки и т.п.). Мои воспитанники – участники и победители школьных, районных и областных мероприятий краеведческой тематики. (Приложение 5).
Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями на семинарах, и на школьном сайте.
Данный опыт работы направлен на приобщение младших школьников к краеведению и расширению знаний по изучению родного края. Материал может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
ИПМ-III. Вывод
Материалы работы актуальны, так как, современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания обучающихся начальных классов является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник через традиционную культуру своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края и приобщение младших школьников к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории и традициям нашего края. Анализируя опыт работы можно сделать следующие выводы:
- Младшие школьники знакомятся с начальными представлениями о самобытности и значимости культуры малой родины.
- Осознают своё продвижение в овладении знаниями и умениями.
- Испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.
Библиография
1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста// Начальная школа: журнал. – 2007. – №9. – с. 17-20.
2. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-
методическое пособие для учителя/ Богданова И.В.– Архангельск: АО ИППК РО, 2012.
3. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала// Начальная школа: журнал. – 2003. – №2. – с. 110-113.
4. Гайворонская Н.И. Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника// Начальная школа: журнал. – 2009. – №6. – с. 90-95.
5. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа: журнал. – 2011. – №1. – с. 46-50.
6. Коляда Е.В. Изучение родного края во внеурочное время// Начальная школа: журнал. – 2013. – №2. – с. 71-74.
7. Крылова И. А. Реализация регионального компонента при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа: журнал. – 2011. – №12. – с. 67-69.
8. Михайленко Е.В. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах/ Михайленко Е.В. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112с.
9.Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре начального школьного образования// Начальная школа: журнал. – 2009. – №3. – с. 38-42.
10. Ногина Р. М., Макарова О.В. Региональное содержание в образовательном процессе начальной школы/ Ногина Р. М., Макарова О.В. – Архангельск: АО ИППК РО, 2008.
11. Овечкина Н.Н. Краеведение в начальной школе// Начальная школа: журнал. – 2004. – №11. – с. 109-112.
12.Питинова Т.Г. Изучение родного края// Начальная школа: журнал. – 2006. – №11. – с. 86-89.
13 Полякова И.Ф. Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования// Начальная школа: журнал. – 2009. – №3. – с. 42-45.
14. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа: журнал. – 2011. – №1. – с. 51-53.
15. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа: журнал. – 2006. – №2. – с. 45-49.
16. Скоморохова С.В. Краеведение на уроках русского языка// Начальная школа: журнал. Библиотечка учителя – 2010. – №9. – с. 19-21.
17. Топор А.В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе // Начальная школа: журнал. – 2013. – №3. – с. 107-110.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/07/kraevedenie-v-nachalnoy-shkole
Приложение 1.
Конспект урока русского языка
Урок русского языка в 4 классе 2014-2015 уч. год
Учитель: Галактионова С. А.
Тема: Закрепление по теме «Склонение имён существительных». Игры со словами краеведческой тематики.
Цель урока: закрепить знания о типах склонения имён существительных.
Формирование учебных действий:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики.
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; вести диалог, умение работать в паре.
- Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня усвоения материала.
- Личностные УУД: формирование положительной оценки учебной мотивации;
воспитание и уважение к культуре родного края.
Использование современных педагогических технологий: групповая технология (работа в парах), технология критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая, игровая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
- Организационный момент
- Минутка чистописания
На доске записана пословица.
Наша дочь речистая,
У неё речь чистая.
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово речистая? (Умеет красиво, правильно говорить).
Объясните, что значит речь чистая? (Грамотная, без лишних слов, красивая, правильная).
Назовите существительные из пословицы и скажите, что в них общего (3скл.)
Проанализируйте выполненную работу и определите задачи урока.
- Обобщение знаний о типах склонения. Работа со словами краеведческой тематики
- Стадия вызова.
- Предложить ученикам вспомнить всё, что они знают про болото и записать в тетрадь.
- Предложить ученикам рассказать по своим записям, что они вспомнили про болото.
2. Осмысление. Получение новой информации.
- работа с текстом (Приложение №1) с пометками карандашом.
Условные обозначения:
√ - знал; + - новое; - - противоречие
Высказывание детей.
3. Работа с текстом.
Задание: первой группе детей выписать из текста 3 существительных 1 склонения, а второй группе детей выписать 3 существительных 2 склонения.
