Кукольный театр как способ приобщения младших школьников к художественной литературе
статья на тему

Лис Надежда Анатольевна

Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает – а это, в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, - непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное ( а нередко и познавательное) произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Младшие школьники воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле ка нельзя лучше подходит для занятий по внеурочной деятельности.

В занятиях по художественно-творческой деятельности, а также при знакомстве с произведениями художественной литературы педагог может использовать различные виды театров:

·         настольный картонный театр;

·         театр на пяти пальцах;

·         театр мягкой игрушки и т. д.

Но лучше предложить ребятам попробовать себя в роли основателя кукольного театра, почувствовать удовлетворение от создания собственными руками сказки. Представьте, насколько интересно будет детям из обычных вещей (картона, лоскутов ткани, цветной бумаги) создать целый новый мир, где они будут добрыми волшебниками, оживляющими кукол. Можно даже из соленого теста слепить сказочных персонажей и «вдохнуть» в них жизнь.

Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Особое место в художественных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ученик тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, педагог, окружая детей разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач.

В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные возможности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре ребенок может сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.

Русские народные сказки, как огромнейший пласт художественной литературы, отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость. Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, младшие школьники могут взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно откроют для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания.

Дайте ребенку возможность творить, и вы увидите, с каким интересом и увлечением он примется за это занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл segodnya.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает – а это, в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, - непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное ( а нередко и познавательное) произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Младшие школьники воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле ка нельзя лучше подходит для занятий по внеурочной деятельности.

В занятиях по художественно-творческой деятельности, а также при знакомстве с произведениями художественной литературы педагог может использовать различные виды театров:

  • настольный картонный театр;
  • театр на пяти пальцах;
  • театр мягкой игрушки и т. д.

Но лучше предложить ребятам попробовать себя в роли основателя кукольного театра, почувствовать удовлетворение от создания собственными руками сказки. Представьте, насколько интересно будет детям из обычных вещей (картона, лоскутов ткани, цветной бумаги) создать целый новый мир, где они будут добрыми волшебниками, оживляющими кукол. Можно даже из соленого теста слепить сказочных персонажей и «вдохнуть» в них жизнь.

Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Особое место в художественных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ученик тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, педагог, окружая детей разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач.

В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные возможности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре ребенок может сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.

Русские народные сказки, как огромнейший пласт художественной литературы, отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость. Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, младшие школьники могут взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно откроют для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания.

Дайте ребенку возможность творить, и вы увидите, с каким интересом и увлечением он примется за это занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."

Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."...

Коллективная деятельность как актуальный метод художественного воспитания и приобщения младших школьников к изобразительному творчеству

Цель данной работы – определить содержание, раскрыть различные формы организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного...

Кукольный театр как средство адаптации младших школьников

Статья "Кукольный театр как средство адаптации младших школьников"...

Современные формы работы с родителями по приобщению школьников к художественной литературе

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, н...

Современные формы работы с родителями по приобщению школьников к художественной литературе

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, н...