Работа в парах (взаимопроверка)
4. Работа над значением слова
- Как можно назвать людей, занимающихся сбором ягод? (Ягодники)
- Какие значения может иметь слово «ягодник»? (Ягодное место, ягодный пирог).
IV. Физминутка.
- Закрепление.
- Игра «Найди пару» (Приложение №2) Работа с раздаточным материалом.
С каждым словом (название города) составить устно предложение и определить склонение у существительных
- Игра «Угадай»
С буквой м я сладкая,
С буквой к я горькая.
(Малина – калина)
- Отгадай загадку и определи склонение. (Работа с дидактическим пособием - веер)
а) Ягоды - не сладость,
Зато глазу – радость.
И лесам – украшение,
И дроздам – угощение. (Рябина)
б) Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)
в) Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
д) Кто, скажи, она такая:
Вся дрожит, хоть не пугаю? (Осина)
- Игра «Самый внимательный»
Задание: вспомните и запишите отгадки в тетрадь. Определите тип склонения существительных.
- Рефлексия.
- Какие слова вы хотели бы сказать по сегодняшнему уроку? Напишите.
Используемая литература к уроку:
- Лаптева Л.С. Как работать со словарными словами? // Начальная школа. 2007. №4.
- Михайленко Е.В. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах: методические рекомендации / Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112с.
- Ногина Р.М. Региональное содержание в образовательном процессе начальной школы / Архангельск: АО ИППК РО, 2008
Приложение №1.
Болото.
Большие площади в Архангельской области занимают болота. Какая польза от них человеку? Давайте посмотрим.
Словно на сказочной скатерти лежат по болоту съедобные приманки. Осенью зреет на глади болот целебная клюква. Летом люди собирают здесь золотистую морошку.
В чудесных кладовых лежат ценные тонны съедобных даров. Всегда ли легко дойти до этих кладовых? Ходить по болоту опасно. В зыбком ковре можно увязнуть. Но люди обходят опасные места и собирают дары болот.
Под моховым ковром гниют остатки растений, под ним залегает тёмный пласт ценного торфа.
Приложение №2.
Установи, чем знаменит каждый город, и соедини стрелкой соответствие.
Каргополь космодром
Плесецк строительство атомных подводных лодок
Сольвычегодск крупный ЦБК
Архангельск глиняная игрушка
Северодвинск санаторий
Коряжма областной центр
Приложение 2.
Приложение 3.
Исследовательская работа
«Воссоздать прошлое и сохранить настоящее нашего края»
Введение
Люблю старинные названья
Российских рек и городов,
Они как будто изваянья
Во мгле растаявших годов.
В.Сидоров
Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
библиотеке по Названия водных объектов сохраняются веками и тысячелетиями, поэтому имеют очень высокую лингво – историческую ценность. Исследование предполагает изучение названия любого водного и сухопутного объекта. Значение данных исследования в изучении судьбы того или иного народа, его языка, истории огромно, поскольку водные объекты на первоначальной стадии развития любой цивилизации играли большую роль. Реки всегда играли большую роль в хозяйстве и культуре народов.
Известно, что происхождение и смысл географических названий с древних времён интересовали человека. Однако строго научного их изучения не было в течение многих столетий. Лишь в ХIХ веке появились публикации, в которых делались попытки выявить некоторые общие закономерности формирования географических имён на какой – либо территории. В России впервые такую попытку предпринял академик А. Х. Востоков (1781 – 1864).
Названия водных объектов отличаются большой устойчивостью. Время их щадит, люди их не меняют. Они дошли до нас из глубокой древности и оказались теми «орешками», которые учёным так трудно расколоть. В речных названиях скрыта самая древняя информация. Работать над терминами и трудно и интересно, поэтому я выбрала эту тему.
Актуальность. Не все люди в деревнях и сёлах знают, откуда пошло и почему так называется их селение, река, ручей или озеро. Материалы по изучению гидронимов открывают широкую перспективу дальнейших исследований нашего края.
Данная работа представляет собой описание названий водных объектов вблизи посёлка Брин – Наволок Холмогорского района Архангельской области. Гидронимы представляют благодатный материал для изучения истории родного края. В системе гидронимии Холмогорского района отразились исторические события, своеобразие хозяйственного уклада, личные имена людей, географические условия местности, настоящее и былое. Поэтому изучение и описание гидронимии приобретает актуальность и научную значимость в изучении истории, культуры народов, населявших и населяющих территорию Холмогорского района в прошлом и настоящем.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов по топонимике (собственное название отдельного географического места), в краеведческой работе. Хотелось бы расширить представления о водных объектах родного края, узнать о науке гидронимии, поэтому я выбрала эту тему.
Цель: исследовать происхождения названий объектов окрестностей Брин – Наволока.
Задачи:
- Изучить литературу о водных и сухопутных объектах, которые расположены вблизи посёлка Брин – Наволок, истории возникновения их названий.
- Охарактеризовать найденные объекты.
- Выяснить происхождение их названий.
Объект исследования: реки и озёра окрестностей посёлка Брин – Наволок.
Предмет исследования: происхождение названий объектов.
Методы исследования:
- анализ научной литературы
- фотографирование
- описательный
Практическая значимость исследования: просвещение населения и школьников, откуда пошло и почему так называется наше селение, река, ручей или озеро. Материалы по изучению происхождения названий объектов окрестностей Брин – Наволока открывают широкую перспективу дальнейших исследований нашего края.
Основная часть
Объекты окрестностей Брин – Наволока и их названия
Глава I. Посёлок Брин – Наволок и его особенности
В ходе работы над исследованиями возникновения гидронимов нельзя не остановиться на очень важном историческом факте, а именно, движение новгородцев на Север было обусловлено острой экономической необходимостью. На лёгких плоскодонных парусно- гребных судах – «ушкунях», двигались новгородцы на север по системе рек и озёр, этим древним дорогам. Созданным самой природой, преодолевая сухопутные участки волоком, в конце концов, вышли в Белое море. Плывя, новгородцы находили удобные для стоянки бухты, входили в устья впадающих в море рек и основывали здесь промысловые поселения. Новгородцы стремились завладеть северными землями и сделать их своей собственностью, что, впрочем, им удалось. Новгородцы оставались жить в нашем северном крае. И в дальнейшем называли себя двинянами.
Брин – Наволок расположен в 130 километрах к юго – востоку от Архангельска. Посёлок вытянут вдоль берега Северной Двины на 5 километров. Река судоходная, по ней таскали плоты бурлаки. Среди бурлаков было много молодых девушек, зарабатывающих на приданое перед свадьбой. На каждого работника приходилось по 10 бревен в плоту. Труд наших предков был нелегкий.
В 35 км от Брин – Наволока находится Сийский заказник и Антониево – Сийский монастырь. В Брин –Наволоке находятся Двинской ремонтно – механический завод, установлен памятник погибших за Родину в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 г на Набережной Северной Двины. Численность населения 1045 человек (2010 год). Есть частное предприятие ООО «Крона», занимающееся лесозаготовками.
В исторических названиях можно встретить полное название Брилин Наволок. Полное название «Брилин» было трудно произносить, и окончание со временем утратилось, даже не окончание, а две мешавшие буквы. Основа Брин не имеют отношения к названиям, отражающим относительные размеры объектов, их местонахождение, геометрическую форму или растительный мир. И тогда Брин – Наволок, вероятнее всего, от антронима (собственные имена людей, фамилии, прозвища, клички) Брен.
Наволок – участок твёрдой земли, отделяющий озёра один от другого, т. е. земля, через которую надо волочить лодку. Наволоками на Севере всегда называли прибрежные урочища (участок местности, болото, лесной массив), рядом с которыми или на которых зачастую возникали крестьянские поселения.
Почтовое отделение в Брин –Наволоке называется Волочёк. Это название отражает социальную и хозяйственно – экономическую деятельность людей. Термин Волочёк возник для обозначения места, где удобно перетаскивать, волочить лодки или вообще малые суда по суше. Волочёк – центральная часть посёлка.
Глава II 2.Характеристика рек в окрестностях посёлка Брин – Наволок
На расстоянии 36км от Брин-Наволока находится древнее село Емецк на берегу одноименной реки. Емца, приток Северной Двины, вскрывается весной без ледохода, очень много родников открывается в ее долине. Река Емца в давние времена была важной транспортной артерией, связывавшей новгородцев с Двинской землёй. Вот одна из версий появления названия Емца. Народы Севера платили великому Новгороду. А в дальнейшем и князьям северо – восточных княжеств оброк. Дань, подать. Емь, так в древнерусском языке назывался оброк. Река, по которой возможно совершался сбор подати, могла получить название Емца. Образование названия с помощью суффикса – ца может быть оправдано правилами словообразования того времени. В 11 – 13 веках он использовался, например, для образования уменьшительной формы женских имён. В берестяных грамотах 13 века упоминаются женские имена Ульяница, Маница. Можно предположить, что река, как объект женского рода, получила своё название именно с этим продуктивным суффиксом того времени.
Посёлок Брин – Наволок расположен на берегу Северной Двины. Могучая и полноводная Северная Двина, общая её длина составляет 744 километра. Северная Двина главная дорога Европейского Севера. На протяжении многих веков Северная Двина служила водной дорогой не только из центральной части русского государства в Северный край, но и в Европу. Северная Двина оказалась единственной дорогой, связывавшей Россию с Европой. Например, в Отечественную войну 1812 года Россия поддерживала связь с европейскими странами только через Архангельск. Общеизвестна роль Архангельского порта и в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 г г. – через него шли основные поставки.
В последние годы пассажирское судоходство на Северной Двине сокращается. Летом можно наблюдать, как теплоход с гордым названием «Н. В. Гоголь» причаливает к Брин – Наволоцким берегам. А ещё есть теплоход с прекрасным названием «Брин – Наволок».
Двина начинается от слияния двух рек Сухоны и Юга, первоначально она называлась Двойной, а с утерей одного гласного звука стала Двиной. В Вологодской летописи 14 века есть запись: «под тою горою Гледеном, помяненые реки Юг и Сухона, совокупившись воедино слияние, третию реку из себя производят, которая особенное себе восприемлет наименование – Двина, потому, наречеся, что сдвинулись две и произвели из себя третию». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка отмечает, что число «два» перед другими словами выражает удвоение, двойственность и изменяется иногда в «дво», «дву», «две», и даже в «двъ» и «дви». По В. Далю сдвоенный или удвоенный итог чего – либо содержит в себе основу «двъ». Поэтому в основе происхождения названия Двина, присутствует число «два».
Северная часть посёлка называется Миножное и это название связано с Двиной. Рыболовство – одна из отраслей Северного края. Постоянно обитают в Северной Двине лещ, налим, окунь, щука, ёрш и другие рыбы. Из проходных рыб в Северную Двину входят минога, сёмга, нельма. Впервые на Северной Двине промысел миноги появился в 1908 году. В Брин – Наволоке в ХХ веке был рыбокоптильный завод, по переработке миноги, а то место, где находился завод, называли Миножное (по названию рыбы). Завода уже нет, а название местности сохранилось. Минога - рыба, похожая на змею. Отсутствие желчи, костной ткани и остатков пищи в кишечнике позволяет употреблять её в пищу целиком, без каких бы то ни было отходов. Миног жарят на противнях в особых печах, предварительно тщательно очищая их от слизи. Жареную миногу иногда маринуют. Миногу перерабатывали и отправляли в Архангельск.
Многочисленные притоки Северной Двины придают ей силу и красоту. На территории Холмогорского района около тридцати больших и малых рек. Каждое имя – мелодия, и не какая-нибудь нерусская, а славянская, поморская, выпестованная трудом и душой народа проживающего здесь. Притокам люди давали названия по множеству признакам рек: цвету, звукам, качеству воды, форме русла, особенности берегов и дна, виду истока, по отдельным элементам рек.
Смердья, левый приток Северной Двины. Проанализировав литературу о данном гидрониме, пришли к выводу, что этот гидроним имеет два значения, во-первых, не смерть звучит в названии, а «мереда», то есть рыболовная мерёга, мерёжка. Во-вторых, смородина, смердеть, смрад, все слова связаны со значением резкий запах, иногда неприятный. Действительно, по берегам реки Смердья растут кусты чёрной смородины. «Смерда», «смрад», «смородина» - слова одного корня. Смородина – ягода названа так за свой крепкий, но, несомненно, приятный аромат. «Смердами» звали крестьян, - вероятно, высказывая презрение к вечно копошащимся в земле, возящимся с навозом. Слова этого корня могли означать просто «пахучая», без всякой, положительной или отрицательной, оценки запаха. От слова «смрад - пахучий» - объяснение гидронима Смердья.
Обокша – левый приток Северной Двины в её низовьях. Начало она берет из озера Обокозеро. Озеро находится к северо-востоку от ст. Ломовое СЖД. Озеро получило название от имени реки. Название реки - двухсложное. Первая часть об (сокращено от обок) имеет значения «подле, рядом, сбоку). Элемент окша имеет значение «ветвь». Его употребление для обозначения небольших рек-притоков – «явление обычное во многих языках». В Историко-статистическом описании Холмогорского уезда в 1851 г. говорится об открытии в 1840 г. «минеральныя воды, вытекающие изъ берегов реки Обокши» в Ракульской лесной даче, расстоянием от деревни Ракульской в 15-ти верстах. Воды эти отнесены Медицинским Департаментом к серным водам, находящимся в Оренбургской губернии близ города Сергеевска, с которыми «они сходятся по качеству своему».
Об в коми языке в значении тётка расшифровывается Обокша как Тёткин (Женский) Ручей. Это тем более кажется возможным, потому что названия, связанные с культом женщины, на Севере встречаются часто.
Река Сия, соединяя между собой порядка двадцати больших и малых озёр, впадает в Северную Двину. Слова сия в русском языке имеет значение «эта». Есть ещё и русское слово сиять и производное от него - сияющая. Кто бывал на берегах этой реки, особенно летом, может подтвердить обоснованность и названия. По дополнительной версии гидроним объясняется так, для названия реки, связывающей между собой более двадцати озёр, подходит этимология «связывать», «объединять».
Глава III 3.Характеристика озёр в районе посёлка Брин – Наволок
Жизнь рек Северного края тесно связана с озёрами. Они заметно уступают рекам по богатству видов животных и растений. Большинство их заселено малоценной рыбой: окунем, щукой.
«Цветовые» гидронимы не всегда несут в себе цветовые названья. В нескольких километрах от Брин – Наволока есть лесное озеро, называется Чёрное. Оно названо так не потому, что в нём чёрная, как тушь, вода. Вода чистая, но дно глубокое и вода кажется тёмной. В других случаях вода тёмная от кореньев (если озеро рядом с тёмным лиственным лесом).
Белое озеро – этот гидроним связан с белыми меловыми холмами, тянущимися вдоль озера. Или «белое» в прошлом означало свободное, то есть озеро находилось на не занятой никем территорией.
Озеро Рогозеро находится к северо – западу от Брин – Наволока. С трёх сторон граничит с болотами. Одна из версий предполагает, что озеро, находящееся на высоте, окружённое болотами, не имеющее притоков и стока, то есть, «закрытое», не может быть здоровым. Можно предположить созвучное современной форме основы названия и одновременно – диагнозу здоровья озера слово рога в значении «боль, болезнь».
Гидронимы рек, ручьёв, связанные со звуками. Некоторые небольшие речки, ручьи издают своеобразные звуки «гремят» - ручей Гремячий. По свидетельству местных жителей, Медвежий ручей назван в честь медведя, задравшего несколько коров.
Результаты исследований обобщены и приведены в таблице 1.
Таблица 1
Происхождение названий | Пример названия |
В честь медведя, задравшего несколько коров. | Медвежий ручей |
рыболовная мерёга, мерёжка | Смердья |
по названию животного, миноги | Миножное |
связанные с культом женщины, Тёткин (Женский) Ручей. | река Обокша |
подле, рядом, сбоку, «ветвь» | река Об-окша |
удвоение, двойственность, «дво», «дву», «две», и даже в «двъ» и «дви» | р.Северная Двина |
для обозначения места, волока | Волочёк |
участок твёрдой земли, отделяющий озёра один от другого | Наволок |
имена людей, фамилии, прозвища, клички | Брен, Брилин, Брин |
Издают своеобразные звуки, «гремят» | ручей Гремячий |
Диагноз здоровья озера, рога в значении «боль, болезнь». | Озеро Рогозеро |
резкий запах, смрад - пахучий | Река Смердья |
Дань, подать, Емь, оброк | Река Емца |
Связано с белыми меловыми холмами или свободное, то есть озеро находилось на не занятой никем территории. | Белое озеро |
цветовые названья | Озеро Чёрное |
Сияющая или «связывать», «объединять». | Река Сия |
Заключение
Географическое имя, возникнув в конкретных исторических условиях, происхождением тесно связано с общественной жизнью народов, которые населяли и населяют ту или иную местность. В гидронимах нашли отражения названия, связанные с практической деятельностью человека, его духовным миром.
Изучение гидронимов несёт важную культурно – историческую информацию и служит одним из источников, используемых в истории, географии и лингвистике. Выявление закономерностей возникновения гидронимов, развития и функционирования важно для современных людей, так как многие объекты исчезают, а вместе с ними исчезают и названия, заключающие в себе духовный культурно – исторический пласт.
Исследовать происхождение и корни географических названий очень полезное и увлекательное дело. Не все люди в деревнях и сёлах знают, откуда пошло и почему так называется их селение, река, ручей или озеро. Материалы по изучению гидронимов открывают широкую перспективу дальнейших исследований нашего края.
Вывод: с помощью гидронимов мы пытались объяснить происхождение названий водных объектов посёлка Брин – Наволока Холмогорского района Архангельской области. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что изучение гидронимов позволяет воссоздать прошлое и сохранить настоящее нашего края.
Список литературы.
- Вольский К. П. Романова Е. К. // Топонимия Холмогорского района (О названиях рек, озёр, населённых пунктах), 2010
- Выручаева Л. В. // Посёлок над Двиной, Архангельск, 2012
- Ильина Л.Л. Грахов А.Н. Реки Севера // Ленинград: гидрометеоиздат, 1987
- Киприянов В. Двинская топонимика // Архангельск, 1991
- Успенский Л. В. Загадки топонимики - М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2010. – 331.
- Чашев А.И. Тайны языка земли Холмогорской // Архангельск, 2010
- Интернет - ресурсы
Приложение 4.
Анализ вопросов, направленных на выявление знаний о родном крае
№ | Фамилия | 1 класс (2014-2015уч.г.) | 2 класс (2015-2016уч.г.) | 3 класс (2016-2017уч.г.) | 4 класс (2017-2018уч.г.) | Выводы |
1. | А | - + - + - - - - - | Н | |||
2. | Б | - - + + (-) - - - - + | + - +(-) + - - - -+(-) | |||
3. | В | + - + - - - - - - | + - + + - + - - - | |||
4. | Г | + + + + - - - + - | + + + + - + - - + | |||
5. | Д | - - + (-) +(-) - + - - - | - + + + + + - - - | |||
6. | Е | - - - - - - - - - | + - + + - + - - + | |||
7. | Ж | - - + +- - - - - | + - + +(-) - + - - +(-) |
Вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае
- Как называется область, в которой мы живём
- Назовите главный город нашего края.
- Какие реки протекают по нашему родному краю.
- Какие города нашей области можешь назвать.
- Назовите писателей (поэтов) родного края и их произведения.
- Каких знаменитых людей родного края ты знаешь? Чем они знамениты?
- Какие северные народные ремёсла и промыслы тебе известны?
- Какие исторические события происходили в нашем крае?
- Какие растения и животные нашего края занесены в «Красную книгу»?
Динамика развития знаний о родном крае
Вопросы | 1 класс 2014-2015 уч.год | 2 класс 2015-2016 уч.год |
1.Как называется область, в которой мы живём | 28,6% | 83,3% |
2.Назовите главный город нашего края. | 28,6% | 33,3% |
3.Какие реки протекают по нашему родному краю. | 57,1% | 83,3% |
4.Какие города нашей области можешь назвать. | 57,1% | 83,3% |
5.Назовите писателей (поэтов) родного края и их произведения. | 0% | 16,7% |
6. Каких знаменитых людей родного края ты знаешь? Чем они знамениты? | 14,3% | 83,3% |
7.Какие северные народные ремёсла и промыслы тебе известны? | 0% | 0% |
8.Какие исторические события происходили в нашем крае? | 14,3% | 0% |
9.Какие растения и животные нашего края занесены в «Красную книгу»? | 14,3% | 33,3% |
Приложение 5.
Индивидуальные и коллективные достижения обучающихся в конкурсах краеведческой тематики различного уровня.
Название | Уровень (ОУ, муниципальный, региональный, федеральный) | Результат (победитель, призер, участник) | Дата |
1.«У истоков мастерства». Номинация «Архангельский Север-заповедник русского деревянного зодчества | муниципальный | III место II место | октябрь 2006 г. |
2.«У истоков мастерства». «Сокровища северной природы» | муниципальный | I место Грамота Свидетельства | ноябрь 2008г. |
3.Конкурс чтецов «Моя семья, друзья и я!» | муниципальный | III место | ноябрь 2008 г. |
4.Конкурс исследовательских работ по охране природе Архангельской области | региональный | Диплом | март 2010г. |
5.Литературный конкурс, посвящённый «Птице 2010 года-чибису!»,организованный ФГУ«Заповедник«Пинежский» | региональный | Благодарность | апрель 2010 г. |
6.Конкурс плакатов «Моряна» | региональный | Участие | март 2011г. |
7.Конкурс экологических плакатов «Этот хрустальный мир» | муниципальный | Участие | май 2011 г. |
8.Конкурс на лучший реферат в области охраны природы | региональный | Диплом | ноябрь 2011г. |
9.Малые Перфильевские чтения, посвящённые году лесов | региональный | Диплом | декабрь 2011г. |
10.Детская экологическая конференция «Экология моего края» | региональный | III место грамота | март 2012г. |
11.Третий ежегодный Конкурс научно-исследовательских работ в области естественных наук | региональный | Сертификат | апрель 2012г. |
12. Конкурс – викторина «Прекрасные обитатели голубого поднебесья», организованный ВООП | региональный | Диплом | май 2012 г. |
13. Конкурс чтецов «Архангельской области посвящается…» | муниципальный | Свидетельство | ноябрь 2012 г. |
14.Детская экологическая конференция «Экология моего края» | региональный | III место Грамота | декабрь 2012г. |
15. Конкурс детского рисунка «Лесной доктор», организованный филиалом ФБУ «Российский центр защиты Архангельской области» | региональный | Благодарственные письма | декабрь 2012 г. |
16. Учебно-исследовательская конференция«Юность Поморья» | муниципальный | Сертификат | февраль 2013г. |
17.Конкурс-викторина «Российская Арктика - её настоящее и будущее | региональный | Благодарственное письмо | март 2013г. |
18. Конкурс художественного творчества, посвящённый «Птице 2013 года-орлану-белохвосту», организованный ФГУ«Заповедник«Пинежский» | региональный | Благодарности | май 2013г. |
19. Творческий конкурс «Читатель Поморья» | региональный | Сертификаты | май 2013г. |
20.Викторина, посвящённая 302-летию со дня рождения М.В. Ломоносова и 42-ым Ломоносовским Чтениям | муниципальный | Сертификат | ноябрь 2013г. |
14.Детская экологическая конференция «Экология моего края» | региональный | II место грамота | ноябрь 2013г. |
15.Молодёжный научный форум Северо-Запада России «шаг в будущее» г. Мурманск | межрегиональный | Диплом | декабрь 2013г. |
16. Учебно-исследовательская конференция «Старт в науку» | муниципальный | III место грамота | февраль 2014г. |
10.Детская экологическая конференция «Экология моего края» | региональный | II место грамота | март 2014г. |
18. Конкурс художественного творчества, посвящённый «Птице 2014 года - чёрному стрижу»,организованный ФГУ«Заповедник«Пинежский» | региональный | Благодарности | май 2014г. |
19.Конкурс «Малым рекам – чистоту и полноводность», организованный ВООП | региональный | Благодарности | март 2015г. |
20. Конкурс художественного творчества, посвящённый «Птице 2015 года - горихвостке»,организованный ФГУ«Заповедник«Пинежский» | региональный | Благодарности | март 2015г. |
21.Конкурс рисунков, фотографий «Моя малая Родина», организованный ВООП | региональный | Дипломы | апрель 2015г. |
22.Конкурс «Читая книгу о войне» (Н. Вурдов «Робинзоны студёного острова») | муниципальный | II место грамота группа обучающихся | май 2015г. |
23. Конкурс чтецов по творчеству Н. М. Рубцова «Звезда полей горит, не угасая…» | муниципальный | II место грамота | март 2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."
Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."...
Коллективная деятельность как актуальный метод художественного воспитания и приобщения младших школьников к изобразительному творчеству
Цель данной работы – определить содержание, раскрыть различные формы организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного...
Направления и формы по приобщению младших школьников к ценностям народной музыкальной культуры
В статье рассматриваются основные пути (направления) по приобщению младших школьников к народной музыкальной культуре и основные формы работы с детьми в рамках работы этих направлений....
Игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству
Работа содержит теоретический и практический материал для учителей начальных классов и изобразительного искусства по использованию дидактических игра на уроках изобразительного искусства....
Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....
Кукольный театр как способ приобщения младших школьников к художественной литературе
Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает – а это, в первую очередь, педагоги общеобразовате...
Педагогические проблемы приобщения младших школьников к традициям народов родного края.
В статье рассматриваются проблемы приобщения младших школьников к традициям народов родного края....